« Понятие о словах, обозначающих действие предмета. Глагол». 2 класс.
методическая разработка по русскому языку по теме

Тема моего урока:« Понятие о словах, обозначающих действие предмета. Глагол». 2 класс.Я поставила следующие цели:повторить имеющиеся знания о глаголе, ознакомить со словами, обозначающими действие предмета, развивать умение работы с текстом, воспитывать интерес к языку,  бережное отношение к родной природе.

Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.

Пришвин М. М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Галина Фёдоровна, учитель начальных классов.

 Преподавание в начальной школе.

Тема: « Понятие о словах, обозначающих действие предмета. Глагол». 2 класс.

Цели:

 Повторить имеющиеся знания о глаголе, ознакомить со словами, обозначающими действие предмета, развивать умение работы с текстом, воспитывать интерес к языку. бережное отношение к родной природе.

Оборудование: 

таблица «Глагол», индивидуальные карточки, технологические карты, картинки с изображением птиц.

На данном уроке применяется экологический материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно так, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

  1. Подготовка к восприятию темы.

  1. Работа над стихотворением Г. Ладонщикова Зимние картинки»

Учитель читает стихотворение Г. Ладонщикова «Зимние картинки».

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос,

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку,

А под листьями лежат

Два молоденьких ежа.

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо, и тепло.

Запасла грибов и ягод столько,

Что не съесть и за год.

Под корягой , в буреломе

Спит медведь в уютном доме,

Положил он лапу в рот

И, как маленький сосет.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода-кора.

На поляне куропатки

Снег копают без лопатки.

Даже хитрому врагу
Не заметить их в снегу.

Стало голодно синице,

Но в кормушку сесть боится.

-Будь смелее, не робей,-

Приглашает воробей.

У.Что вы представили, когда услышали эти строчки?

-Какое время года изобразил автор?

-Кого мы увидели в этом стихотворении?

-О чем это стихотворение?

  1. Минутка чистописания

-А вы любите отгадывать загадки?

1) Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфиком.

Кто это? (Синица)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая.

(Сорока)

Грудка ярче, чем заря.

 У кого? ( У снегиря)

Какая буква стоит в начале отгадок?

Какую букву мы будем сегодня писать?

Сс, Со, Сн, Си

Сорока, синица, снегирь.

  1. Знакомство с экологической темой

 Как вы думаете, кто сегодня придет к нам на урок в гости?

( Птицы и звери)

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы совершим прогулку в зимний лес. Вы готовы? Как будем добираться до леса? В лесу мы, наверное, услышим звуки птичьих голосов, а, может быть, кого-то из зверюшек увидим. В пути мы вспомним, что мы уже знаем о зиме  из уроков литературного чтения и окружающего мира. Ну и , конечно, не будем забывать о правилах, ведь у нас 0урок русского языка.

-Закройте глазки, и представьте, что вы в зимнем лесу.

Что вы увидели?

-Посмотрите, как художники изображают русскую зиму.

( На доске картины русских художников о зиме)

-Лес зимой очень красив. Но как-то очень тихо и пусто в нем.

-Так ли это?

-Прислушайтесь!

-Давайте убедимся, правы ли мы?

-Устроим привал.

  1. Словарная работа

У вас на партах лежит задание №1.

Прочитайте его.

Что это за текст?

Докажите, что это текст?

Кого мы увидели?

( Белку, берлогу медведя, лисичку, зайца, куропатку, синичку,

воробья)

-Значит, лес не такой пустой, как нам кажется.

-Раз уж мы на отдыхе, то давайте займемся делом.

Вспомним правила проверки безударных гласных.

Возьмите ручки и вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

Т..пло-теплый

Зап..сла-запас

Гр..бов-гриб

М..дведь-сл. Слово

Л..сица-лисонька

В..да-воды

Н..ра-норка

Вр..гов-враг

Сп..сают-спас

А в каких словах есть еще пропущенные буквы?

(Яго…, за го…)

-Какое правило мы знаем?

-Подберите проверочные слова.

-Какие правила мы повторили в словарном диктанте?

 

Что мы узнали из этого текста?

( Как зимуют звери и птицы)

     -Итак, продолжим путь. Как тихо кругом! Вы не замерзли?

     Давайте согреемся!

  1. Физкультминутка.

      Каждый день, когда встаем,

      Мы с братишкою вдвоем,

      Взяв крупы и хлебных крошек,

      На крыльцо бежим скорей.

      Много ласковых, хороших

      Прилетает к нам друзей!

  1. Знакомство с новой темой.  Знакомство с глаголом

 Посмотрите на снег, поднимите головку вверх.

 Что вы увидели?

  А что услышали?

 -Оказывается, лес совсем не пустой.

 -Кто же здесь есть?

  (Звери и птицы, они остались здесь зимовать)

  -Сейчас мы с ними поближе познакомимся.  

  1. У вас на партах задание №2.

Внимательно прочитайте.

О ком говорится в ваших небольших текстах.

На доске картинки с изображением зверей и животных.

Тритон.

 (Ученики читают свои тексты)


А) Зимой в лесу холодно. В пруду вода замерзает. Хвостатый тритон ушел из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.


-Что ты знаешь о тритонах?

-Поставим вопрос к этому существительному.

Кто?

( На доске появляется запись.)

Кто?

Тритон.

Каким вопросом обозначим его действие?

Что сделал?

Ушел, забился.


Б) Змеи зарылись под корни в мох. Летучие мыши прячутся в дупла, на чердаки. Скрылись бабочки, мухи, комары.


Кто?

Мыши

Что делают?

Прячутся.


В)Толстый барсук все реже выходит из своей теплой норки. Муравьи закупоривают



 входы и выходы из своего высокого города.


Кто?

Барсук.

Что делает?

Выходит.


Г) Рыбы стаями громоздятся в глубоких ямах, зарываются в ил.


  Кто?

Рыбы.

Что делают?

Д) Мышки вырыли себе глубокие норки. Зимой они спят только в сильный мороз

Кто?

Мышки.

Что сделали?

Вырыли.


Е) Белки устроили свою кладовую на дереве. Тут у них лежат орешки, шишки и грибы.


Кто?

Белки.

Что сделали?

Устроили.




Ж) Медведь спит в берлоге, лапу положил в рот и сосет , как маленький.


Кто?

Медведь.

Что делает?

Спит.


З) У зайчика нет берлоги, его от врагов спасают ноги, а ест он кору деревьев.


Кто?

Зайчик.

Что делает?

Ест.


И) В зимнем лесу живут синицы, дятлы, корольки. А около наших домов кормятся галки, воробьи, снегири.


Кто?

Синицы, дятлы, корольки.

Что делают?

Живут.


Й) Зимой у красных гроздей рябины появляются свиристели. Они прилетают с Севера и остаются на всю зиму.


Кто?

Свиристели.

Что делают?

Появляются и прилетают.

-Какие части речи обозначают предмет?

Что такое существительное?

А что обозначают эти слова?

(Действие предмета)

А на какие вопросы они отвечают?

А кто из вас знает, какая это часть речи?

Какую часть речи мы будем сегодня изучать?

-А теперь прочитаем еще раз свой текст.

Кого мы встретили в текстах?

Кто-то из зверей прячется в норке, а вот птички не делают запасов на зиму.

Как же зимой можно помочь птицам?

( Нужно их кормить)

  1. Закрепление изученного материала.  Работа с технологическими картами.

Мы снова в зимнем лесу. Вспомните, стихотворения каких поэтов мы изучали на уроках литературного чтения?

(Стихотворения И. А. Бунина, К. Бальмонта, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина)

А какие стихотворения вам запомнились больше всего?

( С. А Есенин «Поет зима-аукает», «Береза»)

А сейчас у нас новое задание-работа с технологическими картами.

Посмотрите на них.

Они состоят из нескольких частей. Прочитайте задания. В задании вам встретится знакомые тексты. Вместо точек нужно вставит слова, которые отвечают на вопросы: что делает, что сделал? Впишите ответы на вопросы.

 Знакомство с темой        

Текст                                      

Вывод

Я хочу знать, что такое глагол. На какие вопросы отвечает. Что обозначает.

Поёт зима – …

Мохнатый лес …

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

…  в страну далёкую

Седые облака.

Глагол отвечает на вопросы: …

Глагол обозначает:…

Я хочу знать, что такое глагол. На какие вопросы отвечает. Что обозначает.

Белая берёза

 Под моим окном

… снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

….  Кисти

Белой бахромой.

Глагол отвечает на вопросы: …

Глагол обозначает:…

Проверка.

Глагол – это …

Глагол отвечант на вопросы…

Глагол обозначает …

  1. Работа с учебником.

-А теперь давайте убедимся, что мы с вами сделали правильный вывод

Откройте учебник на странице 19. Прочитайте.

Какую же часть речи мы сегодня изучаем?

Можем ли мы обойтись без глаголов? Почему?

  1. Проверка домашнего задания.

Раздается стук в дверь. Входит почтальон.

Почтальон: Ребята, я принес вам письмо от синички.

Можно мне прочитать?

« Дорогие ребята! Я прилетела к вам посмотреть, какие у вас есть кормушки для птиц. Не забывайте, пожалуйста, про нас.»

У. Что же мы ей ответим?

Ребята приготовили свои рисунки, где изобразили кормушки.

Ирочка прочитает стихотворение З. Александровой « Птичьи кормушки»

Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли,

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри, прилетели снегири,

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев- стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог прилетело семь сорок.

  1. Итог урока:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

С какой частью речи познакомились?

Какая часть речи называется глаголом?

(Сегодня мы узнали, как зимуют звери и птицы. Им нужно обязательно помогать. А еще мы узнали, какая важная часть речи-глагол)

Сегодня мы работали хорошо. И каждый получил оценку.

  1. Домашнее задание.

Составить рассказ « Моя птичья столовая».

В заключении урока я хочу прочитать вам следующие строки:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?"

Цель:1.Продолжать знакомить учащихся со словами – действиями, отвечающими на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? Учить выделять слова – действия из текста. Развивать навыки письменной речи. Знакомить с тер...

конспект урока в 3 классе по письму и развитию речи на тему: «Слова, обозначающие действия предметов».

Цели:1.Закрепить умения выделять слова, обозначающие действия предметов.2.Закрепить  умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов.3.Закреплять правописание словарных слов.4.Во...

Слова, обозначающие действия предметов

урок  письма для обучающихся 7 класса (коррекционная школа 8 вида, 2 вариант учебного плана)...

Открытый урок "Слова, обозначающие действия предмета"

Тема: Слова, обозначающие действия предметаЦели и задачи: ·         познакомить детей с глаголами;·...

Слова обозначающие действия предметов. Конспект

Слова обозначающие действия предметов. Конспект...