Композиция текста
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка для 5-6 класса с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompoziciya_teksta.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия№3» г. Юбилейный МО
Кафедра гуманитарных предметов
Технология развития критического мышления
Модельный урок
по русскому языку
по теме «Композиция текста»
6 класс (новая тема)
(Городское методическое объединение. Обмен опытом)
Богданова Наталия Николаевна
Егорова Любовь Анатольевна
Попова Елена Васильевна
2011 год
Урок в 6 классе по теме «Композиция теста» (новая тема)
Используемые стратегии: нарушение логической цепочки, толстые и тонкие вопросы, ложные и верные утверждения, инсерт (маркированное чтение), совместный поиск, РАФТ (мини-сочинение).
Цели: 1) знакомство с правилами построения текста;
2) повторение основных сведений о тексте;
3) формирование умений работать в группах;
4) развитие устной и письменной речи;
5) воспитание бережного отношения к языку.
Задачи: 1) закрепить знания о тексте и его строении;
2) совершенствовать творческие способности детей;
3) развивать логическое мышление;
4) развивать связную речь;
5) воспитывать внимательность в выборе языковых средств при составлении текста .
- Стадия вызова осуществляется при помощи приёмов нарушение логической цепочки, толстые и тонкие вопросы, ложные и верные утверждения. На этой стадии ставится задача не только активизировать и заинтересовать учащихся, но и вызвать имеющиеся знания (или создать ассоциации) по данному вопросу.
При помощи приёма нарушение логической цепочки ученики создают текст из данных предложений (Приложение 1). Данная работа активизирует деятельность учащихся, заставляет включиться в работу. Попутно идёт повторение уже пройденного материала при помощи приёма толстые и тонкие вопросы :
Что такое текст?
Что такое тема текста?
Что такое идея?
Чем тема отличается от идеи?
После этого ученикам предлагается выписать из текста слова с пропущенными буквами и объяснить орфограммы.
Приём ложные и верные утверждения вновь привлекает внимание учащихся, заставляет включиться в работу:
Верно ли, что тема данного текста – каждое слово имеет своё лексическое значение?
Верно ли, что идея данного текста – слово обладает великой силой?
- Стадия осмысления предполагает восприятие, переработку и соотнесение информации с уже имеющимися знаниями (работа в группах по 4 человека). На данной стадии используется приём инсерт (маркированное чтение). При чтении текста ученики соотносят имеющиеся знания с новыми: делают метки, например: V – знаю, + - узнал.
Начинается этот этап с задания разбить уже знакомый текст на абзацы. Далее работа продолжается с теоретическим материалом параграфа приёмом инсерт (маркированное чтение). После работы с текстом ученики отвечают на вопрос «Что нового узнали из текста?»
- На стадии рефлексии ученики должны показать умение пользоваться присвоенными знаниями, интерпретировать их и творчески перерабатывать.
Применение полученных знаний на практике отрабатывается приёмом совместный поиск и приёмом РАФТ (мини-сочинение).
Приём совместный поиск: необходимо из данных предложений (нарезок на отдельных ленточках бумаги) составить текст, сразу выделяя в нём композиционные части. Можно взять 2 текста, чтобы они повторялись в группах. Проверка может происходить следующим образом: каждая группа читает свой текст. Они могут получиться разные. Можно группам, которым достался другой текст, предложить выбрать лучший. Сильным ученикам, быстрее справившимся с заданием, можно предложить задание определить тему и идею текста. (Задания смотрите в Приложении 2) Данной работой учащиеся закрепляют знания по тексту и его композиции.
Завершается данный этап выполнением упражнения 199 учебника (досочинить текст, соблюдая композицию текста, тему и идею). Урок завершается применением приёма РАФТ. Дети создают мини-сочинение по данному упражнению (Приложение 3).
Приложение 1
1. В…ликое потому, что словом можно соед…нить людей,
словом можно и раз…ед…нить их. (2)
2. Слово – дело в...лик… . (1)
3. Б…регись от такого слова, которое раз…ед…ня…т людей.(4)
4. Словом можно служить любви, словом же можно
служить ненавист… и вр…жд… .(3)
Приложение 2.
Текст 1.
- Каждый берёт из книг то, что ему нужно, что хочется.
2. Мальчишка, мечтающий всё понять, вычитывает мысли мудрецов.
3. Старик, усталый, увидевший всё своими глазами, вспоминает над книгой горячие и тревожные чувства молодости.
4. Юноша, застенчивый до слёз, читает про отважных рыцарей и сжимает руку под столом, как будто в руке меч.
5. Книга – бездонный колодец.
6. Идут разные люди, пьют, вздыхают облегчённо, а колодец всё полон.
Текст 2.
1. Что может быть священнее имени матери!
2. Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма».
3. Хлебороб, довольный урожаем ржи и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»
4. Солдат, идущий в атаку на врага, кричит: «За Родину мать!»
5. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.
6. С именем этим связано и само понятие жизни.
Приложение 3
Бобры
Зачин. Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать. Самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.
Основная часть
Концовка. Я не сомневаюсь, что умный и трудолюбивый бобёр, как и многие другие животные, мог бы стать человеку близким другом.
Барсук
Зачин. Когда-то барсуков много водилось в наших русских лесах.
Основная часть
Концовка. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.
Этапы урока | Цели этапа | Приёмы | Цели приёмов |
Вызов | - активизация деятельности каждого ученика - развитие логического мышления - актуализация знаний | - нарушение логической цепочки - тонкие и толстые вопросы - верные и ложные утверждения | - активизация деятельности каждого ученика - развитие логического мышления - повторение знаний |
Осмысление | - организация активного восприятия нового материала - получение новой информации - установление связей с уже изученным материалом | - инсерт | - повторение уже известного материала - осмысление нового материала - соотнесение материала с уже известной информацией |
Рефлексия | - обобщение и систематизация приобретённых знаний - присвоение новых знаний - обобщение на уровне личных впечатлений | - совместный поиск - РАФТ (написать мини-сочинение) | - применение знаний на практике - развитие логического мышления - обобщение на уровне личных впечатлений |
Приложение 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАКАТ. Текст и изображение как элементы композиции.
Текст и изображение как элементы композиции плаката....
Открытое занятие по предмету композиция в студии эстетического развития "Ника" "Использование выразительности музыкальной интонации при сочинении музыки на стихотворный текст"
Конспект занятия для детей 7-8 лет....
Создание арт-композиции "Спектакль на столе. Декорации"_текст
Подготовка к уроку по созданию арт-композиции...
Урок по изобразительному искусству в 8 классе «Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
Создание эскиза графического автопортрета в раме с текстом....
Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)
Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...
Текст и изображение как элементы композиции
Разработка урока по ИЗО 7 класс...
"Композиция текста: кольцевая, линейная, инверсионная"
Данный урок в образовательной программе 11 класса с русским языком обучения входит в раздел «Текст. Стили и типы речи». Уникальность представленного урока в том, чт...