Урок по творчеству Есенина
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Сергей Есенин как национальный поэт».
Цель урока: предложить в качестве предмета изучения для старшеклассников целостный художествен ный мир поэта, отображающий иерархию духовных ценностей, без которых немыслим облик народного поэта Сергея Есенина; рассмотреть выразительно - изобразительные средства, которые использует поэт в своём творчестве.
Ход урока
1. Создание проблемной ситуации.
Как вы думаете, о ком говорит Владислав Ходасевич в 1926 году: «…надрыв с его взлётами и падениями оказался сродни всей России…»
Что вы знаете об этом человеке и поэте?
А хотите узнать факты из жизни поэта из первых уст?
2.Чтение и анализ автобиографии («О себе»).
Прочитаем его автобиографию, написанную им самим незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее - и никаких псевдонимов, столь попу лярных в его время, не понадобилось.Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда. Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очу мел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово лас кательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил
всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили' голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив кото рую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй—Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.
В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.
В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.
Из поэтов-современников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев.
И Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.
От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.
С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас веч но ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невен чанные свадьбы.
После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем ук ладе.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.
3. Беседа по прочитанному.
Что поразило вас в этом тексте?
(Самое главное в том, что Есенин здесь – живой и, может быть даже, обыкновенный человек, особенно в детстве.)
Какие новые сведения узнали вы из автобиографии писателя?
(Взаимоотношения в семье Есениных)
Как вы считаете, какова была тематика первых стихотворений поэта?
(О природе, о любви).
4.Чтение и анализ стихотворений.
Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зеленое вымя сосет
О чём же оно?
О повседневной жизни, в которой можно увидеть изумительную миниатюру. Здесь есть и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение.
Читаем стихотворение « В хате» (1914).
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нити попели,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц…
Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично - какие-то тараканы... И все же чем-то оно притягивает: наблюдательно стью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отно шение не высказано явно. Но лирическое чувство просвечивает во внима тельном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мело дии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина кресть янский быт был лишь объектом сострадания. Известный знаток русской поэзии, профессор. Московского университета И.Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три по следние строчки:
От пугливой шумоты
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой». Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской при роды. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.
- Как Есенин изображает природу?
Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой приро ды создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, // Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, // край ты мой, пус тырь»; «Черная, потом пропахшая выть! // Как мне тебя не ласкать, не лю бить?»; «Край любимый! Сердцу снятся // Скирды солнца в водах лонных, // Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»...
Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неоло гизм, усиливающий звуковое впечатление - «стозвонный», звон слышен и аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в сти хах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима - аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка». В звуковых образах вос принимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам //. бе лый перезвон»; «Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сереж ки // Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.
В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и мно жество других звуковых образов.
Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог пере дать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха ма шет рукавом», «И горит в парче лиловой // Облаками крытый лес». В по следнем примере отмечаем яркую цветопись.
Задание. Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета пре обладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение зада ния.
В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый,
алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «метал лическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и го лубого.
Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина
окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.
В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.
Задание. Найдите примеры изображения запахов. (Даем время).
«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т.д.
- Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?
Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки... Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева..Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом. Найдем примеры.
Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы-родины. В дальнейшем проследим, как развиваются есенинские традиции в русской поэзии (например, творчество Николая Рубцова).
В конце урока послушаем стихотворения Есенина
5. Домашнее задание.
Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою» и Есенина «Пороша» и «Береза» (по группам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"
Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....
Мы все в эти годы любили...презентация к уроку по творчеству С. Есенина
Презентация к уроку литературы по теме: "Любовная лирика С. Есенина".....
Урок по творчеству Есенина
Урок проведенный в 11 классе по творчеству Есенина...
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
Внеклассное мероприятие по творчеству Есенина "Есенин - стихотворная душа России"
Внеклассное мероприятие было проведено в ходе предметной недели литературы, посвящённой 125-летию со дня рождения С.А. есенина...
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...