Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе М.Т.Баранова, 204 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_5_klass_2012-2013gg.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор школы
……………….Рыжикова О.И. ……………Кузнецова С.Д.
«….»_____________2012г. «…..»____________2012г.
МБОУ «Чушевицкая средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
5 «Б» класс
Учитель русского языка и литературы
Рогалева И.Е.
с. Чушевицы
2012-2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования в соответствии с учебной программой «Русский язык, 5-9 классы, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, 11-ое изд., Москва, «Просвещение», 2010г.». Учебник: Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская, под редакцией Н.М. Шанского, - 34-ое изд. – М. «Просвещение», 2007г. Данная программа предназначена для обучающихся 5 класса. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.
Программа рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю), что соответствует Федеральному базисному плану и учебному плану школы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-прак тическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о род ном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания.
Специальными целями преподавания русского языка в шко ле являются формирование языковой, коммуникативной и линг вистической компетенции обучающихся.
Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи:
- воспитывать обучающихся средствами русского языка;
- развивать их логическон мышление;
- обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формировать общеучебные умения - работу с книгой, со спра вочной литературой, совершенствовать навыки чтения и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I. Учащиеся должны знать определения основных изучае мых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от веты и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следую щими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологиче ски, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксиче ски. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно упо треблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми сло варями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные ор фограммами; находить орфографические ошибки и исправ лять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, живот ных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать от дельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по кар тине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материа лом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении исполь зовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамма тическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление всего текста (в соответствии с изученным языковым материа лом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфем ными и толковыми словарями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание учебного материала | Количество учебных часов + на развитие речи |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Язык – важнейшее средство общения Повторение пройденного в I-IV классах Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи Лексика. Культура речи Морфемика. Орфография. Культура речи Морфология. Орфография. Культура речи Самостоятельные и служебные части речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол Повторение и систематизация пройденного в 5 классе Итого: | 2+1 17+3 29+7 15+3 8+2 22+4 1 20+4 12+4 36+6 6+2 168+36=204 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Язык - важнейшее средство общения (2+1)
- Язык и человек.
- Общение устное и письменное.
- р/р Стили речи.
Повторение пройденного в I-IV кл. (17+3)
- Части слова.
- Орфограмма
- Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
- Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.
- И, У, А после шипящих.
- Разделительные Ь и Ъ знаки.
- р/р Текст.
- Самостоятельные и служебные части речи.
- Имя существительное.
- Имя прилагательное.
- Местоимения.
- Глагол.
- Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
- р/р Тема текста.
- Правописание личных окончаний глаголов.
- Правописание НЕ с глаголами.
- Наречие.
- Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
- р/р Стили.
- Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в I-IV кл.» .
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
(29+7)
- Основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение, текст.
- Пунктуация как раздел науки о языке.
- Словосочетание.
- Главное и зависимое слово в словосочетании.
- р/р Речь устная и письменная.
- Предложение. Простое предложение.
- Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
- Восклицательные и невосклицательные предложения.
- Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения.
- р/р Речь диалогическая и монологическая.
- Грамматическая основа предложения.
- Подлежащее.
- Сказуемое.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
- р/р Основная мысль текста.
- Второстепенные члены предложения. Дополнение.
- Определение.
- Обстоятельство.
- Нераспространенные и распространенные предложения.
- Предложения с однородными членами, не связанными союзами.
- Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и.
- Обобщающие слова перед однородными членами.
- Двоеточие после обобщающего слова.
- Синтаксический разбор словосочетания.
- Синтаксический разбор простого предложения.
- р/р Этикетные диалоги.
- Обращение, знаки препинания при обращении.
- Вводные слова и словосочетания.
- р/р Письмо как одна из разновидностей текста.
- Сложное предложение. Сложные предложения с союзами.
- Запятая между простыми предложениями в СП перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
- р/р Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
- р/р Написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
- Прямая речь после слов автора и перед ними, знаки препинания при прямой речи.
- Диалог. Тире в начале реплик диалога.
- Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
(15+3)
- Фонетика как раздел науки о языке.
- Звук как единица языка.
- Звуки речи, гласные и согласные звуки.
- Ударение в слове, гласные ударные и безударные.
- Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков.
- р/р Повествование.
- Звонкие и глухие согласные.
- Сонорные согласные.
- Шипящие и Ц.
- Фонетический разбор слова.
- Орфоэпические словари.
- р/р Описание предмета.
- Графика как раздел науки о языке. Алфавит.
- Звуковое значение букв Е, Ë, Ю, Я.
- Ь для обозначения мягкости согласных.
- р/р Написание сочинения - описания предметов, изображенных на картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».
- Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика»
- Контрольный диктант по теме «Фонетика и графика»
Лексика. Культура речи.
(8+2)
- Лексика как раздел науки о языке.
- Слово и его лексическое значение.
- р/р Написание текста на основе исходного.
- Многозначные и однозначные и слова.
- Прямое и переносное значение слов.
- р/р Написание сочинения - описания изображенного на картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» с использованием необходимых речевых средств.
- Омонимы
- Синонимы.
- Антонимы.
- Толковые словари.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
(22+4)
- Морфемика как раздел науки о языке.
- Морфема как минимальная значимая часть слова.
- Изменение и образование слов.
- Однокоренные слова.
- Основа и окончание в самостоятельных словах.
- Нулевое окончание. Роль окончаний в словах.
- Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.
- Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.
- р/р Написание выборочного изложения «Последний лист орешника» (упражнение № 407).
- Чередование гласных и согласных в корне. Варианты морфем.
- Морфемный разбор. Морфемные словари русского языка.
- Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
- Правописание гласных и согласных в приставках.
- Правописание гласных и согласных в приставках.
- Буквы з и с на конце приставок.
- Буквы з и с на конце приставок.
- р/р Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
- Буквы А – О в корнях –лаг- – -лож-
- Буквы А – О в корнях –раст-, -ращ-, -рос-
- Буквы О – Ë после шипящих в корне.
- Буквы О – Ë после шипящих в корне.
- Буквы И – Ы после Ц
- Буквы И – Ы после Ц
- р/р Написание сочинения-описания картины П.П. Кончаловского «Сирень».
- Обобщение и систематизация по разделу «Словообразование»
- Контрольный диктант по разделу «Словообразование»
Морфология. Орфография. Культура речи.
- Самостоятельные и служебные части речи (1ч.).
Имя существительное
(20+4)
- Имя существительное как часть речи.
- Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
- р/р Доказательство в рассуждении. (№477)
- Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
- Имена собственные и нарицательные.
- Большая буква в географических названиях, названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий.
- Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
- р/р Написание сжатого изложения. (№496)
- Род существительных.
- Три склонения имен существительных.
- Три склонения имен существительных.
- Изменение существительных по падежам и числам.
- Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
- Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
- Морфологический разбор слов.
- р/р Объяснения в рассуждении.
- Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Склонение существительных на –ия, -ий, -ие.
- Правописание гласных в падежных окончаниях существительных
- Правописание гласных в падежных окончаниях существительных
- р/р Написание сочинения по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
- Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».
- Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
(12+4)
- Имя прилагательное как часть речи.
- Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
- р/р Описание животного. Структура текста данного жанра.
- Полные и краткие прилагательные.
- Полные и краткие прилагательные.
- Правописание гласных в падежных в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.
- Правописание гласных в падежных в окончаниях прилагательных с основой на шипящую.
- Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
- Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
- р/р Подготовка к сочинению-описанию животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».
- р/р Написание сочинения-описания животного по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».
- Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам.
- Изменение кратких прилагательных по родам и числам.
- Обобщение изученного по теме.
- Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
- р/р Стилистические разновидности описания животного.
Глагол
(36+6)
- Глагол как часть речи.
- Синтаксическая роль глагола в предложении.
- Неопределенная форма глагола.
- Неопределенная форма глагола.
- Неопределенная форма глагола.
- ТСЯ- – -ТЬСЯ- в глаголах
- ТСЯ- – -ТЬСЯ- в глаголах
- ТСЯ- – -ТЬСЯ- в глаголах
- ТСЯ- – -ТЬСЯ- в глаголах
- р/р Понятие о рассказе, особенностях его структуры.
- Совершенный и несовершенный вид глагола.
- Совершенный и несовершенный вид глагола.
- Совершенный и несовершенный вид глагола.
- Совершенный и несовершенный вид глагола.
- р/р Понятие о стиле рассказа.
- I и II спряжение глагола.
- I и II спряжение глагола.
- I и II спряжение глагола.
- I и II спряжение глагола.
- Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
- Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
- Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
- Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-бир, -дер-дир.
- Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-бир, -дер-дир.
- Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -мер-мир, -пер-пир.
- Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -мер-мир, -пер-пир.
- Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –тер-тир, -стел-стил.
- Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –тер-тир, -стел-стил.
- Свободный диктант.
- р/р Написание невыдуманного рассказа о себе.
- р/р Написание невыдуманного рассказа о себе.
- НЕ с глаголами.
- НЕ с глаголами.
- НЕ с глаголами.
- НЕ с глаголами.
- Морфологический разбор глагола.
- р\р Написание рассказа по сюжетным картинкам.
- р\р Написание рассказа по сюжетным картинкам.
- Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол».
- Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол».
- Контрольный диктант по теме «Глагол».
- Анализ контрольного диктанта
Повторение и систематизация пройденного в V классе
(6+2)
- Разделы науки о языке.
- р/р Написание подробного изложения.
- р/р Написание подробного изложения.
- Орфограммы в приставках и корнях слов.
- Орфограммы в окончаниях слов.
- Употребление Ъ и Ь
- Знаки препинания в простом и сложном предложении.
- Итоговый контрольный диктант.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Ведущие формы контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого за год |
Контрольный диктант | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Изложение | - | - | 2 | 2 | 4 |
Сочинение | 2 | 3 | 2 | 3 | 10 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Основная литература
Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007
Методические пособия для учителя:
1. Беляева, О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009
2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007
Пособия для учащихся:
1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б,Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010
2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2009
3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009
4. Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010
Дополнительная литература
Дополнительная литература для учителя:
1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
2. Егорова Н.В. КИМы. Русский язык: 5 класс/ Е.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2011
3. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010
4. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
Пособия для учащихся:
1. Капинос, В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009
2. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 5 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 2007
Справочная литература:
1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
3. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996
4. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008
5. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991
6. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009
7. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975
Мультимедийные пособия:
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс
3. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы
Интернет-ресурсы:
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...