"Творческая лаборатория "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Открытый урок русскогоязыка в 6 классе по программе С.И. Львовой посвящен изобразительным возможностям имени существительного. Рассматривается роль существительного в различных стилях речи, в создании тропов. Итогом урока является мини-сочинение с использованием односоставных предложений .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_uro1.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Открытый урок

Творческая лаборатория  «Имя существительное»

Цель урока:

расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.

Задачи урока:

1. Выяснить, какова роль имени существительного в текстах различных стилей.

2. Повторить тропы, в основе которых лежит имя существительное (сравнение,                                                                                     олицетворение, метафора);

3.  Познакомиться с экспрессивной функцией имени существительного в назывном                     предложении.

Оформление урока:

1. Презентация «Имя существительное. Творческая лаборатория».

2.  Раздаточный материал на каждого ученика с текстами стихотворений и текстами для речеведческого анализа.                                                                  

3. Иллюстрации учащихся к стихотворениям, содержащим назывные                                              предложения.

4. Таблица для внесения опорных слов по ходу урока.

Записи на доске:

1. Творческая лаборатория.

2.Таблица для вписывания опорных слов – результатов «опытов».

3.Таблица, составленная по результатам проверки домашнего задания.

                                                Ход урока

1. Оргмомент.

Настрой на работу, постановка цели, выдвижение гипотезы, проблемного вопроса.

- Урок сегодня  и обычный, и необычный. Обычный, потому что от вас, как всегда, потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение. Как вы оцениваете свое настроение на момент начала нашей работы? (дети рисуют смайлик, отражающий их настроение на данный момент)

Необычной будет форма урока – она записана на доске.

2. Мотивационный этап.

- Что такое лаборатория?

(Ученики дают свои определения и сверяют ответы с толковым словарем: Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, учреждение, где занимаются такими опытами).

- А что является результатом опыта? (подтверждение или опровержение гипотезы и даже открытия!)

- Но у нашей лаборатории нет названия. Есть у вас предположения, что написано на закрытой части доски?

- Подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы поможет небольшое стихотворение:

Земля, вода, пшеница, класс –

Все сущее, что окружает нас,

Мы называем. Имя им даем:

Береза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без этой части речи не проживешь.

- Так с чем же будут связаны наши лингвистические опыты? (слайд 2)

- Первая ваша гипотеза подтвердилась, значит, результат можно занести в таблицу 1.

На предыдущих уроках мы с вами плодотворно работали над грамматическими свойствами имени существительного. Сегодня познакомимся с его выразительными возможностями. Итак, главный вопрос нашего урока: каковы изобразительно-выразительные возможности имени существительного? Ваши гипотезы.

Задача нашего урока – подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, основываясь на результатах наших лингвистических опытов.

- Л.В. Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка» (слайд 3). Как вы понимаете эти слова?(имена существительные составляют основу языка, называя все существующие предметы и отвлеченные понятия).

3. Проверка домашнего задания (ч.1)

- Самое время теперь обратиться к результатам ваших домашних опытов. Каждый из вас дома работал с текстом: вы выполнили краткий текстоведческий анализ и подсчитали количество слов каждой самостоятельной части речи. Результатом вашего труда стала таблица 2. Посмотрим, что получилось, но сначала – ваши гипотезы (ученики высказывают свои предположения относительно количества существительных в текстах различных стилей)

- Выразительное чтение учениками текстов (на доске по мере ответов заполняется таблица 2)

- Итак, подтвердилась ли наша гипотеза о преобладании существительных над другими частями речи в текстах разных стилей? (слайд 4)

4. Актуализация знаний о стиле художественной литературы, выяснение роли имен существительных в текстах этого стиля.

- Давайте вспомним высказывание К.Г. Паустовского о русском языке (слайд5).Конечно, слова писателя прежде всего относятся к именам существительным, потому что именно эта часть речи выполняет номинативную (назывную) функцию (запись в таблицу 1)

- Текста какого стиля не было в домашнем задании?

- Какие признаки стиля художественной литературы мы знаем?

- Отличительной чертой стиля художественной литературы является употребление изобразительно-выразительных средств языка, то есть тропов (запись в таблицу 1). Имя существительное лежит в основе многих тропов.

- Какие произведения художественной литературы наиболее насыщены тропами? Ваша гипотеза?(поэтические произведения, стихи – запись в таблицу 1)

- Прочитайте выразительно есенинские строки (слайд 6)

- Какие тропы употребил Сергей Есенин в этой строфе? (сравнение, метафора, олицетворение)

- Почему поэт сравнил вечер с сажей? (темный, безлунный)

- Что поэт имеет в виду под белой пряжей?

- Почему это выражение нельзя назвать сравнением? (нет союзов как, будто, словно, точно)

- Как называют такие сравнения? ( скрытое сравнение, метафора).

- Какой троп употреблен в последней строчке? (олицетворение).

- Что же показал наш опыт наблюдения ? (В поэтических художественных текстах используются различные тропы на основе имен существительных)

В таблицу 1 записываются слова олицетворение, метафора, сравнение (слайд 7)

- Доказательств в науке много не бывает, поэтому ваше следующее задание – поиск тропов в следующем тексте ( слайд 8 )

Ученики работают с текстом 5 , затем называют тропы и проверяют себя ( слайд 9 )

Итак, мы в очередной раз убедились, что имя существительное – очень выразительная часть речи.

5. Проверка 2 части домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала.

Обратимся к 2 части вашего домашнего задания, которое вы выполнял заранее. Его результат – на доске (рисунки).

- На основе чего вы их рисовали? (поэтические тексты).

Я прошу вас представить свои рисунки (дети показывают рисунки  и читают стихи)

- Трудно ли вам было иллюстрировать эти произведения?

- Определите тип речи в этих текстах (слайды 10 – 14)

- Вспомните, пожалуйста, отличительные признаки типа речи описание.

-  Чем необычны эти описания?

- Какая синтаксическая особенность  объединяет эти стихи? (односоставные назывные предложения)

Лев Толстой об одном из таких стихотворений сказал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» (слайд 15). Эти строки относятся к стихотворению Афанасия Фета «Это утро, радость эта…» (слайд 16 )

- Какую роль играют в стихах односоставные назывные предложения? (слайд 17)

(запись в таблицу 1 слов односоставные, назывные, описание)

- Итак, мы заполнили таблицу с результатами наших опытов и наблюдений. Кто подведет промежуточный итог нашей работе? Нашла ли подтверждение наша главная гипотеза?(ответ ученика с опорой на таблицу 1)

6. Подготовка и написание сочинения – миниатюры.

- А в таблице спрятан секрет: слово, которое будет ключом к следующему заданию. Составьте его из выделенных букв (творчество)

- Так что же будет финальным опытом нашего урока? (сочинение-миниатюра)

- Я предлагаю вам создать зимний пейзаж, используя те выразительные возможности имени существительного, о которых мы говорили на уроке. Вам поможет наша таблица и опорные слова (слайд 18)

7. Чтение сочинений-миниатюр.

 - Что из знаний, полученных на уроке, вам удалось применить в своих работах?

- Спасибо за такие интересные работы. Сегодняшний урок – наше совместное творчество.

8. Рефлексия. Обоснование выставленных за урок отметок.

- Интересно ли вам было на уроке?

- Чем увлекло вас имя существительное?

- Как вы теперь оцените свое настроение? Изменилось ли оно по сравнению с началом урока?

9. Домашнее задание.

1. Сочинение-миниатюра и иллюстрация к нему – для тех, кто хочет продлить радость творчества.

2. Кроссворд на тему «Имя существительное» - для тех, кто хочет освежить в памяти знания о существительном.

3. Поиск стихотворений, содержащих назывные предложения; указание тропов, использованных в этих произведениях. Выразительное чтение этих стихов.

Приложение

Таблица 1

1

2

функция

3

4

произведение

5

6

7

8

предложение

9

предложение

10

Таблица 2

Стиль речи

                                         Количество слов

всего

существительные

прилагательные

глаголы

Научный

Публицистический

Официально-деловой

Разговорный

Домашнее задание к текущему уроку 

1. Краткий текстоведческий анализ текста (тип и стиль речи, тема и идея текста, подсчет количества слов некоторых частей речи: существительных, прилагательных, глаголов)

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (дается заранее, за несколько дней до урока).

                        Тексты для речеведческого анализа (д/з к текущему уроку).

1.

        Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

         Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания.

        Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

                                                                                                                                           (49 слов)

2.

                                           Об отцовской власти

Статья 371. Дети, во всяком возрасте , должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.

Статья 372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.

Статья 373.  Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.

Статья 375. Отец, который имеет очень серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, может пользоваться следующими мерами исправления.

Статья 376. Если ребенок не достиг 16 лет, то отец может лишить его свободы

на срок, который не может превышать месяца; в этих целях

председатель трибунала округа должен, по просьбе отца, выдать ордер на арест.

                                                                                                Из Гражданского кодекса 1804 г

                                                                                                (Кодекс Наполеона)

                                                                                                                                      ( 83 слова )

3.

     Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать.

   Учение – вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

   Умейте не терять времени на пустяки! Берегите себя для учения, для приобретения полезных знаний и навыков…

   Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового.

   Учитесь любить учиться!

                                                                                                                                  Д.С. Лихачев.

                                                                                                                                     ( 83 слова )

4.

          Дорогая бабушка!

          Спасибо тебе за подарок, который ты мне прислала! Шапочка, которую ты связала, мне очень идет.

          Бабуленька, я очень по тебе скучаю, часто вспоминаю наши беседы и прогулки.

         Как там наш Барсик? Все так же проказничает, озорник? Зажила ли его лапа?

      Недавно мы с мамой ходили в театр. Я раньше была только в кукольном. Мне очень понравился Волковский. В нем очень просторный вестибюль с широкой лестницей, покрытой красивым красным ковром. Под потолком висят очень красивые большие люстры .Нам достались места в ложе бельэтажа. С этих мест хорошо видно сцену и актеров.

    Спектакль, который мы посмотрели, называется «Мещанин во дворянстве». Мне очень понравился сюжет пьесы и игра актеров.

   Бабушка, я очень тебя прошу, приезжай к нам в ноябре, и мы сходим куда-нибудь вместе.

                                                                                                                                       ( 123 слова)

                     

5. Найти тропы в следующем тексте (к 3 этапу урока).

              Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темень начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она еще совсем рассеяться, а на смену ей уже выполз туман. Стало холоднее. Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую все вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли. Ни дуновения, ни шороха.  Васютка был один среди неподвижного зеленого моря.

                                                                                                                     ( По В. Астафьеву )

                                Стихи для иллюстрирования

Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.

           
Владимир Маяковский.

        Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы.
Этот зык и свист.
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.

                                      Афанасий Фет
                                                                                                     

           

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие туманы,
И низкий, серый свод небес.

                     
Сергей  Аксаков.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица…

                             Афанасий  Фет.

Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!

            ***
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август!- Месяц
Ливней звездных.

                                Марина Цветаева

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет.  
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь -  начнешь опять сначала.
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

                             
Александр Блок

                                                   Таблица 1

Таблица заполняется учениками на доске в процессе урока, из выделенных букв составляется слово «творчество»

1

С

У

Щ

Е

С

Т

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

2

Н

О

М

И

Н

А

Т

И

В

Н

А

Я

функция

3

Т

Р

О

П

4

П

О

Э

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Е

произведения

5

О

Л

И

Ц

Е

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Е

6

М

Е

Т

А

Ф

О

Р

А

7

С

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е

8

О

Д

Н

О

С

О

С

Т

А

В

Н

Ы

Е

предложения

9

Н

А

З

Ы

В

Н

Ы

Е

предложения

10

О

П

И

С

А

Н

И

Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме "Множественное число существительных"

Презентация была выполнена одним из моих учеников. Данный учебный материал будет полезен тем, кто хочет постичь трудности английской грамматики....

урок русского языка на тему " Творческая лаборатория «Синтаксическая роль имени существительного»

урок подготовлен для учащихся, занимающихся по учебнику С.И.Львовой...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....