Основные группы односоставных предложений.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Урок посвящён знакомству с типами односоставных предложений. Опроеделённо-личные предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya_v_8_klasse.doc | 41.5 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение написанию сжатого изложения в 8 классе.
Цели:
1. Научить писать сжатое изложение в формате ГИА.
2. Научить воспринимать и обрабатывать информацию на слух.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Работа над написанием изложения. (У каждого на парте текст)
1.Первое чтение текста:
Чтобы получилась чайная ложечка меда, двести пчел должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков. Ну а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная пчелиная армия, которой придется облететь миллионы медоносов. Грандиозная по масштабам работа! Но одной только добычей нектара дело не ограничивается – его нужно еще превратить в мед. Именно поэтому пчелиную семью и называют самостоятельной фабрикой: она обеспечивает полный производственный цикл.
Пчелиные гнезда для людей всегда были желанной находкой. Ради сладкой добычи сборщикам меда приходилось карабкаться по деревьям, залезать в расщелины скал, где пчелы устраивали себе жилища, рисковать и страдать от укусов. Самое древнее свидетельство пристрастия человека к меду нашли в начале XX века в Испании. На стене пещеры художник каменного века высек рисунок: человек в окружении пчел протягивает руку к гнезду с медовыми сотами. Примерно так на протяжении тысячелетий в разных уголках земного шара собирали мед. Двуногие охотники за сладким лакомством оказались хитры на выдумку: стали выдалбливать в стволах деревьев пустоты таким образом приманивали диких пчел. На Руси искусственные дупла называли бортями. Когда началась массовая вырубка лесов, вытеснившая пчел из их родной среды обитания, бортники, спасая промысел, стали таскать из леса куски поваленных дуплистых деревьев и ставить их поблизости от своих домов. Туда вселялись пчелиные семьи, но, чтобы собрать созревший мед, пчеловодам приходилось выгонять пчел и разрушать соты.
В былые времена меда в нашей стране собирали очень много. По объемам торговых оборотов он занимал после хлеба второе место, хватало его и для внутреннего потребления, и для отправки за море. Государство бортникам покровительствовало и строго наказывало за причиненный этому доходному промыслу вред.(262 слова)
(Текст взят из методички Е.С. Симаковой 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА. 9 класс)
2. Работа по тексту:
- Давайте определим тему текста. Как определить тему текста?
1.по началу текста; О чем текст? О меде 2.по ключевым словам; Выделите ключевые слова ( в тексте выделены) 3.по ключевым эпизодам; 4.по поступкам или размышлениям героев (автора) 5.по заглавию текста
- Определим идею текста. Какую мысль автор хотел выразить? Что мед-это второй хлеб, и добыча меда – это довольно сложная работа.
- Назовите композиционные части текста (Вступление, основная часть, заключение).
Вступление - Чтобы получилась чайная ложечка меда, двести пчел должны трудиться весь день.
Основная часть - Пчелиные гнезда для людей всегда были желанной находкой.
Заключение - В былые времена меда в нашей стране собирали очень много. Он занимал после хлеба второе место.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста, который называется-обобщение.
Запишем основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.
Как сформулировать тезис? ( Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно).
Вступление – Тяжелая работа пчелиной семьи.
Основная часть - Пчелиные гнезда - желанная находка.
Заключение – Мед - очень ценное вещество.
– Подберите название, которое бы отразило содержание текста. -Медовая фабрика.
3.Второе чтение текста: - Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. Пронумеруем абзацы. - Определите микротему каждого абзаца. Как определить микротему текста? (по ключевым словам и ключевым предложениям) - Давайте найдем в абзацах ключевые слова. (В нашем случае абзацы и микротемы совпадают)
4. Этап моделирования сжатого изложения. - Соедините микротемы в текст, сохраняя абзацное членение. -Поработаем с абзацами. Давайте посмотрим, какие приемы сжатия текста мы можем использовать в каждом абзаце? 1. Обобщение 2.Исключение. 3.Обобщение. | ||
5. Самостоятельная работа над черновиком, его редактирование.
6. Написание изложения в тетради по развитию речи.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
-Чему научились?
Предварительный просмотр:
Урок Русского языка в 8 классе
ТЕМА: Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения.
Цели:
- Формирование умения различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных членов;
- Ознакомление учащихся с признаками обобщенно-личных предложений;
- Развитие синтаксического слуха, внимания, логического мышления.
Развитие речи:
- Составление устного рассказа на лингвистическую тему.
- Конструирование предложений.
Повторить:
- виды второстепенных членов;
- типы сказуемых;
- правила оформления диалога;
- знаки препинания в сложном предложении.
Оборудование:
- таблица “Типы простых предложений”,
- памятки,
- карточки с индивидуальным заданием,
- учебник.
Ход урока:
Организационный момент (сообщение учащимся темы и целей урока).
Повторение. Индивидуальная работа на карточках ( дифференцированно)
Карточка №1
ЗАДАНИЕ: Выделите односоставные предложения, определите их тип.
Чтобы море оставалось чистым, любите медуз и моллюсков. Запомните на всякий случай, что плотное поселение мидий площадью в один квадратный километр фильтрует за сутки более 200 кубических метров воды.
Карточка №2
ЗАДАНИЕ: Выделите односоставные предложения, определите их тип.
Несколько лет назад был создан экспериментальный кефалевый завод. Построили зимовалы, где рыба могла проводить холодное время года. Наладили искусственное разведение молоди. Потом кефаль запустили в Каспий. Через несколько лет решили каспийскую кефаль переселить в Черное море.
Карточка №3
ЗАДАНИЕ: Запишите номера односоставных предложений.
- Принеси стакан воды. 2. Сегодня рисуем с натуры пейзаж. 3. Это задание
выполнишь после урока. 4. На вокзал мы уходили рано на рассвете. 5. Мы
выбивались из сил. 6. Перед экзаменом всегда волнуешься. - Лингвистический рассказ по памятке
- Сообщение об односоставных предложениях
- Словарная работа (вставить пропущенные буквы, расставить ударения, составить словосочетания, определить тип связи) П.триот, р..монт, д..виз, труже..ик, к..мп..зитор, иллюстрированный, в..пл..тить, п..р..жать.
- Работа над ошибками “Исправь ошибки”: Жолтые, найдеш, выберает, кожанный, загарелые, чудестный, наслождение, пропоганда.
Синтаксический разбор предложения.
Его дипломный проект был блистателен, и ему предложили работу в научно-исследовательском институте.
Тренировочные упражнения
1. Проверка усвоения изученного. Развитие синтаксического слуха. (Учитель читает предложения, называя их номер, учащиеся записывают только номер: справа - определенно-личные, слева - неопределенно-личные предложения)
- Меня направили в Пермь.
- Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...
- В армию Кольку не брали по здоровью.
- Воспитывайте свой вкус и мышление.
- Сижу и пью с блюдечка.
- Вечером в окнах зажигают свет.
2. Знакомство с обобщенно-личными предложениями.
Слово учителя
Неопределенно-личные и определенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом. Чаще всего они используются в пословицах, поговорках и крылатых выражениях. Они выражают общечеловеческие ценности и в одинаковой степени относятся к любому лицу. Например:
- Друга на деньги не купишь.
- За малым погонишься - многое потеряешь.
- По одежке встречают, по уму провожают.
- Не пером пишут, а умом.
Работа с учебником
Работа с таблицей. Наблюдение.
Закрепление
- Выписать из упражнения №192 только обобщенно-личные предложения.
- Выполнить упражнение №190 (дифференцированно) Первая группа составляет определенно-личные и неопределенно-личные предложения. Вторая группа составляет только неопределенно-личные предложения.
- Работа в парах. Составить диалог, используя определенно-личные предложения.
Проверочная работа по вариантам.
Вариант 1
- Найдите двусоставные предложения.
- А) Век живи, век учись.
- Б) Обо мне тоже вспоминают.
- В) Он был совершенно прав.
- Г) Охота прекрасна сама по себе.
- Д) Я помню время золотое.
- Определите вид односоставного предложения.
- А) Не замечаем уходящих лет.
- Б) Вспоминаю зимний вечер.
- В) Друга на деньги не купишь.
- Г) Забудь же про свою тревогу.
- Д) Нас венчали не в церкви...
- Е) Об этой поездке говорили еще долго.
- Найдите определенно-личные предложения.
- А) Жалею потерянное время.
- Б) В окно постучали.
- В) Бегу на лыжах по лесу.
- Г) Не пренебрегай знанием смолоду.
- Прочитайте текст и выполните задание к нему.
- Мы любовались чудесной картиной природы.
- Лес был не густ и не редок.
- Шли по лесной тропинке.
- Слушали тихую музыку падающей листвы.
- В лесу держался запах прелой травы.
- Каких только птиц не услышишь в лесу!
- Здесь весь день напролет свищут, щелкают, звенят.
Отметьте:
- номера двусоставных предложений;
- номера определенно-личных предложений;
- номера неопределенно-личных предложений;
- номера обобщенно-личных предложений.
Вариант 2
- Найдите двусоставные предложения.
- А) Вода затопила котлован.
- Б) Водой затопили котлован.
- В) В окно кто-то постучал.
- Г) Жалею потерянное время.
- Определите вид односоставного предложения.
- А) За правое дело, стой смело.
- Б) Никогда не стыдись спрашивать.
- В) В газетах пишут об уборке урожая.
- Г) Сижу за столом у самого окна.
- Найдите неопределенно-личные предложения.
- А) В окно постучали.
- Б) Сегодня с утра начали жать рожь.
- В) Недавно прошел тропический ливень с грозой.
- Г) Поражаюсь разнообразной листве.
- Д) На берегу плавать не научишься.
- Приведите примеры: определенно-личное предложение:
- неопределенно-личное предложение
- обобщенно-личное предложение
- двусоставное предложение
Итоги, оценки и их комментирование.
Инструктаж домашнего задания. § 22, §23, повторить §9, § 20 Упражнение №191(2 группа), №194 ( 1 группа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные группы сложноподчинённых предложений
Содержание урока, его методическая структура построены в соответствии с программой и УМК под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской. Это первый урок темы «Виды сложноподчинённых предложений». Ос...
Односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Определённо-личные односоставные предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"
Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...
Конспект урока русского языка в 8 А классе по теме "Основные группы односоставных предложений".
Конспект урока русского языка в 8 А классе по теме "Основные группы односоставных предложений"....
Основные группы односоставных предложений
Презентация к уроку...
Основные группы односоставных предложений
Основные группы односоставных предложений. Рыбченкова 9кл...
Урок русского языка с элементами ФГ "Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности"
Урок русского языка с элементами Функциональной грамотности (читательская грамотность)Задания по Функциональной грамотности включены с целью подготовки к ИС (устному собеседованию) в 9 классе.При разр...