"Школа должна учить мыслить"
статья по русскому языку (6 класс) по теме
Данная публикация содержит практические рекомендации по внедрению теории деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dolzhna_uchit_myslit.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа должна учить мыслить
( О внедрении технологии развивающего обучения
на уроках русского языка в среднем звене)
Главная задача школы – развитие и формирование творческой личности. Классическая методика обучения обычно такова: учитель объясняет, доказывает, показывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают; учитель предлагает типовые задания, а ученики воспроизводят данный образец. При этом главные психологические механизмы – это механическое запоминание и воспроизведение.
Известный ученый – педагог И. Я. Лернер пишет: “ Приступая к изучению имени существительного, учитель объясняет смысл этого понятия, дает определение и приводит примеры. Учащиеся обычно после этого способны воспроизвести примеры слов, тождественных тем, что привел учитель. Это первый уровень усвоения. … Для процесса обучения первый уровень неизбежен”.
Развивая идею усвоения материала на трех уровнях, автор рассуждает так: “ …для разъяснения обширной системы сложных связей предпочтительнее объяснительно – иллюстративный метод…”
Приведенные рекомендации ориентируют учителя на механическую передачу учащимся суммы знаний в готовом виде при их пассивном слушании и запоминании. Школьника к учебной деятельности побуждает, т.е. создает мотивацию учитель, он же ставит цель, задачу, определяет способы ее решения, контролирует и оценивает результат, а ученик – лишь пассивный исполнитель. При такой системе нарушается психологические требования к формированию полноценного мышления и развитой личности.
Как пишет Э. В. Ильенков: “ …надо организовывать процесс усвоения знаний так, чтобы в ходе этого процесса ребенок постоянно был вынужден тренировать не столько память, сколько способность самостоятельно решать задачи, требующие мышления в собственном смысле слова, требующие самостоятельных суждений”. ( Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. Хрестоматия по педагогической психологии. М.,2005.)
В последнее время в школьную практику активно внедряются принципы деятельностного подхода в обучении по теории Эльконина – Давыдова.
Данная педагогическая технология способствует приобретению умения учиться, развитию творческого мышления, способности к самоконтролю и самооценке, самоуправлению; обеспечивает четкое и более глубокое усвоение программного материала, оптимальность его объема, ведет к устранению учебных перегрузок. Работа по новой технологии обучения всегда трудна. Нет или не хватает методик и специально подготовленных учебников.
В среднем звене учитель может самостоятельно разрабатывать такие уроки на основе традиционного учебника.
Профессор А. З. Рахимов предлагает следующую структуру урока творческого развития. Он состоит из трех этапов.
- Ориентировочно - мотивационный этап.
- Операционно - исполнительный этап.
- Рефлексивно - оценочный этап.
Ориентировочно - мотивационный этап включает:
- Проверку творческих заданий.
- Выравнивание знаний, ориентировку в изученном материале.
- Создание мотивации к изучению нового материала, формулирование учебной задачи.
- Рефлексию и самооценку первого этапа урока.
Операционно - исполнительский этап:
- Расчленение учебной задачи на отдельные задания, создание системы проблемных ситуаций.
- Пошаговое решение учебной задачи через систему частных заданий, выделение учебных действий, формулирование выводов, определений, общих способов решений подобных задач.
- Моделирование усвоенного содержания и способа мышления.
- Рефлексия усвоенного, самоконтроль и самооценка степени решения каждого задания.
Рефлексивно – оценочный этап:
- Предъявление учащимся обобщающих вопросов.
- Проговаривание про себя и вслух цели урока, этапов усвоения материала, формулировок, выводов, законов, определений, способов в индивидуальной и групповой форме.
- Самооценка результатов учебной деятельности с учетом промежуточных оценок.
- Предъявление домашнего задания на трех уровнях: программном, полутворческом и творческом.
В качестве примера приводим урок русского языка в 6 – м классе на тему: “ Имя числительное”.
Цели:
Дидактическая - способствовать усвоению общего понятия о числительном как части речи.
Психологическая - сформировать приемы мышления по определению числительного.
Воспитательная – привить интерес к данной части речи.
План.
- Решение учебной задачи по определению понятия “ Числительное” (задание 1, 2, 3, 4).
- Моделирование приемов определения числительного (задание 5).
- Моделирование содержания понятия “ Имя числительное” (задание 6).
- Конкретизация общего способа (задания 7,8).
- Рефлексивно – оценочный этап.
- Домашнее задание.
Оборудование. Логико – структурная модель “Части речи”, логико – структурная модель “Местоимение”, “Правописание Ь в числительных 5, 20, 30, 50- 80, 500 – 900”.
Содержание урока.
- Ориентировочно - мотивационный этап.
Усвоить общее понятие о числительном как части речи, выработать определение понятия “ числительное”, сформулировать общий прием определения числительного.
- Ребята, какие части речи мы изучали?
- Какую часть речи будем изучать сегодня? (Имя числительное.)
Запишите тему: “ Имя числительное как часть речи”.
Поставьте учебную задачу на этот урок. (Изучить имя числительное как части речи, выработать приемы определения числительного.)
Сообщение ученицы.
Ребята, а вы знаете, что в древности на Руси не было числительных. Для обозначения числа использовались буквы с особым значком сверху. Он и обозначал десятки, сотни, тысячи. Кстати, древние русичи пользовались такими числительными, как тьма – 10 000, легион – 100 000, леодр - 1 000 000.
В наше время эта часть речи особенно актуальна.
Вопрос. Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?
Ответ. Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, работать над правописанием.
II. Оперативно - исполнительный этап.
Задание 1.
Найдите числительные в данных предложениях. Попробуйте выяснить их значение (см. схему 1)
Вывод 1. Числительные указывают на количество, число, порядок предметов при счете. Отвечают на вопросы “ сколько?” и “ какой?”.
Задание 2.
Числительные отвечают на 2 вопроса, следовательно, имеют 2 значения. Определите, исходя из вопроса, на какие 2 группы делятся все числительные.
Вывод 2. Числительные делятся на количественные и порядковые.
Задание 3.
Вы заметили, что числительные могут обозначаться одним словом ( пять, сто, четыреста семнадцать). Как их можно назвать по этому признаку?
Вывод 3. Простые и составные числительные.
Задание 4. Задание 5.
Количественные числительные делятся на 3 Исследуйте, в каких формах представлены
разряда: целые, дробные, собирательные. числительные в предложениях для анализа и
Определите, к какому разряду относятся эти сделайте вывод о его морфологических приз-
числительные: пять, одна пятая, пятеро ребят. наках.
Вывод 4. Вывод 5. Числительные количественные
1.Числительные, обозначающие целые числа – изменяются по падежам, порядковые имеют
пять. род, изменяются по числам и падежам.
2.Дробные – одна пятая. Задание 6.
3.Собирательные – пятеро. Определите, какими членами предложения
являются числительные?
Вывод 6.Числительные могут быть
любыми членами предложения.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
(составляем модель «Имя числительное»)
Предложения для анализа: Один семерых положил.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед – один ответ.
Первый блин комом.
Сформулируйте приемы определения числительного.
Общий способ по определению Задание 8.
числительного. Поработайте в группах. Вспомните и запи-
Составные действия. шите загадки, пословицы, названия художест-
1. Выделить слово. венных произведений, в которых встречаются
2.Определить, указывает ли оно количество, числительные.
число, порядок предметов при счете.
3.Является ли количественным или порядко- III. Рефлексивно-оценочный этап
вым. Обобщение урока.
4.Изменяется ли по падежам, родам, числам. - О какой части речи мы сегодня говорим?
Вопрос. Чем полезна модель «Имя числи- - Чем отличается числительное от других
тельное?» частей речи?
Ответ. По ней можно сделать морфологи- - Перескажите содержание урока друг другу
ческий разбор числительного.
Оцените свою деятельность.
IV. Домашнее задание.
- Расскажите хором, пользуясь моделью, о На «3» - выполнить упражнение 326 (п).
числительном как о части речи. На «4» - составить предложения с числи-
- Сравним с определением учебника (с.122). тельными о нашем городе.
- Какую учебную задачу поставим себе на На «5» - написать сочинение по теме «Имя
Следующий урок? числительное».
- Изучить правописание числительного.
Задание 7.
Выполнить упражнение 320. Распределить Литература:
все слова, данные в упражнении, по 4 группам: Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыжен-
числительное, существительное, прилагательное, ская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для
глаголы. 6 класса общеобразовательных учреждений.
М., Просвещение,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
размышления на тему "как учить мыслить?"
Более двухсот лет назад Иммануил Кант писал, что надо «учить не мыслям, а мыслить». Сегодня недостаточно владеть определенными математическими навыками и умениями, полученными с помощью учителя....
Учимся мыслить
Задания для развития логического мышления первоклассников...
Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»
Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...
Элективный курс "Учимся мыслить" 7-11 классы.
Курс рассчитан на 1 час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...
КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...
Классный час "Дети должны учиться вместе"
Формирование у детей толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в русле инклюзивного образования....