Рабочая программа по русскому языку 6кл
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена по учебнику Бархударова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №8 г.Томмот
Утверждаю:
Директор
МОУ- СОШ №8 г.Томмот
Плышевский Ю.Н.
« _____» ___________2011 г.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», 6 класс.
Базовый уровень (207 часов)
Программу разработала учитель русского языка и литературы : Сергеенко Людмила Вячеславовна.
2011г
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе.
Количество учебных недель – 34,5
Количество уроков в неделю – 6
Итого – 207 уроков. ( из низ 32 на развитие речи)
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранова и др. (Программно-методические материалы: Баранов М. Т. и др., Русский язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2003 г.). Календарно-тематический план ориентирован на использование следующего учебника: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др., Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2001г.
А также дополнительных пособий: для учителя:
Дидактические материалы к учебнику русского языка: 6 кл.: Пособие для учителя / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич – М.: Просвещение, 2004 г.
Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2002 г.
Колчанова С. С. Русский язык. 6 класс. Поурочные планы. – Волгоград, 2009 г.
Леденёва В. В., Халикова Н. В. Русский язык: Тесты. 5–7 классы. – М.: Дрофа, 2002 г.
Г. А. Богданова. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. – М.: «Просвещение», 2006 г.
Текучева И. В. Тесты по русскому языку. 6 класс. М.: «Экзамен», 2006 г.
О.В.Беляева. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. М. «ВАКО» 2011г
Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11кл.М.Айрис-пресс, 2008г
Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Задачи преподавания русского языка.
Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
Содержание и структура школьного курса русского языка в VI классе. Программа VI класса содержит материал из следующих разделов: «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Морфология», куда включены темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол». Кроме этого предусмотрен вводный урок о русском языке, раскрывающий роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Значительное место в программе отводится повторению с целью прочного усвоения материала. Уроки повторения предусмотрены в начале и конце года. Так как перечисленные выше темы изучаются и в пятом классе, они начинаются с повторения изученного в V классе и завершаются повторением пройденного. Данная система обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи, на контрольные диктанты и на работу над ошибками, допущенными в диктантах. Специфика уроков контроля не предполагает письменное домашнее задание. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для их реализации.
Основные направления работы по русскому языку в VI классе.
Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Содержание разделов. Результаты обучения.
Тема | Результаты обучения | ||
Фонетика, орфоэпия, графика. | Знать предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; о позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение); знать порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфоэпии; произносительные нормы слов, включенных в перечень для заучивания; знать предмет изучения графики, различие между звуками и буквами. Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов; составлять алфавитный перечень слов; находить и исправлять произносительные ошибки; объяснять правила проверки безударной гласной в корне и проверяемого согласного в корне слова с точки зрения позиционного чередования; объяснять условия употребления и неупотребления разделительных Ъ и Ь, а также Ь неразделительного, обозначающего мягкость предшествующего согласного; правильно писать слова с данными видами орфограмм | ||
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | Знать предмет изучения морфемики, определение морфемы; морфемы, составляющие основу слова; варианты морфемы; окончание; нулевое окончание; знать порядок морфемного разбора слова; условия выбора орфограмм-гласных и орфограмм — согласных букв в приставках, орфограмм — гласных Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов. Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слов; понимать механизм образования однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов; уметь правильно писать и объяснять условия выбора правильных написаний гласных и согласных букв в приставках; группировать орфограммы — гласные Ё, О, Е после шипящих и Ц но местонахождению в определенной морфеме | ||
Части речи. Морфологический разбор слов. | Знать предмет изучения морфологии, назначение самостоятельных и служебных частей речи; отличие постоянных и непостоянных признаков изученных самостоятельных частей речи; порядок морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола; знать условия выбора орфограмм—гласных букв в окончаниях имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Уметь производить частичный и полный морфологический разбор изученных частей речи; группировать слова по частям речи; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания; уметь правильно писать, объяснять условия выбора правильных написаний гласных букв в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов; группировать слова с орфограммами-гласными в окончаниях по видам орфограмм | ||
Словосочетание. | Знать о роли словосочетаний в языке; чем словосочетание отличается от слова и предложения; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Знать о роли предложений в языке; виды простых предложений по цели высказывания и по интонации; о распространенных и нераспространенных предложениях; условия выбора знаков завершения; знать о разделительной и выделительной функциях знаков препинания внутри простого предложения; правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом, при однородных членах, с обращением. Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь составлять словосочетания, выделять словосочетания из предложений; уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и по интонации, разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; уметь использовать различные знаки завершения, верно расставлять и обосновывать знаки препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах, в предложениях с обращением | ||
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); о возможности смешения сложных и простых предложений с однородными членами с союзами А, И; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного — знака разделения; правило постановки запятой в сложном предложении. Уметь определять количество основ в сложном предложении, находить границы частей в сложном предложении; определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении; составлять схемы сложных предложений; отличать сложные предложения от простых с однородными членами с союзами А, И | ||
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения; порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) предложений | ||
Прямая речь. Диалог. | Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; знать о разделительной и выделительной функциях знаков препинания в предложениях с прямой речью; схемы предложений с прямой речью; знать, что такое диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога. Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; составлять схемы предложений с прямой речью; находить по указанным схемам предложения с прямой речью; уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему | ||
Текст | Знать, что такое текст; признаки текста; назначение текста; специальные языковые средства связи предложений в тексте; смысловые типы текстов (описание, рассуждение, повествование), их особенности. Уметь соотносить содержание текста с его заглавием; находить средства связи предложений в тексте; обнаруживать и исправлять ошибки в выборе средств связи между предложениями в тексте | ||
Официально-деловой стиль речи | Знать о разговорном и книжных стилях речи, об их отличии, о сфере их употребления; знать об официально-деловом стиле речи, его признаках, языковых особенностях, сфере употребления; признаках заявления как документа официально-делового стиля. Уметь выявлять специальные слова, употребляемые в официально-деловом стиле; соотносить текст-заявление с официально-деловым стилем речи по ситуации и по цели высказывания; уметь писать заявление по образцу |
Лексика. Фразеология. Культура речи
Повторение изученного в V классе | Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова»; понятия «однозначные» и «многозначные» слова; о прямом и переносном значении слов; понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы». Уметь приводить примеры на все указанные выше лексические понятия; распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить слова с переносным значением в тексте; определять переносное лексическое значение слова; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | |||
Собирание материалов к сочинению. | Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; знать тему и подтему в содержании сочинения. Уметь собирать материалы к сочинению: уметь определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме | |||
Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы | Знать об общеупотребительных и необщеупотребительных словах; понятие «профессионализмы»; понятие «диалектизмы»; знать сферу употребления профессионализмов; о роли диалектизмов в жизни людей; способы обозначения профессионализмов и диалектизмов в толковом словаре; о роли использования профессионализмов и диалектизмов в художественных произведениях. Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова в тексте; разграничивать общеупотребительные и необщеупотребительные слова; находить профессионализмы в толковом словаре; объяснять цели употребления профессионализмов в художественных произведениях; находить диалектизмы в толковом словаре; объяснять цели употребления диалектизмов в художественных произведениях; находить и исправлять ошибки, заключающиеся в смешении профессионализмов и общеупотребительных слов; находить в тексте профессионализмы, ставшие общеупотребительными словами; находить в тексте слова, придающие ему научный характер | |||
Сжатое изложение | Знать прием «целевого» чтения, при котором нужный материал берется на заметку; знать об обобщенной форме передачи исходного текста. Уметь собирать материал по литературному источнику; уметь определять основную мысль текста; озаглавливать текст; анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме) | |||
Жаргонизмы | Знать понятие «жаргонизмы», сферу употребления жаргонизмов; способы образования жаргонизмов в русском языке; знать о жаргонном словоупотреблении как речевой характеристике персонажа. Уметь находить жаргонизмы в группе указанных слов; определять способы образования жаргонизмов; определять частотность употребления жаргонизмов в языке; определять уровень речевой культуры говорящих по наличию жаргонного словоупотребления | |||
Эмоционально окрашенные слова | Знать об эмоционально окрашенных словах; об отрицательной и положительной эмоциональной окраске слов; о способах обозначения эмоциональной окраски слов в толковом словаре; о роли эмоционально окрашенных слов в создании особой выразительности в художественных произведениях. Уметь находить эмоционально окрашенные слова в группе указанных слов; находить эмоционально окрашенные слова в толковом словаре; объяснять цели употребления эмоционально окрашенных слов в художественных произведениях | |||
Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы) | Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов; понятия «историзмы» и «архаизмы»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; цель использования устаревших слов в художественных произведениях; понятие «неологизмы»; причины появления неологизмов в языке; знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова. Уметь находить устаревшие слова в тексте; разграничивать историзмы и архаизмы; находить устаревшие слова в толковом словаре; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля; уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху; уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова | |||
Исконно русские и заимствованные слова | Знать понятия «исконно русские» и «заимствованные слова»; причины появления в языке новых исконно русских слов, причины заимствования; знать о роли заимствованных слов в русском языке; о словаре иностранных слов, об этимологическом словаре. Уметь разграничивать заимствованные и однокоренные исконно русские слова; находить заимствованные слова в тексте; подбирать однокоренные исконно русские слова к заимствованным; уметь пользоваться толковым словарем для установления иноязычного происхождения слова; определять язык — источник заимствованного слова по ситуации | |||
Фразеологизмы | Знать понятие «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; о грамматическом изменении фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях. Уметь находить фразеологизмы в тексте; определять лексическое значение фразеологизмов; находить фразеологизмы в толковом словаре; находить и исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов; разграничивать фразеологизмы и свободные словосочетания; использовать фразеологизмы в нужной форме; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении; определять синтаксическую функцию фразеологизмов | |||
Источники фразеологизмов | Знать о собственно русском и заимствованном происхождении фразеологизмов. Уметь определять источник появления фразеологизма в языке; уметь заменять указанные свободные сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами; употреблять фразеологизмы в речи |
Словообразование и орфография. Культура речи
Повторение изученного в V классе | Знать предмет изучения словообразования, орфографии; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение, в корне — общее лексическое значение всех однокоренных слов; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; понимать, что морфемы — значимые части слова; знать об отличии однокоренных слов и форм одного и того же слова. Уметь выделять окончания и основы слов; понимать грамматическое значение нулевого окончания имен существительных, грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова; разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; определять значения, выражаемые суффиксами и приставками | ||
Описание помещения | Знать об описании как о смысловом типе текста; структуру описания; знакомство с особенностями художественного описания (помещения). Уметь находить основную мысль текста; анализировать тексты — описание помещения; находить элементы описания помещения в тексте; определять, как обстановка комнаты характеризует ее хозяина; понимать, как свет и точка обзора влияют на описание помещения | ||
Основные способы образования слов в русском языке | Знать о морфемных способах образования слов (приставочном, суффиксальном, приставочно-суффиксальном, бессуффиксном); о способе образования слов путем сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую; знать об изменении лексического значения слова при образовании нового слова; знать, что при последовательном образовании слов друг от друга создается цепочка однокоренных слов. Уметь определять, каким способом образовано слово; подбирать слова, образованные указанным способом; располагать однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга | ||
Этимология слов | Знать предмет изучения этимологии; понятия «этимологический разбор слов», «этимологический словарь»; знать структуру словарной статьи этимологического словаря; «Школьный этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой. Уметь пользоваться этимологическим словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию) | ||
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | Знать о теме сочинения; о соответствии последовательности расположения мыслей в тексте и простого (сложного) плана; структуру сложного плана; способы переработки простого плана в сложный. Уметь определять тему сочинения; составлять простой план; составлять сложный план готового текста; перерабатывать простой план в сложный; самостоятельно подбирать материалы к описанию помещения с учетом цели описания и адресата текста | ||
Буквы О и А в корне -КОС- — -КАС- | Знать правила написания букв О — А в корне -КОС- — -КАС-; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний | ||
Буквы О и А в корне -ГОР- — -ГАР- | Знать правила написания букв О — А в корне -ГОР- — -ГАР-; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; знать изученные виды орфограмм и правила написания букв Е — И, О — А в корнях с чередованием. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать изученные орфограммы-гласные с чередованием в корне по видам; находить и исправлять ошибки в распределении слов с орфограммами-гласными с чередованием в корне по видам | ||
Буквы Ы и И после приставок | Знать правило написания букв Ы и И после приставок; знать об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ-. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний | ||
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-; словарные слова; правописание слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; словарные слова; слова с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ-; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем | ||
Выборочное изложение — описание помещения с изменением лица | Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста). Уметь выделять в частях исходного текста подтему (описание помещения); составлять план изложения; излагать подтему исходного текста с изменением лица | ||
Соединительные О и Е в сложных словах | Знать сложение как способ образования слов;сложные слова и их строение; разбор сложных слов по составу; условия выбора соединительных О и Е в сложных словах. Уметь выполнять разбор сложных слов по составу; подбирать однокоренные сложные слова к указанным словам; уметь правильно писать сложные слова с соединительными гласными О и Е, графически обозначать условия выбора правильных написаний | ||
Сложносокращенные слова | Знать определение сложносокращенных слов; способы сокращения; произношение сложносокращенных слов, их расшифровку; род сложносокращенного слова. Уметь образовывать сложносокращенные слова по образцу; определять род сложносокращенного слова, образованного из начальных букв сокращенных слов; находить главное слово в словосочетании; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; уметь правильно произносить сложносокращенные слова, расшифровывать их | ||
Сочинение — описание изображенного на картине | Знать особенности построения текста описательного характера; понятие интерьера; особенности описания интерьера в жилом доме. Уметь составлять рабочие материалы к описанию картины; составлять сложный план описания; создавать текст — описание изображенного на картине | ||
Морфемный и словообразовательный разбор слова | Знать понятия «морфемный разбор слова», «словообразовательный разбор слова»; различия между морфемным и словообразовательным разборами; порядок морфемного разбора слова; порядок словообразовательного разбора слова. Уметь устанавливать связи слов по составу и по лексическому значению; производить морфемный и словообразовательный разбор (устный и письменный) слова |
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Повторение изученного в V классе | Знать предмет изучения морфологии; знать, что обозначает имя существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать постоянные и непостоянные признаки существительных; о переходе собственных имен в нарицательные; синтаксическую роль существительных в предложении; знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе; правило употребления и неупотребления буквы Ь на конце существительных после шипящих; правило правописания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; знать способы образования существительных. Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять способ образования существительного; определять морфологические признаки существительных; определять синтаксическую роль существительных; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени существительному | |||
Составление письма другу | Знать цель жанра письма-благодарности; особенности языковых средств; начало и конец письма как элемент композиции, признаки тематического и смыслового единства текста. Уметь составлять письмо-благодарность с использованием опорных слов и словосочетаний, учитывать его адресат | |||
разносклоняемые имена существительные | Знать перечень разносклоняемых имен существительных, особенности их склонения; о суффиксе -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ; осознавать, что правописание буквы И на конце слов на -МЯ в родительном, дательном и предложном падежах является также орфограммой «Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных». Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ и существительного путь; употреблять букву И на конце слов на -МЯ в родительном, дательном и предложном падежах; графически обозначать условия выбора написания | |||
Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ | Знать правило употребления буквы Е в безударном суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ. Уметь употреблять существительные на -МЯ в указанных падежах; правильно писать существительные на -МЯ с изученной орфограммой; графически обозначать выбор написания | |||
Составление устного публичного выступления о происхождении имен | Знать цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи. Уметь составлять устное публичное выступление в соответствии с избранной целью; использовать рабочие материалы | |||
Несклоняемые имена существительные | Знать склонение имен существительных; понятие несклоняемых существительных (наличие одной формы слова для всех падежей); лексические группы несклоняемых существительных. Уметь находить несклоняемые существительные, соотносить их с определенной лексической группой; разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращенные); определять падеж несклоняемых существительных; правильно употреблять в речи несклоняемые существительные | |||
Род несклоняемых имен существительных | Знать способы определения рода несклоняемых существительных (в том числе сложносокращенных слов); знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными в роде (в том числе со сложносокращенными словами). Уметь определять род несклоняемых существительных; согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с несклоняемыми существительными | |||
Имена существительные общего рода | Знать группы существительных общего рода; род существительных, обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола; знать о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода. Уметь находить существительные общего рода, соотносить их с определенной группой; определять род существительных, обозначающих лиц по профессии; уметь согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода; правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие лиц по профессии | |||
Морфологический разбор имени существительного | Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного | |||
Сочинение-описание по личным впечатлениям | Знать особенности построения текста описательного характера; замысел предстоящего сочинения-описания. Уметь создавать собственный текст-описание по личным впечатлениям | |||
НЕ с существительными | Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Уметь правильно писать НЕ с существительными, группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять НЕ с существительными в речи | |||
Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК) | Знать условия выбора букв Ч и Щ в суффиксе - ЧИК, (- ЩИК); значение суффикса. Уметь правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК); графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффикса | |||
Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК | Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных -ЕК и -ИК; значение суффиксов. Уметь правильно писать гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов | |||
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | Знать условия выбора гласных О и Е после шипящих в суффиксах существительных; значение суффиксов существительных (пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное). Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов |
Имя прилагательное
Повторение изученного в V классе | Знать характеристику имени прилагательного по значению, постоянным и непостоянным морфологическим признакам и синтаксической роли; знать правило правописания падежных окончаний прилагательных единственного числа; правило неупотребления буквы Ь после шипящих на конце кратких прилагательных. Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к имени прилагательному | ||
Описание природы | Знать структуру текста типа описания; понятие «пейзаж»; описание природы в художественном стиле; задачи художественного описания природы; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании. Уметь определять основную мысль описания; находить языковые средства для описания природы; самостоятельно составлять текст-описание (устный и письменный) природы | ||
Степени сравнения имен прилагательных | Знать понятие о степени сравнения имен прилагательных; способы образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных; знать разные способы выражения сравнения; синтаксическую роль в предложении прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения; употребление прилагательных в разных формах степеней сравнения в различных стилях речи. Уметь находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте; правильно образовывать простую и составную формы сравнительной и превосходной степени прилагательных от исходной формы; соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения; составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения; выражать сравнения разными способами; определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения; употреблять в речи прилагательные в разных формах степеней сравнения | ||
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Знать основу деления прилагательных на три разряда; определение качественных прилагательных; значение суффиксов прилагательных (неполноты качества, уменьшительно-ласкательное). Уметь находить качественные прилагательные в тексте; образовывать от исходных качественных прилагательных все формы изменения (в том числе краткие формы и формы степеней сравнения); определять синтаксическую роль качественных прилагательных; значение суффиксов прилагательных | ||
Относительные прилагательные | Знать определение относительных прилагательных, смысловые значения относительных прилагательных. Уметь находить относительные прилагательные в тексте; группировать относительные прилагательные по смысловым значениям; различать относительные и качественные прилагательные | ||
Выборочное изложение | Знать особенности выборочного изложения; структуру текста типа описания, его языковые особенности; описание природы в художественном стиле. Уметь выбирать часть содержания в соответствии с темой высказывания (описание природы); писать выборочное изложение с описанием природы на основе выборки частей текста | ||
Притяжательные прилагательные | Знать определение притяжательных прилагательных; особенности склонения притяжательных прилагательных; употребление разделительного Ь в притяжательных прилагательных; знать об условиях перехода притяжательных прилагательных в качественные. Уметь находить притяжательные прилагательные в тексте; составлять предложения с притяжательными прилагательными; разбирать их по составу; употреблять разделительный Ь в притяжательных прилагательных и графически обозначать условия его выбора; различать омонимичные качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составлять с ними предложения; употреблять в речи прилагательные в переносном значении | ||
Морфологический разбор имени прилагательного | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного | ||
НЕ с прилагательными | Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными. Уметь правильно писать НЕ с прилагательными; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять НЕ с прилагательными в речи | ||
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | Знать условия выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и в суффиксах существительных. Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний | ||
Сочинение — описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер») | Знать особенности текста — описания природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Уметь описывать пейзаж по картине; создавать текст-описание | ||
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | Знать условия выбора одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных; знать слова-исключения. Уметь правильно писать в суффиксах прилагательных Н и НН; группировать слова с изученной орфограммой по количеству букв Н в суффиксах; правильно писать буквы Е и Я в суффиксах прилагательных с корнем -ВЕТР-; образовывать краткую форму прилагательных; графически обозначать условия выбора изученной орфограммы; находить и исправлять ошибки в распределении слов на группы | ||
Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК- | Знать условия различения на письме суффиксов -К- и -СК- прилагательных; образование с помощью суффикса -К- качественных и относительных прилагательных, с помощью суффикса -СК- — относительных прилагательных. Уметь различать на письме суффиксы -К- и -СК- прилагательных; графически обозначать условия выбора на письме -К- и -СК- | ||
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, условия слитного написания. Уметь образовывать сложные прилагательные; подбирать однокоренные сложные прилагательные; правильно употреблять дефис в сложных прилагательных; графически обозначать условия выбора слитного и дефисного написания сложных прилагательных | ||
Устное публичное выступление о произведениях народного промысла | Знать особенности речевой ситуации, структуру публичного выступления. Уметь создавать устное публичное выступление в соответствии с избранной целью, учитывая его адресат, особенности речевой ситуации |
Имя числительное
Имя числительное как часть речи | Знать характеристику имени числительного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи; знать способ разграничения числительных и других частей речи с числовым значением; о роли употребления числительных в речи. Уметь рассказать об имени числительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени числительному в форме рассуждения; уметь узнавать количественные и порядковые числительные, определять их синтаксическую роль; разграничивать числительные и части речи с числовым значением; уметь употреблять числительные в речи | |
Простые и составные числительные | Знать об обозначении числа одним или несколькими словами, о делении числительных на простые и составные. Уметь группировать числительные по количеству слов, обозначающих число; записывать числа словами | |
Мягкий знак на конце и в середине числительных | Знать условия выбора мягкого знака на конце и в середине числительных; знать, что употребление буквы Ь для обозначения мягкости конечных согласных в числительных и в существительных — одна и та же орфограмма. Уметь правильно употреблять букву Ь на конце и в середине числительных; графически обозначать условия выбора употребления буквы Ь на конце и в середине числительных; группировать слова с орфограммой — буквой Ь для обозначения мягкости согласных в существительных и слова с орфограммой — буквой Ь в середине числительных | |
Разряды количественных числительных | Знать разряды количественных числительных (числительные, обозначающие целые числа; дробные; собирательные); различие в их значении, грамматических свойствах и особенностях употребления в речи. Уметь определять разряд числительного по значению; группировать количественные числительные по разрядам; исправлять ошибки в распределении числительных по разрядам | |
Числительные, обозначающие целые числа | Знать особенности склонения количественных числительных от одного до тридцати; знать об употреблении буквы И в падежных окончаниях числительных от одиннадцати до девятнадцати; особенности склонения простых числительных сорок, девяносто, сто, обозначающих круглые десятки и сотни; особенности склонения составных числительных, числительных полтора, полтораста; знать о правильном ударении при склонении числительных полтора, полтораста. Уметь определять способ образования числительных, падеж числительных; склонять числительные, учитывая их особенности; соблюдать правильное ударение при склонении числительных полтора, полтораста; уметь выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного | |
Выборочное изложение | Знать особенности выборочного изложения. Уметь выбирать часть содержания в соответствии с темой высказывания; составлять план; писать изложение на основе выборки частей текста с использованием цифрового материала | |
Дробные числительные | Знать структуру дробных числительных, особенности их склонения; о падежной форме существительного при дробном числительном. Уметь правильно читать арифметические примеры с дробными числительными; правильно употреблять форму существительного при дробном числительном | |
Собирательные числительные | Знать значение собирательных числительных; образование собирательных числительных; группы существительных, с которыми сочетаются собирательные числительные; склонение собирательных числительных; правильное употребление числительных двое, трое и др., оба, обе в сочетании с существительными. Уметь правильно склонять собирательные числительные; сочетать собирательные числительные двое, трое и др., оба, обе с существительными, предупреждать ошибки в образовании и употреблении указанных сочетаний; составлять предложения с указанными сочетаниями | |
Порядковые числительные | Знать значение порядковых числительных, образование, особенности склонения порядковых числительных; знать, что правописание безударных гласных в падежных окончаниях порядковых числительных и прилагательных — одна и та же орфограмма; знать об особенностях сочетания порядковых числительных с существительными, обозначающими названия месяцев, событий, праздников. Уметь правильно склонять порядковые числительные; правильно писать безударные гласные в падежных окончаниях порядковых числительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; сочетать порядковые числительные с существительными, обозначающими названия месяцев, событий, праздников | |
Морфологический разбор имени числительного | Знать порядок морфологического разбора имени числительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени числительного | |
Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!» | Знать особенности речевой ситуации; структуру, языковые особенности публичного выступления-призыва. Уметь создавать публичное выступление-призыв, учитывая его адресат, особенности речевой ситуации, используя указанные цифровые данные |
Местоимение
Местоимение как часть речи | Знать характеристику местоимения по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; разряды местоимений; знать о текстообразующей роли местоимений; об употреблении местоимений в речи. Уметь рассказать о местоимении в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к местоимению в форме рассуждения; находить местоимения в предложении и в тексте; определять синтаксическую роль местоимений; различать местоимения, указывающие на предмет, на признак, на количество; уметь использовать местоимения для связи частей текста; исправлять недочеты в употреблении местоимений | |||
Личные местоимения | Знать разряды местоимений, особенности склонения личных местоимений; правило раздельного написания предлогов с личными местоимениями; знать о букве Н у местоимений 3-го лица после предлогов; знать об употреблении местоимений ТЫ и ВЫ в речи. Уметь правильно склонять личные местоимения; правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора написаний; употреблять местоимения ТЫ и ВЫ в речи; уметь употреблять личные местоимения для преодоления неоправданного использования одних и тех же существительных; находить и исправлять ошибки в употреблении личных местоимений | |||
Возвратное местоимение СЕБЯ | Знать лексическое значение и особенности склонения возвратного местоимения СЕБЯ; фразеологические обороты с местоимением СЕБЯ. Уметь употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных и возвратного местоимений; употреблять фразеологизмы с местоимением СЕБЯ в речи | |||
Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица | Знать особенности рассказа как повествовательного жанра; о композиции повествования; знать главное в рассказе. Уметь составлять собственный текст-повествование по сюжетным картинкам с включением элементов описания места действия; уметь находить и исправлять речевые недочеты — повторение личного местоимения | |||
Вопросительные местоимения | Знать особенности склонения вопросительных местоимений; об употреблении вопросительных местоимений в речи; знать о правильном ударении в падежных формах местоимения СКОЛЬКО. Уметь правильно склонять вопросительные местоимения КТО, ЧТО, ЧЕЙ, СКОЛЬКО; уметь употреблять вопросительные местоимения в речи; соблюдать правильное ударение при склонении местоимения СКОЛЬКО | |||
Относительные местоимения | Знать основные различия между относительными и вопросительными местоимениями; особенности склонения относительных местоимений; об употреблении относительных местоимений в речи. Уметь находить относительные местоимения; различать относительные и вопросительные местоимения; употреблять относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложных; находить и исправлять ошибки в образовании форм местоимений | |||
Неопределенные местоимения | Знать особенности образования и склонения неопределенных местоимений; условия выбора слитного написания НЕ в неопределенных местоимениях; условия выбора дефиса в неопределенных местоимениях; условия выбора раздельного написания приставки КОЕ- в неопределенных местоимениях; знать об употреблении неопределенных местоимений в речи. Уметь правильно образовывать неопределенные местоимения; склонять местоимения; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять неопределенные местоимения в речи | |||
Отрицательные местоимения | Знать особенности образования и склонения отрицательных местоимений; знать, что отрицательное местоимение с НИ может выражать усиление отрицания; условия выбора приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях; условия выбора слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях; знать об употреблении отрицательных местоимений в речи. Уметь правильно образовывать отрицательные местоимения; склонять местоимения; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами; различать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять отрицательные местоимения в речи | |||
Притяжательные местоимения | Знать особенности склонения притяжательных местоимений; знать об употреблении личных местоимений в значении притяжательных; о форме вежливого обращения с помощью местоимений; об употреблении притяжательных местоимений в речи. Уметь находить притяжательные местоимения; склонять притяжательные местоимения; различать личные и притяжательные местоимения в косвенных падежах; определять синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложении; употреблять притяжательные местоимения в речи; находить и исправлять речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений | |||
Рассуждение. Сочинение-рассуждение | Знать особенности текста типа рассуждения, его структуру(тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Уметь создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему | |||
Указательные местоимения | Знать особенности склонения указательных местоимений, об употреблении предлогов О и ОБ с указательными местоимениями; знать о роли указательных местоимений в речи. Уметь находить указательные местоимения в тексте; склонять указательное местоимение СТОЛЬКО; употреблять предлоги О и ОБ с указательными местоимениями; уметь использовать в речи указательные местоимения с целью преодоления неоправданного использования одних и тех же слов | |||
Определительные местоимения | Знать особенности склонения определительных местоимений; их отличие от указательных местоимений и прилагательных, смысловые оттенки местоимений КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ и САМ, САМЫЙ; знать об употреблении определительных местоимений в речи. Уметь находить определительные местоимения в тексте, склонять их; определять смысловые оттенки указанных определительных местоимений; определять синтаксическую роль местоимений; употреблять определительные местоимения в речи | |||
Морфологический разбор местоимения | Знать порядок морфологического разбора местоимения. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) местоимения | |||
Сочинение — рассказ по воображению или по картине | Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности. Уметь создавать рассказ-повествование по воображению или на основе изображенного на картине, учитывая адресат сочинения |
Глагол
Повторение изученного в V классе | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать, что неопределенная форма — это начальная форма глагола; знать правила написания НЕ с глаголами, безударных гласных в личных окончаниях глаголов; условия выбора буквы Ь в глаголах на -ТСЯ и -ТЬСЯ; условия выбора букв Е — И, О — А в корнях с чередованием; знать о правильном употреблении глаголов в речи. Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов; уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является принадлежность к глаголу; уметь правильно употреблять глаголы в речи | ||
Сочинение — рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста | Знать композиционные элементы рассказа, его языковые особенности; обрамление рассказа. Уметь создавать рассказ на основе изображенного на сюжетных картинках с обрамлением | ||
Разноспрягаемые глаголы | Знать особенности спряжения глаголов ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ЕСТЬ, ДАТЬ; употребление разноспрягаемых глаголов в речи. Уметь доказать принадлежность глагола к разноспрягаемым в форме рассуждения; уметь определять формы, в которых употреблены разноспрягаемые глаголы; уметь употреблять в речи глаголы ЕСТЬ и КУШАТЬ | ||
Глаголы переходные и непереходные | Знать особенности смыслового значения и синтаксической сочетаемости переходных и непереходных глаголов; знать о непереходности возвратных глаголов с суффиксом -СЬ (-СЯ); об употреблении в речи глаголов с суффиксом -СЬ (-СЯ). Уметь определять переходность/непереходность глаголов; различать переходные и непереходные глаголы; находить их в тексте; составлять словосочетания с главными словами — глаголами с целью определения переходности/непереходности; находить и исправлять ошибки в употреблении возвратных глаголов с -СЬ (-СЯ) | ||
Наклонение глагола. | Знать понятие «наклонение глагола»; об изменении глагола по наклонениям; знать о трех наклонениях глагола; об изменении глаголов в изъявительном наклонении по временам; изъявительное наклонение и его формы: время, лицо, число, род; об употреблении глаголов одного времени в значении другого. Уметь определять глаголы в указанной форме; определять формы глаголов, в которых они употреблены; употреблять глаголы одного времени в значении другого | ||
Изложение | Знать композицию рассказа; порядок следования частей рассказа. Уметь пересказывать исходный текст (в устной и письменной форме) от лица кого-либо из его героев | ||
Условное наклонение | Знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в условном наклонении; об образовании форм глаголов в условном наклонении; об изменении глаголов в условном наклонении; об использовании глаголов в условном наклонении в речи; знать о раздельном написании частицы БЫ (Б) с глаголами в условном наклонении. Уметь находить глаголы в условном наклонении в тексте; определять оттенки значения действий, которые обозначают глаголы в условном наклонении; образовывать глаголы в условном наклонении; определять формы, в которых употреблены глаголы в условном наклонении; различать глаголы в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в форме условного наклонения; употреблять глаголы в условном наклонении в речи; писать раздельно частицу БЫ (Б) с глаголами в условном наклонении | ||
Повелительное наклонение | Знать об оттенках значения действий, обозначаемых глаголами в повелительном наклонении; об особенностях образования глаголов в повелительном наклонении; об изменении глаголов в повелительном наклонении; об употреблении форм глаголов в повелительном наклонении в речи; об условиях употребления буквы Ь на конце глаголов в повелительном наклонении; об условиях выбора букв Е и И во 2-м лице во множественном числе глаголов в повелительном и изъявительном наклонении. Уметь находить глаголы в повелительном наклонении в тексте; определять оттенки значения действий, которые обозначают глаголы в повелительном наклонении; определять способ выражения повеления; образовывать глаголы в повелительном наклонении; различать глаголы в форме 2-го лица множественного числа в изъявительном и повелительном наклонении; употреблять глаголы в повелительном наклонении в речи; группировать глаголы по наклонениям; правильно писать слова с изученными орфограммами, одним из условий выбора которых является морфологическое; графически обозначать условия выбора правильных написаний | ||
Рассказ по сюжетным рисункам | Знать композиционные элементы рассказа. Уметь создавать рассказ по сюжетным рисункам от другого лица с учетом речевой ситуации и адресата текста | ||
Употребление наклонений | Знать об употреблении форм одних наклонений в значении других, об употреблении неопределенной формы глагола (инфинитива) в значении разных наклонений. Уметь определять наклонение, в котором употреблен глагол; выражать глаголами в разных наклонениях побуждение к действию; заменять формы одних наклонений другими; употреблять формы одних наклонений в значении других; употреблять неопределенную форму глагола (инфинитив) в значении разных наклонений | ||
Безличные глаголы | Знать определение безличных глаголов, их формы, лексические значения; знать об употреблении личных глаголов в значении безличных; об употреблении безличных глаголов в речи. Уметь определять лексические значения, выражаемые безличными глаголами; находить безличные глаголы и определять их форму; находить личные глаголы, употребленные в значении безличных; заменять личные глаголы безличными; употреблять безличные глаголы в речи | ||
Морфологический разбор глагола | Знать порядок морфологического разбора глагола. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола | ||
Рассказ на основе услышанного | Знать о композиции и языковых особенностях рассказа на основе услышанного. Уметь отбирать материал к сочинению, составлять его план; создавать текст сочинения-повествования на основе услышанного | ||
Правописание гласных в суффиксах глаголов | Знать условия выбора гласных букв в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-). Уметь правильно писать гласные в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-) и -ЫВА- (-ИВА-); графически обозначать условия выбора правильных написаний |
Повторение и систематизация изученного в V и VI классах. Культура речи
Разделы науки о языке | Знать единицы языка, изученные в V и VI классах, а также разделы науки о языке, изучающие эти единицы; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке. Уметь рассказывать о единицах языка и о разделах науки о языке, изучающих эти единицы, в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; составлять сложный план устного сообщения на лингвистическую тему | ||
Орфография. Орфографический разбор | Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке; знать опознавательные признаки орфограмм-букв, орфограмм — дефисов и пробелов; знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения, по видам, по основному условию выбора; графически их обозначать; производить орфографический разбор | ||
Пунктуация. Пунктуационный разбор | Знать о взаимосвязи пунктуации и синтаксиса; знать выделительную и разделительную функции знаков препинания; виды пунктограмм в простом и сложном предложениях; знать об условиях выбора выделительных и разделительных знаков препинания. Уметь разграничивать знаки выделения и знаки разделения; узнавать виды пунктограмм; правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях; обозначать условия выбора нужных знаков препинания; производить пунктуационный разбор | ||
Сочинение на выбранную тему | Знать понятия темы и основной мысли сочинения, типов текста, стилей речи. Уметь выбирать тему сочинения; определять его основную мысль; собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли; составлять сложный план; создавать собственный текст на выбранную тему; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста | ||
Лексика и фразеология | Знать предмет изучения лексики, фразеологии; общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы; знать причины заимствования слов из других языков; неологизмы и устаревшие слова; фразеологизмы. Уметь находить устаревшие слова в тексте, определять причину их устаревания; находить фразеологизмы в тексте и объяснять их лексическое значение | ||
Словообразование. | Знать предмет изучения словообразования; морфемы; основные способы образования слов; наиболее распространенные способы образования изученных частей речи; отличие морфемного разбора от словообразовательного. Уметь различать формы слов и однокоренные слова; узнавать способ образования слов; выполнять частичный и полный морфемный и словообразовательный разбор | ||
Морфология. Мрфологический разбор слова | Знать понятия «часть речи», «именные части речи»; постоянные и непостоянные морфологические признаки именных частей речи, их синтаксическую функцию; глагол как часть речи; постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Уметь определять формы изменения именных частей речи; определять формы, в которых употреблены глаголы; выполнять частичный и полный морфологический разбор изученных частей речи | ||
Синтаксис. Синтаксический разбор | Знать предмет изучения синтаксиса; структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать порядок синтаксического разбора простого и сложного предложений. Уметь определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять схемы простых и сложных предложений; производить частичный и полный синтаксический разбор простого и сложного предложений |
Основные знания, умения и навыки за курс VI класса.
- Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Календарно-тематическое планирование уроков.
Урок. | Тема урока. | Дата проведения. |
Повторение пройденного в V классе | ||
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | |
2 | Повторение изученного в 5 классе. Фонетика и графика | |
3 | Морфемы в слове | |
4 | Орфограммы в приставках и корнях слов | |
5 | Части речи | |
6 | Орфограммы в окончаниях слов | |
7 Рр | Сочинение «Памятный день летних каникул» | |
8 | словосочетание | |
9 | Простое предложение | |
10 | Знаки препинания в простом предложении | |
11 | Сложное предложение | |
12 | Знаки препинания в сложном предложении | |
13 | Обобщение повторения | |
14 | Контрольный диктант 1 | |
15 | Прямая речь, диалог | |
16Рр | Текст | |
17Рр | Официально-деловой стиль речи | |
18Рр | Сочинение-описание животного | |
19 | Лексика и фразеология. Повторение | |
20 | Знакомство со словарями | |
21-Рр | Подготовка к сжатому изложению | |
22 Рр | Написание сжатого изложения | |
23 | Общеупотребительные слова | |
24 | Профессионализмы | |
25 | Диалектизмы и жаргонизмы | |
26 | Заимствованные слова | |
27 | Устаревшие и новые слова | |
28 | Фразеологизмы | |
29 | Фразеологизмы | |
30 | Обобщение по лексике и фразеологии | |
31 | Урок-зачет | |
32 | Словообразование и орфография. Повторение | |
33 | Словообразование и орфография. Повторение | |
34-Рр | Сложный план | |
35 Рр | Сочинение-описание помещения | |
36 | Способы образования слов в русском языке. Этимология слов | |
37 | Буквы О-А в корне КОС- КАС | |
38 | Буквы О-А в корне ГОР-ГАР | |
39 | Контрольный диктант 2 | |
40 | Работа над ошибками | |
41 | Буквы И-Ы после приставок | |
42 | Приставки ПРЕ-ПРИ | |
43 | Приставки ПРЕ-ПРИ | |
44 | Трудные случаи написания приставок ПРЕ-ПРИ | |
45-Рр | Выборочное изложение по упр 166 | |
46 Рр | Выборочное изложение | |
47 | Соединительные О-Е в сложных словах | |
48 | Сложносокращенные слова | |
49-Рр | Подготовка к сочинению по картине Яблонской «Утро» | |
50 Рр | Написание сочинения по картине Яблонской «Утро» | |
51 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | |
52 | Повторение по теме «Словообразование» | |
53 | Урок-зачет | |
54 | Контрольный диктант 3 | |
55 | Анализ работ | |
56 | Морфология и орфография. Имя существительное | |
57 | Повторение орфограмм существительных | |
58 | Повторение орфограмм существительных | |
59 | Разносклоняемые существительные | |
60 | Разносклоняемые существительные | |
61 | Проверочная работа по повторенным орфограммам | |
62 | Несклоняемые существительные | |
63 | Род несклоняемых существительных | |
64 | Имена существительные общего рода | |
65 | Морфологический разбор существительного | |
66 | Контрольный диктант 4 | |
67 | Работа над ошибками | |
68-рр | Сочинение по теме «Малая родина» | |
69 Рр | Написание сочинения | |
70 | НЕ с существительными | |
71 | НЕ с существительными | |
72 | Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК | |
73 | Гласные в суффиксах ЕК-ИК | |
74 | О-Е после шипящих в суффиксах существительных | |
75 Рр | Подробное изложение | |
76 Рр | Написание подробного изложения | |
77 | Повторение изученного об имени существительном | |
78 | Контрольный диктант 5 | |
79 | Работа над ошибками | |
80 | Имя прилагательное. Повторение | |
81 | Повторение имени прилагательного | |
82 | Повторение изученных орфограмм прилагательных | |
83-Рр | Сочинение-описание природы | |
84 Рр | Написание сочинения | |
85 | Степени сравнения прилагательных | |
86 | Степени сравнения прилагательных | |
87 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные | |
88 | Относительные прилагательные | |
89 | Выборочное изложение по упр. 297 | |
90 | Притяжательные прилагательные | |
91 | Морфологический разбор прилагательных | |
92 | Контрольный диктант 6 | |
93 | Работа над ошибками | |
94 | НЕ с прилагательными | |
95 | НЕ с прилагательными | |
96 | Не с прилагательными | |
97 | Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных | |
98Рр | Сочинение-этюд. Свидание с природой | |
99 | Н-НН в суффиксах прилагательных | |
100 | Н-НН в суффиксах прилагательных | |
101 | Урок-практикум по теме | |
102 | Правописание суффиксов К-СК в прилагательных | |
103 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | |
104 | Повторение по теме «Прилагательное» | |
105 | Контрольный диктант 7 | |
106 | Работа над ошибками | |
107 | Имя числительное как часть речи | |
108 | Простые и составные числительные | |
109 | Ь на конце и в середине числительных | |
110 | Разряды количественных числительных | |
111 | Числительные, обозначающие целые числа | |
112 | Числительные, обозначающие целые числа | |
113 | Дробные числительные | |
114 | Собирательные числительные | |
115 | Порядковые числительные | |
116 | Порядковые числительные | |
117 РР | Сочинение-рассуждение о спорте | |
118 | Морфологический разбор числительного | |
119 | Повторение изученной темы | |
120 | Контрольный диктант 8 | |
121 | Работа над ошибками | |
122 | Местоимение как часть речи | |
123 | Личные местоимения | |
124 | Личные местоимения | |
125 | Возвратное местоимение себя | |
126 РР | Составление рассказа по сюжетным рисункам Упр 405 | |
127 | Вопросительные местоимения | |
128 | Относительные местоимения | |
129 | Неопределенные местоимения | |
130 | Неопределенные местоимения | |
131 | Отрицательные местоимения | |
132 | Отрицательные местоимения | |
133 | Притяжательные местоимения | |
134 | Притяжательные местоимения | |
135 | Указательные местоимения | |
136 | Указательные местоимения | |
137 | Определительные местоимения | |
138 | Определительные местоимения | |
139 РР | Сочинение на основе услышанного. Упр 447 | |
140 | Морфологический разбор местоимения | |
141 | Повторение темы «Местоимение» | |
142 | Контрольный диктант 9 | |
143 | Работа над ошибками | |
144 | Глагол. Повторение изученного в 5 классе | |
145 | Глагол. Повторение изученного в 5 классе | |
146 | Повторение глагольных орфограмм | |
147 | Повторение глагольных орфограмм | |
148 | Урок-зачет по глаголу | |
149-РР | Сочинение-рассказ по рисункам Упр 465 | |
150 РР | Сочинение-рассказ по рисункам Упр 465 | |
151 | Разноспрягаемые глаголы | |
152 | Глаголы переходные и непереходные | |
153 | Глаголы переходные и непереходные | |
154 | Изъявительное наклонение глагола | |
155 | Изъявительное наклонение глагола | |
156 РР | Изложение на основе упр.484 | |
157 | Условное наклонение | |
158 | Условное наклонение | |
159 | Повелительное наклонение | |
160 | Повелительное наклонение | |
161РР | Рассказ по рисункам упр.502 | |
162 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | |
163 | Контрольный диктант | |
164 | Работа над ошибками | |
165 | Употребление наклонений | |
167 | Безличные глаголы | |
168 | Безличные глаголы | |
169 | Морфологический разбор глагола | |
170-Рр | Рассказ на основе услышанного. Упр 519 | |
171 РР | Рассказ на основе услышанного. Упр 519 | |
172 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | |
173 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | |
174 | Систематизация изученного о глаголе | |
175 | Систематизация знаний о глаголе | |
176 | Урок-зачет по теме «Глагол» | |
177 | Урок-зачет по теме «Глагол» | |
178 | Контрольный диктант 10 | |
179 | Работа над ошибками | |
180 | Итоговое повторение за 6 класс. Разделы науки о языке | |
181 | Орфография. Орфографический разбор. | |
182 | Контрольное тестирование | |
183 | Контрольное тестирование | |
184 РР | Контрольное изложение | |
185 РР | Контрольное изложение | |
186 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | |
187РР | Сочинение по упр 549 | |
188 РР | Сочинение по упр 549 | |
189 | Лексика и фразеология. | |
190 | Словообразование. | |
191 | Словообразовательный разбор | |
192 | Морфология | |
193 | Морфологический разбор | |
194 | Синтаксис. | |
195 | Синтаксический разбор | |
196 | Тестирование по лексике | |
197 | Тестирование по словообразованию | |
198 | Тестирование по морфологии | |
199 | Тестирование по синтаксису | |
200 | Итоговая контрольная работа | |
201 | Итоговая контрольная работа | |
202 | Анализ итоговой контрольной работы | |
203 | Систематизация и обобщение материала, изученного в 6 кл | |
204 | Систематизация и обобщение материала, изученного в 6кл | |
205 | Систематизация и обобщение материала, изученного в 6кл | |
206-207 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...