Открытый интегрированный урок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Открытый урок по русскому языку и биологии "Легенды и цветы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx321.32 КБ

Предварительный просмотр:

"ЛЕГЕНДЫ И ЦВЕТЫ"

На урок отводится 1 учебный час. Данное занятие проводится с использованием элементов здоровье сберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе М1сгозой Ро^егРо1п1, с использованием мультимедийного проектора (далее см. ссылки на слайды). Именно эта форма была выбрана потому, что она имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимально активизируется мыслительная деятельность каждого участника занятия,-последовательная этапность (индукция - самоконструкция - социоконструкция - разрыв -рефлексия), начинающаяся вызовом интереса и заканчивающаяся глубоким осмыслением материала. Возможность использования ИКТ еще больше возбуждает интерес, т.к. ребята могут рассмотреть изображения цветов, о которых идет речь на уроке. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной' информации средствами технологии педагогических мастерских.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с легендами народов мира о цветах и с особенностями
    строения цветка, как особого органа растений;
  1. развивать самостоятельность мышления;
  1. формировать умение школьников работать с дополнительной литературой,
    устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
  2. стимулировать интерес к изучаемой теме и_переживание радости взаимодействия с
    учителем и одноклассниками;
  1. воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.

Оформление и оборудование:

  1. таблица "Цветковое растение и его органы",
  2. разборная модель "Цветок вишни",
  3. компьютерная презентация "Легенды и цветы",
  4. мультимедийный проектор,
  5. сборники мифов, " Мифы народов мира", Мифологический словарь.

Ход урока

Презентация

I этап. Индукция.

Задача: создание эмоционального настроя (поэтому важно правильно выбрать индуктор)

Звучит "Вальс цветов" из балета П.И. Чайковского, на экране изображение различных цветов (см. слайд № 3)

Учитель биологии:

Всю жизнь цветы не оставляют нас Красивые наследники природы-Они заходят к нам в рассветный час, В закатный час заботливо уходят. (Заканчивается вальс.)

Учитель литературы: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.

Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры

Сегодня мы с вами поведем "цветочный разговор". II этап. Самоконструкция.

Задача: создание индивидуальной гипотезы

Учитель литературы: Что такое легенда?

Дети отвечают, а учитель на доске заполняет кластер (ассоциативное поле).

Учитель литературы: Составьте определение термина "легенда", запишите его в тетрадь. А теперь найдите этот термин в Мифологическом словаре, запишите его. Сравните.

Учитель литературы: У всех народов существовали легенды, рассказывающие о появлении цветов на Земле, в основе которых переплетаются мифы и реальные истории. Переходим к домашнему заданию.

Учащиеся рассказывают легенды о цветах, которые они должны были приготовить к уроку в качестве домашнего задания, пользуясь дополнительной литературой и Интернет-ресурсами. Их рассказы сопровождаются демонстрацией фотографий цветов (см. слайд № 4)

Нарцисс. Существует легенда о том, как гордый, самонадеянный юноша превратился в красивый нарцисс.

При рождении принца было предсказано, что он будет жить до тех пор, пока сам себя не увидит. Красивый молодой юноша жестоко отверг любовь нимфы. Девушка от безнадёжной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятье: "Пусть не ответит ему взаимностью тот, кого он полюбит". Вскоре в прозрачной воде ручья он увидел своё отражение, и сильная любовь овладела им. Полными любви глазами он смотрел на своё отражение в воде и протягивал руки, чтобы обнять, но тщетно. Он перестал есть, пить, спать. Наконец страшная мысль пришла ему в голову. Он понял, что увидел самого себя. Силы стали покидать его. Он таял, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели в последний раз, вырос белый душистый цветок. С тех пор мифические богини возмездия украшали свои головы венками из этих цветов. А название этому цветку - нарцисс.

Этот цветок в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме - цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии им увлекаются, как в Голландии тюльпанами.

Лилии. Столица древней Персии называется Суза - город лилий.

В истории Франции эти цветы занимают особое место. Король Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. С тех пор знамёна Франции украшают три лилии. Хорошо всем известной французской героине Жанне Д,Арк за воинские подвиги в защиту Родины присвоена фамилия Дю-Ли-Лилейная.

А в детских сказках в цветках лилий живут маленькие лесные человечки - эльфы.

Розы. В древнем Риме розой награждали воинов за геройство, устраивали праздник розалии, и считали её цветком богини красоты Венеры.

Сказания древней Индии говорят о том, что богиня Красоты и Любви Лакшми родилась из бутона розы.

В Англии 500 лет назад 30 лет не прекращалась "Война Алой и Белой розы". Ни одному цветку не посвящено столько стихов, романсов и сказок.

Подснежник. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, поэтому подснежник стал символом надежды. Русские легенды уверяют, что однажды старуха Зима со спутниками Стужей и Ветром решили не пустить на землю Весну. Все цветы испугались Зимы и поникли, Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник. Согрело землю и открыло дорогу Весне.

Сирень. Одна из легенд утверждает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда весна согнала с лугов снег и высоко подняла солнце. Солнце в сопровождении радуги пошло над землёй. Тогда весна стала брать лучи солнца, смешивать их с лучами радуги и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда весна перемешала солнечный и лиловый цвета радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у весны остался один белый цвет. Не пожалела его весна и щедро рассыпала белый цвет по земле, а из него получилась белая звездчатая сирень.

Учитель литературы: Зачем, на ваш взгляд, складывались легенды? Найдите черты реальности в легендах и признаки мифа.

III        этап. Социоконструкция.

Задача: создание групповой гипотезы

Учитель биологии: Цветы - это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей, чувств и просто хорошего настроения. Без цветов не обходится почти ни один праздник. А дарить цветы - прекрасная традиция.

То, что цветок- орган растения , вы уже знаете. Давайте повторим, из каких частей состоит цветок.

Надежда Грачева расскажет вам о биологической сущности цветка. Отгадывание анограммы «Цветок» командами класса( название цветов)

IV        этап. Разрыв.

Звучит музыка, идет показ слайдов «Цветы».

Анаграммы «Цветок»

I. Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.

1.        Вязазь.

2.        Л-п-ст-к.

  1. Ц—т-н—к-.
  2. Кстоилб.
  3. Жетоцвлое.
  4. Ч-ш-л-ст-к.
  5. Лькинпы.
  6. Т-ч-н--.
  7. Китпес.

10.        О—л-цв-тн-к.

11.        Распределите отгаданные слова по двум группам
в зависимости от их строения.

Анаграммы «Цветок»

(ответы) I задание.

1.        Вязазь. (Завязь)
2.Л-п-ст-к. (Лепесток)

  1. Ц—т-н—к-. (Цветоножка)
  2. Кстоибл. (Столбик)
    Б.Жетоцвлое. (Цветоложе)

  1. Ч-ш-л-ст-к. (Чашелистик)
  2. Лькинпы. (Пыльник)
    8.Т-Ч-Н-. (Тычинка)

9. Китпес. (Пестик)

10.О—л-цв-тн-к.(Околоцветник)

И.Кичвен. (Венчик)

II задание.

1.Завязь, лепесток, столбик, пыльник, тычинка, пестик, венчик.

2.        Цветоножка, цветоложе, чашелистик,
околоцветник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Открытый интегрированный  урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

открытый интегрированный урок по логоритмике тема: "Золотая осень"

Цель урока: а) развитие двигательной сферы;                        б) воспитание патриотических чувств, любви к окружающей  прир...

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...

Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий....

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель а...