«В языкознанье знаете вы толк?»
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Познавательная игра-конкурс для грамотеев 5-6 классов.
Обобщение знаний учащихся по темам "Орфоэпия", "Род существительных", "Культура речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_igra_konkurs_gramoteev.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«В языкознанье знаете вы толк?»
(познавательная игра – конкурс грамотеев для учащихся 5 – 6 классов)
Цели :
- обобщить знания учащихся по темам: « Орфоэпия», «Род существительных», « Культура речи»;
- развивать речь и интерес к родному языку, показать его необычность и многообразие;
- задействовать весь ученический коллектив, учитывая индивидуальные особенности каждого, воспитывать уважительное и бережное отношение к родному русскому языку.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?...
(Ф.И. Тютчев)
Здравствуйте, ребята!
У нас в классе много отважных и любознательных, мыслящих, творческих, знающих и умных. Сегодня вы все будете принимать участие в познавательной игре – конкурсе грамотеев «В языкознанье знаете вы толк?». За правильный ответ получите жетоны, в конце мероприятия мы узнаем, кто больше всего получит жетонов, тот и будет победителем.
В игре будут принимать участие все. Делимся на 2 команды, для этого ответьте на вопросы:
(Разминка)
1. То, на чем пишут мелом? (доска)
2. Он звучит через каждые 45 минут? (звонок)
3. Это самый главный человек в школе? (директор)
4. Они бывают осенью, весной, зимой и самые длинные - летом? (каникулы)
5. Она бывает после каждого урока? (перемена)
6. Самый высокий балл за знания? (пятерка)
7. Они бывают веселыми, познавательными, интересными и длятся 45 минут? (уроки)
8. Он маленький и белый, им пишут на школьной доске? (мел)
9. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
10. Что происходит, когда ученик закончит 5 класс? (перейдет в 6 класс)
11. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (12 месяцев)
12. Что случается 31 февраля? (Такого числа не бывает)
13. Под каким знаком зодиака начинается учебный год в школах? (Дева)
14. Я сижу, едва не плача, очень трудная … (задача)
- Итак, команды готовы пора начинать!
- Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится, «без букв и грамматики не обходятся и математики»!
1 конкурс «Орфоэпический».
Орфоэпия – правильное произношение, правильная речь. Орфоэпия тесно связана с ударением.
- Что такое ударение? (Выделение слога в слове при произношении). Сейчас мы поиграем в игру «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Задание: правильно расставить ударение в стихах.
Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки,
И печенье испеки.
В дом войти никто не мог:
На двери висел замок.
Я песок руками рою,
Королевский замок строю.
Плывут по озеру пироги –
На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги –
Печь их маме помоги.
Из стены гвоздики торчат,
Повешу я их на плакат.
Гвоздики, розы, маргаритки
Растут на клумбе у калитки.
Пока команды готовятся для болельщиков загадки: ( Ребята отвечают хором)
- Как зовут у свиньи детенышей? (поросята)
- А у гуся? (гусята)
- У лошади? (жеребята)
- У льва? (львята)
- У овцы? (ягнята)
- У курицы? (цыплята)
- У медведя? (медвежата)
- У волка? (волчата)
- У собаки? (щенята)
Команды сдают выполненное задание.
2 конкурс: «Род существительных»
Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. «Он», «она» или «оно» - угадайте-ка? Окно? – оно!
Печенье, яблоко, колесо, мороженое, небо, жираф, зал, занавес, калоша, кофе, манжета, мышь, овощ, оладья, помидор, рельс, сандалия, туфля, тюль.
3 конкурс: Как правильно говорить: «Я на себя надел пальто» или «я на себя одел пальто?» Мы одеваем – переодеваемся каждый день. Верно, кого-то «одеваем». На себя – «надеваем»! В следующем задании надо расставить по местам слова «одеть» и «надеть»!
Я в желтые штанишки
Сейчас __дену Мишку.
А я __дену майку
И теплую фуфайку.
И буду куклу __девать.
Давно пора идти гулять.
Она всегда копается,
Так долго __девается.
А что бы на нее __деть,
Ведь кукла – это не медведь.
___дену платье новое,
Вот это - васильковое.
И крикну маме я своей:
«Мамуль, __день меня скорей!»
4 конкурс: « Составь слово».
Следующее задание для команд будет связано с собственным запасом слов тех, кто будет его выполнять. Внимание, из слова «контрабас» можно составить 250 слов! На выполнение задания дается 10 минут.
Игра с болельщиками «Ха – ха – ха». Первый говорит: «Ха!» один раз. Второй говорит «ха-ха». Третий – «ха-ха-ха», то есть три раза, четвертый – четыре раза. Кто засмеялся или сбился – выбывает.
5 конкурс: «Головоломка».
Следующее задание для команд : догадайся, начало какого стихотворения здесь зашифровано?
ШЫР – ПЫР Ю ПЯПЮЩГЫ
ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ
ФЁД ГЯГ, ФЁД ГЯГ,
ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ
(Жил – был у бабушки
Серенький козлик,
Вот как, вот как,
Серенький козлик.)
Пока команды готовятся, играем с болельщиками в «Кузовок».
Один из играющих передает по кругу корзинку со словами: «Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на – ок, обмолвишься – отдашь залог». Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова на – ок: «Я положу в кузовок клубок», «А я платок» и т. д. Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзинку – карандаш, значок и т. д. По окончании игры корзинку накрывают чем – нибудь и кто-то один достает залог. Каждому назначают выкуп – попрыгать по комнате, песенку спеть, загадку загадать…
Внимание! 6 конкурс: еще задание для команд: один или много? Один – апельсин, а много апельсинов.
Баклажан
Мандарин
Помидор
Яблоко
Гольф
Носок
Сандалия
Петля
Простыня
Рейтузы
Рукава
Метро
Заключительный конкурс 7 конкурс: «Путаницы» (перевертыши): 1 часть стихотворения написана, нужно правильно подобрать 2 часть – разрезанные строки.
Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке
Дикобраз томился в клетке
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре
Мальчик прыгал во дворе.
Итак, подводим итоги нашего конкурса: кто из команд стал победителем? А из болельщиков? Поздравляю всех участников, желаю отличных отметок и
глубоких знаний!
Список использованной литературы:
1. Волина, В. В. Игры в рифмы / под ред. Л. К. Семенова. – С.-Пб.: Дидактика Плюс, 1997. – 146 с.
2. Раз словечко, два словечко // Книжки, нотки и игрушки. – 2003. - №9. – С. 60.
3. Тарабарина, Т. И., Соколова, Е. И. И учеба, и игра: русский язык / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.
4. Шамалина, Т. Грамотеи / Т. Шамалина // Воспитание школьников. – 2003. - №3. – С. 66-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Диалекты села Житное" Занятие внеурочного объединения "Занимательное языкознание"
Внеурочная деятельность. Объединение "Занимательное языкознание"...
Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие в страну Языкознание"
Материал содержит конспект занятия, презентацию с заданиями викторины по разделам языкознания. Занятие может быть проведено с учащимися 5-6 классов....
Электронные дидактические материалы к разделу языкознания "Лексикология"
Предлагаемые вниманию коллег электронные дидактические материалы по разделу "Лексика" могут быть использованы и на уроке, и на дополнительном занятии (например, со слабоуспевающими детьми), и на лингв...
Занимательное языкознание (элективный курс для 8-9 классов)
Курс «Учение с увлечением» (Общее языкознание) предназначен для учащихся 8-9-х классов в предпрофильном обучении. Известно, что русский язык считается одним из сам...
Программа дополнительного образования "Тайны языкознания"
Данная программа разработана для литературного кружка "Вития" с целью развития творческих способностей разного плана детей 5 класса. программа представляет собой интегрированный курс по литературе, ру...
"Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Трудности в разделах языкознания"
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и в форме ЕГЭ.Трудности в разделах языкознания»...
Урок -путешествие в страну "Языкознание"
Игра можен быть использована на уроке и во внеклассной деятельности...