Запятая перед союзом КАК
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок-исследование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_konspekt_d.doc | 122.5 КБ |
kak_issledovanie_.doc | 33.5 КБ |
kak_kartochki_.doc | 31 КБ |
kak_sr.doc | 29.5 КБ |
kak_tekst.doc | 25.5 КБ |
kak_upr.doc | 45 КБ |
9_b.doc | 51.5 КБ |
predlozheniya_iz_hudozhestvennyh_tekstov.doc | 28.5 КБ |
kak_.ppt | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Запятая перед КАК» в 9 классе.
Технология личностно-ориентированного образования, исследовательский метод.
Тип урока: урок-исследование.
Обоснование выбора технологии. К 9 классу учащиеся уже знают условия постановки запятой в сложном предложении, при сравнительном обороте, при приложении, при вводных словах и предложениях, не подчиняющиеся правилам фразеологические обороты, КАК в составе сказуемого. При изучении темы «Придаточные сравнительные» можно обобщить эти знания, дополнив другими трудными случаями постановки знака. С целью выявления и мобилизации знаний учащихся возможно ввести элемент исследования. На этапе исследования они вспомнят изученные конструкции и попытаются определить условия постановки знака в еще не изученных случаях. Все условия обособления они выявить не смогут, т.к. эти случаи довольно сложны даже для лингвистов, поэтому во время проверки исследования учитель будет высвечивать на слайде все возможные варианты. Лист с исправленными в процессе знакомства с темой материалами остается у учащихся. Во время тренировочных упражнений закрепляются наиболее трудные случаи. В самостоятельной работе по теме даются случаи средней сложности. Домашнее задание предполагает определение условий обособления в предложениях, подобранных самими учащимися из художественных текстов или других лингвистических источников.
В структуре урока прослеживаются этапы школьного научного исследования:
Выявление проблемы (дома учащиеся подбирали предложения с союзом КАК и увидели, что в одних предложениях запятая есть в других нет), постановка проблемы (на уроке), анализ и синтез данных (по предложенным учителем предложениям), сопоставление данных и умозаключений, выступление с полученными выводами, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений других учащихся, проверка гипотез при анализе подобных предложений, построение выводов, заключений.
Результативность технологии. На этапах анализа и синтеза данных, сопоставления данных и умозаключений было довольно сложно выявить все случаи постановки знака. Такую задачу учитель и не ставил: важно было показать, насколько сложна проблема, и мобилизовать уже имеющиеся знания учащихся. За основу были взяты условия постановки запятой перед КАК из лекций доцента Казаковой Л.Ф.(АПК и ПРО МО РФ, 1997). Вполне естественно, что определили только изученные ранее условия выбора пунктограмм: запятую в сложном предложении, при сравнительном обороте, при приложении в значении так как, при вводных словах и предложениях, отсутствие запятой при приложении в значении в качестве, не подчиняющиеся правилам фразеологические обороты, КАК в составе сказуемого, назвали союзы, встречающиеся в предложениях с КАК.
При выполнении самостоятельной работы трудность вызвало предложение №7 из 2 варианта: Князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее (Л. Т.) Что это: фразеологизм или эту часть можно заменить наречием? В предложении №2 из 1 варианта: От Mосквы до самых до окраин, с южных гор до северных морей человек прохо дит как хозяин необъятной Родины своей (Л. –К.) никто не поставил запятую, никто не определил приложение в значении так как, как, по-видимому, считают Н.В.Ламзикова, Н.Г.Насонова (предложение взято из их книги «Упражнения по пунктуации» www.klikovo.ru/db/book/msg/8700). Учащиеся определили приложение в значении «в качестве» или заменили эту часть наречием «по-хозяйски». Я определила так же. Самостоятельную работу выполнили с качеством примерно 70 процентов, но на этапе усвоения такой трудной пунктограммы, я считаю, это нормально.
Дома учащиеся работали с художественной литературой и сборниками упражнений. Выбрали несколько предложений, которыми можно пополнить дидактический материал. (Приложение 1).
Цель урока: 1. Выявить условия постановки запятой при союзе КАК.
2. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Ход урока:
- Этап выявления и формулирования проблемы.
Учитель: Ребята, мы с вами заканчиваем изучение придаточных предложений, познакомились с придаточными сравнительными, выяснили их отличие от сравнительных оборотов. Дома вы подбирали предложения с союзом КАК. Посмотрите в свои работы и скажите, всегда ли перед союзом КАК ставится запятая?
Ученики: Нет, не всегда.
Учитель: Прочтите предложения. Если можете, объясните условия постановки или отсутствия запятой.
Учащиеся подобрали примеры:
Она сидела на полу/ И груды писем разбирала – / И, как остывшую золу,/ Брала их в руки и бросала (сравнительный оборот). Брала знакомые листы/ И чудно так на них смотрела, - /Как души смотрят с высоты/ На ими брошенное тело (придаточное сравнительное) (Ф.И.Тютчев).
Учитель: Существуют ли какие-то закономерности в постановке запятой?
Ученики: Наверно, существуют.
Учитель: Сегодня наша задача – выявить эти закономерности. Для этого я предлагаю исследовать материал, который я подобрала и который поможет вам более полно представить эти закономерности. Т.е. мы будем сегодня выявлять условия постановки запятой перед союзом
КАК.
Перед вами на листах и на экране предложения с союзом КАК. Сейчас я вам даю 10 минут, чтобы вы попытались определить, почему в каждом их предложений ставится запятая в 1 части работы и не ставится во 2 части. Для этого вы можете определить конструкции, которые присоединяет союз КАК, обозначения делайте карандашом над предложениями, потому что справа вы будете писать окончательные, правильные выводы, которые мы сделаем коллективно, и этот лист останется у вас в качестве опорной схемы.
2. Анализ и синтез.
Ученики работают на местах, определяют условия постановки знака.
3. Сопоставление данных и умозаключений. Выступление с полученными выводами, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений других учащихся.
Учащиеся называют условия обособления, учитель корректирует правильность их умозаключений вопросами, на какой вопрос отвечает конструкция, есть ли в ней грамматическая основа и др. По ходу ответов учащихся учитель высвечивает на экране условия обособления в каждом предложении. Учащиеся записывают условия постановки или отсутствия знака в правой стороне листа.
- Проверка гипотез при анализе подобных предложений.
Учитель: Проверим полученные данные в следующих предложениях.
Коллективная работа. Ученики называют условия обособления в предложениях, высвеченных на слайдах.
- Построение выводов, заключений. Учащиеся повторяют выведенные условия постановки или отсутствия запятой перед КАК.
- Самостоятельная работа.
1 вариант
Поставить запятые в конструкциях с КАК написать условия
выбора пунктограммы
1). Здесь хорошо было пожить на отдыхе, побегать на лыжах по синему снегу, глотать всей грудью ледяной, чистый как горный ключ воздух (Лавр.).
2). Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.
3). От Mосквы до самых до окраин, с южных гор до северных морей человек прохо дит как хозяин необъятной Родины своей (Л. –К.)
4). Солдаты знали Юргина как заботливого, умного и бесстрашного командира взвода (Буб.)
5). Во всем Краснодоне не было людей настроенных так же спокойно и в то же время торжественно как эти двое, Матвей Шульга и Иван Федоро вич Проценко.
6). Они были спокойны, потому что в их душах было полное согласие между тем как они поступали и их совестью (Фад.).
7) Наступила тишина и слышно было только как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие; где-то близко плакал один чибис и изредка раздавался писк трех бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости (Ч.).
8).«Смотри, это как алмазные цветы, выросшие со дна реки», —увлеченно сказал Алексей, оборачиваясь к Беридзе, кото рый тоже любовался сверканием ледяных узоров (Аж.)
2 вариант.
1). С этого вечера публика... заинтересова лась Гоголем как замечательным комиком
2). Трещал те лефон, и, волнуясь, командир по землянке ходил, и кто-то так же как Ленька шел к немцам сегодня в тыл (Сим.).
3). Проведите меня через заставу как вашего слугу, больше мне ничего, не нужно (Герц.).
4). Савка был гол как сокол (Ч.).
5). Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему (М. Г.)
6). Всю дорогу ей казалось, что «Красная стрела» едва тащится тогда как поезд стремительно мчался сквозь ночные леса, обдавая их паром и оглашая протяжным предостерегающим кри ком (Пауст.).
7). Я не ломал веток, не мял травы и не разорял птичьих гнезд, может быть, потому что бабушка всегда говорила мне, что «мир чудо как хорош и человек должен жить в нем и трудиться как в большом саду» (Пауст ).
8.) Князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее (Л. Т.)
- Домашнее задание:
1). Правило выучить
2). Подобрать свои примеры на пункты правила (не из учебника)
Приложение 1.
Предложения из художественных текстов, выбранные учащимися.
Каждая фигура двигалась в трех измерениях, как раньше двигалась в двух ( придаточное сравнительное). Играть с ним становилось поистине не интересным с тех пор, как ему становилось известно о природе ходов Грю раньше, чем они были сделаны (придаточное времени с тех пор, как). Шварц чувствовал, как с каждым днем крепнет контакт разумов (придаточное изъяснительное). Молчание было тяжелым, и Валлона почувствовала, как ее охватывает страх (придаточное изъяснительное). Такие области с особым аналитическим составом движутся в пространстве, как течения (сравнительный оборот).
Антон с удовольствием созерцал, как глаза его спутников озарились молниеносной догадкой (придаточное изъяснительное). Как оказалось, эта тарелка находилась слева от твоего места (вводное слово). Все трое уселись и велели шоферу ехать на Эльвестон Сквер так быстро, как только возможно (составной союз так, как). А как ты думаешь, не развернуть ли нам кампанию за обеспечение Англии более качественным кофе? (наречие) (Агата Кристи «Сверкающий рубин»).
Иного радует тюльпан, /Ему оттенок редкий дан,/ Как пламя золотое, /Но тут, в чей свадебный венок/ Любовь вплетает свой цветок,-/ Тот, право, счастлив вдвое (сравнительный оборот) (Джеймс Фенимор Купер «Шпион»).
Был повышенный душевный строй, как прирожденный, так и благоприобретенный за чтением поэтов, непрестанно говоривших о высоком назначении поэзии (в конструкции как, так и) (И.Бунин «Юность»).
Катерина сначала не слушала ничего, что говорил гость; но потом стала, как разумная, вслушиваться в его речи (сравнительный оборот) (Н.В.Гоголь)
Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах (вводное предложение). Гостиница была такая, как бывают гостиницы в губернских городах (придаточное определительное) (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).
Она сидела на полу/ И груды писем разбирала – / И, как остывшую золу,/ Брала их в руки и бросала (сравнительный оборот). Брала знакомые листы/ И чудно так на них смотрела, - /Как души смотрят с высоты/ На ими брошенное тело (придаточное сравнительное) (Ф.И.Тютчев).
Умремте ж под Москвой, /Как наши братья умирали (придаточное сравнительное) (М.Ю.Лермонтов «Бородино»). И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,/ Такая пустая и глупая шутка (вставная конструкция) (М.Ю.Лермонтов «Дума»). Казак, утопнешь ты в реке, Как топнут маленькие дети (придаточное сравнительное) (М.Ю.Лермонтов)
Предварительный просмотр:
Поставить вопрос к конструкциям с союзом КАК. Написать над конструкцией ее название.
Запятая перед КАК ставится
1. Он вздрогнул от крика, как вздрагивают от удара.
2. Часы висели на тонкой, как нитка, цепочке.
- Он, как человек с очень добрым сердцем, сердился редко.
- Я хотела бы иметь такое же кольцо, как у подруги.
- Сегодня, как и вчера, идет дождь.
- Как правило, чемпионат проводится зимой.
- Не кто иной, как Алексей, взялся защищать Калинина.
Запятая перед КАК не ставится
- Речка Пехорка извивается как змея.
- Как в дымке голубой и небо и вода.
- Бывало, пламенный певец являл нам
своего героя как совершенный образец.
- Есть письма как сигнал тревоги.
- Борис бежал как угорелый.
- Будьте как Горький.
- Все у тебя не как у людей.
- С тех пор как начали строить новый дом,
жильцы соседнего почти не спали.
Поставить вопрос к конструкциям с союзом КАК. Написать над конструкцией ее название.
Запятая перед КАК ставится
1. Он вздрогнул от крика, как вздрагивают от удара.
2. Часы висели на тонкой, как нитка, цепочке.
- Он, как человек с очень добрым сердцем, сердился редко.
- Я хотела бы иметь такое же кольцо, как у подруги.
- Сегодня, как и вчера, идет дождь.
- Как правило, чемпионат проводится зимой.
- Не кто иной, как Алексей, взялся защищать Калинина.
Запятая перед КАК не ставится
- Речка Пехорка извивается как змея.
- Как в дымке голубой и небо и вода.
- Бывало, пламенный певец являл нам
своего героя как совершенный образец.
- Есть письма как сигнал тревоги.
- Борис бежал как угорелый.
- Будьте как Горький.
- Все у тебя не как у людей.
- С тех пор как начали строить новый дом,
жильцы соседнего почти не спали.
Предварительный просмотр:
Поставить вопрос к конструкциям с союзом КАК. Написать над конструкцией ее название. Расставить знаки препинания.
- Пришвина нужно выписывать для себя в заветные тетради перечитывать открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав.
- Виктор Гюго ворвался в классический и скучноватый век как ураганный ветер как вихрь что несет потоки дождя листья тучи лепестки цветов пороховой дым и сорванные со шляп кокарды.
- Горький любил и досконально знал Россию знал как говорят геологи во всех «разрезах» - и в пространстве и во времени.
- Писать сказку большей частью так же трудно как передать словами слабый запах травы.
- Во время туманов слышно как мрачно ревут сирены на далеких маяках.
К.Паустовский
Поставить вопрос к конструкциям с союзом КАК. Написать над конструкцией ее название. Расставить знаки препинания.
- Ничто человек так глубоко не прячет как мечту.
- Примеров того как самое незначительное знание открывает для вас новые области красоты можно привести много.
- Вся тоскливость ненастья и вызывалась как я думал именно тем что оно съедало краски заволакивало землю мутью .
- Говорил Горький так как никто из нас уже говорить не умеет – выпуклым сочным языком.
- Как ребенок зажимает в кармане единственную драгоценность – лодку вырезанную из коры или серебряную бумажку от конфеты так Гарт прятал в себе веселый мир выдумок о несуществующей жизни.
К.Паустовский
Поставить вопрос к конструкциям с союзом КАК. Написать над конструкцией ее название. Расставить знаки препинания.
- На песке как всегда бывает после ветра лежала волнистая рябь.
- Осина дает осенью такой нарядный убор как ни одно дерево.
- Было непонятно как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронес через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения веру в человека и застенчивую улыбку.
- Как ни страшна война какие бы жестокие потери страдания ни несла она людям юность не хочет видеть опасность для себя.
- Заплутав на идеологическом бездорожье мы пытаемся вновь отыскать твердую дорогу как блудные сыновья пытаются вернуться к основам своим.
Поставить вопрос к конструкциям с союзом КАК. Написать над конструкцией ее название. Расставить знаки препинания.
- Ничто человек так глубоко не прячет как мечту.
- Примеров того как самое незначительное знание открывает для вас новые области красоты можно привести много.
- Вся тоскливость ненастья и вызывалась как я думал именно тем что оно съедало краски заволакивало землю мутью .
- Говорил Горький так как никто из нас уже говорить не умеет – выпуклым сочным языком.
- Как ребенок зажимает в кармане единственную драгоценность – лодку вырезанную из коры или серебряную бумажку от конфеты так Гарт прятал в себе веселый мир выдумок о несуществующей жизни.
К.Паустовский
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по теме «Запятая перед союзом КАК»
ученика 9 «А» класса_____________________________
1 вариант
Поставить запятые в конструкциях с КАК написать условия
выбора пунктограммы
1). Здесь хорошо было пожить на отдыхе, побегать на лыжах по синему снегу, глотать всей грудью ледяной, чистый как горный ключ воздух (Лавр.).
2). Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.
3). От Mосквы до самых до окраин, с южных гор до северных морей человек прохо дит как хозяин необъятной Родины своей (Л. –К. )
4). Солдаты знали Юргина как заботливого, умного и бесстрашного командира взвода (Буб.)
5). Во всем Краснодоне не было людей настроенных так же спокойно и в то же время торжественно как эти двое, Матвей Шульга и Иван Федоро вич Проценко.
6). Они были спокойны потому что в их душах было полное согласие между тем как они поступали и их совестью (Фад.).
7) Наступила тишина и слышно было только как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие; где-то близко плакал один чибис и изредка раздавался писк трех бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости (Ч.).
8).«Смотри, это как алмазные цветы, выросшие со дна реки», —увлеченно сказал Алексей, оборачиваясь к Беридзе кото рый тоже любовался сверканием ледяных узоров (Аж.)
Самостоятельная работа по теме «Запятая перед союзом КАК»
ученика 9 «А» класса_____________________________
2 вариант
Поставить запятые в конструкциях с КАК написать условия
выбора пунктограммы
1). С этого вечера публика... заинтересова лась Гоголем как замечательным комиком
2). Трещал те лефон, и, волнуясь, командир по землянке ходил, и кто-то так же как Ленька шел к немцам сегодня в тыл (Сим.).
3). Проведите меня через заставу как вашего слугу, больше мне ничего, не нужно (Герц.).
4). Савка был гол как сокол (Ч.).
5). Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему (М. Г.)
6). Всю дорогу ей казалось что «Красная стрела» едва тащится тогда как поезд стремительно мчался сквозь ночные леса обдавая их паром и оглашая протяжным предостерегающим кри ком (Пауст.).
7). Я не ломал веток, не мял травы и не разорял птичьих гнезд, может быть, потому что бабушка всегда говорила мне что «мир чудо как хорош и человек должен жить в нем и трудиться как в большом саду» (Пауст ).
8.) Князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея чтобы велеть батарее отступать как можно скорее (Л. Т)
Предварительный просмотр:
Выразительно почитайте текст. Определите вид придаточных. Докажите, что обилие придаточных предопределено типом речи текста. Верно ли, что придаточные позволяют не только формулировать какое-либо положение, т.е. выдвинуть тезис, но и дать его обоснование, подкрепить аргументами? Найдите средства художественной выразительности в этом тексте и объясните их роль.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Хотя любой физии объяснит это законами физики, все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.
Сравнительно легко объяснить источник «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить великий и емкий наш словарь, у нас есть, помимо книг, главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пастухи, пасечники, охотники, рыбаки, старые рабочие, лесные объездчики, бакенщики, кустари, сельские живописцы, ремесленники и все те бывалые люди, у которых что ни слово, то золото.
К.Паустовский
Выразительно почитайте текст. Определите вид придаточных. Докажите, что обилие придаточных предопределено типом речи текста. Верно ли, что придаточные позволяют не только формулировать какое-либо положение, т.е. выдвинуть тезис, но и дать его обоснование, подкрепить аргументами? Найдите средства художественной выразительности в этом тексте и объясните их роль.
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
Хотя любой физии объяснит это законами физики, все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.
Сравнительно легко объяснить источник «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить великий и емкий наш словарь, у нас есть, помимо книг, главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пастухи, пасечники, охотники, рыбаки, старые рабочие, лесные объездчики, бакенщики, кустари, сельские живописцы, ремесленники и все те бывалые люди, у которых что ни слово, то золото.
К.Паустовский
Предварительный просмотр:
Н. В. ЛАМЗИКОВА, Л. Г. НАСОНОВА. Упражнения по пунктуации
Глава: ЗАПЯТАЯ ПРИ СОЮЗЕ КАК
Задание 51. Повторите § 72 «Пособия», таблицу 43 и ответьте на вопросы:
1.В каких случаях запятая перед союзом как ставится, а в каких не ставится?
2.Какие виды придаточных предложений присоединяются союзом как?
3.Как обьяснить постановку запятой перед союзом как в предложении: От Mосквы до самых до окраин, с южных гор до северных морей человек прохо дит как хозяин необъятной Родины своей (Л -К ) и отсутствие ее в предложении ( солдаты знали Юргина как заботливого, умного и бесстрашного командира взво да (Буб )
Задание 52. Объясните постановку запятой при союзе как в одних пред ложениях и отсутствие ее в других
1) Как столица могучей державы, Москва, действительно, державна. Сердце города — стройный древний Кремль — со своего холма смотрит, как символ великого прошлого, но еще более говорит нам не это богатое прошлое, а величественное настоящее, невиданное в истории человечества. Оно-то и заставляет народы всего мира смотреть на Кремль, как на символ победоносной борьбы за счастье всех народов под знаменем Коммунистической партии (По П. Тихонову). 2) С этого вечера публика... заинтересова лась Гоголем как замечательным комиком 3) Трещал те лефон, и, волнуясь, командир по землянке ходил, и кто-то так же, как Ленька, шел к немцам сегодня в тыл (Сим.). 4) Проведите меня через заставу как вашего слугу, больше мне ничего, не нужно (Герц.). 5) Савка был гол как сокол (Ч.). 6) Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Т.). 7) Все более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему (М. Г.). 8) Здесь хорошо было пожить на отдыхе, побегать на лыжах по синему снегу, глотать всей грудью ледяной, чистый, как горный ключ, воздух (Лавр.).
Задание 53. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы
1) И впервые в жизни подумал Куликов что не бесследно живет на земле человек и ум...рает не без следа, не как снег сходит с поля, ибо о каждом человеке остается память, хорошая или дур ная (Горб.). 2) Всю дорогу ей казалось что «Красная стрела» едва тащится тогда как поезд стремительно мчался сквозь ночные леса обд...вая их паром и оглашая протяжным предостерегающим кри ком (Пауст.). 3) Высокий господин как из земли выр...с и пошел за ней (Н.). 4) Замкнутость и общие невзгоды удивительно как сближают людей (С.-Щ.). 5) Мебели как не бывало (Г.). 6) Во всем Краснодоне не было людей настроенных так же спокойно и в то же время торжественно как эти двое, Матвей Шульга и Иван Федоро вич Проценко. Они были спокойны потому что в их душах было полное согласие между тем как они поступали и их совестью (Фад.). 7) Наступила тишина и слышно было только как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие; где-то близко плакал один чибис и изредка разд...вался писк трех бекасов прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости (Ч.). 8) Я не ломал веток, не мял травы и не разорял птичьих гнезд, может быть, потому что бабушка всегда говорила мне что «мир чудо как хорош и человек должен жить в нем и трудиться как в большом саду».(Пауст ). 9) «Смотри, это как алмазные цветы, выросшие со дна реки», — увлеченно сказал Алексей, оборачиваясь к Беридзе кото рый тоже любовался сверканием ледяных узоров (А ж.) 10) Князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея чтобы велеть батарее отступать как можно скорее (Л Т)
Задание 54*. В каких предложениях перед союзом как нужно поставить запятую? Выберите правильный oтвет.
Предложения | Oтвет | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 Морозка выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза как было условлено (Фад) 2 Бунина большинство знает главным образом как прозаика (Пауст.). 3 Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (Я) 4 Москва, Москва! люблю тебя как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! (Л) | +
- - + | -
+ - + | +
- - - | -
- + - |
www.klikovo.ru/db/book/msg/8700
хлеб зачерствел и стал как камень. Иванов, как гениальный художник, пользуется заслуженной славой.
V. Запятые при сравнительных оборотах
§ 150.
Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели и т.п., например:
…Покойно, как лодка, скользит по каменной глади автомобиль (Федин).
Так же, как и в пещерах киевских, тут видны были углубления в стенах и стояли кое-где гробы (Гоголь).
К концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями (Тургенев).
С высоты мне виделась Москва, что муравейник (Пушкин).
Пустынник наш скорей, чем Мишенька, устал (Крылов).
Сравнительные обороты, ставшие устойчивыми оборотами речи, запятыми не выделяются, например:
Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (Чехов).
Дождь льёт как из ведра. Бледен как смерть. Покраснел как рак.
Примечание 1. Запятая ставится перед как в оборотах не кто иной, как и не что иное, как, например:
Был это не кто иной, как наш кузнец Василий.
Все явления природы суть не что иное, как частные и особенные проявления общего (Белинский).
Примечание 2. Не являются сравнительными оборотами и, следовательно, не выделяются запятыми именные части составных сказуемых, присоединяемых посредством союзов как, словно, точно, будто и т.п., например:
Я вам как чужой (М. Горький).
Ты меж сестёр словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Некрасов).
Примечание 3. Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т.п., если они употребляются не при сравнении, например:
Меньше чем через полчаса прибежал запыхавшийся Прохор (Шолохов).
Я виделся и говорил с ним не далее как месяц тому назад.
Вся операция продолжается не больше чем десять-пятнадцать минут.
www.rusyaz.ru/pr/pz05.html
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по разделу «Сложноподчиненное предложение» в 9 классе учителя русского языка и литературы Егуповой Альбины Геннадьевны.
Предложения с союзом КАК из художественных текстов,
найденные учащимися 9»Б» класса (2009-2010 уч. год)
Надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а больше всего – нездешние глаза Левинсона; глубокие и большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо (сравнительный оборот). Остальные, как видно, нарочно применялись к его бегу, не желая оставить одного (вводное слово). Он видел богатства этой страны, думал о том, как их использовать… Он с Вербового хутора, я их знаю как облупленных (фразеологический оборот) (А.Фадеев «Разгром»).
От всей этой бурлящей толпы отделялся, как пар от горнила, (сравнительный оборот). острый, пронзительный, резкий звук. (Виктор Гюго)
Каждая фигура двигалась в трех измерениях, как раньше двигалась в двух ( придаточное сравнительное). Играть с ним становилось поистине не интересным с тех пор, как ему становилось известно о природе ходов Грю раньше, чем они были сделаны (придаточное времени с тех пор, как). Шварц чувствовал, как с каждым днем крепнет контакт разумов (придаточное изъяснительное). Молчание было тяжелым, и Валлона почувствовала, как ее охватывает страх (придаточное изъяснительное). Такие области с особым аналитическим составом движутся в пространстве, как течения (сравнительный оборот).
Антон с удовольствием созерцал, как глаза его спутников озарились молниеносной догадкой (придаточное изъяснительное). Как оказалось, эта тарелка находилась слева от твоего места (вводное слово). Все трое уселись и велели шоферу ехать на Эльвестон Сквер так быстро, как только возможно (составной союз так, как). А как ты думаешь, не развернуть ли нам кампанию за обеспечение Англии более качественным кофе? (наречие) (Агата Кристи «Сверкающий рубин»).
Иного радует тюльпан, /Ему оттенок редкий дан,/ Как пламя золотое, /Но тут, в чей свадебный венок/ Любовь вплетает свой цветок,-/ Тот, право, счастлив вдвое (сравнительный оборот) (Джеймс Фенимор Купер «Шпион»).
Был повышенный душевный строй, как прирожденный, так и благоприобретенный за чтением поэтов, непрестанно говоривших о высоком назначении поэзии (в конструкции как, так и) (И.Бунин «Юность»).
Катерина сначала не слушала ничего, что говорил гость; но потом стала, как разумная, вслушиваться в его речи (сравнительный оборот) (Н.В.Гоголь)
Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах (вводное предложение). Гостиница была такая, как бывают гостиницы в губернских городах (придаточное определительное) (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).
Она сидела на полу/ И груды писем разбирала – / И, как остывшую золу,/ Брала их в руки и бросала (сравнительный оборот). Брала знакомые листы/ И чудно так на них смотрела, - /Как души смотрят с высоты/ На ими брошенное тело (придаточное сравнительное) (Ф.И.Тютчев).
Умремте ж под Москвой, /Как наши братья умирали (придаточное сравнительное) (М.Ю.Лермонтов «Бородино»). И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,/ Такая пустая и глупая шутка (вставная конструкция) (М.Ю.Лермонтов «Дума»). Казак, утопнешь ты в реке, Как топнут маленькие дети (придаточное сравнительное) (М.Ю.Лермонтов)
Предложения с союзом КАК,
составленные учащимися 9»Б» класса (2009-2010 уч. год)
В то время как к нам переехала жить Люся, мы перестали смотреть футбол вместе (сост. союз). Брежнев как политик нравился простому народу (прил. в качестве). Он кричал на меня так сильно, как кричат барины на рабов (прид. образа). Не кто иной, как Иван, решил помочь Оленьке (не кто иной, как). Бывают сны как отражение прошлого ( т.п.).Во дворе друзья прыгали как зайцы (т.п.).Все вокруг казалось как во сне (фразеологический оборот).
Предложения с разными видами придаточных.
Лексическая тема «Балашиха».
Составлены учащимися 9»Б» класса (2009-2010 уч. год)
Усадьба Горенки не дошла до нас в первоначальном виде, потому что много было утрачено. С тысяча девятьсот двенадцатого года начинается четвертый период усадьбы Горенки, который длится по настоящее время. Благодаря тому что владельцем Горенок стал граф Алексей Кириллович Разумовский, в усадьбе было создано первое в России научное ботаническое общество. Когда владельцами Горенок стали Долгорукие, усадьба была уже благоустроенная. Необходимо беречь памятники архитектуры нашего города, чтобы наше будущее поколение могло изучать там историю нашей страны.
Город Балашиха расположен на берегу полноводной реки Пехорка, которая является притоком Москвы-реки. Первые сведения о городе встречаются в летописях шестнадцатого века, где упоминается о двух мельницах на Пехре. Датой образования города считается тысяча восемьсот тридцатый год, когда недалеко от Горенок в имении князя Трубецкого была построена суконная фабрика. Усадьба Горенки расположена на обоих берегах реки Горенки, где она впадает в Пехорку. От лестницы, спускавшейся о дворца к пруду, уцелели лишь отдельные плиты, хотя еще недавно она была украшена чугунными скульптурами орлов.
Когда Пушкин был жив, он побывал в усадьбе Пехра-Яковлевская. Городской округ Балашиха принадлежит к числу развитых центров, которые располагают промышленными и научными предприятиями самого различного профиля. Дом, в котором жил Мейерхольд, объявлен памятником истории подлежит охране. В Балашихе есть хлопкопрядильная фабрика, где располагалась легендарная мельница Балаша. Еще в Балашихе есть санаторий «Красная Роза», который назван в честь немецкой революционерки Розы Люксембург.
Салтыковка стала притягательным местом для многих представителей творческой интеллигенции восьмидесятых годов, так как здесь жили известные художники и писатели, скульпторы и артисты. Строительство нашей Горьковской железной дороги началось весной 1853 года, когда строительством ведало Частное общество Российских Железных дорог. Бассейн реки Пехорки был освоен славянскими народами , где еще в первом тысячелетии появились поселения вятичей и кривичей. На правом берегу Пехорки ученые обнаружили некогда богатое селище, которое было родовым поселением бояр Акатовых. Близ Ростокина находились бобровые гоны , так что Лосиный остров славился охотничьими угодьями.
Статус города Балашиха получила тогда, когда на ее территории началость строительство индустриальных гигантов. По знаменитому Владимирскому тракту издавнва известны селения Леоново, Никольское-Мытищи, потому что они сыграли важную роль в формировании внешнего облика Балашхи. Балаштха входит в состав Московской агломерации, потому что находится возле Москвы и связана с ней прочными экономическими связями. Балашиха – место, возникшее там, где произрастал блошник.
Роль придаточных предложений в текстах разных стилей речи,
найденных учащимися 9»Б» класса (2009-2010 уч. год)
Между нами как-то установилось, чтоб с каждым приходом моим я приносил ей известия о милом, незабвенном дитяти. Старушка становилась больна, если долго не получала известие, а когда я приходил с ними, интересовалась самою малейшею подробностию, расспрашивала с судорожным любопытством, «отводила душу» на моих рассказах и чуть не умерла от страха, когда Наташа однажды заболела, даже чуть было не пошла к ней сама. Бывали случаи, когда Анна Андреевна тосковала до изнеможения, плакала, называла при мне Наташу самыми милыми именами, горько жаловалась на Николая Сергеича, а при нем начинала намекать, хоть и с большой осторожностью, на людскую гордость, на жестокосердие, на то, что мы не умеем прощать обид, и что бог не простит непрощающих, но дальше этого при нем не высказывалась (Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорбленные»).
Когда в солнечное утор летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтыми, и синими. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И катаются по листку и не мочат его… (Н.Толстой)
Он почтительно отступил, чтобы не слышать их разговора, и остановился, ворча что-то про себя и прикидывая, сколько прыжков отделяет их от него. Она прибыла весной на собаках, с проводниками из канадских французов, ослепительно блеснула на один короткий месяц и уехала вверх по реке, как только сошел лед. Спрашивая, она наблюдала, как индианка толчет на плоском камне перед очагом завернутые в грубую мешковину кофейные зерна. И он напустился на своих людей, которые спали, завернувшись в одеяла, пинками и бранью поднял их на ноги и заставил приняться за работу. Миссис Сейзер сразу заметила, что лицо ее, оставшееся бесстрастным все время, пока они были в хижине, теперь ожило и горело гневно (Джек Лондон «Великая загадка»).
На другой день Чичиков отправился на обед и вечер к полицмейстеру, где с трех часов после обеда засели в вист и играли до двух часов ночи. Там, между прочим , он познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты». С полицмейстером и прокурором Ноздрев тоже был на «ты» и обращался по-дружески; но когда сели играть в большую игру, полицмейстер и прокурор чрезвычайно внимательно рассматривал его взятки и следил почти за всякою картою, с которой он ходил. На другой день Чичиков провел время у председателя палаты, который принимал гостей своих в халате, несколько замасленном, и в том числе двух каких-то дам (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).
Чичиков объяснил ей, что эта бумага не такого рода, что она назначена для совершения крепостей, а не для просьб. Впрочем, чтобы успокоить ее, он дал ей какой-то плет в рубль ценно. Написав письмо, он дал ей подписать и попросил маленький списочек мужиков. Оказалось, что помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти наизусть; он заставил ее тут же продиктовать их. Некоторые крестьяне несколько изумили его своими фамилиями, а еще более прозвищами, так что он всякий раз, слыша их, прежде останавливался, а уже потом начинал писать. Особенно поразил его какой-то Петр Савельев Неуважай-Корыто, так что он не мог не сказать: «Экой длинный!» (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).
Ног у него уже не было, но он этого еще не знал. Увидеть он не мог, потому что там, где должны были лежать его ноги, торчал проволочный каркас, покрытый одеялом. Да он и не поверил бы, потому что чувствовал боль в ногах (Ремарк «Три товарища»).
По мосту, который был перекинут на краю пруда, Рауль перешел на противоположный берег. К тому месту, где была прикреплена проволока, он подошел тогда, когда Доротея спрыгнула на землю (Роббер «Кто-то за дверью»).
Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее не сказал. С этой минуты мы отличили друг друга в толпе. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об ответственных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авизры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.
Я лежал на диване, устремив глаза в потолок, когда Вернер вошел в мою комнату. Он сел в кресла, поставив трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе жаркою. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, и мы оба замолчали.
Вчера я встретил ее в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковер. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться, ведь этот ковер так украсил бы ее кабинет. Я дал сорок рублей лишних и перекупил го; за это я был вознагражден был взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство. Около обеда я велел нарочно провести мимо ее окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром. Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).
Предварительный просмотр:
Предложения из художественных текстов, выбранные учащимися.
Каждая фигура двигалась в трех измерениях, как раньше двигалась в двух ( придаточное сравнительное). Играть с ним становилось поистине не интересным с тех пор, как ему становилось известно о природе ходов Грю раньше, чем они были сделаны (придаточное времени с тех пор, как). Шварц чувствовал, как с каждым днем крепнет контакт разумов (придаточное изъяснительное). Молчание было тяжелым, и Валлона почувствовала, как ее охватывает страх (придаточное изъяснительное). Такие области с особым аналитическим составом движутся в пространстве, как течения (сравнительный оборот).
Антон с удовольствием созерцал, как глаза его спутников озарились молниеносной догадкой (придаточное изъяснительное). Как оказалось, эта тарелка находилась слева от твоего места (вводное слово). Все трое уселись и велели шоферу ехать на Эльвестон Сквер так быстро, как только возможно (составной союз так, как). А как ты думаешь, не развернуть ли нам кампанию за обеспечение Англии более качественным кофе? (наречие) (Агата Кристи «Сверкающий рубин»).
Иного радует тюльпан, /Ему оттенок редкий дан,/ Как пламя золотое, /Но тут, в чей свадебный венок/ Любовь вплетает свой цветок,-/ Тот, право, счастлив вдвое (сравнительный оборот) (Джеймс Фенимор Купер «Шпион»).
Был повышенный душевный строй, как прирожденный, так и благоприобретенный за чтением поэтов, непрестанно говоривших о высоком назначении поэзии (в конструкции как, так и) (И.Бунин «Юность»).
Катерина сначала не слушала ничего, что говорил гость; но потом стала, как разумная, вслушиваться в его речи (сравнительный оборот) (Н.В.Гоголь)
Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах (вводное предложение). Гостиница была такая, как бывают гостиницы в губернских городах (придаточное определительное) (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).
Она сидела на полу/ И груды писем разбирала – / И, как остывшую золу,/ Брала их в руки и бросала (сравнительный оборот). Брала знакомые листы/ И чудно так на них смотрела, - /Как души смотрят с высоты/ На ими брошенное тело (придаточное сравнительное) (Ф.И.Тютчев).
Умремте ж под Москвой, /Как наши братья умирали (придаточное сравнительное) (М.Ю.Лермонтов «Бородино»). И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,/ Такая пустая и глупая шутка (вставная конструкция) (М.Ю.Лермонтов «Дума»). Казак, утопнешь ты в реке, Как топнут маленькие дети (придаточное сравнительное) (М.Ю.Лермонтов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запятая перед КАК не ставится 1. Речка Пехорка извивается как змея. 2. Как в дымке голубой и небо и вода. 3. Бывало, пламенный певец являл нам своего героя как совершенный образец. 4. Есть письма как сигнал тревоги. 5. Борис бежал как угорелый. 6. Будьте как Горький. 7. Все у тебя не как у людей. 8. С тех пор как начали строить новый дом, жильцы соседнего почти не спали. как равно тв. пад. или наречию часть сказуемого при приложении в значении в качестве при обязательном определении при фразеологизмах при отождествлении в сочетаниях ( не, совсем, совершенно, вроде, точь-в-точь, именно, прямо) как при составных союзах (в то время, с тех пор, после того, перед тем, подобно тому, по мере того) как
Тренировочные упражнения Запятая ставится 1. Пришвина нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав. 2. Виктор Гюго ворвался в классический и скучноватый век , как ураганный ветер, как вихрь , что несет потоки дождя, листья, тучи, лепестки цветов, пороховой дым и сорванные со шляп кокарды. 3. Горький любил и досконально знал Россию, знал, как говорят геологи , во всех «разрезах» - и в пространстве и во времени. К. Паустовский при придаточном сравнительном при сравнительном обороте при вводном предложении
Тренировочные упражнения Запятая не ставится 4. Все идет как по маслу . 5. Молодость как песня жаворонка на заре . (Посл.) 6. Лев Толстой как художник гениален. 7. На форуме бывают как профессионалы, так и любители . 8. И впервые в жизни подумал Куликов что не бесследно живет на земле человек и умирает не без следа, не как снег сходит с поля , ибо о каждом человеке остается память, хорошая или дурная ( И.Горбачев ). 9. Есть чайки как снежные перья . при фр. обороте при сказуемом при приложении в значении в качестве в составном союзе в сочетании не как при обязательном определении
Самостоятельная работа Желаю успеха!
Домашнее задание Правило выучить Подобрать свои примеры на пункты правила ( не из учебника)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)
Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....
Конспект урока в 11 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»
На уроке повторения и обобщения знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,«Орфография» происходит закрепление и отработка умен...
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Запятая перед союзами в сложном предложении»
Цель урока: уточнить, расширить и систематизировать знания о постановке запятой перед союзами в сложном предложении...
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Запятая перед союзами в сложном предложении»
Презентация к уроку...
Презентация по русскому языку 7 класс "Запятая перед союзами в сложном предложении"
Презентация "Запятая перед союзами в сложном предложении" может использоваться на уроке русского языка в 7 классе...
Пунктуация в предложениях с союзом «и» (ставить ли запятую перед союзом?)
Разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих...
Запятая перед союзом как. Тренинги и диктанты разных видов на материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"
Запятая перед союзом как. Тренинги и диктанты разных видов на материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"...