"Определение"
презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме
Краткая аннотация урока:
1. Русский язык. Учебник для 5 класса. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008
2. Тема: Второстепенные члены предложения.
3. Тема урока: Определение
4. Тип урока: урок – объяснение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie.ppt | 3 МБ |
konspekt_uroka.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обелиск находится в парке. В центре комплекса стоит фигура Матери-Родины. 9 мая, 22 июня жители села собираются у обелиска. Они отдают дань памяти татышлинцам, павшим в борьбе с фашизмом.
В самом красивом месте села среди белоствольных берез и могучих елей стоит памятный обелиск солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Он увековечил бессмертный подвиг советских людей в борьбе с фашизмом. В центре мемориального комплекса застыла в скорбном молчании Мать-Родина. У подножия фигуры постоянно лежат живые цветы. Их приносят благодарные жители села.
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными. В предложении определение подчеркивается волнистой линией. Мелькает желтый лист.
Красивое (место) – прекрасное, чудесное. Могучие (ели) – сильные, мощные. бессмертный
Глазки быстро заморгали: раз, два, три, четыре, пять. Но от этого устали и зажмурились опять. Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть, Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Найти предложение с определением. Они выбегают на берег, потом уходят обратно в море и уносят с собой песок. На берегу моря растут пальмы. И днем и ночью бьются о скалы морские волны.
Молодцы!
Попробуйте еще раз.
Придумать и записать 5-7 словосочетаний «прил.+ сущ.» на тему «Достопримечательности моего родного края».
Предварительный просмотр:
Учитель: Шайдуллина Лариса Ульфатовна.
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 села Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан.
Предмет: русский язык
Краткая аннотация урока:
1. Русский язык. Учебник для 5 класса. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008
2. Тема: Второстепенные члены предложения.
3. Тема урока: Определение
4. Тип урока: урок – объяснение нового материала.
5. Цели урока:
- дать понятие об определении, формировать навыки нахождения определений в тексте;
- развивать устную и письменную связную речь;
- воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.
6. Технические условия: компьютерный класс; ПО: Windows XP, Office 2007, программы пакета MS Office.
7. Используемое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Введение в урок.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о второстепенных членах предложения и познакомимся с определением, научимся находить определения в тексте и составлять с ними предложения. Урок наш будет не совсем обычный: мы начнем создавать фильм о родном крае, о том уголке, где нам посчастливилось родиться. Это наш район, окрестные деревни – наша малая Родина. Для этого вам придется представить себя на съемочной площадке в центре села Верхние Татышлы.
III. Подготовка к изучению новой темы.
Учитель: 22 июня в селе Верхние Татышлы был торжественно открыт обелиск солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
С чего же начинается любой фильм? Конечно, со сценария. Сценарий уже готов, и не один. Сейчас вы – режиссеры, вам нужно выбрать лучший сценарий.
Откройте и прочитайте текст № 1.
Текст № 1
Обелиск находится в парке. В центре комплекса стоит фигура Матери-Родины. 9 мая 22 июня жители села собираются у обелиска. Они отдают дань памяти татышлинцам, павшим в борьбе с фашизмом.
Учитель: Оператор снял несколько кадров. ( Слайд №4)
Учитель: Откройте текст № 2 и прочитайте его.
Текст № 2
В самом красивом месте села среди белоствольных берез и могучих елей стоит памятный обелиск солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Он увековечил бессмертный подвиг советских людей в борьбе с фашизмом. В центре мемориального комплекса застыла Мать-Родина. У подножия фигуры постоянно лежат живые цветы. Их приносят благодарные жители села.
Учитель: А вот какие кадры получились на этот раз. ( Слайд №6)
Учитель: Какое изображение вам понравилось больше? Почему? ( Слайд № 6. Это изображение красочное, яркое; предметы предстают, как настоящие; кажется, что ты находишься перед обелиском.)
Значит, мы выбираем текст № 2. Давайте поработаем с ним.
Объясните трудные орфограммы. Выделите основы в предложениях.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Чем отличается второй текст от первого? (Появились новые слова)
Слова какой части речи появились в этом тексте? (Имена прилагательные)
Что именно добавили прилагательные в этот текст, как они его изменили?(Точнее рисуют картину, передают краски, помогают лучше представить предмет.)
На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?)
Что они обозначают? (Признак предмета?)
В предложениях эти слова являются определениями. Давайте попробуем сформулировать, что же это такое определение? (Слайд №7)
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными.
В предложении определение подчеркивается волнистой линией. А сейчас найдите в тексте № 2 определения и подчеркните их.
V. Разбор по составу; словарная работа (подбор синонимов). ( Слайд №8)
Учитель: Посмотрите, ребята, сценарист некоторые слова в тексте выделил. Давайте подберем синонимы к этим словам (воспользуемся словарем).
Красивое (место) – прекрасное, чудесное.
Могучие (ели) – сильные, мощные.
А слово бессмертный разберем по составу.
VI. Физкультурная минутка ( Слайд №9)
Учитель: Мы возвращаемся к съемкам нашего фильма. В первой серии мы рассказали о достопримечательности нашего села. Это мемориальный комплекс. Чтобы добраться до него, нужно идти через парк. Отправляемся на съемки в зимнюю березовую рощу.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Творческое (индивидуальное) задание. ( Слайд №10)
Учитель: Вот мы в березовой роще. Какие строки вы сразу вспоминаете? (стихотворение С. Есенина «Береза»)
Да, все мы вспоминаем стихотворение Сергея Есенина «Береза». Прослушайте текст, найдите в нем определения. Какие из них являются эпитетами? (Звукозапись стихотворения С. Есенина «Береза»).
Сейчас вы будете одновременно и сценаристами, и художниками, и светотехниками. Составьте 3-4 предложения, используя определения; подчеркните определения в ваших предложениях.
Индивидуальное задание (для слабых учеников)
Даны предложения, надо найти и указать в них определения.
- На опушке зимнего леса видны следы зайца и лисы.
- Резные снежинки блестят на ветках деревьев.
- Ранним утром далеко слышен рев старого лося.
Проверка: 3-4 ученика читают составленные предложения.
2. Работа над упражнением 181.
3. Тестовое задание:
( Слайд №11)
- В этом предложении определение отвечает на вопрос чей?
- Ребячий мир на взрослый не похож. ( В. Берестов)
- Темно – синий колокольчик
Покачивает головой. (Н. Матвеева)
- У меня в руке мохнатый светлячок. ( В. Берестов)
( Слайд №14)
- Определением в этом предложении является слово:
а б в г д
Усталый конь копытом бил в тревоге. ( А. Блок)
( Слайд №17)
- Найти предложение с определением.
- Они выбегают на берег, потом уходят обратно в море и уносят с собой песок.
- На берегу моря растут пальмы.
- И днем и ночью бьются о скалы морские волны.
( Слайд №20)
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета – это…
- Обстоятельство
- Определение
- Дополнение
VIII. Итоги урока.
Учитель: Итак, мы сегодня начали работу над созданием фильма о нашей малой родине. В этом нам очень помогло определение. Давайте вспомним, что же такое определение? Какую роль оно играет в тексте, для чего мы его используем? ( Помогают точнее и выразительнее нарисовать картину, описать предмет.)
Наш фильм не закончен. Мы обязательно будем возвращаться к нему. О чем еще можно рассказать в нашем фильме? (О природе родного края, о людях, о жизни нашего села, о школе и др.)
В конце фильма обычно идут титры, в которых указываются все его создатели. Сегодня хорошо поработали (оценки учащимся).
IX. Домашнее задание.
Учитель: Ваши впечатления от сегодняшнего урока, от нашей экскурсии в зимнюю березовую рощу мы оформим в виде сочинения. Поэтому дома вам предлагается придумать и записать 5-7 словосочетаний «прил.+ сущ.» на тему «Достопримечательности моего родного края».
Использованные ресурсы:
- Русский язык. Учебник для 5 класса. 34-е изд. Ладыженская Т.А. и др. М.: Просвещение, 2007
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2005
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: ВАКО, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение числовой функции. Область определения, область значений.
Урок изучения новых знаний по теме "Определение числовой функции. Область определения, область значений. " содержит презентацию, что значительно облегчает работу учителя на уроке. Материал для 9 ...
Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами
Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П....
Расположение и определение тоник определенной ладотональности на пространстве грифа и заполнение октав натуральным мажором и минором ( на примере тональности Ля-мажор и ля-минор).
Представлена методика освоения грифа в определенной ладотональности....
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест
Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...
проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"
Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...
Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.
Эту презентацию можно использовать для проведения лабораторной работы....
Раздаточный материал для учащихся 6 класса: 1) Определение протяженности объектов с помощью градусной сетки; 2) Определение географических координат точек.
Инструкция поможет 6-классникам легко запомнить алгоритм определения протяженности объектов с помощью градусной сетки и определения географических координат точек....