«Я К ВАМ ПИШУ…» Письмо. Способы передачи писем. Актуальность письма в наше время.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Попытка вернуть в обиход эпистолярный жанр... В помощь учителю на уроке русского языка в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo._tekst.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов им. И.А. Куратова»
«Я К ВАМ ПИШУ…»
Письмо. Способы передачи писем.
Актуальность письма в наше время.
Выполнили: ученики 9 «Б» класса
- Груздева Екатерина
- Дроздова Ксения
- Станкевич Андрей
Учитель: Тюлькина Е.П.
Сыктывкар. 2010.
Цель:
Познакомить учащихся с историей появления письма и почты, проследить насколько актуальны письма в наш век компьютерных технологий.
Задачи:
- Воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитывать любовь к родному языку.
- Рассмотреть способы передачи писем от истоков до наших дней.
- Проследить насколько актуальны письма в наше время.
Оборудование: мультимедийный проектор.
С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Согласно легенде, греческий воин по имени Филиппид в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.
История почты тесно связана с историей письменности. Информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи.
Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта".
Письмо зародилось еще в древние времена: в Египте, Риме, Ассирии. В России письмо появилось в 8-9 вв.
Так как грамотных было немного, письма писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в письмовнике.
ПИСЬМОВНИКИ – сборники образцов документов, вышедшие непосредственно из делопроизводственной практики и содержащие стихийно сложившиеся нормы и правила, формулы речевой учтивости, вежливости, необходимые для написания частных и деловых писем.
Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных почтовых служб.
Основы русской почты - одной из старейших в Европе - закладываются в последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси. В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с самой развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала основным средством связи между образованными людьми.
Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода. Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. Они позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки почты.
Первое упоминание о «Бутылочной» или «Морской» почте – около 1493 года. Долгое время эта почта использовалась не только как «средство связи», но и как средство исследования течений в морях и океанах.
Рассказывают, что в 1852 г. капитан американского судна нашел на берегу в Гибралтарском проливе бутылку, которую будто бы выбросил в море Христофор Колумб, возвращаясь в 1493 г. от берегов Америки в Испанию. По-видимому, Колумб опасался, что его ветхая каравелла может затонуть, и мир не узнает о важных открытиях, которые были сделаны им и его сподвижниками.
Записка, вложенная в бутылку, была адресована королеве Изабелле I. Капитан действительно доставил бутылку с запиской королеве Изабелле, но не первой, а царствовавшей 350 лет спустя, Изабелле II. Не исключено, однако, что эта история — одна из ловко осуществленных мистификаций, связанных с именем Колумба, а вся эта история — любопытный курьез. Если же записка принадлежала действительно Колумбу, то его бутылка — самая древняя во всей истории бутылочной почты.
Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, с большой скоростью (60-80 км/ч) пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы использовали голубей для военных, коммерческих и других целей.
Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особое развитие получила голубиная почта в Египте .
Эти способности птиц человек стал использовать для получения информации с караванных путей.
В военные годы голуби передавали срочные донесения. За эти заслуги голубым даже поставлены памятники во Франции и Англии.
Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало побольше, ямщицкие почтовые тройки мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли самое сокровенное; рекомендательные письма открывали двери самых неприступных домов, а подметные (подброшенные) письма губили самые непорочные репутации.
В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.
Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.
Современная почта своим появлением обязана государству и царю Алексею Михайловичу, его называли Тишайшим. Именно им в 1665 году учреждена служба «для пересылки государственных бумаг» - Ямской или Почтовый приказ. Но почту еще называют Немецкой: она отправляется лишь в Польшу и Курляндию, один раз в две недели...
Лишь при Петре Великом в 1718-1720 годах появится «правильная» почта, и свяжет Петербург со всеми знатными городами. Тогда появились почтовые станции на дорогах. Возчики почты именовались «почтарями», а лошади - «почтовыми».
А при Екатерине Великой, с указа 1781 года, началось осуществление грандиозного проекта: почтовыми дорогами должны были быть соединены не только губернские, но и все уездные города. Все дороги в империи стали почтовыми трактами.
С 1837 года у почтовых повозок появились колокольчики, чтобы, все, заслышав их, уступали всенепременно дорогу летящей тройке с ямщиком на облучке.
Самым большим письмом в мире является пергамент длиной 10 и шириной 7 м, отправленный персидским шахом турецкому султану Сулейману Великолепному в XVI веке.
Самое маленькое письмо имеет размеры 23 × 36 мм и было обнаружено в 1983 году в Почтовом музее Стокгольма. На письме, прошедшем все этапы почтовой обработки, имеется марка, в соответствии с действующим тарифом и погашенная штемпелем от 21 июля 1883 года.
Согласно «Книге рекордов Гиннеса», самым дорогим письмом считается послание Авраама Линкольна, написанное в 1864 году в ответ на прошение 195 мальчиков и девочек об отмене рабства. Письмо было продано за 3,4 миллиона долларов в частную американскую коллекцию.
Писали письма на Руси гусиными перьями. Для писания писем использовали орешковые чернила. Перья из левого крыла птицы ценились больше, так как их изгиб был удобнее для руки пишущего.
Такими перьями писали письма А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. И сами письма с течением времени становятся историческими документами.
В наше время, кажется, написать письмо гораздо проще, нужно только взять бумагу и ручку, однако писать письма — дело непростое, оно требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются или уравновешиваются взглядом, голосом, жестом. На листе бумаги перед нами голая фраза. Здесь во всем величии проявляются могущество и вечность слова.
Но в наш век компьютерных технологий мы слишком мало пишем письма. Нам легче быстро набрать на клавиатуре нужный нам текст (без ошибок, помарок…)… и… отправить другу в течение нескольких секунд одним лишь нажатием кнопки ENTER.
Мы провели исследование и получили следующие результаты.
Нами было опрошено 50 человек разного возраста и пола.
№ | Вопрос | Да | Нет | Не знаю/редко |
1 | Часто ли Вы пишете письма ? | 3 | 38 | 8 |
2 | Вы предпочитаете написать письмо, а не позвонить. | 48 | 2 | |
3 | Вы отправляете письма только тогда, когда вам надо переслать документы (деловое письмо). | 46 | 4 | 0 |
4 | Вы отправляете письма только тогда, когда вам надо поздравить человека с каким-либо праздником (поздравительная открытка внутри). | 9 | 37 | 4 |
Итак, проведя исследование, мы выявили, что сейчас ма очень редко пишем письма, а если и пишем, то только тогда, когда нам надо переслать документы (деловое письмо) или когда нам надо поздравить человека с каким-либо праздником (поздравительная открытка внутри). Но мы не должны забывать, что есть такой эпистолярный жанр как письмо!!! Аккуратно оформленное, грамотно написанное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права.
Библиография.
1. Белинский В.Г. Сочинения А.Пушкина. Статьи 8 и 9. - Полн. Собр. соч., т.
7. М., 1955.
2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
3. Сержан Л.С., цит. соч.
4. Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П.СПб., 1879
5. Дмитриева Н.- Изображение и слово. М.1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...
Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями эпистолярного жанра....
Урок письма по теме "Напиши мне письмо..."
Урок письма проводился с учащимися 4-го класса. В подготовке и проведении урока самое активное участие принимали учащиеся 6-го класса. Основная цель урока - популяризировать эпистолярный жанр. На урок...
урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку
Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...
Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» - способ формирования системы универсальных учебных действий на уроках биологии.
Материал по обобщению опыта....
Презентация Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» - способ формирования системы универсальных учебных действий на уроках биологии.
презентация к обобщению опыта...
«Свободное время». Лексика по теме «Свободное время». Аудирование Дистанционные курсы Признаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений в русском языке
Лексика по теме «Свободное время». Аудирование Дистанционные курсыПризнаки инфинитива и инфинитивных оборотов и способы передачи их значений в русском языке...