Существительное как часть речи.
презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме

УМК по русскому языку под ред. В.В. Бабайцевой. (конспект + презентация)

Урок изучения нового материала с использованием наглядного материала презентации, сосставленной учителем по материалу учебника.

Урок с использованием: 

  • информационных технологий
  • технологии развития критического мышления
  • проблемного обучения
  • опережающего обучения
  • игрового и здоровьесберегающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushch._kak_chast_rechi.rar2.97 МБ
Файл sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.rar23.45 КБ

Предварительный просмотр:

                  Конспект урока по русскому языку в 5 классе 
 Тема: «Имя существительное как часть речи».
Цели урока: 
Учебно-познавательные:
закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. 
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно-исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Прием рефлексивной деятельности 
· Метод конкретизации целей обучения 
· Метод открытого обсуждения новых знаний 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников 
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока 
1. Орг. момент 
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. 
2. Проверка домашнего задания 
3. Актуализация знаний 
1)  четвертый лишний: 

шалаш, ночь, из-за туч, пейзаж 

водоросли, росточек, возраст,  вырос 

2) поставить ударения в словах: столяр, торты, жалюзи, каталог 
3) разведите по значению и написанию слова: 
  развивается ребенок — развевается флаг 
 4) сколько букв и звуков в словах: яма, письмо, 
4.Постановка проблемы и задач урока 
  На предыдущих уроках мы начали повторять служебные и самостоятельные части речи, и сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете? 
— Правильно, это имя существительное. 
— Прочитайте эпиграф урока: 
Имя существительное – хлеб языка. 
                             ( Л.В.Успенский)
— Докажите это высказывание. Объясните постановку тире.     
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи). 
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.   
         Я хочу предложить вам небольшое путешествие. Что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (Маршрут)
 Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист 

№ 

остановка 

Количество баллов 

«Опознавательная» 

«Теоретическая » 

«Морфологическая» 

«Синтаксическая» 

«Проверочная» 

   ИТОГ: 


5. Работа по теме урока 
1 остановка «Опознавательная» 
         Попробуем свои силы в первом испытании. 
         Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. 
 (Текст размножен) 
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. 
Пуськи бятые. 
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: 
— Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. 
А калуша волит: 
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая! 
Калушата бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: 
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 
— (Имена существительные – это пуськи,  калуша, напушка, бутявка,  калушата, калушаточки) 
         Что такое имя существительное? Что оно обозначает?

 (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет) 
         Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая  на  вопросы   что?   или   кто? и  обозначает предмет.  Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, лю дей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы. 
         Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .
2 остановка «Теоретическая» 
На столах  у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
         Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть,  прыжок, кошка, Белгород, спектакль.
1 группа – названия  лиц: ребенок, девочка, юноша.
2 группа –  названия вещей: стол, окно, ножницы.
3группа – названия веществ: крупа, мука, сливки.
4 группа – названия живых существ и организмов: кошка, щука; микроб.
5 группа – географические названия: Россия, Байкал, Белгород.

6 группа – названия фактов, событий, явлений: пожар, спектакль, беседа.
7  группа – названия признаков: свежесть, белизна, синева.
8 группа – название действий: бег, прыжок, стрельба.
Физкультминутка
        
 Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения – поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего – руки перед собой.
     Зима (1), утро(2), урок(2), море(2),  ночь(3), дядя (1).
3 остановка   «Морфологическая» 
1 группа (1 ряд).
          Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? 
Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь, 
2 группа (2 ряд).

          Распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
          Дама сдавала в багаж 
                 Диван, 
                         Чемодан, 
                                 Саквояж, 
                                         Картину, 
                                                 Корзину, 
                                                         Картонку 
             И маленькую собачонку. 
3 группа (3 ряд). 
Распределите слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел,  город Орел, доброта .

4 остановка «Синтаксическая» 
         Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
1) Дерево поднялось выше дома.
2) На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
3) Сосна – это хвойное дерево.
4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
        
 Расскажите о синтаксической роли существительного.
         Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с правилом в учебнике Теория §4 (стр.14).
         Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту
Опорный конспект:
1. Существительное – отвечает на вопросы … Обозначает … 
2. Морфологические  признаки:

Пост. – собственное и …, одушевленные и …., род (….), склонение. 
 Непост. – изменяется по числам, падежам 
3. В предложении является  ... 
Конечная остановка «Проверочная» 
Тест «Имя существительное».
1. Найдите неверное утверждение. 
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
 
2.   Укажите имя существительное 
А. смелость  Б. смело   В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении  «Берёзы украшают леса»: 
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 
4. Определить род существительных: честность, правда, книги. 
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 
Самопроверка 
Ответы 
1. Б 
2. А 
3. Б 
4. женский 
5. неодушевленные 
«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 
6.Выставление оценок. 
7.Рефлексия (Продолжите фразу).    
— У меня получилось… 
— Было интересно… 
— Было трудно… 
— Теперь я знаю… 
8. Домашнее задание: 

составьте рассказ на основе текста «Пуски бятые»
Используемая литература: 
Л. Петрушевская. Лингвистические сказочки.

Шла Курочка по горке. И увидела Червяка и кудахчет.
-Цыплята! Цыплята! Червячок!
Цыплята прибежали и Червячка скушали и отравились.
А курочка кудахчет.
-Ой! Ой! Червячок-то плохой.
Цыплята червячка выплюнули.
Червячок выгнулся, распрямился и уполз с горки.
А курочка кудахчет.
-Цыплята. Не кушайте червячков, червячки злые и очень-очень плохие. От червячков травятся.
А Червячок говорит за горкой.
-Цыплята отравились! Очень плохие! Злые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя существительное как часть речи

На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы.      ...

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс

"Имя существительное как чать речи".  Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....