приложение к уроку № 7 по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Кологрив Елена Владимировна

урок в 6 классе проведен по рейтинго-накопительной системе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no_7.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к уроку № 7 «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»

Задание 1

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфему. Если нужно, расставьте знаки препинания.

1. Хвал… щийся своими успехами; та… щий на солнце снег; реж… щий металл станок; беспоко… щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам не завис… щим от нас; знач… щиеся по списку; дежур… щий милиционер; огни маяч… щие во тьме; школьники готов… щие выступление; ветер колыш… щий тростник, косынка трепещ… щаяся на солнце; решение завис… щее от друзей; зверек меч… щийся в испуге.

2.Пограничники охран… щие границы; пряч… щийся в кустах зверек; широко стел… щиеся растения; знамена ре… щие на ветру; плещ… щееся у ног море; дождь хлещ… щий в окна; колыш… щийся на волнах плот; птицы щебеч… щие под окном; кол… щая в боку боль.

Этап 1 (знание)

Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и орфография причастий тоже зависит от глагола.

          Образование действительных причастий настоящего времени

действительные причастия настоящего времени

Основа настоящего времени

-УЩ, -ЮЩ (1 спр.)

- АЩ, -ЯЩ (2 спр.)

          Образование действительных причастий прошедшего времени

действительные причастия прошедшего времени

От основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида

- ВШ, - Ш

Задание 1

Рассмотрев таблицу, образуйте от данных глаголов действительные причастия наст. Времени. Обозначь в них суффиксы.

Образец: Лететь – летит – летящий.

Кричать, шуметь, дать, шить, везти

Рассмотрев таблицу, образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначь в них суффиксы.

Образец: Приподняться – приподнявшийся

Преодолеть, присоединиться, прекратить

Задание 2

Выполнив задание 1 , определите, какого вида эти глаголы.

Этап 2(понимание)

Задание 1

В левый столбик выпишите глаголы 1 спр., в правый – 2 спр. Рядом с ними образуйте действительные причастия наст. вр.

Пилить, колоть, видеть, вертеть, зависеть, любить, искать, клеить, плакать, строить.

1 спр.

2 спр.

Письменно сделайте вывод о правописании гласных в суффиксах действ. причастий наст. времени_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание2

Составьте и запишите словосочетания   ПРИЧ.+СУЩ. Обозначьте в причастиях суффиксы.    Какого вида причастие вы образовали?

Образец: Тот, кто приближается – приближающийся мальчик (нес. Вид).

1.Тот, кто соревнуется, тренируется, упражняется.

2.Те, кто торопятся, гонят, зависят.

3.Тот, кто улыбается, любит.

Этап 3 (умение)

Задание 1

Вместо пропуска впиши из двух данных в скобках причастий то, которое подходит по смыслу. Объясни правописание гласной перед-Н-

  1. (__________________________) в муке рыба хорошо жарится.  (__________________________) из мешка песок рассыпан возле крыльца. (вывалянный, вываленный).
  2. Чисто(_________________) дорожки еще не покрыты опавшей листвой. Очень аккуратно (____________________) выглядели боковые швы. (Выметаны        , выметенный)
  3. (_______________________) на токарном станке детали сделаны безупречно. (________________________) карманы и воротники готовы к примерке.

Задание 2

От данных в скобках глаголов образуйте дейст. причастия прош. времени. В полученных предложениях расставьте знаки препинания. Графически прокомментируйте. Обозначьте в причастиях суффиксы.

1.С плоской возвыше(н,нн)ости пошла дорога под изволок, и вот, наконец, открылось перед нами (лежать) на низме(н,нн)ости  богатое село.

2.После чаю мы отправились на ко(н,нн)ый двор (находиться) на заднем конце господского двора (порасти) травой.

3.Гордые животные (раскормить и застояться) ржали, поднимались на дыбы.

Этап 4

Задание 1

Замените  выделенные глаголы на причастия. Затем соедините два предложения в одно.

Образец: Солнце освещало верхушки лип. Липы зазеленели неделю назад. – Солнце освещало верхушки лип, зазеленевших неделю назад.

1.Облако превратилось в тучу. Туча постепенно охватила полнеба.

2.Дождь размыл тропинку . Тропинка  круто поднималась на курган.      

Задание 2          

Выполнив задание 1, объясните правописание причастий в тексте.

Я с трудом различал отдельные звуки, предметы: неясно белевш..  поле, скорчивш..ся кусты.  Глухо отдавались мои шаги в застывш.. воздухе. Побледневш.. небо стало опять синеть. От зашевеливш..ся на нем  звездочек веяло чем-то  романтичным .                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев

Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"

Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:·        обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Приложение к уроку. Обобщающий урок по теме "Функции"

Обобщение понятия функции в старшей школе. Приложение....