Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Рогалева Ирина Евгеньевна

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе М.Т.Баранова, 204 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_5_klass_2012-2013gg.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                                                                           «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                                                              Директор школы

……………….Рыжикова О.И.                                                       ……………Кузнецова С.Д.

«….»_____________2012г.                                                             «…..»____________2012г.

МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»

5 «Б» класс

Учитель русского языка и литературы

Рогалева И.Е.

с. Чушевицы

2012-2013 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования в соответствии с учебной программой «Русский язык, 5-9 классы, М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская,  Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва, «Просвещение», 2010г.». Учебник: Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская,  под редакцией   Н.М. Шанского, - 34-ое изд. – М. «Просвещение», 2007г. Данная программа предназначена для обучающихся 5 класса. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Материал курса русского языка в  5 классе располагается  следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим  изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.

Программа рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю), что соответствует Федеральному базисному плану и учебному плану школы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-прак тическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о род ном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания.

Специальными целями преподавания русского языка в шко ле являются формирование языковой, коммуникативной и линг вистической компетенции обучающихся. 

Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи:

- воспитывать обучающихся средствами русского языка;

- развивать их логическон мышление;

- обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формировать общеучебные умения - работу с книгой, со спра вочной литературой, совершенствовать навыки чтения и т. д.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I. Учащиеся должны знать определения основных изучае мых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от веты и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следую щими умениями и навыками:

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологиче ски, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксиче ски. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- разъяснять значения известных слов и правильно упо треблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми сло варями;

- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные ор фограммами; находить орфографические ошибки и исправ лять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По   связной  речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, живот ных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать от дельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по кар тине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материа лом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении исполь зовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамма тическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление всего  текста (в соответствии с изученным языковым материа лом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфем ными и толковыми словарями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание учебного материала

Количество учебных часов + на развитие речи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Язык – важнейшее средство общения

Повторение пройденного в I-IV классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

Лексика. Культура речи

Морфемика. Орфография. Культура речи

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

Итого:

2+1

17+3

29+7

15+3

8+2

22+4

1

20+4

12+4

36+6

6+2

    168+36=204

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Язык - важнейшее средство общения (2+1)

  1. Язык и человек.
  2. Общение устное и письменное.
  3. р/р Стили речи.

        Повторение пройденного в I-IV кл. (17+3)

  1. Части слова.
  2. Орфограмма
  3. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
  4. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.
  5. И, У, А после шипящих.
  6. Разделительные Ь и Ъ знаки.
  7. р/р Текст.
  8. Самостоятельные и служебные части речи.
  9. Имя существительное.
  10. Имя прилагательное.
  11. Местоимения.
  12. Глагол.
  13. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
  14. р/р Тема текста.
  15. Правописание личных окончаний глаголов.
  16. Правописание НЕ с глаголами.
  17. Наречие.
  18. Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
  19. р/р Стили.
  20. Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в I-IV кл.» .

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

(29+7)

  1. Основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение, текст.
  2. Пунктуация как раздел науки о языке.
  3. Словосочетание.
  4. Главное и зависимое слово в словосочетании.
  5. р/р Речь устная и письменная.
  6. Предложение. Простое предложение.
  7. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
  8. Восклицательные и невосклицательные предложения.
  9. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения.
  10. р/р Речь диалогическая и монологическая.
  11. Грамматическая основа предложения.
  12. Подлежащее.
  13. Сказуемое.
  14. Тире между подлежащим и сказуемым.
  15. р/р Основная мысль текста.
  16. Второстепенные члены предложения. Дополнение.
  17. Определение.
  18. Обстоятельство.
  19. Нераспространенные и распространенные предложения.
  20. Предложения с однородными членами, не связанными союзами.
  21. Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и.
  22. Обобщающие слова перед однородными членами.
  23. Двоеточие после обобщающего слова.
  24. Синтаксический разбор словосочетания.
  25. Синтаксический разбор простого предложения.
  26. р/р Этикетные диалоги.
  27. Обращение, знаки препинания при обращении.
  28. Вводные слова и словосочетания.
  29. р/р Письмо как одна из разновидностей текста.
  30. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами.
  31. Запятая между простыми предложениями в СП перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
  32. р/р Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
  33. р/р Написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
  34. Прямая речь после слов автора и перед ними, знаки препинания при прямой речи.
  35. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
  36. Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

(15+3)

  1. Фонетика как раздел науки о языке.
  2. Звук как единица языка.
  3. Звуки речи, гласные и согласные звуки.
  4. Ударение в слове, гласные ударные и безударные.
  5. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.
  6. р/р Повествование.
  7. Звонкие и глухие согласные.
  8. Сонорные согласные.
  9. Шипящие и Ц.
  10. Фонетический разбор слова.
  11. Орфоэпические словари.
  12. р/р Описание предмета.
  13. Графика как раздел науки о языке. Алфавит.
  14. Звуковое значение букв Е, Ë, Ю, Я.
  15. Ь для обозначения мягкости согласных.
  16. р/р Написание сочинения - описания предметов, изображенных на картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».
  17. Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика»
  18. Контрольный диктант по теме «Фонетика и графика»

Лексика. Культура речи.

(8+2)

  1. Лексика как раздел науки о языке.
  2. Слово и его лексическое значение.
  3. р/р Написание текста на основе исходного.
  4. Многозначные и однозначные и слова.
  5. Прямое и переносное значение слов.
  6. р/р Написание сочинения - описания изображенного на картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» с использованием необходимых речевых средств.
  7. Омонимы
  8. Синонимы.
  9. Антонимы.
  10. Толковые словари.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

(22+4)

  1. Морфемика как раздел науки о языке.
  2. Морфема как минимальная значимая часть слова.
  3. Изменение и образование слов.
  4. Однокоренные слова.
  5. Основа и окончание в самостоятельных словах.
  6. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.
  7. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.
  8. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.
  9. р/р Написание выборочного изложения «Последний лист орешника» (упражнение № 407).
  10. Чередование гласных и согласных в корне. Варианты морфем.
  11. Морфемный разбор. Морфемные словари русского языка.
  12. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
  13. Правописание гласных и согласных в приставках.
  14. Правописание гласных и согласных в приставках.
  15. Буквы з и с на конце приставок.
  16. Буквы з и с на конце приставок.
  17. р/р Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
  18. Буквы А – О в корнях –лаг- – -лож-
  19. Буквы А – О в корнях –раст-, -ращ-, -рос-
  20. Буквы О – Ë после шипящих в корне.
  21. Буквы О – Ë после шипящих в корне.
  22. Буквы И – Ы после Ц
  23. Буквы И – Ы после Ц
  24. р/р Написание сочинения-описания картины П.П. Кончаловского «Сирень».
  25. Обобщение и систематизация по разделу «Словообразование»
  26. Контрольный диктант по разделу «Словообразование»

Морфология. Орфография. Культура речи.

  1. Самостоятельные и служебные части речи (1ч.).

Имя существительное

(20+4)

  1. Имя существительное как часть речи.
  2. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
  3. р/р Доказательство в рассуждении. (№477)
  4. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
  5. Имена собственные и нарицательные.
  6. Большая буква в географических названиях, названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий.
  7. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений;  выделение этих названий кавычками.
  8. р/р Написание сжатого изложения. (№496)
  9. Род существительных.
  10. Три склонения имен существительных.
  11. Три склонения имен существительных.
  12. Изменение существительных по падежам и числам.
  13. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
  14. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
  15. Морфологический разбор слов.
  16. р/р Объяснения в рассуждении.
  17. Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
  18. Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
  19. Склонение существительных на –ия, -ий, -ие.
  20. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных
  21. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных
  22. р/р Написание сочинения по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
  23. Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
  24. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное

(12+4)

  1. Имя прилагательное как часть речи.
  2. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
  3. р/р Описание животного. Структура текста данного жанра.
  4. Полные и краткие прилагательные.
  5. Полные и краткие прилагательные.
  6. Правописание гласных в падежных в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.
  7. Правописание гласных в падежных в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.
  8. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
  9. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
  10. р/р Подготовка к сочинению-описанию животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».
  11. р/р Написание сочинения-описания животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».
  12. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам.
  13. Изменение кратких прилагательных по родам и числам.
  14. Обобщение изученного по теме.
  15. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
  16. р/р Стилистические разновидности описания животного.

Глагол

(36+6)

  1. Глагол как часть речи.
  2. Синтаксическая роль глагола в предложении.
  3. Неопределенная форма глагола.
  4. Неопределенная форма глагола.
  5. Неопределенная форма глагола.
  6. ТСЯ- – -ТЬСЯ- в глаголах
  7. ТСЯ- – -ТЬСЯ- в глаголах
  8. ТСЯ- – -ТЬСЯ- в глаголах
  9. ТСЯ- – -ТЬСЯ- в глаголах
  10. р/р Понятие о рассказе, особенностях его структуры.
  11. Совершенный и несовершенный вид глагола.
  12. Совершенный и несовершенный вид глагола.
  13. Совершенный и несовершенный вид глагола.
  14. Совершенный и несовершенный вид глагола.
  15. р/р Понятие о стиле рассказа.
  16. I и II спряжение глагола.
  17. I и II спряжение глагола.
  18. I и II спряжение глагола.
  19. I и II спряжение глагола.
  20. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
  21. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
  22. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
  23. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-бир, -дер-дир.
  24. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-бир, -дер-дир.
  25. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -мер-мир, -пер-пир.
  26. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -мер-мир, -пер-пир.
  27. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –тер-тир, -стел-стил.
  28. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –тер-тир, -стел-стил.
  29. Свободный диктант.
  30. р/р Написание невыдуманного рассказа о себе.
  31. р/р Написание невыдуманного рассказа о себе.
  32. НЕ с глаголами.
  33. НЕ с глаголами.
  34. НЕ с глаголами.
  35. НЕ с глаголами.
  36. Морфологический разбор глагола.
  37. р\р Написание рассказа по сюжетным картинкам.
  38. р\р Написание рассказа по сюжетным картинкам.
  39. Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол».
  40. Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол».
  41. Контрольный диктант по теме «Глагол».
  42. Анализ контрольного диктанта

Повторение и систематизация пройденного в V классе

(6+2)

  1. Разделы науки о языке.
  2. р/р Написание подробного изложения.
  3. р/р Написание подробного изложения.
  4. Орфограммы в приставках и корнях слов.
  5. Орфограммы в окончаниях слов.
  6. Употребление Ъ и Ь
  7. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
  8. Итоговый контрольный диктант.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Ведущие

формы контроля

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Итого за год

Контрольный диктант

2

2

2

2

8

Изложение

-

-

2

2

4

Сочинение

2

3

2

3

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Основная литература

Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007

Методические пособия для учителя:

1. Беляева, О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009

2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007

Пособия для учащихся:

1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б,Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010

2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2009

3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009

4. Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010

Дополнительная литература

Дополнительная литература для учителя:

1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Егорова Н.В. КИМы. Русский язык: 5 класс/ Е.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2011

3. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010

4. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007

Пособия для учащихся:

1. Капинос, В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009

2. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 2007

Справочная литература:

1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

3. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996

4. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

5. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991

6. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009

7. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975

Мультимедийные пособия:

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

3. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы

Интернет-ресурсы:

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

11. http://www.svetozar.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...