"Определение"
презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме

Шайдуллина Лариса Ульфатовна

 

 

Краткая аннотация урока:

1. Русский язык. Учебник для 5 класса. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008

2. Тема: Второстепенные члены предложения.

3. Тема урока: Определение

4. Тип урока: урок – объяснение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon opredelenie.ppt3 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение

Слайд 2

Обелиск находится в парке. В центре комплекса стоит фигура Матери-Родины. 9 мая, 22 июня жители села собираются у обелиска. Они отдают дань памяти татышлинцам, павшим в борьбе с фашизмом.

Слайд 3

В самом красивом месте села среди белоствольных берез и могучих елей стоит памятный обелиск солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Он увековечил бессмертный подвиг советских людей в борьбе с фашизмом. В центре мемориального комплекса застыла в скорбном молчании Мать-Родина. У подножия фигуры постоянно лежат живые цветы. Их приносят благодарные жители села.

Слайд 5

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными. В предложении определение подчеркивается волнистой линией. Мелькает желтый лист.

Слайд 6

Красивое (место) – прекрасное, чудесное. Могучие (ели) – сильные, мощные. бессмертный

Слайд 7

Глазки быстро заморгали: раз, два, три, четыре, пять. Но от этого устали и зажмурились опять. Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть, Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.

Слайд 8

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

Слайд 9

Найти предложение с определением. Они выбегают на берег, потом уходят обратно в море и уносят с собой песок. На берегу моря растут пальмы. И днем и ночью бьются о скалы морские волны.

Слайд 10

Молодцы!

Слайд 11

Попробуйте еще раз.

Слайд 12

Придумать и записать 5-7 словосочетаний «прил.+ сущ.» на тему «Достопримечательности моего родного края».



Предварительный просмотр:

Учитель: Шайдуллина Лариса Ульфатовна.

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 села Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан.

Предмет: русский язык

Краткая аннотация урока:

1. Русский язык. Учебник для 5 класса. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008

2. Тема: Второстепенные члены предложения.

3. Тема урока: Определение

4. Тип урока: урок – объяснение нового материала.

5. Цели урока:  

- дать понятие об определении, формировать навыки нахождения определений в тексте;

- развивать устную и письменную связную речь;

- воспитывать любовь к своей малой родине, чувство патриотизма, чувство прекрасного; прививать интерес к русскому языку.

6. Технические условия: компьютерный класс; ПО: Windows XP, Office 2007, программы пакета MS Office.

7. Используемое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальным заданием.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.  Введение в урок.  

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о второстепенных членах предложения и познакомимся с определением, научимся находить определения в тексте и составлять с ними предложения. Урок наш будет не совсем обычный: мы начнем создавать фильм о родном крае,  о том уголке, где нам посчастливилось родиться. Это наш район, окрестные деревни – наша малая Родина. Для этого вам придется представить себя на съемочной площадке в центре села Верхние Татышлы.      

III. Подготовка к изучению новой темы.

 Учитель: 22 июня в селе Верхние Татышлы был торжественно открыт обелиск солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

С чего же начинается любой фильм? Конечно, со сценария. Сценарий уже готов, и не один. Сейчас вы – режиссеры, вам нужно выбрать лучший сценарий.

Откройте и прочитайте текст № 1.

Текст № 1

Обелиск находится в парке. В центре комплекса стоит фигура Матери-Родины. 9 мая  22 июня жители села собираются у обелиска. Они отдают дань памяти татышлинцам, павшим в борьбе с фашизмом.

Учитель: Оператор снял несколько кадров. ( Слайд №4)

Учитель: Откройте текст № 2 и прочитайте его.

Текст № 2

В самом красивом месте села среди белоствольных берез и могучих елей стоит памятный обелиск солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Он увековечил бессмертный подвиг советских людей в борьбе с фашизмом. В центре мемориального комплекса застыла Мать-Родина. У подножия фигуры постоянно лежат живые цветы. Их приносят благодарные жители села.

 Учитель: А вот какие кадры получились на этот раз. ( Слайд №6)

Учитель: Какое изображение вам понравилось больше? Почему? ( Слайд № 6. Это изображение красочное, яркое; предметы предстают, как настоящие; кажется, что ты находишься перед обелиском.)

Значит, мы выбираем текст № 2. Давайте поработаем с ним.

Объясните трудные орфограммы. Выделите основы в предложениях.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Чем отличается второй текст от первого? (Появились новые слова)

Слова какой части речи появились в этом тексте? (Имена прилагательные)

Что именно добавили прилагательные в этот текст, как они его изменили?(Точнее рисуют картину, передают краски, помогают лучше представить предмет.)

На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?)

Что они обозначают? (Признак предмета?)

В предложениях эти слова являются определениями. Давайте попробуем сформулировать, что же это такое определение? (Слайд №7)

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательными.

В предложении определение подчеркивается волнистой линией. А сейчас найдите в тексте № 2 определения и подчеркните их.

V. Разбор по составу; словарная работа (подбор синонимов). ( Слайд №8)

Учитель: Посмотрите, ребята, сценарист некоторые слова в тексте выделил. Давайте подберем синонимы  к этим словам (воспользуемся словарем).

Красивое (место) – прекрасное, чудесное.

Могучие (ели) – сильные, мощные.

А слово бессмертный разберем по составу.

VI. Физкультурная минутка ( Слайд №9)

Учитель: Мы возвращаемся к съемкам нашего фильма. В первой серии мы рассказали о достопримечательности нашего села. Это мемориальный комплекс. Чтобы добраться до него, нужно идти через парк. Отправляемся на съемки в зимнюю березовую рощу.

VII. Закрепление изученного материала.

1.  Творческое (индивидуальное) задание. ( Слайд №10)

Учитель: Вот мы в березовой роще. Какие строки вы сразу вспоминаете? (стихотворение С. Есенина «Береза»)

Да, все мы вспоминаем стихотворение Сергея Есенина «Береза». Прослушайте текст, найдите в нем определения. Какие из них являются эпитетами? (Звукозапись стихотворения С. Есенина «Береза»).

        Сейчас вы будете одновременно и сценаристами, и художниками, и светотехниками. Составьте  3-4 предложения, используя определения; подчеркните определения в ваших предложениях.

Индивидуальное задание (для слабых учеников)

Даны предложения, надо найти и указать в них определения.

  1. На опушке зимнего леса видны следы зайца и лисы.
  2. Резные снежинки блестят на ветках деревьев.
  3. Ранним утром далеко слышен рев старого лося.

Проверка: 3-4 ученика читают составленные предложения.

2. Работа над упражнением 181.

3. Тестовое задание:

( Слайд №11)

- В этом предложении определение отвечает на вопрос чей?

  1. Ребячий мир на взрослый не похож.         ( В. Берестов)
  2. Темно – синий колокольчик  

                               Покачивает головой. (Н. Матвеева)

  1. У меня в руке мохнатый светлячок.          ( В. Берестов)

( Слайд №14)

- Определением в этом предложении является слово:

         а         б          в           г           д

  Усталый конь копытом бил в тревоге.       ( А. Блок)

( Слайд №17)

               - Найти предложение с определением.

  1. Они выбегают на берег, потом уходят обратно в море и уносят с собой песок.
  2. На берегу моря растут пальмы.
  3. И днем и ночью бьются о скалы морские волны.

( Слайд №20)

- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета – это…

  1. Обстоятельство
  2. Определение
  3. Дополнение

VIII. Итоги урока.

Учитель: Итак, мы сегодня начали работу над созданием фильма о нашей малой родине. В этом нам очень помогло определение. Давайте вспомним, что же такое определение? Какую роль оно играет в тексте, для чего мы его используем?                   ( Помогают точнее и выразительнее нарисовать картину, описать предмет.)

Наш фильм не закончен. Мы обязательно будем возвращаться к нему. О чем еще можно рассказать в нашем фильме? (О природе родного края, о людях, о жизни нашего села, о школе и др.)

В конце фильма обычно идут титры, в которых указываются все его создатели. Сегодня хорошо поработали (оценки учащимся).

IX. Домашнее задание.

Учитель: Ваши впечатления от сегодняшнего урока, от нашей экскурсии  в зимнюю березовую рощу мы оформим в виде сочинения. Поэтому дома вам предлагается придумать и записать 5-7 словосочетаний «прил.+ сущ.» на тему «Достопримечательности моего родного края».

Использованные ресурсы:

  1. Русский язык. Учебник для 5 класса. 34-е изд. Ладыженская Т.А. и др. М.: Просвещение, 2007
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2005
  3. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997
  4. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: ВАКО, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение числовой функции. Область определения, область значений.

Урок изучения новых знаний по теме "Определение числовой функции. Область определения, область значений. " содержит презентацию, что значительно облегчает работу учителя на уроке. Материал для 9 ...

Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами

Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес  старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П....

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...

проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.  в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...

Раздаточный материал для учащихся 6 класса: 1) Определение протяженности объектов с помощью градусной сетки; 2) Определение географических координат точек.

Инструкция поможет 6-классникам легко запомнить алгоритм определения протяженности объектов с помощью градусной сетки и определения географических координат точек....