Личностно - ориентированный урок русского языка.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Балина Татьяна Ивановна

Личностно- ориентированный урок направлен на изучение темы:"Правописание согласных букв в корнях слов". На зтом уроке каждый учащийся имеет возможность на своем уровне изучить материал, проконтролировать результаты, каждый ученик будет занят весь урок, а в конце урока сам поставит себе отметку. Это такой стимул! В одной теме можно повторить большое количество правил, которые дети не любят читать. На данном уроке они вынуждены повторить, так как не смогут правильно выполнить задания. Мотивация в начале урока направляет ребят на поиск истины, умение применять знания или 

повторение материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный урок русского языка.            

 Автор – Балина Т. И.

 Тема: «Правописание согласных букв в корнях слов».

Цели: 1. Обобщение знаний по орфографии.

            2. Развитие навыков самообучения и самоконтроля.

            3. Развитие умения работать в группах, ставить задачи и находить их решения.

 Ход урока.

  1. На доске слова с пропусками букв и таблица.

- Что нужно сделать со словами и таблицей? ( - Вставить пропущенные буквы и распределить в таблице).

Бума..ка, ре..кий, ак(кк)умулятор, сер..це, сва..ьба, жени..ьба, чудес..ный, ил(лл)юзия, грамм(мм)атика, радос..ный, безрука..ка, прфес(сс)ия, чу..ство, ком(мм)ентарий.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных.

Правописание двойных согласных.

Ключ для самопроверки.

(Каждый ученик получает ключ для самопроверки и исправляет ошибки. Время – 5 минут.)

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных.

Правописание двойных согласных.

бумажка

лестница

иллюзия

редкий или резкий

радостный

грамматика

свадьба

сердце

комментарий

женитьба

чувство

профессия

безрукавка

аккумулятор

Оцените свой уровень знаний по следующей шкале: 0-1 – «5», 2-3 – «4», 4 5 – «3».

  1. Работа в группах.

- На основе примеров из предыдущего задания сформируйте правила, за каждый правильный ответ добавляйте 0,5 балла. (5 минут).

       3. Обобщение и систематизация материала по таблице. (6 минут).

Правописание согласных в корне.

Правописание звонких и глухих согласных.    

     

Некоторые согласные при произношении оглушаются перед глухим согласным или в конце слова. Проверяем следующим образом: резкий – резок; гриб – грибы.

Правописание непроизносимых согласных.

При произношении некоторых слов происходит выпадение согласного, проверяем: агентство – агент; радостный – радость.

Обратите внимание!

Но: ровесник – сверстник, косный (отсталый) взгляд, костный (из кости) мозг.

Яства (еда, угощение) – явственно (наяву) видеть.

Шествовать (идти) – шефствовать (над кем – либо).

Происшествие.

Правописание двойных согласных.

Двойные согласные пишутся:

  1. В корнях некоторых русских слов (ссора, жжение).
  2. На стыке приставки и корня (рассвет, воззвание).
  3. В сложносокращенных словах, если одна часть заканчивается, а другая начинается с одной и той же буквы (главврач).
  4. В иноязычных словах, написание которых определяется по словарю (коррозия, агрессор).

Вопросы по таблице.

- Как проверяем написание звонких и глухих согласных в словах?

- Как проверяем написание слов с непроизносимыми согласными?

- Написание каких слов необходимо запомнить?

- В каких словах пишутся двойные согласные?

Определите по таблице, как пишутся следующие слова:

Автомобили, корыстный, десерт, металлический, асфальт, ненавистный, группа, радостный, вязкий, сережка, подсказка, территория.

За каждый правильный ответ добавляйте по 0,5 балла.

  1. Закрепление знаний.

А.  Объяснительный диктант. (8 минут).

Дождь в течение дня постоянно менялся, переходя то в ливень, то с изморось. Резкий порыв ветра чуть не сбил спутника с ног. День без солнца – грустная картина. Если аккумулятор разрядился, то невозможно завести автомобиль.

За правильное выполнение задания – 2 балла.

Б. Составьте словосочетания из предложенных слов, используя обе колонки. (3 минуты). Сильные учащиеся составляют 2 предложения. Взаимоконтроль.

Кар..икатура                                                                      доблес..ный

Взгля..                                                                                крупное

Грам..атика                                                                    добрая

Воин                                                                                    фашис..ская

Ре..ьба                                                                                умный

Улы..ка                                                                                  рус..кая

Аген..ство                                                                             смешная

Ок..упация                                                                           по дереву

Правильное выполнение – 2 балла.

В. Контроль и самоконтроль.

4. Упражнение для самопроверки. (3 минут выполнение и 5 минут проверка.)

Карточка № 1.

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся звонкие согласные.

  1. А..тобиография.
  2. Ни..провержение.
  3. Не..быточные мечты.
  4. А..ганистан.

Ответ: 1.

Карточка № 2.

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся непроизносимые согласные.

  1. Хлес..нуть.
  2. Попу..чик.
  3. Ше..ствовать по городу.
  4. Безмол..ствовать.
  5. Ви..жать от счастья.

Ответы: 1, 2, 4, 5.

Карточка № 3.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся непроизносимые согласные.

  1. Блес..нуть на вечере.
  2. Президен..ский указ.
  3. Поз..ний визит.
  4. Опас..ный поворот.
  5. Крутая лес..ница.

Ответ: 4.

Карточка № 4.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные.

  1. Независимая интел..игенция.
  2. Криста..ьный блеск.
  3. Програм..ированное обучение.
  4. Авангардное искус..тво.

Ответ: 2.

Карточка № 5.

Отметьте номера тех слов, в которых не пишутся двойные согласные.

  1. Ал..ергическая реакция.
  2. Привил..егированный спорт.
  3. Тен..исный корт.
  4. Оф..сная мебель.

Ответ: 2, 4.

Карточка № 6.

Отметьте номера тех слов, в которых нет непроизносимых согласных.

  1. Песчаный извес..няк.
  2. Неглас..ный закон.
  3. Декабрис..ское восстание.
  4. Радос..ное лицо.
  5. Детский праз..ник.

Ответ: 2.

Карточка № 7.

Отметьте номера тех слов, в которых пишутся двойные согласные.

  1. Сим..етрия.
  2. Гал..юцинация.
  3. Ал..юминий.
  4. Рас..овая ненависть.

Ответ: 1,  2.

За правильно выполненное задание – 1 балл.

  1. Итоги: подсчитываем количество баллов, которое вам удалось набрать в процессе урока. Выставляем отметки себе по шкале: 14 – 15 б. – «5»; 13 – 10 б. – «4»; 9 – 6 – «3». (3 минуты).
  2. Домашнее задание. Составьте 6 предложений со словами на изученные правила и выполните разбор № 4.

Например. В природе все безмолвствовало. Двери музея украшены художественной резьбой.

      Использованная литература:

1.- Русский язык. Учебник для 10-11 классов.  Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. 

 2. Русский язык 10-11 классы. Учебник

Гольцова Н.Г.






Отметьте номера тех слов, в которых пишутся звонкие согласные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает  совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Практико-ориентированный урок русского языка в 11 классе "Обособленные обстоятельства. Правописание НЕ и НИ".

          Урок проводился в 11 классе естественно-математической профильной направленности.          Место урока в си...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...