Описание опыта работы
материал по русскому языку по теме

Меднова Лариса Анатольевна

Проблемная ситуация как технологический прием повышения эффективности урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_sistemy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Описание опыта работы

         «Проблемная ситуация как технологический прием повышения эффективности урока»

 Однажды французского Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный человек  и, вручая визитку,  сказал: «Предоставляю Вам право выбора оружия».  Писатель прочитал визитную карточку и ответил: «Превосходно! Предпочитаю орфографию. Вы убиты!» Почему так ответил писатель? С этой  проблемной ситуации я начинала урок – орфографическая дуэль по теме «Правописание  чередующихся корней» в  6 классе.   Приёмов создания проблемных ситуаций достаточно много, поделюсь теми, которые использую я. Но прежде  хочу задать Вам вопрос: «Когда урок бывает неэффективным?»  Причины могут быть разные. На мой взгляд,  редкое использование элементов  проблемного обучения – одна из главных причин. Может ли урок с использованием проблемных ситуаций быть неэффективным?  Мой опыт  ведения проблемных уроков  показывает, что такие уроки всегда приносят  результат,  ведь именно результат показывает, смогли мы сделать наш урок эффективным или нет.

   Урок как основная форма обучения в школе даёт возможность каждому ребёнку чему-то научиться. Чтобы это произошло, результат урока должен быть спланирован в расчете не на класс, а на каждого ученика.  В соответствии с новыми стандартами результат обучения описывается через учебные действия.  Одним из видов учебных действий учащихся является решение проблемных ситуаций на уроках, которое обеспечивает сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний и  приводит к следующим показателям

- к повышению мотивации к учебной, познавательной  деятельности (появление интереса у каждого учащего к урокам);

- к углублению уровня понимания учебного материала (уход от поверхностного понимания и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания);

 - конструктивное отношение учащихся к такому явлению, как «проблема» (научившись решать учебные проблемы, дети без страха и паники будут относиться к жизненным проблемам).

  На мой взгляд, если удастся  добиться этих результатов, то уроки можно назвать эффективными. Поэтому я обратилась к технологии проблемного обучения и предлагаю вашему вниманию описание опыта работы по теме   «Проблемная ситуация как технологический прием повышения эффективности урока».

  Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

   Чем отличается проблемный урок от традиционного,  известно всем, и я стремлюсь, чтобы дети самостоятельно добывали знания и креативно мыслили. Поэтому моя роль на уроке  -  создание условий, которые способствуют развитию у детей потребности в поиске нового знания. Создаю эти условия с помощью использования проблемных ситуаций. Современный урок- это  вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников. Практически все нетрадиционные формы уроков позволяют создавать проблемные ситуации, активизируют учебную деятельность  и помогают сделать урок более эффективным.   Я серьёзно отношусь к выбору формы урока и использую следующие  нетрадиционные  формы уроков русского языка:

-  Орфографическая дуэль

-

-   Творческая мастерская

-  Урок – сюрприз

-  Урок – космическое путешествие

 - Урок - театрализованное представление

 -  Урок – сказка  

             Чтобы урок прошёл успешно, надо вызвать интерес у детей в самом его начале. Как говорил Аристотель,  познание начинается с удивления. Использую интригующее начало урока. Начинаю урок ситуацией из жизни известных людей, сюжетного повествования, сюжетной задачи, а иногда просто со  стихотворения.

    Проблемный вопрос  выступает как средство мотивации и содержит противоречие, требует разных вариантов ответов, нуждается в ответе-размышлении.    Вопросная форма, в отличие от повествовательной, обостряет противоречие и призывает к действию.

     На этапе изучения и закрепления материала применяю такие  типы проблемных ситуаций:       учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемные вопросы,  дать объяснение новому факту  и учащиеся сталкиваются с необходимостью использования раннее усвоенных знаний в новых практических условиях.  Какие проблемные задания  помогают в работе?

 -  объединитесь по видам орфограмм (словарная работа в начале урока);  

-  продолжите фразу (при закреплении и повторении теории);

- по названию станции определите, какая орфограмма здесь живёт, какое правило будем повторять;  

- предлагаю тексты и спрашиваю «При изучении какой орфограммы, какого правила, какой темы может быть использован этот текст и почему?»;

 -  прием «Три предложения» очень полезен при подготовке к написанию сжатого изложения. Читаю короткий рассказ, дети слушают и передают содержание тремя простыми предложениями.  Практика показывает, что легче детям просто  подробно пересказать текст, а  пересказ сжатый вызывает трудности.

   Игры и игровые приемы - один из способов создания проблемной ситуации. Вы, конечно, все обращаетесь к игре  как  средству побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. А вот какие игры на уроках использую я.

 -  «Веришь – не веришь» (работа с утверждениями);

          -  «Ручеёк» (работа в парах, дети передвигаются с парты на парту);

           -  «Рыбалка» (импровизированной удочкой «ловим» задания и вопросы);

           -   «Поймай мяч» (кидаю мяч, задаю вопрос)

   Творческие работы – самая увлекательная часть урока, и если разнообразить их виды, можно научить детей думать и использовать ранее полученные знания в новых практических условиях.

            -  «Бином фантазии» - прием, придуманный Джани Родари,  я использую в качестве творческой  работы.  

            -  Подбор ассоциаций – это ещё один вид творчества детей.  Вспомните себя, часто мы прибегаем к ассоциациям, чтобы запомнить какую- нибудь информацию, а представьте, сколько информации дети уносят с наших уроков.  Значит, надо придумать способ запоминания, чтобы решить проблему.  И решаем, обращаясь за помощью к приему  мнемоника (Например, придумали правило ослика для запоминания орфограммы «Чередующиеся корни мер, мир , пер, пир и т.д» . Ослик говорит ИА, значит, где суффикс А, там пишем И. Или запоминаем непроверяемые гласные, придавая  букве конкретный образ)  

      - Даймонд.

     -  Диаманта.

     - Интересный вид творческой работы - монофон - это краткий учебный рассказ, все слова которого начинаются на одну букву. Формирует стиль говорящего, расширяет словарный запас.

    -  Истории с опорой на пирамиду.  

    -  Наброски ( сочинения –миниатюры) –к правилам, к мыслям, наброски, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные предложения.  

 Может быть, с каким-то видом творческой работы Вы оказались незнакомы, но о синквейне слышали все.  Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн  можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, закрепления. Я чаще использую в качестве рефлексии.

    Рефлексия – это заключительный этап урока, который является обязательным в проблемном уроке. Мне помогают в работе следующие  способы рефлексии:

- цветовая ( на основе методики Люшера);

- самооценка;

 - взаимооценка;

 - смайлик;

 - вопросы «Как я себя оценю и почему?», «Что узнал нового, что знал, какие проблемы встретились»;

  -  знаки препинания (какой бы знак препинания вы поставили в конце урока и почему?»

     Для того чтобы закончить урок на положительной ноте,  пользуюсь одним из вариантов упражнении «Комплимент».  

     Способность учащегося к рефлексии дает ему возможность определять границы знания и незнания, добился он результата или надо ещё раз вернуться к некоторым моментам урока.  

      Таким образом, когда применяются нестандартные формы урока, задаются проблемные вопросы, возникает живой диалог, появляются игровые моменты, тогда и создаётся проблемная ситуация, рождается интерес к русскому языку,  ученики начинают  видеть за сухими строчками правил красоту, мощь, глубину «великого и могучего» русского языка, стремятся к результату. А когда результат виден и учителем, и учеником, тогда можно говорить о повышении эффективности урока.   Есть один результат, который виден сразу после урока. Это то, как отозвались об уроке дети – непосредственные его участники.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...