Программа 9 класс 102часа
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа 2 вида по русскому языку для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» автор М.М.Разумовская (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл, 10-11 кл .- Изд. 3-е, стер. .- М. : Дрофа, 2010.).
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость расширить авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова, 2010 г. рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что не соответствует учебному плану МБОУ СОШ № 5, где на изучение русского языка в 9 классе предусмотрено 102 часа в год, 3 часа в неделю. По причине вносимых в программу изменений увеличено количество часов на изучение следующих разделов:
«Сложносочиненные предложения» до 8 часов, «Сложноподчиненные предложения» до 27 часов, «Бессоюзные сложные предложения» до 14 часов, «Сложные предложения с различными видами связи» до 8 часов. Значительно увеличено количество часов на разделы «Повторение пройденного в 5-8 классах» до 8 часов, «Систематизация изученного в 9 классе» до 8 часов, развитие речи до 26 часов.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи.
С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА — задание С1 и С2) 26 часа отведено на развитие речи.
Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормативного литературного языка и диалектной речи, формирующий умение отличать диалектные единицы фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического уровней от литературных, находить в собственной речи и речи других учащихся акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, грамматические, лексические ошибки, вызванные влиянием кубанских говоров, и исправлять их.
Тематическое распределение часов
Наименование раздела | Кол-во часов по программе | Кол-во часов по плану |
О ЯЗЫКЕ | 5 | 1 |
РЕЧЬ | 17 | 26 |
Обобщение изученного в 5-8 классах | 6 | 8 |
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
Синтаксис сложного предложения |
Сложное предложение | 2 | 2 |
Сложносочиненное предложение | 5 | 8 |
Сложноподчиненное предложение | 15 | 27 |
Бессоюзное сложное предложение | 7 | 14 |
Сложные предложения с различными видами связи | 5 | 8 |
Резервные часы (повторение изученного в 9 классе) | 6 | 8 |
Итого: | 68 | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
О языке (1 ч)
Русский язык – национальный язык русского народа.
Речь (26)
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением; рецензия.
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Обобщение изученного в 5-8 классах (8 ч)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение (2 ч)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение (8 ч)
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение (27 ч)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Бессоюзное сложное предложение (14 ч)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи (8ч)
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Итоговое повторение (8ч)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл, 10-11 кл .- Изд. 3-е, стер. .- М. : Дрофа, 2008.- с. 48-90.
М.М. Разумовская и др. «Русский язык. 7 класс». М.: Дрофа, 2010 год
Словари и энциклопедии по русскому языку
ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова - М.: Астрель, 2012.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013/ ФИПИ авторы-составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
ГИА 2013. Русский язык. Типовые тестовые задания по русскому языку. Егораева Г.Т. Издательство: Экзамен, 2012.
СОГЛАСОВАНО
Методическом объединении
протокол №1 от ______________________
Руководитель методического объединения
________________________ /И.В.Буряк/
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку 9 класс
Разумовская М.М. (102 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Оборудование | Примечание |
план | факт |
О ЯЗЫКЕ (1) |
Русский язык – национальный язык русского народа. Р.к. Языковые группы и семьи, проживающие на Кубани. | 1 | 01.09-07-09 | ИКТ, презентация |
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах (8+4р.р.) |
Р/р. Стили речи. | 1 |
Фонетика. Орфография. Графика. | 1 |
Лексика. Лексическое значение слова. Р.к. Лексика ограниченного употребления. | 1 | 08.09-14.09 | ИКТ, презентация |
Морфемика и словообразование. Р.к. Словообразовательные диалектизмы. | 1 | ИКТ, презентация |
Морфология и синтаксис. Части речи, их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. | 1 | Раздаточный материал |
Р/р. Составление собственного речевого высказывания публицистического стиля | 1 | 15.09-21.09 | Раздаточный материал |
Р/р. Написание сочинения в публицистическом стиле (по материалам ГИА) | 1 |
Орфография и пунктуация. | 1 |
Трудные случаи правописания. | 1 | 22.09-28.09 |
Обобщение по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах» | 1 | ИКТ, презентация |
Контрольная работа №1 по теме «Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах». | 1 | Раздаточный материал |
Р/р. Типы речи. Анализ контрольной работы. | 1 | 29.09-05.10 | ИКТ, презентация |
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
Синтаксис сложного предложения |
Сложное предложение (2) |
Сложное предложение. Р.к. Особенности построения сложных предложений в разговорной речи. | 1 | ИКТ, презентация |
Типы сложных предложений и средства связи. | 1 | ИКТ, презентация |
Сложносочиненное предложение (8+3р.р.) |
Понятие сложносочиненного предложения (ССП). | 1 | 06.10-12.10 | ИКТ, презентация |
Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. | 1 | ИКТ, презентация |
Р/р. Художественный стиль речи и язык художественной литературы. | 1 | Раздаточный материал |
Средства связи в сложных предложениях | 1 | 13.10-19.10 |
Знаки препинания в них в сложносочиненных предложениях. | 1 | Раздаточный материал |
Р/р. Способы сжатия текста. | 1 | ИКТ, презентация |
Р/р. Написание сжатого изложения (по материалам ГИА). | 1 | 20.10-26.10 |
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | 1 | ИКТ, презентация |
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. | 1 | ИКТ, презентация |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложносочиненные предложения». | 1 | 27.10-02.11 | Раздаточный материал |
Контрольная работа №2 по теме «Сложносочиненные предложения». | 1 |
Сложноподчиненное предложение (27+9р.р.) |
Анализ контрольной работы. Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП). | 1 | ИКТ, презентация |
Закрепление темы «Понятие о сложноподчинённом предложении» | 1 | 10.11-16.11 | Раздаточный материал |
Виды сложноподчинённых предложений. | 1 | ИКТ, презентация |
Закрепление темы «Виды сложноподчинённых предложений». | 1 | Раздаточный материал |
Р/р. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения | 1 | 17.11-23.11 |
Р/р. Сжатое изложение с элементами сочинения. | 1 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | ИКТ, презентация |
Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». | 1 | 24.11-30.11 | Раздаточный материал |
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | ИКТ, презентация |
Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными». | 1 | Раздаточный материал |
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | 01.12-07.12 | ИКТ, презентация |
Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | 1 | Раздаточный материал |
Р/р. Строение текста | 1 |
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными места. | 1 | 08.12-14.12 | Раздаточный материал |
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени. | 1 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения. | 1 | Раздаточный материал |
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | 1 | 15.12-21.12 | Раздаточный материал |
Р/р. Речевые жанры. Путевые заметки. | 1 | ИКТ, презентация |
Сложноподчинённое предложение с придаточным цели. | 1 |
Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. | 1 | 22.12-28.12 |
Сложноподчинённое предложение с придаточными причины. | 1 |
Сложноподчинённое предложение с придаточными при следствия. | 1 |
Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. | 1 | 12.01-18.01 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. |
Р/р. Речевые жанры. Рецензия. | 1 | ИКТ, презентация |
Р/р. Написание сочинения-рецензии на газетную статью. | 1 | 19.01-25.01 |
Синонимика союзных предложений. | 1 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение». | 1 | ИКТ, презентация |
Контрольная работа №3 по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | 26.01-01.02 |
Анализ контрольной работы. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. | 1 | ИКТ, презентация |
Р/р. Написание сжатого изложения (по материалам ГИА) | 1 |
Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными». | 1 | 02.02-08.02 | ИКТ, презентация |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными». | 1 | Раздаточный материал |
Контрольная работа №4 по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными». | 1 |
Р/р. Речевые жанры. Эссе. Анализ контрольной работы. | 1 | 09.02-15.02 | ИКТ, презентация |
Р/р. Написание сочинения-эссе. |
Бессоюзное сложное предложение (14+5р.р.) |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 | ИКТ, презентация |
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. | 1 | 16.02-22.02 | ИКТ, презентация |
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 | Раздаточный материал |
Бессоюзные сложные предложения со значением причины. | 1 | Раздаточный материал |
Бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. | 1 | 23.02-29.02 | Раздаточный материал |
Бессоюзные сложные предложения со значением дополнения. | 1 | Раздаточный материал |
Р/р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края (Р.к.) | 1 | ИКТ, презентация |
Р/р. Написание сочинения-рассуждения о природе родного края (Р.к.) | 1 | 01.03-07.03 |
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления. | 1 | ИКТ, презентация |
Бессоюзные сложные предложения со значением времени. | 1 | ИКТ, презентация |
Бессоюзные сложные предложения со значением условия. | 1 | 08.03-14.03 | ИКТ, презентация |
Р/р. Подготовка к изложению. | 1 |
Р/р. Написание изложения. | 1 |
Бессоюзные сложные предложения со значением следствия. | 1 | 15.03-21.03 | Раздаточный материал |
Бессоюзные сложные предложения со значением сравнения. | 1 | Раздаточный материал |
Закрепление темы «Бессоюзные сложные предложения». | 1 | Раздаточный материал |
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. | 1 | 02.04-08.04 | ИКТ, презентация |
Контрольная работа №5 по теме «Бессоюзное сложное предложение» | 1 |
Анализ контрольной работы. Р/р. Стили речи. Деловая речь. | 1 | ИКТ, презентация |
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи (8+2р.р.) | 09.04-15.04 |
Сложные предложения с различными видами связи | 1 | 09.04-15.04 | ИКТ, презентация |
Закрепление темы «Сложные предложения с различными видами» | 1 | Раздаточный материал |
Знаки препинания в ССП с союзом И и общим второстепенным членом или общим придаточным предложением | 1 | Раздаточный материал |
Р/р. Подготовка к сочинению по данному тексту (по материалам ГИА). | 1 | 16.04-22.04 | ИКТ, презентация |
Р/р. Написание сочинения по данному тексту (по материалам ГИА). | 1 |
Пунктуация в сложном предложении с различными видами связи. | 1 | Раздаточный материал |
Сочетание знаков препинаний в сложном предложении с различными видами связи. | 1 | 23.04-29.04 | ИКТ, презентация |
Правильное построение сложных предложений с различными видами связи. | Раздаточный материал |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | Раздаточный материал |
Контрольная работа №6 по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | 30.04-06.05 |
Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе (8+3р.р.) |
Анализ контрольной работы. Итоговое повторение и систематизация изученного в 9 классе | 1 | ИКТ, презентация |
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Р.к. Влияние диалектных произношений на правописание. | 1 | ИКТ, презентация |
Закрепление темы «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | 1 | 07.05-13.05 | Раздаточный материал |
Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения (по материалам ГИА). | 1 |
Р/р. Написание изложения с элементами сочинения (по материалам ГИА). | 1 |
Морфология и орфография Р.к. Ошибки в употреблении приставок и суффиксов. | 1 | 14.05-20.05 | ИКТ, презентация |
Закрепление темы «Морфология и орфография» | 1 | Раздаточный материал |
Р/р. Стили и типы речи. Р.к. Влияние диалектных условий на культуру речи. | 1 | ИКТ, презентация |
Обобщение и систематизация знаний изученного в 9 классе. | 1 | 21.05-25.05 | ИКТ, презентация |
Итоговая контрольная работа №7. | 1 |
Анализ контрольной работы. Итоговое занятие. | 1 | Раздаточный материал |
Итого: | 102 |
Виды контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Контрольные работы | 7 | 2 | - | 2 | 3 |
Изложения | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Сочинения | 5 | 1 | - | 3 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Класс гитары"
Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха. Программа рассчитана на 2 года обу...
Программа 9 класс 102часа
программа Разумовской....
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205586-1361080993.jpg)
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-194327-1367000028.jpg)
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-224227-1580997047.jpg)
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-407545-1392794097.jpg)
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...