Презентация Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» - способ формирования системы универсальных учебных действий на уроках биологии.
презентация к уроку по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема. Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к адаптации в современном мире.
Актуальность. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому « Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
В широком смысле универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Отношения УУД представлены в виде пересекающихся кругов. Можно видеть, что фактически все виды УУД имеют пересечения с одним, двумя или тремя видами УУД.
Биология как учебная дисциплина создаёт предпосылки, которые при условии их обобщения превращаются в основу формирования УУД. Биология как учебный предмет не может взять на себя целиком задачу формирования УУД. Их формирование есть результат всего учебно-воспитательного процесса в школе. Биология как учебная дисциплина объективно обладает потенциальными возможностями формирования УУД школьников.
Цель применения мною данной технологии следующая: Формировать систему УУД через технологию РКМЧП Задачи: Формировать общеучебные УУД через приём « Инсерт». Формировать логические УУД через приём « Кластер» и « Синквейн ». Формировать регулятивные УУД через целеполагание. Принципы: Ненавязчиво формировать у учащихся собственный запрос на получение информации. Выявление ещё непознанного.
Повысится интерес к процессу обучения и активное восприятие учебного материала; Разовьются коммуникативные компетенции учащихся; Разовьются способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности. Планируемый результат:
Возможность и условия применения Технология предлагает систему конкретных методических приёмов, которая может быть использована в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп.
« Инсерт» Общеучебные : поиск и выделение информации; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. Познавательные УУД Стадия вызов Актуализация и обобщение имеющихся знаний по данной теме Пробуждение интереса к данной теме Побуждение к активной деятельности
На стадии вызова использую и такой методический приём как « Верите ли Вы, что…». По каждому суждению учащиеся высказывают своё мнение. Мнения ребят могут не совпадать, они не боятся ошибаться. -Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помните: « Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям» ( В.И. Гёте) .
из всех овощных семян боб самый крупный и тяжёлый; замоченные семена гороха проклёвываются на 3 день; горох, фасоль, бобы- растительное мясо; бобовые живут в симбиозе с бактериями; плод у гороха - боб; больше всего масла во всем мире производится из арахиса; лепестки цветка бобовых называют – парус, вёсла, лодочка; бобы отдельных видов употребляют в качестве фруктов; из семян сои в Китае изготовляют творог, сыр, говядину, рыбу. ( СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ) Верите ли Вы, что…
Кожу называют « зеркалом здоровья и болезни»; секрет потовых желёз не имеет запаха; кожа формирует роговые образования: ногти и волосы; кожа- сложный орган со многими функциями; этот орган постоянно отмирает и рождается вновь; кожа тесно связана с нервной системой; в коже происходит образование витамина Д; 2% кислорода в организм поступает через кожу; молочные железы – это изменённые потовые железы. ( Кожа – наружный покровный орган )
Пробуждают интерес к изучаемой теме проблемные ситуации , которые создаются на стадии вызова. Ученики самостоятельно или под руководством учителя находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. Проблемные ситуации обеспечивают усвоение знаний, как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес и разнообразные положительные эмоции
На одном из островов произошло извержение вулкана. Все живые организмы погибли. 10 лет остров был мёртвый, а на 11 год появились цветковые растения. Откуда они взялись? В народе говорят: « Когда это было? При царе Горохе!» -Что это означает? Долгое время ученые принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника ксантории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника - самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести ? 1. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад. 2. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось. Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как? Проблемные ситуации:
Выведение знания на уровень понимания и применения; идёт рефлексия своего процесса учения; для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Стадия рефлексия
Розоцветные Курение Вкусные, сочные Отвратительное, опасное. Лечат, украшают, кормят Губит, уродует, старит. Широко распространены и разнообразны. Курение вредит здоровью. Семейство.( Терентьева Л.) Болезнь!( групповое) Кожа Многослойная, покровная Защищает, выделяет, дышит Участвует в обменных процессах. Орган. ( Скорнякова Н.) Фотосинтез Удивительный, важный Поглощает, выделяет, образует Органическое питание для растений. Жизнь! ( Повьяхин И.)
« Кластер» Логические УУД : синтез как составление целого из частей; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); установление причинно-следственных связей Познавательные УУД Стадия рефлексия Выведение знания на уровень понимания Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями Синквейн
Сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы учащиеся с одной стороны производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы даёт возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.
« Кластер» « Инсерт» Коммуникативные УУД: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Целеполагание: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Регулятивные
Учащиеся задают 5 вопросов к данной теме 1)К какому классу относится данное семейство? 2)Какие признаки характерны для паслёновых? 3) Какие растения относятся к семейству паслёновых? 4)Какое значение для человека имеет это семейство? 5) Где распространены растения семейства паслёновых? Тема урока: « СЕМЕЙСТВО ПАСЛЁНОВЫЕ»
Тем самым учащиеся определяют для себя цели на урок, т.е. ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Этим вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учёба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные учителем.
-На все ли вопросы получили ответы? – Могут ли полученные знания пригодиться в жизни? – В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал? (- Вы автор учебника, докажите необходимость изучения данной темы.) – Скажите, специалист имеет право на ошибку? ( Агроном посадил ядовитые Каларабские бобы , как кормовую культуру или пищевую.) Цена такой ошибки может быть слишком высока. – Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Поэтому, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность.
Применение открытых образовательных технологий открывает множество возможностей. Технолгия РКМЧП формирует культуру чтения, стимулирует самостоятельную поисковую творческую деятельность, запускает механизм самообразования и самоорганизации. Она позволяет учителям формировать УУД.
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность. А универсальные учебные действия:
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
Используемая литература Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006. Д. Татьянченко , С. Воровщиков . Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126. Е.А.Генике , Е.А. Трофимов Развитие критического мышления.-М .: изд-во « Бонфи », 2002.-239с. С.И. Заир-Бек Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. М.: Просвещение,2004.-236с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» - способ формирования системы универсальных учебных действий на уроках биологии.
Материал по обобщению опыта....
представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"
Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"
Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...
Презентация "Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы"
Из опыта работы с технологией развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы....
Презентация "Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП)"
На слайдах отраженны цель, структура, методические приёмы технологии...
Семинар "Технология развития критического мышления через чтение и письмо в формировании метапредметных результатов".
Семинар "Технология развития критического мышления через чтение и письмо в формировании метапредметных результатов"....