Урок русского языка в 6 классе на тему "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
В презентации представлен урок русского языка в 6 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznospryagaemye_glagoly.pptx | 431.45 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1.Повторение частей речи. Кроссворд. 2.Повторение спряжения глаголов. Лингвистическая игра 3.Изучение нового материала . 4.Знакомство с разноспрягаемыми глаголами. 5. Тренировочные упражнения. 6. Словарная работа. 7.Домашнее задание. 8.Итоги урока .
Кроссворд «Части речи» с у щ е с т в и т е л ь н о е п р я ж е н и е к л о н е н и е ч и с л и т е л ь н о е а г о л а г р е ч и е р п л а о г а т е л ь н и е м и о т е с е м 1 1 4. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. По горизонтали 1. Часть речи, обозначает предмет. 4 7. Указывает на предмет, признак или количество, не называя их. 5 5. Часть речи, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? 6 6. Обозначает признак предмета. 3. Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счёте. 7 По вертикали. 1. Изменение глагола по лицам и числам. 2. Изменение именной части речи по падежам . 2 3
Цель: развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами ; рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.
«Четвёртый лишний» Рисовать Молчать Отдавать Накрывать Подсказка 1 Ответ Подсказка 2
Обратите внимание на спряжение глаголов
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Выделяют два типа спряжения. Глаголы первого и второго спряжения различаются личными окончаниями . Число Лицо Глаголы I спряжения Глаголы II спряжения Единст-венное число 1 ( я ) дума ю любл ю 2 ( ты ) дума е шь люб и шь 3 ( он, она, оно ) дума е т люб и т Множест-венное число 1 ( мы ) дума е м люб и м 2 (вы) дума е те люб и те 3 ( они ) дума ю т люб я т
Вспомните, как определяем спряжение
Алгоритм определения спряжения глаголов Личное окончание глагола ударное? ДА НЕТ Определяем по гласной в окончании - е шь - е м - е те - е т - у т /- ю т - и шь - и м - и те - и т - а т/- я т I спр . на – и ть (кроме брить и стелить) + гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть ДА НЕТ II спр . Ставим глагол в неопределённую форму, определяем по гласной в суффиксе II спр . I спр . - и м и шь и те и т а т - я т
Ответ Молчать – 2 спряжение, определяем по окончанию, которое в этом слове под ударением. Молч и м, молч и шь, молч и те, молч а т. Рисовать, отдавать, накрывать – 1 спряжение, определяем по суффиксу неопределённой формы глагола.
Молчать Бежать Ворчать Кричать Ответ подсказка
Поставьте эти глаголы в форму 3 лица единственного и множественного числа что делает? что делают?
Ответ окончание 2 спряжения окончание 1 спряжения Бежать он беж и т но они бег у т
С каким подобным лингвистическим явлением мы уже встречались при изучении имени существительного? Разносклоняемые существительные: десять существительных на -мя и существительные путь и дитя .
Как можно назвать глагол бежать , если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения? РАЗНОСПРЯГАЕМЫМ
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
Спряжение глагола бежать я бегу ты беж и шь он беж и т мы беж и м вы беж и те они бег у т I спр . II спр .
Спряжение глагола хотеть я хоч у ты хоч е шь он хоч е т мы хот и м вы хот и те они хот я т I спр . II спр .
Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе
Спряжение глаголов есть и дать я е м да м ты е шь да шь он е ст да ст мы ед и м дад и м вы ед и те дад и те они ед я т дад у т
Являются ли такие окончания типичными для глаголов? Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми .
Словарная работа Чтить — относиться к кому-нибудь (чему-нибудь) с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших. (Словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.) Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите , чт я т и чт у т .
Подберите синонимы к глаголу чтить . Чтить – уважать, ценить, обожать, боготворить , дорожить.
Домашнее задание § 81, упражнение 474.
Вывод. Рефлексия Я вспомнил, что… Я понял … Особенно понравилось… Вызвало затруднение … Нужно выучить…
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов. «Центр образования» города Серпухова КАРПОВА Елена Александровна
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов. «Центр образования» города Серпухова Московской области учитель русского языка и литературы Карпова Елена Александровна
Урок русского языка в 6 классе ( по программе М.Баранова, Т. Ладыженской, по учебнику М.Баранова, Т,Ладыженской и др.)
Тема урока. Разноспрягаемые глаголы.
Цели урока: 1) знать определение разноспрягаемых глаголов;
2) уметь правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов.
Приложение: мультимедийная презентация.
Продолжительность урока : 45 минут
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
- Орг. момент.
Слайд №2 .План урока.
- Повторение частей речи. Кроссворд. Слайд №3
По горизонтали: 1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)
4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).
5. Обозначает признак действия или другого признака ( наречие).
6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета ( прилагатель ное).
7. Указывает на предмет, признак, количество , но не называет их ( местоимение).
По вертикали:
1. Изменение глагола по лицам и числам ( спряжение).
2. Изменение именных частей речи по числам и падежам ( склонение).
3. Часть речи , которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количе ство и порядок предметов при счете
3. Сообщение темы урока. Постановка цели. Слайд № 4.
А )Повторение спряжения глагола. Слайд №5.
Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Четвер тый лишний.
Задание: рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку: ри совать, отда вать, накрывать, молчать .
Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики. Если будет трудно, воспользуемся подсказ ками.
Подсказки:
- Обратите внимание на спряжение глаголов ( переход по гиперссылке слайд №6-7
- Вспомните алгоритм определения спряжения, ( переход по гиперссылке на слайды №№8-9)
В ходе рассуждения учащиеся определяют, что «лишнее» слово – молчать, т.к. оно отно сится ко 2 спряжению ( молчим, молчишь, молчите, молчит, молчат ( слайд № 10)
Окончание в глаголе молчать ударное.
Б) Введение новой темы через проблемное задание. ( слайд № 11)
Учащимся предлагается продолжить игру «Четвертый лишний», но уже с другим рядом слов: молчать, кричать бежать ворчать.
( в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы- поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа ( слайд № 12 гиперссылка)
В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание , что глагол бе жать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит, НО бегут ( слайд № 13)
Слово учителя: с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изу чении имени существительного? (слайд №14)
Ответ учащихся: разносклоняемые существительные.( слайд №14)
- Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?( слайд №15)
Ответ учащихся: это разноспрягаемый глагол. (слайд №15)
В) Переход к работе над новым материалом (слайд №16)
- Работа с учебником п.81.
( слайды №№17-20)
Обращаем внимание учащихся на то, что у глаголов хотеть и бежать в основном ударные окончания, поэтому их спряжение не вызывает затруднений. Глаголы, образованные от них с помощью приставок, т.е. прибежать, расхотелось, отдать, тоже будут разноспря гаемыми.
Глаголы есть, дать ( а также производные от них ) имеют особые окончания в личных формах, являются архаическими: ем, ешь, ест, едим, едят, дам дашь, даст, дадим, да дите, дадут ( слайд № 21)
- Тренировочные упражнения
- Упражнение 472 ( обратить внимание учащихся на употребление глагола бежать в переносном значении)
Облака бегут – быстро перемещаются
Вода бежит – течет, льется.
Кровь бежит – течет
Тропинка бежит – простирается, тянется
- Какой прием использован в этих примерах?
Ответ учащихся : олицетворение. (слайд №22)
- Упражнение 473 ( задание по речевому этикету) ( выполняется устно)
- Словарная работа . (слайды №№22-24)
Слово учителя:
Как понимаете значение слова чтить?
Подберите к этому слову синонимы.
5.Домашнее задание. П.81. упр. 474.
6.Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
- Я вспомнил, что…
- Я понял…
- Вызвало затруднение…
- Нужно выучить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...