Система дополнительных заданий к упражнениям из учебника "Русский язык. 9 класс"
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Практическая ценность проекта заключается в разработке обучающих, тренирующих, контролирующих материалов по русскому языку на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2012 года, которые могут быть использованы учителями русского языка для эффективной и качественной подготовки к ГИА по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет гуманитарного образования
Кафедра филологического образования и межпредметной интеграции
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
КПК: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выполнил: | ХОБОТОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ «СОШ №9» ТИХВИНСКИЙ РАЙОН |
Руководитель: | ПОПКОВА ВЕРА ЮРЬЕВНА МЕТОДИСТ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ |
Санкт-Петербург
2011
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
Название проекта: «Система подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе»
Автор проекта: Хоботова Светлана Сергеевна
Учебный предмет: русский язык
Тип проекта: практико-ориентированный
Заказчик проекта: МОУ «СОШ №9» Тихвинского района
Цель проекта: создать систему заданий к упражнениям из учебника «Русский язык. 9 класс», способствующих эффективной и качественной подготовке к ГИА по русскому языку
Задачи проекта:
- изучить содержание упражнений и задания к ним в учебнике «Русский язык. 9класс»;
- проанализировать содержание упражнений и заданий к ним в учебнике «Русский язык. 9 класс»;
- разработать обучающие, тренирующие, контролирующие материалы к упражнениям на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2012 года
Вопросы проекта:
- Способствуют ли упражнения и задания к ним из учебника «Русский язык. 9 класс» качественной подготовке к ГИА по русскому языку?
- Можно ли подготовиться к ГИА по русскому языку только через урок русского языка?
Необходимое оборудование: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Аннотация:
Практическая ценность проекта заключается в разработке обучающих, тренирующих, контролирующих материалов по русскому языку на основе демонстрационного варианта ГИА по русскому языку 2012 года, которые могут быть использованы учителями русского языка для эффективной и качественной подготовки к ГИА по русскому языку.
Предполагаемый продукт: система заданий к упражнениям из учебника «Русский язык. 9 класс» (авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.)
Этапы работы:
- Выбор темы проекта, постановка цели, задач.
- Планирование работы по созданию проекта.
- Анализ материалов учебника.
- Создание системы вопросов и заданий к упражнениям из учебника.
- Оформление проекта.
- Обобщение результатов работы.
- Защита проекта
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение.
- Практическая часть.
- Заключение.
- Список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Результаты сдачи ГИА девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального результата необходимо правильно организовать данную работу.
Попробуем разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует ГИА по русскому языку и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.
Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:
- лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя уместные лексические и грамматические средства). В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни.
Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания, выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, авторского отношения к героям; опознавание изученных средств выразительности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.
Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно оно необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.
Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.
Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.
Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем
Цель проекта - создать систему дополнительных заданий и вопросов к упражнениям из учебника «Русский язык. 9 класс». Это работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части А и В заданий ГИА.
Параллельно с этим проводится работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников.
Все виды учебной деятельности учащихся, различные упражнения и задания, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Данный проект призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дополнительные задания к упражнениям из раздела «Сложноподчиненные предложения»[1].
Упражнение 91.
- Выпишите полное отыменное прилагательное с –НН-, образованное от существительного с основой на –Н-.
- Выпишите слово с постоянной приставкой на согласный.
- Выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова, выбор которой зависит от ударения.
- Подберите стилистически нейтральные синонимы к слову «свежий» (предложение 1, 2). Запишите эти слова.
- Укажите предложения, в которых средством выразительности является метафора. Выпишите их.
- Найдите предложение с однородными членами предложения. Выпишите это предложение, обозначив графически однородные члены предложения.
- Найдите предложение с вводным словом. Выпишите это предложение, обозначив графически вводное слово.
- Найдите предложение с обращением. Выпишите это предложение, обозначив графически обращение.
Упражнение 100.
- Выпишите глаголы, в суффиксе которых пишется безударная гласная буква –И- (-Ы-), потому что в форме 1 лица настоящего времени они заканчиваются на –ИВАЮ (-ЫВАЮ).
- Выпишите слова с приставками, написание которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
- Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «исполинские» (предложение 1). Запишите это слово.
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. Выпишите его.
- Замените словосочетание городских домов (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Найдите предложение с вводным предложением. Выпишите это предложение, обозначив графически вводное предложение.
Упражнение 111
- Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
- Выпишите слово с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет. Выпишите его.
- Замените словосочетание Колин городок (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Выпишите грамматическую (-ие) оснву (-ы) предложения 3. Определите тип(-ы) сказуемого (-ых).
- Найдите предложение с вводным словом. Выпишите это предложение, обозначив графически вводное слово.
Упражнение 119.
- Выпишите отыменное прилагательное, в котором написание –Н- (-НН-) определяется тем, что это прилагательное является исключением из правила.
- Выпишите слово с приставкой, написание которой зависит от лексического значения.
- Замените словосочетание беспокойно оглядывалась (предложение 1), построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением, выраженным причастным оборотом. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное согласованное определение.
- Найдите предложения с обособленными распространенными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Выпишите эти предложения, обозначив графически обособленные обстоятельства.
- Найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное приложение.
Упражнение 132.
- Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
- Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется последующей согласной.
- Выпишите отыменное прилагательное, в котором выбор –Н-/-НН- определяется условием: «В суффиксах –АН- /-ЯН- пишется –Н-».
- Выпишите слова, в которых правописание –НН- определяется тем, что это полные страдательные причастия, образованные от глаголов совершенного вида.
- Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «полный» (предложение 2). Запишите это слово.
- Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет. Выпишите их.
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
- Укажите предложения, в которых средством выразительности является олицетворение. Выпишите их.
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. Выпишите его.
- Замените словосочетание песчаной дорожке (предложение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Выпишите это предложение, обозначив графически обособленное обстоятельство.
Упражнение 135.
- Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
- Выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова, выбор которой зависит от ударения.
- Выпишите слова, в которых правописание –НН- определяется тем, что это полные страдательные причастия, образованные от глаголов совершенного вида.
- Выпишите слово с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
- Выпишите слово с постоянной приставкой на согласный.
- Укажите предложения, в которых средством выразительности является эпитет. Выпишите их.
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
- Найдите предложения с обособленными согласованными распространенными определениями, выраженными причастными оборотами. Выпишите эти предложения, обозначив графически обособленные согласованные определения.
Упражнение 140.
- Выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется наличием/отсутствием суффикса –а-.
- Выпишите слово с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора. Выпишите ее.
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет. Выпишите его.
- Замените словосочетание топот лошади (предложение 3), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Найдите предложения с однородными сказуемыми. Выпишите эти предложения, обозначив графически однородные члены предложения.
Упражнение 174.
- Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой определяется последующей согласной.
- Выпишите отыменное прилагательное с –НН-, образованное от существительного с основой на –Н-.
- Выпишите слова с приставкой, написание которой зависит от лексического значения.
- Выпишите слова с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
- Замените словосочетание жителей деревни (предложение 1), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
- Найдите предложения с обособленными распространенными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом. Выпишите эти предложения, обозначив графически обособленные обстоятельства.
Упражнение 181.
- Выпишите слово с безударной чередующейся гласной в корне слова, выбор которой зависит от лексического значения слова.
- Выпишите слова с приставкой на согласный, написание которого определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
- Выпишите слово, в котором написание гласной после приставки на согласный определяется правилом: «После приставки на согласный пишется –Ы-, если слово без приставки начинается с гласной И».
- Выпишите глаголы, в суффиксе которых пишется безударная гласная буква -Ы-, потому что в форме 1 лица настоящего времени они заканчиваются на -ЫВАЮ.
- Подберите стилистически нейтральный синоним к слову «тащил» (предложение 8). Запишите это слово.
- Найдите предложение с однородными членами предложения. Выпишите это предложение, обозначив графически однородные члены предложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка к экзаменам – напряжённый и ответственный период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют режим занятий и отдыха, как они готовятся, во многом будет зависеть и успешная сдача экзаменов. Сегодня выпускники школ сталкиваются со многими проблемами и трудностями экзаменационного периода. Анкетирование и беседы с девятиклассниками, участвовавшими в итоговой аттестации по новой форме, свидетельствуют о том, что большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как творческая часть работы (написание изложения и сочинения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу, которая предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала (в 5 – 9 классах), и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста (на слух и / или зрительно), с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определённым требованиям.
Актуальность данного проекта несомненна: учителям и ученикам неизбежно придётся столкнуться с проблемой подготовки и к итоговой аттестации в 9 классе, и к Единому государственному экзамену, ставшему обязательным в нашей стране. Поэтому в данном проекте можно найти тренировочный материал по всем разделам школьного курса, которые изучаются на уроках русского языка и которые так или иначе представлены в содержании экзамена. Действительно, ученик получит возможность потренироваться в выполнении разнообразных заданий по каждому разделу школьного курса.
Подобная система дополнительных заданий, на мой взгляд, способствует эффективному повторению изученного ранее материала и качественной подготовке к ГИА по русскому языку. Работа, проводимая в связи с углубленным повторением изученных правил создает почву для лучшего усвоения других правил, применение которых связано с развитием речевого слуха, навыком морфемного анализа, пониманием значения слова; способствует, таким образом, повышению общей языковой и лингвистической компетенции учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. и др. Русский язык: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 класс; М.: Просвещение, 2011
[1] Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю. и др. Русский язык: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник заданий и упражнений на английском языке "Ты знаешь край, в котором живешь?"
Предлагаю Вашему вниманию сборник заданий и упражнений о культуре Вятского края...
Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»
Методические ресурсы: Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса – отработка практически...
Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.
Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...
Мастер-класс по созданию интерактивных заданий и упражнений по русскому языку и литературе
мастер-класс...
Авторская методическая разработка.Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии.
В разработке приведены примеры заданий и упражнений для реализации деятельностного подхода в географическом образовании....
Разноуровневые задания и упражнения по русскому языку для обучающихся 5-7 классов.
Разноуровневые задания и упражнения по русскому языкудля обучающихся 5-7 классов....
«Система дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе ( в рамках подготовки к ОГЭ)»
laquo;Система дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе ( в рамках подготовки к ОГЭ)»...