Урок по русскому языку "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – соревнования по теме «Лексика».
Цель урока:
- обобщить, закрепить и проверить знание основных понятий раздела;
- развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
- воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас урок-соревнование . У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения
В игру вступают 3 команды по 6 человек. Им предстоит пройти 6 туров. Команде-победителю, набравшей набольшее число звездочек за ответы, присваивается звание “Эрудиты”.
Представление команд.
II. Соревнование команд
Разминка.
- Предлагается высказывание о русском языке и фамилии писателей. Назвать автора этих строк.
- « Русский язык неисчерпаемо богат и обогащается с быстротой поражающей».
- « В русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
3 “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”
4 “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.
5 “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему язык”.
На доске: портреты Пришвина, Успенского, Тургенева, Белинского, Куприна, Паустовского, Герцена.
I тур. Подобрать к каждому фразеологизму антоним..
Через пень колоду- в поте лица. | |
Чесать языком- молчать как рыба | |
У черта на куличках -рукой подать | |
Как кошка с собакой- не разлей вода | |
Заварить кашу- расхлебывать кашу | |
Ворон считать-держать ухо востро |
II тур. Перевести фразеологизмы на казахский язык и рассказать, о каких чертах человеческого характера они говорят.
1 КОМАНДА Заячья душа- Қоян жүрек О трусливом, робком человеке.
2 команда Вольная птица- Өзі би, өзі қожа Свободный человек.
3 команда Первая ласточка- Жыл құсы Самый первый в ряду остальных.
III тур. Назовите слова по данным толкованиям их лексического значения. Кто быстрее.
- Старый ,опытный воин. 2)Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.3) Специалист с высшим техническим образованием. 4) Человек, совершающий поездку в поезде ,теплоходе, самолете или в другом виде транспорта.5) Военнослужащий, стоящий на посту. 6) Точная выдержка из текста.
IVтур.
1 этап. Составьте антонимическую викторину на материале афоризмов ,цитат ,крылатых выражений. 1команда Отечество- чужбина. Утро- вечер. Утро вечера мудренее.
2команда Свет- тьма. Север- юг. Ученье -свет, не ученье - тьма.
3Команда Зима-лето. Сильный - бессильный. У сильного всегда бессильный виноват.
2 этап. Среди данных слов найдите заимствованное.
Лето, полотер, праздник, акварель, земля.
3 этап. Ответить на вопросы.
1.Изкакого крана не льется вода?
- Какой лук не кладут в суп?
- Какой журавль никогда не летает?
- В каких лесах нельзя заблудиться?
5. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?
6. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?
7. Каким ключом нельзя открыть замок?
8. Какая гусеница не годится для танка?
Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?
V тур. Отвечать «Да» или «Нет»
Вопросы 1 команде
1.Неологизмы- это новые слова ?
2. Фонетика изучает звуки речи?
3. Приставка-это главная значимая часть слова?
4.Архаизмы –это устаревшие слова?
5.В русском алфавите 34 буквы?
Вопросы 2 команде
1Седьмая буква алфавита е ?
2. Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов ?
3.Склонение-это изменение слова по лицам и числам ?
4.Гласные звуки делятся на звонкие и глухие?
5. Дополнение-это главный член предложения?
Вопросы 3 команде
1.Синонимы- это противоположные по значению слова?
2. Кофе- существительное 1 склонения?
3.Лексикология изучает строение слова?
4.В односоставных предложениях оба главных члена?
5.У глагола всего 2 наклонения?
VI тур. Конкурс капитанов
Составить связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.
VII. Подведение итогов. Вручение призов.
- Приз победителю «Эрудиты».
- Приз надежды.
- Утешительный приз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.
Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи урока:привлечь детей к народному творчест...
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
рабочая программа порусскому языку. 9 класс. Бунеев.
Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бунеев...
КВН порусскому языку 5 класс
Внеклассное мероприятие по русскому языку...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ
Презентация содержит комплекс опорных конспектов по русскому языку. Материал может использоваться при подготовке к ЕГЭ и на уроках русского языка....
Мониторинг УУД порусскому языку. 5 класс
Промежуточный мониторинг по русскому языку в 5 классе....