Имя числительное. Употребление и правописание.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Кизина Анна Павловна
Урок русского языка для 10 класса в формате подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chislitelnomu.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Урок по теме: Правописание и употребление имён числительных

                        Информационная  карта урока:                                

                            Учебный  предмет- русский язык, 10 класс ( базовый уровень).

                            Тип урока- урок -практикум

                            Место  урока в  учебном  плане -  урок контроля теоретических и  

                            практических компетенций

                            Цель  урока: оценка  уровня языковедческой  компетенции

                             учащихся  по теме

                             Задачи  урока:

  1. 1) образовательные-  формировать навык грамотного написания и употребления числительных
  2. 2)развивающие-  развивать навыки самостоятельной работы, анализировать языковое явление на основе имеющихся теоретических компетенций.
  1. 3) воспитательные- воспитывать  бережное и грамотное отношение к языку.

                             Оборудование:  рабочие тетради, карточки,   опросные листы  

                                                         

.                 

                                                        План урока.

  1. 1.Организационный момент-
  2. 2.  Опрос и проверка домашнего задания
  3. 3. Практическая работа учащихся ( Выполнение практической работы)
  4. 4. Домашнее задание

                                                              Ход  урока.

                               1.Организационная  часть.

        Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение темы, постановка цели  и задач урока.

                                2.  Опрос и проверка домашнего задания

  1. Экспресс-опрос по домашнему заданию

        Расскажите, что вы знаете об имени числительном как о части речи?

        Расскажите  о группах имён числительных?

        Все ли слова со значением числа являются числительными? Как отличить числительные от других частей речи со значением числа?

        Сгруппируйте правила написания числительных?

       В чём особенности употребления числительных?              

  2.2.         Проверка домашнего задания.

       ( учащиеся зачитывают информацию  о старинных мерах длины и веса, пословицы и фразеологизмы, содержащие числительные)

 

                                        фрагменты выступлений учащихся  

          "В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например, сажень, локоть, пядь."

           «В Англии и США до сих пор используется "ступня" - фут (31 см.), "большой палец" - дюйм (2,5 см.). Ярд (91 см.) - единица длины, появившаяся почти 900 лет назад."

         "Для измерения больших расстояний использовали единицу поприще, заменённую позже верстой (от 500 - 750 саженей)".

        "Пядь - древнерусская мера длины, равная четырём вершкам (17 - 18 см.) - расстоянию между концами растянутых пальцев (большого и указательного..." )    

 

  1. Практическая работа учащихся. (работа выполняется на индивидуальных опросных листах)
  1. 3.1        Задание 1. Какие из слов относятся к числительным?  (подчеркнуть)

        Трое,  двойка, биллион,  две тысячи двести пятьдесят шестой,  восьмилетний,    пятак,         одна вторая, полтораста.

 

  1. Задание 2. Укажите разряд числительных.

        Пятьсот шестьдесят восемь целых две десятых ------------------------

        Восемьдесят девятый --------------------------------------

        Червёртый ---------------------------------

        Двое ------------------------------------

                  Пятеро----------------------------------

                 Четвёртый -----------------------------

                 Пять десятых -----------------------------

                         

  1. Задание 3. Подчеркните числительные как члены предложения.

 

  1. Широта Москвы - пятьдесят пять градусов сорок пять минут, а долгота - тридцать семь градусов тридцать семь минут. 2. Сумма чисел десяти тысяч ста семидесяти восьми и тысячи ста семидесяти равна одиннадцати тысячам трёмстам сорока восьми. 3. Воды Индийского океана даже на глубине шестисот-восьмисот метров сохраняют температуру от одиннадцати до тринадцати градусов выше ноля. 4. Масса атмосферы составляет пять целых тридесятых миллиарда тонн. 5. Самая высокая гора на Земле имеет высоту не менее девяти тысяч ста метров, но её значительная часть, составляющая не менее четырёх тысяч восьмисот семидесяти семи метров, скрыта под водой.

  1. Задание 4. Определите падеж имён числительных..

        Без семидесяти четырёх тысяч рублей (           ); к тысяча девятьсот пятому году (        );         тридцать телевизоров(       ); полутора тонн угля (         );  с девяноста тремя         пассажирами(         ); о девятистах пятидесяти рублях (        ); пятерых студентов.    

                         

                                      

  1. Задание : Замените числовую запись буквенной.
  1. Вытянул 500-й номер _________________________
  2. около 600 километров пути _______________________________________________                        
  3. Поезд с 278 экскурсантами  _______________________________________________                                                                                                                  
  4. Высота равна 2159 метрам  ________________________________________________                                                                                                                    
  5. Свыше 770 гектаров   ___________________________________                                                                                                
  6. Не найти 11 копеек  ___________________________                                                                                        
  7.  Речь идёт о 476 рублях ________________________________________                                                                                        
  8. Более (полтораста) штук ______________________________________

 

  1. Задание: Замените  цифры словами. Отметьте примеры с числительными.  
  1. 90 (дневный) переход ------------------------------------------
  2. 550 (тысячный) житель--------------------------------------
  3. 375 (квартирный) дом -----------------------------------------
  4. 1257 год -------------------------------------------------------------------------------------------------------
  5. 285 (миллионный) народ -----------------------------------------------------------------------------------
  6. 900 (метровая) высота ------------------------------------------------------------------------------------
  7. длиной в 3750 километров ---------------------------------------------------------------------------------
  8. ¾  территории --------------------------------------------------------------------------
  9. 1 ½  тонны -------------------------------------------------------------------------------
  10. 21 ¾  миллиона рублей -----------------------------------------------------------------

 

        4. Домашнее задание: Упражнения 259, 261 по учебнику Грекова (устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Употребление числительных в речи"

Цель данного урока: Научить правильно употреблять числительные в речи. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1.Познакомить учащихся с правилами и нормам...

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Употребление и правописание наречий"

Употребление и правописание наречийУрок русского языка в 7 классе          Цели: закрепление изученного материала (правописание наречий, роль наречий в реч...

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....