приложение к уроку № 7 по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
урок в 6 классе проведен по рейтинго-накопительной системе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку № 7 «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфему. Если нужно, расставьте знаки препинания.
1. Хвал… щийся своими успехами; та… щий на солнце снег; реж… щий металл станок; беспоко… щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам не завис… щим от нас; знач… щиеся по списку; дежур… щий милиционер; огни маяч… щие во тьме; школьники готов… щие выступление; ветер колыш… щий тростник, косынка трепещ… щаяся на солнце; решение завис… щее от друзей; зверек меч… щийся в испуге.
2.Пограничники охран… щие границы; пряч… щийся в кустах зверек; широко стел… щиеся растения; знамена ре… щие на ветру; плещ… щееся у ног море; дождь хлещ… щий в окна; колыш… щийся на волнах плот; птицы щебеч… щие под окном; кол… щая в боку боль.
Этап 1 (знание)
Мы уже знаем, что причастия тесно связаны с глаголом, и орфография причастий тоже зависит от глагола.
Образование действительных причастий настоящего времени | ||
действительные причастия настоящего времени | Основа настоящего времени | -УЩ, -ЮЩ (1 спр.) - АЩ, -ЯЩ (2 спр.) |
Образование действительных причастий прошедшего времени | ||
действительные причастия прошедшего времени | От основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида | - ВШ, - Ш |
Задание 1
Рассмотрев таблицу, образуйте от данных глаголов действительные причастия наст. Времени. Обозначь в них суффиксы.
Образец: Лететь – летит – летящий.
Кричать, шуметь, дать, шить, везти
Рассмотрев таблицу, образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначь в них суффиксы.
Образец: Приподняться – приподнявшийся
Преодолеть, присоединиться, прекратить
Задание 2
Выполнив задание 1 , определите, какого вида эти глаголы.
Этап 2(понимание)
Задание 1
В левый столбик выпишите глаголы 1 спр., в правый – 2 спр. Рядом с ними образуйте действительные причастия наст. вр.
Пилить, колоть, видеть, вертеть, зависеть, любить, искать, клеить, плакать, строить.
1 спр. | 2 спр. |
Письменно сделайте вывод о правописании гласных в суффиксах действ. причастий наст. времени_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание2
Составьте и запишите словосочетания ПРИЧ.+СУЩ. Обозначьте в причастиях суффиксы. Какого вида причастие вы образовали?
Образец: Тот, кто приближается – приближающийся мальчик (нес. Вид).
1.Тот, кто соревнуется, тренируется, упражняется.
2.Те, кто торопятся, гонят, зависят.
3.Тот, кто улыбается, любит.
Этап 3 (умение)
Задание 1
Вместо пропуска впиши из двух данных в скобках причастий то, которое подходит по смыслу. Объясни правописание гласной перед-Н-
- (__________________________) в муке рыба хорошо жарится. (__________________________) из мешка песок рассыпан возле крыльца. (вывалянный, вываленный).
- Чисто(_________________) дорожки еще не покрыты опавшей листвой. Очень аккуратно (____________________) выглядели боковые швы. (Выметаны , выметенный)
- (_______________________) на токарном станке детали сделаны безупречно. (________________________) карманы и воротники готовы к примерке.
Задание 2
От данных в скобках глаголов образуйте дейст. причастия прош. времени. В полученных предложениях расставьте знаки препинания. Графически прокомментируйте. Обозначьте в причастиях суффиксы.
1.С плоской возвыше(н,нн)ости пошла дорога под изволок, и вот, наконец, открылось перед нами (лежать) на низме(н,нн)ости богатое село.
2.После чаю мы отправились на ко(н,нн)ый двор (находиться) на заднем конце господского двора (порасти) травой.
3.Гордые животные (раскормить и застояться) ржали, поднимались на дыбы.
Этап 4
Задание 1
Замените выделенные глаголы на причастия. Затем соедините два предложения в одно.
Образец: Солнце освещало верхушки лип. Липы зазеленели неделю назад. – Солнце освещало верхушки лип, зазеленевших неделю назад.
1.Облако превратилось в тучу. Туча постепенно охватила полнеба.
2.Дождь размыл тропинку . Тропинка круто поднималась на курган.
Задание 2
Выполнив задание 1, объясните правописание причастий в тексте.
Я с трудом различал отдельные звуки, предметы: неясно белевш.. поле, скорчивш..ся кусты. Глухо отдавались мои шаги в застывш.. воздухе. Побледневш.. небо стало опять синеть. От зашевеливш..ся на нем звездочек веяло чем-то романтичным .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-303114-1380136133.jpg)
Разработка урока к муниципальному этапу конкурса "Лучшее электронное приложение к уроку" по теме "Формулы сокращённого умножения" Алгебра - 8 класс, Ю.Н.Макарычев
Цели урока:*систематизировать и обобщить знания, умения и навыки применения формул сокращенного умножения при преобразовании выражений;*формирование логического мышления, любознательности, разви...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-144926-1610721398.jpg)
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-144926-1610721398.jpg)
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"
Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:· обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-144926-1610721398.jpg)
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"
Тип урока: комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-388659-1390710661.jpg)
Приложение к уроку. Обобщающий урок по теме "Функции"
Обобщение понятия функции в старшей школе. Приложение....
приложение к уроку «Азотная кислота: состав молекулы, физические и химические свойства". «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими- ческие свойства". Приложение к уроку "Азотная кислота:
Приложение к уроку, заполняемое учащимися в учебное портфолио....