Правописание приставок.
методическая разработка по русскому языку (10,11 класс) по теме

  Урок обобщающего характера при итоговом повторении в 9 классе или в 10-11 классе при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok.konspekt_i_prezentaciya.rar2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание приставок

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели урока: 

 1. Обобщение знаний учащихся  об орфограммах в приставках,  закрепление навыка правописания приставок.

 2. Воспитание у учащихся интереса к изучению пословиц и  поговорок.

 3.Развитие речевых навыков учащихся, их умений грамотно строить фразу, формулировать правила и объяснять употребление орфограмм.

Задачи: 1. Вспомнить правила правописания приставок не-/ни-, кое-,

 пре-/при-, приставок на з-с.

2. Систематизировать знания учащихся о данных орфограммах.

3. Проверить навык грамотного написания приставок.

4. Закрепить  при помощи ИКТ правописание приставок.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор

2.Презентация, выполненная в программе PowerPoint, интерактивные диктанты,  карточки с индивидуальными заданиями;  материалы для проверки знаний.

Межпредметные связи: информатика, история, литература.

Основные методы и приемы: слово учителя, наблюдение над текстом,  анализ предложенных учителем  материалов,  самостоятельная работа, индивидуальная работа  по выполнению заданий на компьютере.

Формы работы: словарный диктант, интерактивный диктант, работа по карточкам.

 

                                            Ход урока:

I Организация класса                                                                            

  II   Постановка целей и задач урока.    Погружение в тему.              

   Слайд 1.

         -   На доске пословицы:

 Лучше идти да пр…саживаться в пути, чем бежать да лежать (таджикская  пословица).

Дорога даже в ухабах лучше бе…дорожья (башкирская пословица).

В путь - дороге человек ра…п…знается  (даргинская пословица).

Не все дорога скатертью, бывают и п…р…бежки  (русская пословица).

Н…важно, как далеко вы ушли по н…правильному пути – в…звращайтесь. (турецкая  поговорка).

         -  В некоторых словах данных пословиц и поговорок отсутствуют буквы. В какой морфеме пропуски? Вставьте буквы.

                                                                                   (В приставке)

  -  Тема нашего сегодняшнего разговора - приставки и орфограммы в приставках.

Главная цель всех уроков курса  - поэтапное устранение орфографических трудностей на пути подготовки к ЕГЭ. Цель сегодняшнего урока – обобщить правила правописания орфограмм  в приставках. А задачи - вспомнить  определение  этой морфемы,  выявить основные трудности в написании приставок, систематизировать знания,  закрепить их в коллективной, а затем в самостоятельной работе.

           - Путь подготовки к ЕГЭ по русскому языку  многоэтапный. И школьники, как путешественники, сейчас на этом пути. И нам нужен условный «рюкзак», т.е. багаж знаний, в т.ч. и орфографических.  И его сейчас начнем комплектовать. А первое, что возьмем с собой, - определение приставки.

                                                       (Уч-ся вспоминают определение).

            -  Взгляните на пословицы и поговорку на доске. Попробуйте назвать на примере использованных  в словах приставок  их общие группы, регулируемые определенными орфографическими правилами.

                                      (Приставки, правописание которых постоянно, не регулируется   правилами; Приставки на з-с;  Приставки не-ни; Приставки пре-при-)

            -    Все ли группы приставок представлены?  (Нет).

Существуют  заимствованные  приставки:  а-, анти-, архи-, де-, суб-, дис-, интер и др.  (античастица, деклассированный, диспропорция, интернационалист…)

Слайд 2

III Повторение. Реконструкция  правил.                                          

        -Чтобы в «рюкзак» уложить правила (а без них далеко не уйдешь), присядем перед дорожкой и подумаем. А у доски попросим думать над заданием ученика… Необходимо выделить  и объяснить  орфограммы  в приставках.                

  Словарный диктант:

Сомневаться, перевоплотиться, никто, превзойти, обездоленный, кое-что, придавить, искупать, сгрести, отгадать, никуда, негромкий, античастица, дестабилизация, здесь.

IV    Закрепление.                                                                                      

Слайд 3.

 1. - В свой рюкзак «укладываем» и памятку:

 1) В приставках раз-  (рас-) / роз- (рос-) в безударной позиции пишется буква А, под ударением – только О:

         рАздать, но рОзданный; рАсписать, но рОспись; рАзыграть, но рОзыгрыш

 2) Приставки з- нет:

  Сбить, Сдать, Сделать, неСдержанное 

3) В словах Здание, Здоровье, Здравствуй, Здесь, Здешний нет приставок

4) Приставка кое- пишется через дефис

  Слайд 4

 2.- Итак, «рюкзак» собран. Теперь будем преодолевать препятствия.  

- И вот первое. Индивидуальная работа по карточкам: не и ни в приставках наречий, прилагательных, местоимений, существительных. Какие значения имеют в них приставки не и ни?

                                                                  (Отрицательное, неопределенное)

Задание: вставить буквы в морфемы.

Карточка:  1) На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н…)где приклонить голову.2) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.3) (Н…)правдой век не проживешь4) Не говори (н...)другу всей правды, оставь (кое)что про запас.5) Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть (н...)громко скажут.6) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.7) (Н..)честный путь всегда окажется длиннее.8) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.9) (Н_)чуть (н_)хочется уходить..10) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (н…)куда.11) Приходится хоть (кое) как вертеться, если (н…)куда деться.12) Он (н…)откуда не получал писем, да и сам (н…)кому не писал.13) (Н..)где не мерцал огонек, не слышалось (н…)какого звука.14) Ум – одежда, которая (н..)когда не износится, знание – родник, который (н…)когда не исчерпаешь.

Проверка по цепочке                                                                              

3.   - Действительно: Ум – одежда, которая (н..)когда не износится, знание – родник, который (н…)когда не исчерпаешь.

     - Второе препятствие  - интерактивный диктант на правописание пре-/при     -, приставок на –з/-с  (смотри gramota.ru)                                                

V Закрепление в формате ЕГЭ                                                            

 Слайды 5-13

      -   Третье  препятствие – это работа с данными орфограммами в формате ЕГЭ.

  1. Задание А15 ЕГЭ по русскому языку  проверяет у выпускников 11 класса знание орфограмм в приставках. Задание составлено по материалам ЕГЭ прошлых лет.

  1. ро…черк,  не…гибаемый,  и…подтишка
  2. во…питание, во…желание, во…хваление
  3. пр…смыкаться,  непр…менно, без пр…крас
  4. д…гнать,  вз…браться,  з…облачный

       

      1. нед…верчивый, п…дорожник, нен…глядный

2. пр…мета, пр…красный, пр…стройка

  1. и…брать, и…желта-красный, бе…вестный

      4. ра…грабить, во...дать,  …жечь

  1. о…дых, по…толкнуть, о…бежать
  2. по…сыпать, на…резать, пре…писать
  3. ра…тревожить, во…клицать, и…ведать
  4. пр…ступный, пр…мкнуть (к движению), пр…мерзкая ситуация

  1. ни…ложить, чере…полосица, в…махивать
  2. о…бросить, пре…рассудок, по…ложный
  3. пр…речный, пр…открыть, пр…равнять
  4. пре…ставить, о…дача, на…колотый

  1. с…мневаться, перев…плотиться, пр…изойти
  2. во…кликнуть, ра…шить, …держать
  3. на…бавить, по…шутить, о…блеск
  4. пр…баутка, пр…чмокнуть, пр…милый

  1. пр…мерзнуть, пр…умолкнуть, пр…образить
  2. бе…брежный, во…раст, бе…жалостный
  1. с…автор, п…граничный, н…кидка
  2. пре…ставить, пре…видеть, о…жаться

  1. бе…помощный, бе…вкусица, бе…шумный
  2. пр…брежный, пр…открыть, пр…забавный
  3. и…следовать, …горбленный, бе…полезный
  4. пр…глубокий, пр…возносить, пр…данное

  1. во…торжествовать, ра…бросать, ра…чёт
  2. о…тереть, о...дача, о…бросить
  3. пред…ставленный, д…брести, поз…прошлый
  4. бе…пробудный, не…деланный, ра…грызть

  1. во…стание, ни…провергать, бе…брежный
  2. без…говорочный, з…учить, с…зревание
  3. пр…храмывать, пр…следование, пр…долевать
  4. о…делка, о…тачивание, нео…вязный

Слайд 14

2. - Третье  препятствие – задание А14 из демонстрационного варианта 2011 года.  

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Самостоятельная работа.  

1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

Слайд 15 Проверка.

Слайд 16  - A15  2012 года. Самостоятельная работа.  

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный

2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный

3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать

4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

Слайд 17 – проверка                                                                          


VI   Обобщение. Рефлексия

-  Итак, сегодня мы прошли по пути трудностей в написании приставок, вспомнили правила и применяли их на практике, самостоятельно выполняли задания, проверили свою готовность к экзамену по данному вопросу. Появилась ли у вас уверенность в знании данной орфограммы?

VII Д/З: составить для одноклассников словарный диктант из 40 слов c пропущенными орфограммами в приставках (можно в  электронном виде). Уметь объяснить  написание их.    

План урока:

           Этап урока

№ слайда

           Форма работы

Время

I Организация класса                                                                          

 

1

1мин.

II   Постановка целей и задач урока.    Погружение в тему

2

Работа с пословицами на доске

3      

III Повторение. Правила правописания приставок                          

Словарный диктант

5

IV    Отработка правил.   Закрепление.                                                                                      

3

1.Работа с Памяткой 2.Индивидуальная работа по карточкам. Проверка

3.Интерактивные диктанты.  Проверка

3

5

12

V Закрепление орфограмм  в формате ЕГЭ                                                        

5-14

1. Решение заданий по закреплению данной орфограммы на материалах  ЕГЭ прошлых лет

2.Решение задания  А14 и А15 из демонстрационных  вариантов  2011и  2012 г.

12

2

VI   Обобщение. Рефлексия.                                                                          

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...