"Русская фразеология" 10 класс
план-конспект по русскому языку по теме

Платонова Галина Федоровна
На уроке идет обобщение и дальнейшая систематизация знаний. Осуществляется активно-деятельностный подход к организации работыучащихся, развиваются умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка в 10 классе .

Тема: «Русская фразеология».

Цели:  -        общеобразовательная:

                               - более глубокое обобщение и дальнейшая систематизация

                        знаний;

                        

                - развивающая: 

                        - коммуникативную компетенцию учащихся;

                        - речь, память, внимание, вербально-логическое мышление,                          аналитико-синтетическую деятельность учащихся, умения        

                             сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со  

                             словарями;

                 - воспитывающая: 

                         - самостоятельность, умение сопереживать за товарища;

- стремление совершенствовать речевое мастерство,  повышать   речевую      культуру;

                        - интерес к русскому языку.

- формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию          информации.

        Оборудование:

         мультимедийная система; «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И Молоткова, 1967г., «Фразеологический словарь русского литературного языка», составленный А.И.Федоровым, 1995 г., «Толковый словарь крылатых слов и выражений», автор-составитель А.Кирсанова, М., «Мартин», 2003 г.

        Тип урока:  обобщение и систематизация изученного.

Структура урока и хронология каждого этапа

Название этапа и его дидактическая задача

Содержание этапа

I .  Оргмомент – 1 мин.

   Подготовка к начальной работе на уроке.

II.   Мобилизующий  этап  - 3 мин.

   Подготовка учащихся

к повторению и систематизации изученного материала.

III. Обобщение и систематизация знаний.

 Работа в группах – 30 мин.

     

 Привести полученные знания в систему. Выделить главные моменты.

IV. Работа с текстом. -  4 мин.

 

V. Подведение итогов – 2 мин.

Предварительное выявление итогов урока на основании мнения учащихся.

Приветствие. Проверка готовности, средства обучения, оборудования, цель.

Постановка перед учащимися проблемы.

Формирование темы и цели урока.

Выполнение заданий в группах, которые позволяют пользоваться системой (индукция, дедукция) для выявления целостности данной темы:

- фразеологизм и его признаки;

- образование фразеологизмов;

- источники русских фразеологизмов;

-употребление фразеологизмов в речи.

Выступления учащихся, обсуждение хода урока, самоанализ, стимулирование учащихся.

Ход урока.

Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

        Сегодня у нас групповая работа. Вы уже на группы разделились. От вас         потребуется внимание, сосредоточенность, активность, чтобы как можно         больше знаний взять с урока. Знания эти пригодятся вам в жизни.

        Откройте тетради и запишите число, «классная работа».        

        

        - Прочитайте, пожалуйста, четверостишья.

             - Что их объединяет? Выпишите.

                                ( Написаны на доске или на экране)

        Дружнее этих двух ребят

        На свете не найдешь.

        О них обычно говорят:

        Водой не разольешь.

                Мы исходили городок

                Буквально вдоль и поперек.

                И так устали мы в дороге,

                Что еле волочим ноги.

        Товарищ твой просит украдкой

        Ответы списать из тетрадки

        Не надо! Ведь этим ты другу

        Окажешь медвежью услугу.

                Фальшивят, путают слова,

                Поют кто в лес, кто по дрова.

                Ребята слушать их не станут:

                От этой песни уши вянут.

        - Что же объединяет эти четверостишья?

                (Фразеологизмы: водой не разольёшь, еле волочим ноги, вдоль и поперек, медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут).

        - Какова тема нашего урока?

                (Фразеология )

- Запишите тему урока.

(Слайд 1: «Русская фразеология»).

- Что обозначает слово «фразеология»?

        (Фразис – «выражение»,   логос – «учение»).

- Что такое фразеология?

        (Особый раздел лингвистической науки).

- Термином «фразеология» что еще называют?

                (Весь состав таких выражений в языке)

                   Слайд 2:

(Фразеология – состав фразеологических сочетаний в языке. Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов)

        - Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем материал по данной теме. Изучение фразеологизмов поможет обогатить вашу речь.         

        - В каждой из 5 групп выберите, пожалуйста, ответственного.

        - Прежде чем приступить к работе, вспомним правила для учащихся, работающих в группах.

Слайд 3

( «Правила работы в группах»)

        Правила для учащихся, работающих в группах.

         1. Критикуй идеи, но не человека.

        2. Поощряй участие каждого в обсуждении.

        3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с                     ним.

        4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

        5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.

         6. Ищи рациональное в высказываниях других. 

        - Прошу подойти ко мне по 1 человеку от каждой группы. На столе – конверты с заданиями. Пожалуйста (Ученики берут конверты). Вам потребуется умение отличить фразеологизм от свободного словосочетания.

        

( Слайд 4 – заголовок: «Фразеологизм и его признаки»)

             (Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответственные в группах оценивают участие в работе каждого).

        Задание 1.

         1 группа.  Определите, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами. Докажите, что остальные выделенные сочетания свободные. Распределите в два столбика.

        1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

        2 группа. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами. Назовите признаки фразеологизмов.

        Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

        Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

        3 группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов. О каком признаке фразеологизмов идет речь?

        (Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).

        4 группа. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

        Душа в пятки… . Без …в голове. Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … Мерить на свой … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Отольются волку овечьи …Гусь свинье не …

        5 группа. Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

        Идти навстречу, лед тронулся, между двух огней, заткнуть за пояс.

        

        - Итак, закончили работу. Проверим. (…) Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание?

                (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний)

        

         - Чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

(Ответ учеников)

Слайд 4 – продолжение.

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

1. Любое слово можно заменить другими словами.

1. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию.

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

2. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

3. Не создаются в процессе речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

        - Следующее задание 2.

                                        Слайд 5

 (заголовок задания: Образование фразеологизмов).

                (Представители от групп берут следующие конверты на столе учителя).

        

Задание 2 .

Группа 1. Определите,  какие из приведенных ниже фразеологизмов имеют сходные по составу свободные словосочетания. Как же фразеологизмы возникли?

        Не нюхать пороху, пожинать лавры, подставлять ногу, поймать на удочку, сбрасывать с плеч, становиться поперек пути, темна вода во облацех, не в своей тарелке, пальчики оближешь.

Группа 2. Определите образную основу фразеологизмов и как они возникли. Запишите.

        Корабль пустыни, королева полей, презренный металл, мозги набекрень, белые мухи, черное золото, пятый океан, человек в футляре.

 Группа 3. Какие фразеологизмы возникли на базе приведенных пословиц?

Выпишите.

        Что было, то быльем поросло. На леченом коне далеко не уедешь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Мужик задним умом крепок. На сердитых воду возят. Мелко плавать – дно задевать. Утопающий хватается за соломинку. Близок локоток, да не укусишь.

Группа 4. Определите, на базе каких фразеологизмов  возникли данные.  

        Брать на карандаш, навострить слух, кормить завтраками, отводить глаза, на всех парах, ариаднина нить, зеленый свет.

Группа 5.Определите возникновение русских  фразеологизмов.

        Играть первую скрипку, быть или не быть, золотая середина, ставить точки над I, постфактум, ахиллесова пята, игра не стоит свеч, в здравом уме и твердой памяти.        (Можно пользоваться словарем)

                        (Самостоятельная работа учащихся)

        - Проверяем работу.  Каждая группа дает ответ на вопрос, как же возникают фразеологизмы, используя пример выполненных упражнений.

                ( 1 – на базе    свободных словосочетаний

                  2 - -                отдельных слов

                  3 -                  пословиц и поговорок

                  4 -                  других фразеологизмов

                  5 -                  иноязычных фразеологизмов)

        - Сколько  существует типов материала, на базе которого созданы русские фразеологизмы?    (5 типов)

Слайд 5 (продолжение)

( Типы образования фразеологизмов

  1. Отдельные слова русского языка;
  2. Свободные словосочетания русской речи;
  3. Пословицы русского языка;
  4. Фразеологические единицы;
  5. Иноязычные фразеологизмы)

        - Выполняем следующее задание 3 (берут конверты). Вам необходимо определить источники (происхождение) фразеологизмов.

Слайд 6 (заголовок: источники фразеологизмов)

                (Самостоятельная работа по учебнику  упр. 78, 86, а одна группа – по карточке. Задания – в конвертах).                  

        1 гр. – упр.78: выписать фразеологизмы исконно русского    происхождения.

        2 гр. – упр. 78: старославянского

        3 гр. – упр. 78: западноевропейского

        4 гр. – упр. 86

                (работа со словарем  4 и 5 гр.)        

        5 гр. – Определить, из каких языков произошло заимствование, его                   значение. Как называется такой вид заимствования?

        Синий чулок, разбить наголову, хранить молчание, а король-то голый,        иметь зуб против кого-нибудь, перейти Рубикон.        

        (Оказываю индивидуальную помощь группам)

        

        - Работа закончена. Проверять будем по «ключу»

 («ключ» на экране – слайд 6 –упр.78)

«Ключ» к упр. 78.

Исконно русские

Старославянские

Заимствованные

-овчинка выделки не стоит;

-зубы заговаривать;

-а ларчик просто открывался;

-попасть впросак;

-еле-еле душа в теле;

-тяжела ты, шапка Мономаха;

-хоть кол на голове теши;

-тридцать сребреников;

-а Васька слушает да ест;

-лет до ста расти нам без старости;

-сами себя высекли;

-без руля и без ветрил.

-попал как кур в ощип;

-без году неделя;

-исчадие ада;

-по образу и подобию;

-блажен, кто смолоду был молод; во время оно.

-

-играть первую скрипку;

-в здравом уме и твердой памяти;

-что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку;

-быть или не быть;

-вавилонское столпотворение;

-мавр сделал свое дело, мавр может удалиться;

-альфа и омега;

-Содом и Гоморра;

-ахиллесова пята.

-

Взаимопроверка.  1 группа отдает тетради  второй, вторая – третьей, а третья – первой. Четвертая и пятая группы тоже меняются своими тетрадями. Выставляют оценки, нормы знают. Обращается внимание на упр.86,  учащиеся других групп делают записи в свои тетради).        

        

«Ключ» к упр. 86.

        Alma mater – (кормящая мать) – старинное студенческое                                 название университета.

        Apriori (лат.) – 1) ложное, антинаучное понятие идеалистической                         теории;

                        2) заранее, наперед (утверждать, отрицать,                                         соглашаться).

        Carte blanche (фран.) – карт-бланш 1) чистый бланк, подписанный лицом,                         предоставляющим другому лицу право заполнить этот бланк                         текстом;

                        2) неограниченное полномочие.

        Post factum (лат.) – после того как что-либо произошло.

        Post scriptum (лат.) – приписка к окончательному и подписанному письму,                         обыкновенно обозначаемая лат. буквами  P.S.

        Salto mortale (итал.) – (смертельный прыжок) – 1) прыжок акробата, при                         котором тело его перевертывается в воздухе;

                        2) рискованный, отчаянный шаг.

        Status guo (лат.) (статус кво) – положение, существующее в данный                                 момент или существовавшее в к.-л. времени.

        Volens nolens (лат.) – (хочешь не хочешь) употребляется, когда делается                         что-то поневоле, в силу необходимости.

                    - Назовите, пожалуйста, источники русских фразеологизмов.

(Ответы учеников).

(Слайд  7)

Деление по происхождению

 

                                                                                           

Фразеологизмы русского происхождения

        заимствованные

                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                   

западноевропейские

  старославянские старославянские

                                                                                                     

       

«чистые» заимствования

фразеологические кальки

                                                                       

- Выполняя следующее задание , мы  увидим, зачем нужны фразеологизмы.

                        ( Берут конверт с заданиями)

1 гр. Определите, какие фразеологизмы лишены образности, а какие имеют образный характер. Запишите в два столбика.

        Повестка дня, кормить завтраками, глаза на мокром месте, иметь значение, гашеная известь, сбрасывать маску, гласные звуки, как гром средь ясного неба, двенадцатиперстная кишка, пустой карман.

2 гр. Выпишите из словаря фразеологизмы со словом «курица». Что могут выражать фразеологизмы?

(Фразеологизмы со словом «курица».

  1. Раскудахтался, как курица;
  2. Орлам случается и ниже кур спускаться;
  3. Как мокрая курица;
  4. Курам на смех;
  5. Куриная память)

3 гр.  Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной основе фразеологизма.

        Косая сажень в плечах – «широкоплечий» (сажень = 2 м 134 см); как сыр в масле кататься – «жить в достатке, довольстве»; (промокнуть) до нитки – «совсем, насквозь»; как пробка – «глупый»; хоть пруд пруди – «много»; от горшка два вершка – «о маленьком ребенке», кот наплакал –«мало».

4 гр.  Подберите к данным фразеологизмам синонимические пары.

        Тертый калач –

        Мурашки по спине ползают –

        Мороз по коже пробирает –

        От корки до корки –

        Только пятки засверкали –

        Хоть волком вой –

        Провести на мякине –

        Тьма кромешная –

        Слова для справок: и след простыл, мурашки пошли по коже, ни зги не видно, от доски до доски, стреляный воробей, мороз по коже пошел, обвести вокруг пальца,  хоть караул кричи.

5 гр.  Подберите фразеологизмы-антонимы к данным.

        Мухи не обидит –

        Курить фимиам –

        И швец и жнец и в дуду игрец –

        Душа в душу –

        Себе на уме –

        Непочатый край –

        

Для справок: раз-два и обчелся; пальца в рот не клади, лить грязь, ни в дудочку ни в сопелочку, как кошка с собакой, душа нараспашку.

                

                (Самостоятельная работа учащихся).

        - Проверка. (…)  Посмотрите на выполненные задания и скажите, зачем нам нужны фразеологизмы?

                (Отражают явления действительности, служат для передачи мыслей, могут выражать положительное и отрицательное отношение, создают образы, украшают нашу речь).

        - Какие художественные приемы  создают образность?

                (Сравнения, гиперболы, литоты).

        - Какие фразеологизмы служат для отражения явлений действительности?

                ( Нечленимые по смыслу фразеологизмы)

        - А какие  фразеологизмы  служат для передачи мыслей?

                (Членимые)

        - Как их отличить?

                (Если можно подобрать синоним, то это членимый, а если нет, то нечленимый фразеологизм).

        - Посмотрите, пожалуйста, на экран.

                                

(Слайд  8: Употребление фразеологизмов в речи)

Нечленимые по смыслу:

  1. глазное яблоко;
  2. пятое колесо в телеге.

Для передачи мыслей

Для отражения явлений действительности

Служат полпппол

                                               

        

                                                                                               

        

Стилистическую окраску

Членимые по смыслу:

  1. ирония судьбы;
  2. девичья память

Членимые по смыслу:

  1. ирония судьбы;
  2. девичья память

Имеют

Имеют

Образность

Стилистическую окраску

                                                                   

литота

сравнение

гиперболаа

                                           

- О чем мы не говорили?

                (Что фразеологизмы имеют стилистическую окраску)

        - В какой речи используется? (В разговорной и книжной).

        

        - Сейчас будем работать с текстом  (задание 5) и попробуем определить стилистическую окраску фразеологизмов.

I

        Прочитайте выразительно текст, найти фразеологизмы, выпишите их и определите  роль в тексте.

        Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо встал.

        -Умерла Клавдия Ивановна,- сообщил заказчик.

        - Ну, царство небесное,- согласился Безенчук.- Преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают,- это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле,- значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее,- та, считается, Богу душу отдает…

        - То есть как это считается? У кого это считается?

        - У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

        Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

        -Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

        - Я человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут, и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: у меня комплектация мелкая…

        

        - Проверяем работу. Назовите выписанные фразеологизмы (преставился, Богу душу отдал, не дай Бог, в ящик сыграл, приказал долго жить, перекинулся, ноги протянул, помирают, дуба дают, гигнулся).

        - Какое лексическое значение?

(Умер человек)

        - Чем отличаются?

(Имеют свои смысловые оттенки, свои оценочные особенности).

        

        - Назовите стилистическую окраску.

        (Эти фразеологизмы  имеют разговорную окраску. Они не только обозначают определенное явление действительности, но и характеризуют его).

        -Что придают фразеологизмы нашей речи?

        (Образность, выразительность, стилистическую окраску - книжную или разговорную).

        - Задания мы все выполнили. Ответственные каждой группы, охарактеризуйте работу своих товарищей, выставите им за активность баллы по 6-балльной системе (дети знают нормы). Листочек передайте мне. Оценки выставлю с учетом проверки ваших работ.

        - Итак, вспомните,  какова была цель нашего урока. (…)

        -Достигли ли мы этой цели?

                (Да, мы систематизировали наши знания по теме «Русская фразеология». Упражнения выполнялись по определенным темам, и это хорошо укладывалось в голове. Слайды подводили итог наших бесед. Урок прошел интересно).

        

 Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка. Знакомство с фразеологией помогает нам глубже понять историю и характер нашего народа. Таким образом, изучение фразеологии вводит нас в лабораторию народа-языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят во фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.

-Прочитайте, пожалуйста, высказывание  М.Горького (на доске или на слайде 9):

                                        В простоте слова – самая великая мудрость.

Пословицы и песни всегда кратки, а ума и       чувства вложены в них на целые книги

М.Горький..

        Надеюсь, что и вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры.

        - Д/з: упр. 91,по заданию, или написать  небольшое сочинение, где  была бы показана роль фразеологизмов в речи.

        


Литература

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык. СПб: Тригон, 1997г.
  2. Арсирий А.Т.Материалы по занимательной грамматике. М., Просвещение, 1996г.
  3. Бакулина Г.А. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка.  «Русский язык в школе» №1, 2003г.
  4. Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению».  «Русский язык в школе» №1, 2003г.
  5. Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. «Русский язык в школе», №3, 2003г.
  6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1991г.
  7. Давыдов В.В. и др. Психологический словарь. М., Педагогика,1983г.
  8. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., «Просвещение», 1990 г.
  9. Коломинский Я.Л. Человек-психология. М., «Просвещение», 1980 г.
  10. Любимичева Е.В., Болдырева Л.И., Романенко М.Н. Именные части речи. Издательство ДНК, СПб, 2002г.
  11. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. М., Просвещение, 1987г.
  12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология, словарь. ИПЛ
  13. Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно. М., 1992 г.
  14. Прудникова А.В. На уроке и после уроков. Учебно-педагогическое издание. М., 1962 г.
  15. Сергеев В.Н.Словари – наши друзья и помощники. М., 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра "Занимательный русский". 5 класс

Цели игры:•             обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;•...

"О русском и на русском 9 класс"

"О русском и на русском 9 класс"...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Русский 7 класс. Обобщение повторения за 5-6 классы

Рекомендуется вначале прочитать конспект уроков по русскому языку в 5-6 классах. В данном тесте всего 14 вопросов. Выбор одного ответа из 4 вариантов (простой тест)....

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс» Класс: 6 - А Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы - 2021 /2022 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/н

Планирование составлено в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с и...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...