Урок по творчеству Есенина
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Ванюшкина Людмила Валерьевна

Урок проведенный в 11 классе по творчеству Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tvorchestvu_s._esenina.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по творчеству С.А. Есенина «Я сердцем никогда не лгу».

 Цели  и задачи урока

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической  обусловленности; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  3. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения

Тип урока – урок-экскурсия

   

Ребята, мы сегодня с вами отправимся на экскурсию по жизненному пути, глубже познакомимся с творчеством русского поэта начала 20 века. Поэт, о значении творчества которого существовали диаметрально противоположные точки зрения и при жизни и долго после его смерти. Нам предстоит решить насколько сильно оказали влияние его стихи на русскую литературу, культуру, насколько они актуальны, проблематичны для современности.

Т.О. к концу урока вы должны понять и уметь сформулировать ответ на вопрос: в чем особенность лирики поэта и каково значение его творчества?

Пока я не буду называть его имени, но думаю, что прослушав несколько строк, вы сможете назвать его имя ( на фоне музыки звучит стихотворение).

1. Станция. Россия начала 20 в. Родина.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

(1914г)Это стихотворение 19 летнего юноши, как вы думаете, какими чувствами проникнуто это стихотворение (любовь к Родине, гордость, патриотизм)?

Что  за время переживала Россия? ( РОССИЯ МЕЖДУ БУРЯМИ 1907—1917. РУССКОЕ «ЧУДО»)

1914г.-время быстрого экономического и социального подъема в стране, которая еще недавно находилась в критическом положении («чудо») Стартовым толчком к нему стала серия аграрных указов, изданных с осени 1906 г. и законы к 1911 г. Их суть: разрушение общины, в которой инициатор реформ П. А. Столыпин видел структуру тормозящую хозяйственное развитие страны. Учреждался Крестьянский банк, государство содействовало получению крестьянами новых земель в Сибири путем переселения туда крестьянских семей. Независимые крестьянские хозяйства требовали все больше промышленной продукции, что обусловило и промышленный подъем. В ряде отраслей экономики Россия по темпам развития вышла в эти годы на первое место в мире. Вот некоторые данные: с 1909 по 1913 г. выплавка чугуна возросла более чем в 1,5 раза, добыча угля — на 3/4, удвоилось потребление меди, на 20% увеличилось потребление хлопка, в 1,5 раза вырос грузооборот железных дорог. Все еще отставая по общим объемам производства от ведущих промышленных стран, Россия получила хороший шанс в исторически короткий срок догнать их. Впервые в истории России вводилась частная крестьянская собственность на землю в полном объеме: то есть с правом владения, пользования и распоряжения имуществом. Всего из общины выделилось к 1914 г. 2,5 млн крепких, энергичных хозяев, или около 25% крестьянских дворов, включавших не менее 10—15% всего населения.

К 1914 г. Россия накопила огромные хлебные запасы, которые были использованы лишь к 1920 г., когда начался страшный голод...Повысились требования к грамотности, образованности населения. В 1908 г. принимается закон, предполагавший ввести обязательное бесплатное образование детей с 8 до 12 лет.

В планы реформ, намечаемые П. Столыпиным, входили постепенные, но неизбежные меры по превращению России в подлинное правовое государство.

Одним из главных препятствий на реформаторском пути стала общинная психология и низкая экономическая активность значительной части крестьянства. Помимо этого, быстрое выделение независимого крестьянского хозяйства и его обогащение усиливало такие чувства, как зависть и нетерпение. Общинники не останавливались перед самосудом, сжигали дома хуторян и отрубников, уничтожали скот, травили посевы. Фактически столкнулись два .исторических типа мышления и поведения: независимое, ответственное, либерально-консервативное, с одной стороны, и уравнительное, с другой. Новые частновладельцы составляли здоровую конкуренцию частновладельцам старым. Выживали в этих условиях доходные хозяйства, повышающие свой уровень производства. Конкуренция привела к сельскохозяйственному подъему. Особенно бурно, несмотря на плохие климатические условия, развивалось сельское хозяйство Сибири. Только в Англию из Сибири было экспортировано сливочного масла на сумму, вдвое превышающую стоимость добытого за этот год сибирского золота.

Повысились требования к грамотности, образованности населения. В 1908 г. принимается закон, предполагавший ввести обязательное бесплатное образование детей с 8 до 12 лет. Такого рода закон был принят в России раньше, чем во многих странах Европы, например в Англии и Франции. Разрабатывалось законодательство в сфере взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, например о страховании рабочих на случай болезни и инвалидности.

В планы реформ, намечаемые П. Столыпиным, входили постепенные, но неизбежные меры по превращению России в подлинное правовое государство. Для поддержания разумного мирового порядка Столыпин считал целесообразным создать международный парламент — прообраз нынешней ООН.


  1. Во-первых, нам предстоит решить, каково отношение поэта к Родине? Как оно сложилось?

За тридцать лет, отпущенных ему на этой земле, поэт успел так много, словно прожил огромную жизнь…Урок-экскурсия поможет вам это увидеть, понять и прочувствовать…

К вершинам своей поэзии С.Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанская земля стала страной его детства. Село Константиново….Привольно раскинулось оно на высоком холмистом берегу Оки. Отсюда открывается вся красота родного края: необъятный простор заливных лугов, утопающих в цветах, зелёные перелески, убегающие вдаль, синяя дымка лесов… Здесь 3 октября 1895 года в крестьянской семье родился великий русский поэт С.А.Есенин.

-  (зачитать «О себе»).

 Рязанская земля, где мужики косили и сеяли свой хлеб, стала страной его детства. Здесь впервые «он выплеснул душу в слова». Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал Есенин,

2 станция .Москва-Петербург.

Летом 1912 года С.Есенин окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу, получил диплом сельского учителя, но от распределения в сельскую школу наотрез отказался, несмотря на слёзы матери и гнев отца, которым очень хотелось, чтобы их сын всему селу на зависть стал учителем. И не потому, что боялся «пропасть» в глуши, а потому, что понял, что он – поэт. Есенин мечтал о поэтическом признании, печататься в журналах, встречаться с известными столичными поэтами…Почувствовав себя поэтом, С.Есенин уже не мог представить себе другой жизненный путь…Он едет в Москву… Здесь С. Есенин поступает в типографию, в корректорский отдел, одновременно посещает народный университет Шанявского, увлекается революционным движением, распространяет среди рабочих журналы, участвует в забастовках, демонстрациях. Одно за другим появляются в детском журнале «Мирок» стихотворения поэта, счастливой стала для С.Есенина весна 1915 года. Он ехал в Петербург…Ехал без денег, без рекомендательных писем, с одним-единственным багажом – стихотворениями. Сразу же пошёл к А.А.Блоку. «Блока повидать – первое дело» Поначалу С.Есенин сильно волновался. Но вскоре волнение прошло. Он стал читать свои стихотворения, чистые, свежие, голосистые…

Давайте вспомним известное с детства нам, простое, милое стихотворение, слова которго непроизвольно запоминаются, как слова песни.

 Ваша задача (по группам)  из строчек собрать стихотворение 

БЕРЁЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

(1913)

Чтец: Стихотворение «Берёза»


Это были песни души обыкновенного, простого рязанского паренька, души чистой, прекрасной, глубоко народной, светлой… А.А.Блок первым из поэтов открыл поэтический талант С.Есенина, услышал песни его души, признал его и ввёл в большую литературу. Литературный Петербург с неподдельным восторгом приветствовал явление самобытного таланта. В нём искренне хотели видеть живую, солнечную Россию, в любви к которой поэт не уставал объясняться. Стихотворение «Русь»
                  

  1. Станция. Революция. Время С.Есенина – время крутых поворотов в истории России. Ему было предназначено рассказать вместе с другими поэтами о рождении на земле человека нового мира. Все думы поэта – о судьбе Родины и народа.

С.Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта в те годы…Ему было тесно и не по себе…он исходил песенной силой. Кружился в творческом неугомоне. Поэта волнует судьба  Родины, народа и крестьянства в бурную революционную эпоху… На его глазах умирала старая, патриархальная Русь. Что ждёт её в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни».

В 1917г. Есенин познакомился и обвенчался с Зинаидой Райх, русской         актрисой, будущей женой режиссера Мейерхольда. (дочь, сын). К 1918 — началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.

4. станция. Заграница. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».

Осенью 1921г.познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года.[5] Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В одной из последних поэм — «Страна негодяев» — поэт очень резко пишет о лидерах современной ему России, что некоторыми могло восприниматься как обличение советской власти. Это привлекло повышенное внимание к нему со стороны советских силовых структур[6], в том числе и работников милиции и ОГПУ. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением, иногда сам давал основание для подобного рода критики со стороны своих недоброжелателей).

Прослушивание песен («Я обманывать себя не стану», «Московский озорной гуляка»)(сарычев, Альфа)

Пой же, пой. На проклятой гитаре(Кукрыниксы)

Да тепеpь pешено без возвpата - я покинyл pодные кpая (Земфира)

Особой любовью к Родине наполнилось сердце поэта после поездки за границу вместе с А.Дункан. Америка ошеломила поэта. Нью-Йорк, Чикаго, Бостон…Всё, что видел С.Есенин за границей, было ему не по душе. «Лучше всего, что я видел в этом мире, - это всё-таки Москва, – писал поэт. – Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод… Зато  у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью. Боже мой! До чего прекрасна Россия!» С этой мыслью С.Есенин разлюбил нищую Россию, влюбился в социалистическое строительство. Возвращение на Родину, в страну берёзового ситца, было для поэта огромной радостью.


5. станция. Возвращение на Родину.

Читаем стихи С.Есенина «Клён ты мой опавший…» в исполнении обучающихся

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Преодолевая грусть, С.Есенин встаёт на новый путь. С гражданским мужеством, самозабвенно говорит он о любви к иной России

В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных, чрезвычайно интимных стихов из цикла «Любовь хулигана». В одной из строк очевидно зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада?»[14][15] Примечательно, что осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась.

Звучит песня на стихи С.Есенина «Небесным светом наполняется душа».

8 октября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — на Софье Андреевне Толстой (1900—1957), внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём.

Последние годы жизни у Есенина — невероятный творческий подъём. В 1925 году он — первый поэт России. Готовит к выходу полное собрание своих сочинений. «В России почти все поэты умирали, не увидев полного собрания своих сочинений. А я вот — увижу своё собрание» — говорил поэт. В конце ноября все три тома его собрания сочинений уже сданы в набор[20]

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…»[2] — по свидетельству Вольфа Эрлиха было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил и он вынужден был писать своей кровью.


6.

Нам дорог поэт С.Есенин, дороги его стихи, которые помогут нам сохранить родную землю и передать её потомкам такой же прекрасной, какой её видел когда-то замечательный поэт. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования: высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца…

Я думаю: 
Как прекрасна 
Земля 
И на ней человек. 
И сколько с войной несчастных 
Уродов теперь и калек! 
И сколько зарыто в ямах! 
И сколько зароют еще! 
И чувствую в скулах упрямых 
Жестокую судоргу щек. (Анна Снегина)

Эти строчки Есенина, наполненные и гордостью,  и радостью, и болью за человека, его судьбу, тревогой за будущее человечества и планеты  до сих пор очень актуальны и современны( реальна угроза ядерных и экологических катастроф). Такова сила прозрения, предвидения гениального художника.

        Сегодня мы с тревогой говорим, что в погоне за материальным начинаем все больше терять человечность, милосердие. И вот Есенин- он по-настоящему очищает наши души. Живые трепетны картины природы в стихах, описанные им чувства, не только учат любить и хранить мир земной красоты. Стихи, как и сама природа, способствуют формированию нравственных основ нашего характера, мировоззрения.

Заключительное слово учителя (на фоне музыки И.Крутого «Ты в моём сентябре»):

Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А.Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Это и есть самостояние человека, величие его души. Вот почему, покидая, С.Есенин не покинул нас…Он с нами…


(программные произведения - С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  а также три стихотворения по выбору).

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь - везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.

                      
2
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

                      
3
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ...
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

                      
4
Затомилась деревня невесточкой -
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, -
Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут родные грамотку,
За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.

                      
5
Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....

Мы все в эти годы любили...презентация к уроку по творчеству С. Есенина

Презентация к уроку литературы по теме: "Любовная лирика С. Есенина".....

Урок по творчеству Есенина

Урок по творчеству Есенина...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Внеклассное мероприятие по творчеству Есенина "Есенин - стихотворная душа России"

Внеклассное мероприятие было проведено  в ходе предметной недели литературы, посвящённой 125-летию со дня рождения С.А. есенина...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...