Урок русского языка 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Гусарова Юлия Викторовна

 

Паронимы

Цели: 1. Повторить синонимы и антонимы;

           2. развивать навыки самостоятельной работы с различными словарями;

           3. способствовать обогащению речи учащихся, формировать интерес к родному языку;

           4. подготовить к выполнению задания А3 на ЕГЭ.

Оборудование: Словарики паронимов, планы маршрута, словари, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.

 

  1. Вступительное слово учителя.

 

       Ребята, я знаю, что большинство из вас увлечено компьютерными играми. Погружаясь в игровой мир, вы совершаете виртуальное путешествие. На данном занятии мы совершим виртуальное путешествие в город ПАРОНИМОВ. Это путешествие не пройдет для вас бесследно, а поможет в выполнении заданий на ЕГЭ. Я не случайно выбрала эту тему, так как ПАРОНИМЫ – один из источников речевых ошибок.

 

  1. Объявление темы урока.

 

        Сегодня мы будем изучать одно из лексических понятий «ПАРОНИМЫ». Посетим страну ЛЕКСИКИ, зайдем в дома ПАРОНИМОВ. Они живут парами. Жители домов предоставят ряд заданий, которые вы должны выполнить за вознаграждение. А наградой каждому активному будут подковки. Синяя подкова – оценка четыре, красная – пять.

 

  1. Запись числа в тетрадь.

  2. План путешествия.

 

        Слова в нашем русском языке удивительно многолики. Есть материальная оболочка слова (мы его видим и пишем), а под этой оболочкой прячется внутренний смысл, значение. Именно этот внутренний смысл изучает какая наука?(лексика).

       На ваших столах лежат планы путешествия. Разберемся в маршруте. Нам необходимо попасть в страну ЛЕКСИКИ, которая нам откроет двери лишь после того, как мы поработаем с синонимами и антонимами. После чего мы попадем в город ПАРОНИМОВ, где будем двигаться от дома к дому, выполняя задания, которые приготовили для нас жители этого города. А чтобы вы успешно справились со всеми заданиями, жители страны сделали словарики ПАРОНИМОВ, которые лежат у каждого на парте.

        Обратите внимание – домики разноцветные, поэтому и задания будут разнообразные. После выполнения определенного задания тот, кто получил синюю подкову, ставит в домике оценку 4, красную – 5. В конце урока я соберу маршруты путешествия и посмотрю, какие задания вызвали у вас затруднения, а какие вы выполнили успешно.

        Завершая путешествие, вы самостоятельно поработаете над тестами. Количество заработанных баллов внесете в центр круга.

 

  1. Проверка домашнего задания.

 

- Что такое синонимы, антонимы?

      Дома вы работали со словарями синонимов и антонимов, подбирали синонимы и антонимы к данным на доске словам: УДАЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, БУДНИЙ, СКРЫТЫЙ, ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, НЕВЕЖА.

      Два человека выходят к доске. Один записывает напротив каждого слова соответствующий ему синоним, другой человек – антоним. Третий человек выходит к доске и работает с предложениями. Выделенные слова он должен разобрать по составу:

 

На нас чуть (не) обрушилась КАМЕННАЯ глыба.

Мы шли по КАМЕНИСТОЙ тропке.

      Параллельно проверяю индивидуальную домашнюю работу. Учащийся дома работал и этимологическим словарем и искал происхождение слов ДОБРЫЙ, УДАЧНЫЙ, НЕВЕЖА, ТАЙНЫЙ.

      Проверяем ребят, работавших у доски.

      Предлагаю учащимся найти в словарях значение слов КАМЕННЫЙ, КАМЕНИСТЫЙ. Опрашиваю. Предлагаю подобрать иллюстрации к словам КАМЕННЫЙ, КАМЕНИСТЫЙ. Первый ряд устно составляет словосочетания со словом КАМЕННЫЙ, второй – со словом КАМЕНИСТЫЙ.

 

  1. Новая тема.

 

     Для вас открыты двери в страну ЛЕКСИКИ. Теперь мы входим в город ПАРОНИМОВ. Слова КАМЕННЫЙ и КАМЕНИСТЫЙ являются ПАРОНИМАМИ. Они имеют один корень, схожи в написании, но различаются по своему лексическому значению. Записываем тему урока и значение термина – ПАРОНИМЫ.

     Синий дом.

    Мы попали в первый дом паронимов. Теперь должны выполнить задания, предложенные жителями этого дома. Необходимо подобрать паронимы к словам, данным на доске и определить их значение, пользуясь словарями.

     Поощряю ребят подковами. Выставляем оценки в синий дом.

     Желтый дом.

    Двигаемся дальше по городу. Заглянем во второй домик.

Из двух паронимов, данных в скобках, выберите тот, что должен быть использован в данном контексте. Найдите значение этих паронимов.

 

Ранее (скрытные – скрытые) от всех архивные документы становятся доступны историкам.

(Невежа – невежда) он был абсолютный, и я ни разу не видел у него в руках ни книги, ни газеты.

Следующий вторник – (желанный – желательный) срок сдачи вами документов.

 

Поощряю подковами. Выставляют оценки в желтый домик.

 

Красный дом.

    Теперь два человека, которые были активнее, получают индивидуальное задание от жителей следующего домика. Они будут корректорами и исправят ошибки в употреблении паронимов. Предложения выписаны из сочинений учащихся вечерней школы.

 

На карточках:

1 карточка

Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни.

Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни.

Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.

 

2 карточка

Кабанова показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой.

ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.

Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.

 

Работа по рядам.

Какое существительное подходит к одному из 2-х паронимов? Смотрят значение слов БЫВШИЙ, БЫЛОЙ

   Ребята выходят к доске и указывают стрелкой, какое существительное подходит к данным паронимам.

Бывший                                  Былой

                         Артист

                         Слава

                         Годы

                         Друг

                         Величие

                         Военный

 

Проверяем ребят, выполнявших индивидуальную работу. Выставляются оценки. Раздаются подковки.

 

Зеленый дом.

Разбираем значение слов АДРЕСАТ И АДРЕСАНТ

Первый ряд пишет соседу по парте послание, используя паронимы ОТПЛАТИЛ, ОПЛАТИЛ, второй ряд – ГУМАННЫЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ.

 

  1. Закрепление. Выполнение тестов.

  2. Проверка (на доске даны ответы, учащиеся сами себя оценивают)

  3. Подведение итогов.

  4. Индивидуальное домашнее задание.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...