Правописание приставок.
методическая разработка по русскому языку (10,11 класс) по теме
Урок обобщающего характера при итоговом повторении в 9 классе или в 10-11 классе при подготовке к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_pristavok.konspekt_i_prezentaciya.rar | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание приставок
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели урока:
1. Обобщение знаний учащихся об орфограммах в приставках, закрепление навыка правописания приставок.
2. Воспитание у учащихся интереса к изучению пословиц и поговорок.
3.Развитие речевых навыков учащихся, их умений грамотно строить фразу, формулировать правила и объяснять употребление орфограмм.
Задачи: 1. Вспомнить правила правописания приставок не-/ни-, кое-,
пре-/при-, приставок на з-с.
2. Систематизировать знания учащихся о данных орфограммах.
3. Проверить навык грамотного написания приставок.
4. Закрепить при помощи ИКТ правописание приставок.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор
2.Презентация, выполненная в программе PowerPoint, интерактивные диктанты, карточки с индивидуальными заданиями; материалы для проверки знаний.
Межпредметные связи: информатика, история, литература.
Основные методы и приемы: слово учителя, наблюдение над текстом, анализ предложенных учителем материалов, самостоятельная работа, индивидуальная работа по выполнению заданий на компьютере.
Формы работы: словарный диктант, интерактивный диктант, работа по карточкам.
Ход урока:
I Организация класса
II Постановка целей и задач урока. Погружение в тему.
Слайд 1.
- На доске пословицы:
Лучше идти да пр…саживаться в пути, чем бежать да лежать (таджикская пословица).
Дорога даже в ухабах лучше бе…дорожья (башкирская пословица).
В путь - дороге человек ра…п…знается (даргинская пословица).
Не все дорога скатертью, бывают и п…р…бежки (русская пословица).
Н…важно, как далеко вы ушли по н…правильному пути – в…звращайтесь. (турецкая поговорка).
- В некоторых словах данных пословиц и поговорок отсутствуют буквы. В какой морфеме пропуски? Вставьте буквы.
(В приставке)
- Тема нашего сегодняшнего разговора - приставки и орфограммы в приставках.
Главная цель всех уроков курса - поэтапное устранение орфографических трудностей на пути подготовки к ЕГЭ. Цель сегодняшнего урока – обобщить правила правописания орфограмм в приставках. А задачи - вспомнить определение этой морфемы, выявить основные трудности в написании приставок, систематизировать знания, закрепить их в коллективной, а затем в самостоятельной работе.
- Путь подготовки к ЕГЭ по русскому языку многоэтапный. И школьники, как путешественники, сейчас на этом пути. И нам нужен условный «рюкзак», т.е. багаж знаний, в т.ч. и орфографических. И его сейчас начнем комплектовать. А первое, что возьмем с собой, - определение приставки.
(Уч-ся вспоминают определение).
- Взгляните на пословицы и поговорку на доске. Попробуйте назвать на примере использованных в словах приставок их общие группы, регулируемые определенными орфографическими правилами.
(Приставки, правописание которых постоянно, не регулируется правилами; Приставки на з-с; Приставки не-ни; Приставки пре-при-)
- Все ли группы приставок представлены? (Нет).
Существуют заимствованные приставки: а-, анти-, архи-, де-, суб-, дис-, интер и др. (античастица, деклассированный, диспропорция, интернационалист…)
Слайд 2
III Повторение. Реконструкция правил.
-Чтобы в «рюкзак» уложить правила (а без них далеко не уйдешь), присядем перед дорожкой и подумаем. А у доски попросим думать над заданием ученика… Необходимо выделить и объяснить орфограммы в приставках.
Словарный диктант:
Сомневаться, перевоплотиться, никто, превзойти, обездоленный, кое-что, придавить, искупать, сгрести, отгадать, никуда, негромкий, античастица, дестабилизация, здесь.
IV Закрепление.
Слайд 3.
1. - В свой рюкзак «укладываем» и памятку:
1) В приставках раз- (рас-) / роз- (рос-) в безударной позиции пишется буква А, под ударением – только О:
рАздать, но рОзданный; рАсписать, но рОспись; рАзыграть, но рОзыгрыш
2) Приставки з- нет:
Сбить, Сдать, Сделать, неСдержанное
3) В словах Здание, Здоровье, Здравствуй, Здесь, Здешний нет приставок
4) Приставка кое- пишется через дефис
Слайд 4
2.- Итак, «рюкзак» собран. Теперь будем преодолевать препятствия.
- И вот первое. Индивидуальная работа по карточкам: не и ни в приставках наречий, прилагательных, местоимений, существительных. Какие значения имеют в них приставки не и ни?
(Отрицательное, неопределенное)
Задание: вставить буквы в морфемы.
Карточка: 1) На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н…)где приклонить голову.2) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.3) (Н…)правдой век не проживешь4) Не говори (н...)другу всей правды, оставь (кое)что про запас.5) Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть (н...)громко скажут.6) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.7) (Н..)честный путь всегда окажется длиннее.8) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.9) (Н_)чуть (н_)хочется уходить..10) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (н…)куда.11) Приходится хоть (кое) как вертеться, если (н…)куда деться.12) Он (н…)откуда не получал писем, да и сам (н…)кому не писал.13) (Н..)где не мерцал огонек, не слышалось (н…)какого звука.14) Ум – одежда, которая (н..)когда не износится, знание – родник, который (н…)когда не исчерпаешь.
Проверка по цепочке
3. - Действительно: Ум – одежда, которая (н..)когда не износится, знание – родник, который (н…)когда не исчерпаешь.
- Второе препятствие - интерактивный диктант на правописание пре-/при -, приставок на –з/-с (смотри gramota.ru)
V Закрепление в формате ЕГЭ
Слайды 5-13
- Третье препятствие – это работа с данными орфограммами в формате ЕГЭ.
1. Задание А15 ЕГЭ по русскому языку проверяет у выпускников 11 класса знание орфограмм в приставках. Задание составлено по материалам ЕГЭ прошлых лет.
- ро…черк, не…гибаемый, и…подтишка
- во…питание, во…желание, во…хваление
- пр…смыкаться, непр…менно, без пр…крас
- д…гнать, вз…браться, з…облачный
1. нед…верчивый, п…дорожник, нен…глядный
2. пр…мета, пр…красный, пр…стройка
- и…брать, и…желта-красный, бе…вестный
4. ра…грабить, во...дать, …жечь
- о…дых, по…толкнуть, о…бежать
- по…сыпать, на…резать, пре…писать
- ра…тревожить, во…клицать, и…ведать
- пр…ступный, пр…мкнуть (к движению), пр…мерзкая ситуация
- ни…ложить, чере…полосица, в…махивать
- о…бросить, пре…рассудок, по…ложный
- пр…речный, пр…открыть, пр…равнять
- пре…ставить, о…дача, на…колотый
- с…мневаться, перев…плотиться, пр…изойти
- во…кликнуть, ра…шить, …держать
- на…бавить, по…шутить, о…блеск
- пр…баутка, пр…чмокнуть, пр…милый
- пр…мерзнуть, пр…умолкнуть, пр…образить
- бе…брежный, во…раст, бе…жалостный
- с…автор, п…граничный, н…кидка
- пре…ставить, пре…видеть, о…жаться
- бе…помощный, бе…вкусица, бе…шумный
- пр…брежный, пр…открыть, пр…забавный
- и…следовать, …горбленный, бе…полезный
- пр…глубокий, пр…возносить, пр…данное
- во…торжествовать, ра…бросать, ра…чёт
- о…тереть, о...дача, о…бросить
- пред…ставленный, д…брести, поз…прошлый
- бе…пробудный, не…деланный, ра…грызть
- во…стание, ни…провергать, бе…брежный
- без…говорочный, з…учить, с…зревание
- пр…храмывать, пр…следование, пр…долевать
- о…делка, о…тачивание, нео…вязный
Слайд 14
2. - Третье препятствие – задание А14 из демонстрационного варианта 2011 года.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Самостоятельная работа.
1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный
2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний
3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный
4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся
Слайд 15 Проверка.
Слайд 16 - A15 2012 года. Самостоятельная работа.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) по..кладка, о..бойный, на..строчный
2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна
Слайд 17 – проверка
VI Обобщение. Рефлексия
- Итак, сегодня мы прошли по пути трудностей в написании приставок, вспомнили правила и применяли их на практике, самостоятельно выполняли задания, проверили свою готовность к экзамену по данному вопросу. Появилась ли у вас уверенность в знании данной орфограммы?
VII Д/З: составить для одноклассников словарный диктант из 40 слов c пропущенными орфограммами в приставках (можно в электронном виде). Уметь объяснить написание их.
План урока:
Этап урока | № слайда | Форма работы | Время |
I Организация класса
| 1 | 1мин. | |
II Постановка целей и задач урока. Погружение в тему | 2 | Работа с пословицами на доске | 3 |
III Повторение. Правила правописания приставок | Словарный диктант | 5 | |
IV Отработка правил. Закрепление. | 3 | 1.Работа с Памяткой 2.Индивидуальная работа по карточкам. Проверка 3.Интерактивные диктанты. Проверка | 3 5 12 |
V Закрепление орфограмм в формате ЕГЭ | 5-14 | 1. Решение заданий по закреплению данной орфограммы на материалах ЕГЭ прошлых лет 2.Решение задания А14 и А15 из демонстрационных вариантов 2011и 2012 г. | 12 2 |
VI Обобщение. Рефлексия. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...