Интеллектуальная игра
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Интеллектуальная игра по русскому языку«Знаешь ли ты русский язык так, как знаю его я?» представляет собой нестандартный урок, где в игровой форме(игровая технология) учащиеся повторяют, систематизируют теоретический материал по русскому языку. Урок способствует развитию сообразительности, смекалки учащихся, воспитанию коммуникативных навыков; предназначен для учеников 5 – 6 классов; проводится в середине (можно и в конце) учебного года. При проведении используется классно-урочная форма работы, рассчитанная на 90 минут (два урока).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Интеллектуальная игра по русскому языку

 «Знаешь ли ты русский язык так, как знаю его я?»

Цель:  Интеллектуальное и речевое развитие учащихся, воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.

Задачи:

Образовательные:

1) Способствовать прочному усвоению учебного материала;

2) Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

Развивающие:

1) Развивать у учащихся творческое мышление;

2) Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Технология: игровая

Оформление доски: презентация к уроку, выполненная в программе PowerPoint; эпиграф:

Если я знаю, что знаю мало,

Я добьюсь того, чтобы знать больше.  

                                                         Ленин

                                                                                             

Оборудование: мультимедийный проектор, классная доска, магнитная доска, плакаты с высказываниями о русском языке, блокноты и ручки для участников; жетоны, которые вручает ведущий за каждый правильный ответ; бланк для жюри (Приложение №1), листы ответов для жюри( Приложение №2); мультимедийная презентация, приготовленная для использования на всём протяжении урока-игры, призы, грамоты.

Организация мероприятия.

В игре принимают участие два шестых (или два пятых) класса. Они выбирают команды по пять человек. Дома команды должны были придумать название (один из терминов лингвистики), эмблему, девиз, приветствие соперникам, написать плакат (высказывания о русском языке), выбрать капитана, подготовить 3 вопроса (о своём городе).

Три человека в жюри (учителя, старшеклассники). Учитель в роли ведущего.

                                        Программа игры

  1. Слово ведущего.
  2. Вызов команд и взаимное приветствие.
  3. Конкурсы команд и болельщиков.
  4. Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
  5. Рефлексия (учащиеся говорят о своих чувствах, возникающих в процессе работы; сообщают о том, чему научились).
  6. Слово ведущего.

Приложение.

                 Структура методической разработки

Интеллектуальная игра по русскому языку «Знаешь ли ты русский язык так, как знаю его я?» представляет собой нестандартный урок, где в игровой форме(игровая технология) учащиеся повторяют, систематизируют теоретический материал по русскому языку. Урок способствует развитию сообразительности, смекалки учащихся, воспитанию коммуникативных навыков; предназначен для учеников 5 – 6 классов; проводится в середине (можно и в конце) учебного года. При проведении используется классно-урочная форма работы, рассчитанная на 90 минут (два урока).

                                                       Ход игры.

I.Слово ведущего.

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру, посвящённую русскому языку. Вам не придётся скучать, так как вы услышите и узнаете много интересного, занимательного, полезного.

«Русский язык - настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой», - говорил великий русский писатель Л.Н.Толстой. Наш язык, действительно, такой. И мы все, для кого он является родным, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность, выразительность.

Знаешь ли ты русский язык так, как знаю его я? С этим вопросом каждый участник игры может обратиться ко всем присутствующим, а ответ на него мы узнаем в конце нашего мероприятия.

II. Вызов команд и взаимное приветствие.

Ведущий:

По старой доброй традиции первый конкурс – приветствие. А оценивать нашу конкурсную программу будет уважаемое жюри в составе…(представление жюри).

1.Конкурс «Визитная карточка»

Приветствие команд. Команды озвучивают  свое название, эмблему, девиз, пожелания соперникам.

Жюри оценивает конкурс.

Ведущий обращает внимания на плакаты с высказываниями о русском языке. Каждая команда представляет свой плакат.

1 команда: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, выразителен, гибок, гибок, послушен, ловок и вместителен.          

 А. И. Куприн

2 команда: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.                                                                                                 М. Горький

III. Конкурсы команд и болельщиков.

 

2.Конкурс «Всезнайка»

Ведущий задаёт вопрос командам по очереди. Задача команд – дать быстрый и правильный ответ.   (По поднятию руки)  

(блиц-опрос)

1.Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)

2. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)

3. Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)

4. Сколько букв в русском алфавите? (33)

5. Какой звук обозначает ь? (не обозначает звука)

6. Как звали братьев – монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)    

7. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

8. Имена девочек с удвоенной согласной. (Анна, Алла, Инна)                                                                          

9. Фамилия автора - составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В. Даль)

10.В каком глаголе нет корня? (Вынуть)                                

11. Какие слова называются диалектными? (слова, употребляемые жителями той или иной местности)

12. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)

13. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов? (орфография)

14. Раздел науке о языке, изучающий части речи? (морфология)

15. Каким образом образовано слово подосиновик?(приставочно - суффиксальным)

16. Какой частью речи является слово «отлично»? (наречие)

17. Назовите подлежащее в предложении: «Входят семь богатырей» (семь богатырей)

18. Сколько склонений в русском языке? (три)

19. Какая гласная пишется после приставки в слове «безынтересный»? (буква ы)

20.Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»? (буква и)

3. Конкурс «Сокровищницы народной мудрости»

Ведущий:

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками, они передаются от одного поколения другому, являются главным источником мудрости народа, хранителями памяти и орудием передачи человеческого опыта.

Каждая команда получает набор карточек, на которых написаны части пословиц и поговорок о языке и речи. Задача учащихся – как можно быстрее правильно «соединить» «рассыпанные» части высказываний. Учащиеся записывают в блокнот подобранные варианты.

Рыба ищет где глубже,

Корень учения горек,

По платью встречают,

Острое словечко

Ешь пироги с грибами,

Курица по зёрнышку клюёт,

Кто любит трудиться,

Не надобен и клад,

Дерево смотри в плодах,

…а человек, где лучше.

…да плод сладок.

…по уму провожают.

…колет сердечко.

…держи язык за зубами.

…да сыто живёт.

…тому без дела не сидится.

…коли в семье лад.

…а человека в трудах.

Ведущий:

Пока команды работают, я хочу познакомить присутствующих с интересными фактами о русском языке (Приложение №3).

4. Конкурс «Скороговорщики»

Ведущий:

А теперь, ребята, наш следующий конкурс. Каждый участник игры должен произнести две скороговорки.

Задача – правильно и быстро произнести скороговорку.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все – в сугроб.

Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Победит команда, где больше учащихся правильно произнесут скороговорки.    

5. Конкурс для болельщиков «Отгадай загадку»    

Ведущий:

Болельщики отвечают на вопросы; за каждый правильный ответ – 1 балл. Свои баллы они отдадут команде, за которую «болеют».

(Шуточные вопросы-загадки) (По поднятию руки)  

  1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
  2. Что стоит посреди земли? (Буква м)
  3. Название какого очень распространенного дерева состоит из 4-х предлогов? (С-о-с-на)
  4. Из каких четырёх предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (На-с-о-с)
  5. В каких словах сто одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-п, сто-к и т.д.)
  6. Как можно превратить слово «мел» - в мелкое место? (Смягчить последний звук)
  7. Что нужно сделать со звуком в слове «кость», чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Озвончить первый звук)
  8. Что получится, если написать тридцать я? (Зоя)
  9. Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно»)
  10. Где вода стоит столбом? (В стакане)
  11. Чем отличается конь от иголки? (На коня сначала подпрыгиваешь , а потом садишься; а на иголку сначала садишься, потом подпрыгиваешь)
  12. Двое мужчин могут вырыть две ямы за два дня, за сколько времени они выроют пол-ямы. (нисколько, пол-ямы не бывает)

6.Конкурс «Ох уж эти заморочки!»

Задача: участники игры должны догадаться, в каком слове «заблудился» звук и поставить его на место. (По поднятию руки)  

Ведущий:

Неизвестно, как случилось,

Несколько звуков заблудилось;

Заскочили  в чей-то дом

И хозяйничают в нём!

1.Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»  (Звери)

2.На виду у детворы

Крысу красят маляры.  (Крышу)

3.Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.   (Сом)

4.На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.   (Лес)

5.Мама с бочками пошла   (с дочками)

По дороге вдоль села.

6.Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.   (Чайки)

7.На болоте нет дорог…  

Я по кошкам – скок да скок.   (По кочкам)

8.На волке сметана,    (на полке)

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

7. Конкурс капитанов «Весёлые сочинители»

Ведущий:

Вам даётся 5 слов, совершенно различных по смыслу. Ваша задача – составить связный юмористический рассказ с этими словами. (Палка, петух, лёд, огонь, книга).

8. Конкурс «Кто быстрее?»

Задача: записать как можно больше слов по и против часовой стрелки. Кто быстрее? (3 мин.)О

С

О

Л

Е

К

(Колесо, осел, сок, кол, око, ел, село, лес и т.д.)

9. Конкурс «Ералаш»

Ведущий:

Это что за ералаш?

Тут из слов сварили кашу…

Посоветую я вам:

Всё расставить по местам!

Переставьте буквы и вы узнаете, какие профессии у каждого из носителей данных фамилий?

Задача: узнать слова.

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)

Терапальпедов (преподаватель)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)

Если конкурс будет труден для участников, то на помощь приходят болельщики.

10.Конкурс «Ты – мне, я – тебе» (Домашнее задание)

Ведущий:

А знаете ли вы свой город? Каждая команда приготовила для своих соперников по 5 вопросов о городе Королёв. Оцениваются правильно сформулированные вопросы и ответы на них.

IV. Жюри подводит итоги. Награждение победителей.

V. Рефлексия.

VI. Слово ведущего:

Вот и подходит к концу игра. Думаю, что участники и все присутствующие сегодня смогли узнать ответ на предложенный в начале игры вопрос: «Знаешь ли ты русский язык так, как знаю его я?»

  "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.

Литература.

Пособия, журналы разных лет.

Приложение №1

Бланк для жюри.

  1. Конкурс «Визитная карточка» - 5б.

а) Название – 1б.

б) Эмблема – 1б.

в) Девиз – 1б.

г) Пожелание соперникам – 1б.

д) Плакат с высказыванием о русском языке – 1б.

  1. Конкурс «Всезнайка» - 20б.

20 вопросов по 1б. каждый. Подсчитываются баллы по полученным жетонам.

  1. Конкурс «Сокровищницы народной мудрости» - 10б.

Участники подают правильные варианты на листочках.

9 пословиц – 9б. + 1б. команде, первой справившейся с заданием.

  1. Конкурс «Скороговорщики» - 10б.

Каждый участник должен произнести две скороговорки. Команда получает баллы за каждого участника. Одна произнесенная скороговорка – 1б.

  1. Конкурс для болельщиков «Отгадай загадку» - 10б.

Болельщики отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ – 1б.

Свои баллы они отдают команде, за которую болеют.

  1. Конкурс «Ох уж эти заморочки» - 8б.

Угаданное слово – 1б.

  1. Конкурс капитанов «Весёлые сочинители» - 5б.

Баллы ставятся на усмотрение жюри.

  1.  Конкурс «Кто быстрее?»

Ставится один балл за каждое найденное слово.

  1. Конкурс «Ералаш» - 5б.

Угаданная профессия – 1б.

  1. Конкурс «Ты – мне, я – тебе» - 5б.

За каждый правильный ответ – 1б.

        


Приложение№2

Бланк ответов для жюри

2.Конкурс «Всезнайка»

 (блиц-опрос)

1.Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)

2. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)

3. Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)

4. Сколько букв в русском алфавите? (33)

5. Какой звук обозначает ь? (не обозначает звука)

6. Как звали братьев – монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)    

7. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

8. Имена девочек с удвоенной согласной. (Анна, Алла, Инна)                                                                          

9. Фамилия автора - составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В. Даль)

10.В каком глаголе нет корня? (Вынуть)                                

11. Какие слова называются диалектными? (слова, употребляемые жителями той или иной местности)

12. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)

13. Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов? (орфография)

14. Раздел науке о языке, изучающий части речи? (морфология)

15. Каким образом образовано слово подосиновик?(приставочно - суффиксальным)

16. Какой частью речи является слово «отлично»? (наречие)

17. Назовите подлежащее в предложении: «Входят семь богатырей» (семь богатырей)

18. Сколько склонений в русском языке? (три)

19.Какая гласная пишется после приставки в слове «безынтересный»?(буква ы)

20.Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»? (буква и)

3. Конкурс «Сокровищницы народной мудрости»

Рыба ищет где глубже, а человек, где лучше.

Корень учения горек, да плод сладок.

По платью встречают, по уму провожают.

Острое словечко, колет сердечко.

 Ешь пироги с грибами, держи язык за зубами.

Курица по зёрнышку клюёт, да сыто живёт.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Не надобен и клад, коли в семье лад.

Дерево смотри в плодах, а человека в трудах.

6.Конкурс «Ох уж эти заморочки!»

1.Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»  (Звери)

2.На виду у детворы

Крысу красят маляры.  (Крышу)

3.Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.   (Сом)

4.На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.   (Лес)

5.Мама с бочками пошла   (с дочками)

По дороге вдоль села.

6.Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.   (Чайки)

7.На болоте нет дорог…  

Я по кошкам – скок да скок.   (По кочкам)

8.На волке сметана,    (на полке)

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

8. Конкурс «Кто быстрее?»

(Колесо, осел, сок, кол, око, ел, село, лес и т.д.)

9. Конкурс «Ералаш»

Старужлин (журналист)

Кохуджин (художник)

Терапальпедов (преподаватель)

Алербина (балерина)

Цепрадов (продавец)

                

Приложение№3

Интересные факты о русском языке.

  1. Буква “Ё” была предложена к использованию княгиней Воронцовой-Дашковой (весьма продвинутой дамой, президентом Академии Наук) в 1783 г. Известной стала благодаря Карамзину, который первым использовал ее в 1797 г.
  2. С 1910 по 1920 год в России серийно выпускались грузовые паровозы серии Ы.
  3. В русском языке есть слова на ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

  1. В русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд — зоообъединение.
  2. Слова бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных — производящий определённый звук.
  3. Самая длинная фамилия в мире - у жителя Стамбула; в ней 43 буквы. Этот человек очень гордится своей фамилией, потому что она означает: «Сын героя знаменосца флага с полумесяцем и звездой». Вот как выглядит эта фамилия, если ее написать по-русски: «Аййильцикликирмицибайрактазийонкаграманоглу». А вы говорите - скороговорки!
  4. А в конце девятнадцатого столетия в американском штате умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было чересчур длинным - в 122 буквы.
  5. В США, в штате Массачусетс, находится озеро, известное под названием Уэбстер. Однако на самом деле индейцы назвали его по-другому: «Чаргоггагоггманчауггагоггчаубунагунгамаугг». В переводе это, не побоюсь сказать, слово означает: «Нейтральная территория для лова рыбы и проведения общих собраний индейских племен».
  6. В русском языке творцами длинных слов по праву считаются ученые-химики. Так, например лекарство от малярии акрихин имеет другое, более точное химическое наименование, состоящее из 44 букв: «метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин».
  7. Французы же лидируют в прямо противоположном направлении:
  8. Именно у них впервые появилась самая короткая фамилия, состоящая всего из одной буквы: «О».
  9. Помимо всего прочего, на территории Франции находится село с самым коротким географическим названием в мире: «И».
  10. Зато самое длинное географическое название найдено не другом конце света - в Новой Зеландии. Оно состоит из 85 букв и в точном переводе означает следующее: «Город, где Мататеа, человек, с большими ногами, который выравнивал равнины и которого называли поедателем земли, играл на своей любимой флейте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...