Викторина"Жизнь и творчество А.С. Пушкина"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Это стихотворение называется «К другу стихотворцу». Оно было подписано ______________________. С кем из друзей АСП и как оно связано?
(Лицей; подпись “НКШП” — фамилия Пушкин, написанная наоборот и без гласных, стихотворение посвящено В.Кюхельбекеру, а прислано для публикации в журнал «Вестник Европы» А.Дельвигом — тайком от Пушкина.)
— “Самовластительный злодей! // Тебя, твой трон я ненавижу! // Твою погибель, смерть детей // С жестокой радостию вижу!” Откуда эти слова? О ком речь? Кто ещё из исторических деятелей упомянут в произведении?
(Петербург; ода «Вольность», речь, скорее всего, о Наполеоне; в оде упомянуты также Калигула, Людовик XVIII, Павел I.)
— Когда и с кем проделан маршрут от Екатеринослава до Кишинёва? Какие пункты ещё входят в этот маршрут? Возникали ли по дороге стихи?
(Южная ссылка; речь о путешествии Пушкина по Кавказу и Крыму с семьёй Раевских; из множества пунктов, входящих в маршрут, хорошо бы назвать Бахчисарай — поэма «Бахчисарайский фонтан») и Гурзуф — город, в виду которого на корабле было написано стихотворение «Погасло дневное светило» — мы читали и разбирали его в классе.)
— Изгнание Пилецкого и попытка Горчакова спасти Пущина — какая связь между ними?
(Лицей; речь о таком важном понятии, как “лицейский дух” — дух свободы, братства, высоких представлений о чувстве собственного достоинства. В двух названных случаях как раз этот “лицейский дух” и проявился. Надзиратель Пилецкий, притеснявший лицеистов, был вынужден подать в отставку по требованию всех учеников лицея, пригрозивших ему коллективным уходом из этого учебного заведения. Горчаков, рискуя карьерой, пытался спасти Пущина после декабрьского восстания, предложив ему помощь по бегству за границу.)
— “Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда”… Как раздражил Пушкин этого человека?
(Южная ссылка; речь о М.С. Воронцове, под начальством которого Пушкин служил в Одессе. Свои служебные обязанности поэт выполнял весьма своеобразно — случай с саранчой, к тому же писал на начальника эпиграммы — начало одной из них и приведено в задании — и настойчиво ухаживал за его женой.)
— “Он человек! им властвует мгновенье. // Он раб молвы, сомнений и страстей. // Простим ему неправое гоненье…” Почему простим? О ком речь? Откуда строки?
(Михайловское; речь об Александре I — Пушкин готов простить ему ссылку: ведь “он взял Париж, он основал Лицей”. Строки взяты из стихотворения «19 октября» 1825 года, которое подробно комментировалось на уроках.)
— “Ты простирал из-за моря нам руку, // Ты нас одних в младой душе носил, // И повторял: «На долгую разлуку // Нас тайный рок, быть может, осудил»”. Кто этот “ты”? Что за слова он повторяет?
(Михайловское — а можно, в случае необходимости, отнести и к Лицею. Это тоже строки из стихотворения «19 октября», они посвящены Ф.Матюшкину, некогда лицеисту, а теперь, в 1825 году, мореплавателю, совершающему кругосветное путешествие. А повторяет он слегка изменённые слова из лицейского гимна, написанного А.Дельвигом.)
— “Троих из вас, друзей моей души, // Здесь обнял я”. Кого именно? Где “здесь”? По какому поводу обнимал?
(Михайловское; речь о друзьях-лицеистах, с которыми Пушкин встречался во время ссылки в Михайловское — И.Пущине, А.Дельвиге, П.Горчакове. Подробно мы говорили об этих встречах при чтении стихотворения «19 октября» 1825 года.)
— “Но мысль ужасная здесь душу омрачает…” Какая мысль? Где “здесь”?
(Михайловское (или Петербург); строка взята из стихотворения «Деревня», написанного в “петербургский” период, но тематически связанного с Михайловским. Речь о крепостном праве.)
— “Ты ждал, ты звал — я был окован. // Вотще рвалась душа моя. // Могучей страстью очарован, // У берегов остался я”. Где происходило дело? Кто ждал? Что за страсть? Откуда слова?
(Южная ссылка; цитируется стихотворение «К морю», законченное уже в Михайловском. Ты — это океан, море (напомним, что о “мужском роде” слова “море” в этом стихотворении писал в специальной статье Ю.М. Лотман). Речь, вероятнее всего, идёт о попытке бегства за границу, которую чуть было не предпринял Пушкин, находясь в Одессе. Среди возможных источников отказа от этого плана называется любовь Пушкина к Е.К. Воронцовой — можно предположить, что строки о “могучей страсти” как раз относятся к ней.)
— С каким городом связаны сверчок, старушка, Светлана и Ахилл?
(Петербург; имеется в виду «Арзамас», а в задании даны прозвища арзамасцев.)
— “Юность поёт о любви — муж воспевает тревоги”. К какой книге предпослан Пушкиным этот эпиграф? Почему, увидев его, Карамзин воскликнул: “Зачем губит себя молодой человек?”
(Михайловское; эпиграф был дан к сборнику «Стихотворения Александра Пушкина», который вышел через две недели после декабрьского восстания. Строка взята из римского поэта Проперция. Латинское слово tumultus означало не только “тревогу” или “шум”, но и “мятеж”, “бунт”.)
— “Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?” Какие реальные события, возможно, отразились в этой стихотворной строке?
(Болдинская осень; строки взяты из стихотворения «Бесы». В них переплелись мотивы смерти и свадьбы: возможно, так, в превращённом виде, отразились здесь опасения Пушкина за судьбу невесты Н.Н. Гончаровой, с которой он был разлучён по причине свирепствовавшей в России эпидемии холеры.)
— Какая связь между «Повестями Белкина», «Сказкой о попе и работнике его Балде» и «Моцартом и Сальери»?
(Они написаны во время первой Болдинской осени.)
— “Некто спросит с коня: «Что везёте, друзья?» — «Грибоеда»”. О чём речь в этих строках? Какое отношение они имеют к Пушкину?
(Годы до женитьбы; речь о встрече с телом зверски убитого Грибоедова, описанной самим Пушкиным в «Путешествии в Арзрум». Строки принадлежат Д.Кедрину.)
— Это высочайше пожалованное Пушкину звание раздосадовало его до крайней степени. Почему?
(Последние годы; звание “камер-юнкер” давалось обычно молодым людям. Кроме того, Пушкину после получения этого звания необходимо было присутствовать на придворных мероприятиях, что было для него крайне тяжело.)
— Прервав работу над __________, Пушкин отправляется в четырёхмесячную поездку по некоторым губерниям России, чтобы собрать материал для создания ___________. Как связаны два эти произведения?
(Последние годы; речь идёт о «Дубровском» и «Капитанской дочке» (а также «Истории Пугачёва»). И в одном, и в другом произведении рассказывается о народном восстании и дворянине, который определяет свою позицию по отношению к этому бунту.)
— По иронии судьбы, фамилии трёх участников этого дела начинались на букву Д. Назовите эти фамилии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина
Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....
Литературные викторины "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
Викторины "Пушкин в Москве" и "Творчество А.С.Пушкина"....
Викторина "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина" (для 8-9 классов)
175 лет назад трагически погиб великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин....
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Викторина своя игра. Жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Игра- викторина для учащихся девятых классов по биографии и творчеству А.С. Пушкина. Выполнена с использованием программы PowerPoint 2010....
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"
Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....