« Понятие о словах, обозначающих действие предмета. Глагол». 2 класс.
методическая разработка по русскому языку по теме
Тема моего урока:« Понятие о словах, обозначающих действие предмета. Глагол». 2 класс.Я поставила следующие цели:повторить имеющиеся знания о глаголе, ознакомить со словами, обозначающими действие предмета, развивать умение работы с текстом, воспитывать интерес к языку, бережное отношение к родной природе.
Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебедева Галина Фёдоровна, учитель начальных классов.
Преподавание в начальной школе.
Тема: « Понятие о словах, обозначающих действие предмета. Глагол». 2 класс.
Цели:
Повторить имеющиеся знания о глаголе, ознакомить со словами, обозначающими действие предмета, развивать умение работы с текстом, воспитывать интерес к языку. бережное отношение к родной природе.
Оборудование:
таблица «Глагол», индивидуальные карточки, технологические карты, картинки с изображением птиц.
На данном уроке применяется экологический материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно так, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Подготовка к восприятию темы.
- Работа над стихотворением Г. Ладонщикова Зимние картинки»
Учитель читает стихотворение Г. Ладонщикова «Зимние картинки».
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос,
Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа.
Белка спряталась в дупло,
В нем и сухо, и тепло.
Запасла грибов и ягод столько,
Что не съесть и за год.
Под корягой , в буреломе
Спит медведь в уютном доме,
Положил он лапу в рот
И, как маленький сосет.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода-кора.
На поляне куропатки
Снег копают без лопатки.
Даже хитрому врагу
Не заметить их в снегу.
Стало голодно синице,
Но в кормушку сесть боится.
-Будь смелее, не робей,-
Приглашает воробей.
У.Что вы представили, когда услышали эти строчки?
-Какое время года изобразил автор?
-Кого мы увидели в этом стихотворении?
-О чем это стихотворение?
- Минутка чистописания
-А вы любите отгадывать загадки?
1) Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфиком.
Кто это? (Синица)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая.
(Сорока)
Грудка ярче, чем заря.
У кого? ( У снегиря)
Какая буква стоит в начале отгадок?
Какую букву мы будем сегодня писать?
Сс, Со, Сн, Си
Сорока, синица, снегирь.
- Знакомство с экологической темой
Как вы думаете, кто сегодня придет к нам на урок в гости?
( Птицы и звери)
Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы совершим прогулку в зимний лес. Вы готовы? Как будем добираться до леса? В лесу мы, наверное, услышим звуки птичьих голосов, а, может быть, кого-то из зверюшек увидим. В пути мы вспомним, что мы уже знаем о зиме из уроков литературного чтения и окружающего мира. Ну и , конечно, не будем забывать о правилах, ведь у нас 0урок русского языка.
-Закройте глазки, и представьте, что вы в зимнем лесу.
Что вы увидели?
-Посмотрите, как художники изображают русскую зиму.
( На доске картины русских художников о зиме)
-Лес зимой очень красив. Но как-то очень тихо и пусто в нем.
-Так ли это?
-Прислушайтесь!
-Давайте убедимся, правы ли мы?
-Устроим привал.
- Словарная работа
У вас на партах лежит задание №1.
Прочитайте его.
Что это за текст?
Докажите, что это текст?
Кого мы увидели?
( Белку, берлогу медведя, лисичку, зайца, куропатку, синичку,
воробья)
-Значит, лес не такой пустой, как нам кажется.
-Раз уж мы на отдыхе, то давайте займемся делом.
Вспомним правила проверки безударных гласных.
Возьмите ручки и вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.
Т..пло-теплый
Зап..сла-запас
Гр..бов-гриб
М..дведь-сл. Слово
Л..сица-лисонька
В..да-воды
Н..ра-норка
Вр..гов-враг
Сп..сают-спас
А в каких словах есть еще пропущенные буквы?
(Яго…, за го…)
-Какое правило мы знаем?
-Подберите проверочные слова.
-Какие правила мы повторили в словарном диктанте?
Что мы узнали из этого текста?
( Как зимуют звери и птицы)
-Итак, продолжим путь. Как тихо кругом! Вы не замерзли?
Давайте согреемся!
- Физкультминутка.
Каждый день, когда встаем,
Мы с братишкою вдвоем,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей!
- Знакомство с новой темой. Знакомство с глаголом
Посмотрите на снег, поднимите головку вверх.
Что вы увидели?
А что услышали?
-Оказывается, лес совсем не пустой.
-Кто же здесь есть?
(Звери и птицы, они остались здесь зимовать)
-Сейчас мы с ними поближе познакомимся.
- У вас на партах задание №2.
Внимательно прочитайте.
О ком говорится в ваших небольших текстах.
На доске картинки с изображением зверей и животных.
Тритон.
(Ученики читают свои тексты)
А) Зимой в лесу холодно. В пруду вода замерзает. Хвостатый тритон ушел из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.
-Что ты знаешь о тритонах?
-Поставим вопрос к этому существительному.
Кто?
( На доске появляется запись.)
Кто?
Тритон.
Каким вопросом обозначим его действие?
Что сделал?
Ушел, забился.
Б) Змеи зарылись под корни в мох. Летучие мыши прячутся в дупла, на чердаки. Скрылись бабочки, мухи, комары.
Кто?
Мыши
Что делают?
Прячутся.
В)Толстый барсук все реже выходит из своей теплой норки. Муравьи закупоривают
входы и выходы из своего высокого города.
Кто?
Барсук.
Что делает?
Выходит.
Г) Рыбы стаями громоздятся в глубоких ямах, зарываются в ил.
Кто?
Рыбы.
Что делают?
Д) Мышки вырыли себе глубокие норки. Зимой они спят только в сильный мороз
Кто?
Мышки.
Что сделали?
Вырыли.
Е) Белки устроили свою кладовую на дереве. Тут у них лежат орешки, шишки и грибы.
Кто?
Белки.
Что сделали?
Устроили.
Ж) Медведь спит в берлоге, лапу положил в рот и сосет , как маленький.
Кто?
Медведь.
Что делает?
Спит.
З) У зайчика нет берлоги, его от врагов спасают ноги, а ест он кору деревьев.
Кто?
Зайчик.
Что делает?
Ест.
И) В зимнем лесу живут синицы, дятлы, корольки. А около наших домов кормятся галки, воробьи, снегири.
Кто?
Синицы, дятлы, корольки.
Что делают?
Живут.
Й) Зимой у красных гроздей рябины появляются свиристели. Они прилетают с Севера и остаются на всю зиму.
Кто?
Свиристели.
Что делают?
Появляются и прилетают.
-Какие части речи обозначают предмет?
Что такое существительное?
А что обозначают эти слова?
(Действие предмета)
А на какие вопросы они отвечают?
А кто из вас знает, какая это часть речи?
Какую часть речи мы будем сегодня изучать?
-А теперь прочитаем еще раз свой текст.
Кого мы встретили в текстах?
Кто-то из зверей прячется в норке, а вот птички не делают запасов на зиму.
Как же зимой можно помочь птицам?
( Нужно их кормить)
- Закрепление изученного материала. Работа с технологическими картами.
Мы снова в зимнем лесу. Вспомните, стихотворения каких поэтов мы изучали на уроках литературного чтения?
(Стихотворения И. А. Бунина, К. Бальмонта, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина)
А какие стихотворения вам запомнились больше всего?
( С. А Есенин «Поет зима-аукает», «Береза»)
А сейчас у нас новое задание-работа с технологическими картами.
Посмотрите на них.
Они состоят из нескольких частей. Прочитайте задания. В задании вам встретится знакомые тексты. Вместо точек нужно вставит слова, которые отвечают на вопросы: что делает, что сделал? Впишите ответы на вопросы.
Знакомство с темой | Текст | Вывод |
Я хочу знать, что такое глагол. На какие вопросы отвечает. Что обозначает. | Поёт зима – … Мохнатый лес … Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою … в страну далёкую Седые облака. | Глагол отвечает на вопросы: … Глагол обозначает:… |
Я хочу знать, что такое глагол. На какие вопросы отвечает. Что обозначает. | Белая берёза Под моим окном … снегом Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой …. Кисти Белой бахромой. | Глагол отвечает на вопросы: … Глагол обозначает:… |
Проверка. | Глагол – это … Глагол отвечант на вопросы… Глагол обозначает … |
- Работа с учебником.
-А теперь давайте убедимся, что мы с вами сделали правильный вывод
Откройте учебник на странице 19. Прочитайте.
Какую же часть речи мы сегодня изучаем?
Можем ли мы обойтись без глаголов? Почему?
- Проверка домашнего задания.
Раздается стук в дверь. Входит почтальон.
Почтальон: Ребята, я принес вам письмо от синички.
Можно мне прочитать?
« Дорогие ребята! Я прилетела к вам посмотреть, какие у вас есть кормушки для птиц. Не забывайте, пожалуйста, про нас.»
У. Что же мы ей ответим?
Ребята приготовили свои рисунки, где изобразили кормушки.
Ирочка прочитает стихотворение З. Александровой « Птичьи кормушки»
Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли,
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, прилетели снегири,
Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев- стая серых воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог прилетело семь сорок.
- Итог урока:
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
С какой частью речи познакомились?
Какая часть речи называется глаголом?
(Сегодня мы узнали, как зимуют звери и птицы. Им нужно обязательно помогать. А еще мы узнали, какая важная часть речи-глагол)
Сегодня мы работали хорошо. И каждый получил оценку.
- Домашнее задание.
Составить рассказ « Моя птичья столовая».
В заключении урока я хочу прочитать вам следующие строки:
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма в 3 классе для детей с нарушением интеллекта "Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?"
Цель:1.Продолжать знакомить учащихся со словами – действиями, отвечающими на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? Учить выделять слова – действия из текста. Развивать навыки письменной речи. Знакомить с тер...
конспект урока в 3 классе по письму и развитию речи на тему: «Слова, обозначающие действия предметов».
Цели:1.Закрепить умения выделять слова, обозначающие действия предметов.2.Закрепить умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов.3.Закреплять правописание словарных слов.4.Во...
Коспект открытого урока по предмету "письмо и основы грамоты" на тему "Слова, обозначающие действия предметов".
Конспект урока для 9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта....
Слова, обозначающие действия предметов
урок письма для обучающихся 7 класса (коррекционная школа 8 вида, 2 вариант учебного плана)...
Открытый урок "Слова, обозначающие действия предмета"
Тема: Слова, обозначающие действия предметаЦели и задачи: · познакомить детей с глаголами;·...
Конспект урока по предмету "Речь или альтернативная коммуникация" по теме «Слова, обозначающие действие предметов» 9 класс.
Конспект урока...
Слова обозначающие действия предметов. Конспект
Слова обозначающие действия предметов. Конспект...