"Композиция текста: кольцевая, линейная, инверсионная"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Данный урок в образовательной программе 11 класса с русским языком обучения входит в раздел «Текст. Стили и типы речи». Уникальность представленного урока в том, что дети приходят через тактильный контакт с тканью со сложными национальными узорами и вышивкой и через переплетение уже не нитей, но слов к пониманию композиции, что соотносится с региональным компонентом и устанавливает межпредметные связи в области технологии. Ребята знакомятся с прозой в миниатюре, определяют проблемы рассказов и выражают свое отношение к ним. Использование новых методов работы и проектная деятельность органично ведет к развитию речи. В конце урока ученики делают книжку-малышку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompozitsiya_teksta_koltsevaya_lineynaya_inversionnaya.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Половинкина Екатерина Сергеевна
КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА: КОЛЬЦЕВАЯ, ЛИНЕЙНАЯ, ИНВЕРСИОННАЯ
Данный урок в образовательной программе 11 класса с русским языком обучения входит в раздел «Текст. Стили и типы речи». Уникальность представленного урока в том, что дети приходят через тактильный контакт с тканью со сложными национальными узорами и вышивкой и через переплетение уже не нитей, но слов к пониманию композиции, что соотносится с региональным компонентом и устанавливает межпредметные связи в области технологии. Ребята знакомятся с прозой в миниатюре, определяют проблемы рассказов и выражают свое отношение к ним. Использование новых методов работы и проектная деятельность органично ведет к развитию речи. В конце урока ученики делают книжку-малышку.
.
Учебный предмет: Русский язык как иностранный
Тема урока: Композиция текста: кольцевая, линейная, инверсионная
Тип урока: Открытие новых знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: открытие учащимися видов композиции, формирование умения определять вид композиции, развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей, воспитание интереса и положительного отношения к языку.
Ресурсы: проектор, раздаточный материал №1 (20 шт.), раздаточный материал №2 (20 шт.) раздаточный материал №3 (20 шт), степлер (10 штук), сюзане (1 шт.), адрас (2 шт), презентация, 7 магнитов, дидактический материал №1 (7 листов)
ПЛАН УРОКА
№ | Этап урока | Виды деятельности | Время |
Самоопределение к деятельности. | Оформление тетрадей. Оформление журнала. | 2 минуты | |
Этап мотивации. | Устное сопоставление, рассуждение. Запись эпиграфа в тетрадь. | 5 минут | |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Самостоятельная работа с раздаточным материалом с последующей совместной проверкой. Работа направлена на проверку домашнего задания (усвоение теоретического материала и умения применять знания на практике). Работа с раздаточным материалом №1. Прием «Почини цепочку» | 5/4 минут 3 минуты | |
Постановка учебной задачи. | Формулирование темы урока, запись. | 2 минуты | |
Построение проекта - выхода из затруднения | Работа с раздаточным материалом №2. Соотнесение представленных текстов и схем. Формулирование проблемного вопроса урока. | 4 минуты | |
Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Читают вслух тексты, комментируют. Прорабатывают совместно с учителем алгоритм определения вида композиции. Делают записи определений в тетрадях | 6 минут | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Выявляют композицию представленных стихотворений, формируют книжку-малышку. Работа с раздаточным материалом №3. | 10 минут | |
Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание | Ученики подводят итоги уроки (устно). Учитель озвучивает и комментирует домашнее задание. Записывают домашнее задание. | 4 минуты |
ХОД УРОКА
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Приветствие учителя. Оформление журнала. | Подготовка класса к работе. Настраиваются на работу, записывают в тетрадях числа. |
2.Этап мотивации. | Использование приёма "Яркое пятно» - О какой единице синтаксиса мы говорили на прошлых уроках? -Как вы думаете, что общего у тканей, украшающих наш класс, с этой единицей? - Верно, текст от латинского textus – ткань; сплетение, сочетание. При затруднении учащихся открывается эпиграф к уроку (слайд№2) Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати, Поэт-просветитель XVIII века А.Кантемир | Предполагаемый ответ. - На прошлых уроках мы говорили о тексте. Предполагаемый ответ. -Слова в предложении и тексте также переплетаются, как нити в ткани. Записывают эпиграф в тетрадь |
2. Актуализация знаний. | Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. Работа с раздаточным материалом №1. - Найдите текст, аргументируйте свой выбор. Запишите признаки текста. Презентация (слайд №3,4) Использование приёма «Почини цепочку» - Расположите в нужной последовательности единицы композиции, будьте готовы дать определение любого понятия. Презентация (слайд №5) | Предполагаемый ответ. - в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью; - в четвертом варианте нет стилистического единства Сверяют написанное. 1 ученик работает у доски, располагает в нужной последовательности единицы композиции (используются листы с надписями, магниты) После окончания класс проверяет. Другие учащиеся формулируют и задают 3 вопроса. |
3. Постановка учебной задачи. | Активирует знания учащихся. Использование приёма «Сопоставление». - Посмотрите на эти ткани еще раз. В чём их сходство и различие адраса и сюзане. -Как вы думаете, что должно произойти прежде, чем мастер нанесет краску или сделает вышивку. -Так и автор, прежде чем приступить к написанию произведения продумывает, как оно будет построено. - Опираясь на все, о чем мы сегодня говорили, сформулируйте тему урока. Говорит о постановке двоеточия и последующей конкретизации темы. | Предполагаемый ответ. - На всех тканях есть рисунок, это сходство. Но на адрасе рисунок нанесен краской, а на сюзане вышит. - Художник делает макет, составляет схему вышивки. Делает это исходя из цели. Предполагаемый ответ. - Композиция текста Записывают в тетради тему. Композиция текста: |
4. Построение проекта - выхода из затруднения | Работа с раздаточным материалом №2. Соотнесите представленные тексты и схемы, объясните свой выбор. -Каких знаний не хватает для продолжения работы? Диктует продолжение темы, определения дублируются презентацией. - Кольцевая, линейная, инверсионная Презентация (слайд №5) | Работают в парах. Проводят исследование. Читают тексты про себя, стрелками отмечают соответствие. отвечают, аргументируя выбор. Уточняют тему, формулируют проблемный вопрос урока. Предполагаемый ответ. - Мы видим, что композиция у текстов разная, но не знаем, как называется то или иное построение текста. Значит, нам надо сегодня узнать, какие именно бывают композиции. Предполагают название видов композиций, опираясь на картинки, записывают тему. |
5. Реализация проекта. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Направляет работу учащихся с таблицей по выявлению признаков разных видов композиции. - Какой тип речи у этих рассказов? - Можем ли мы сделать фотографии, если да, то сколько? - Давайте посмотрим, как эти события разворачиваются во времени? Начинает анализ с рассказа «Благодарность», обращает внимание на повтор слов «Слава тебе господи!» в начале и конце рассказа. Проговаривает вид композиции, диктует определение. Презентация (слайд № 6) Направляет анализ рассказа «Высшее образование». Проговаривает вид композиции, диктует определение. Презентация (слайд № 7) Направляет анализ рассказа «Чего хочет дьявол?» Проговаривает вид композиции, диктует определение. Презентация (слайд № 8) Сообщение учителя о коротких рассказах - Однажды редактор журнала «New Nime» Стив Мосс решил провести конкурс, участникам которого предлагалось написать рассказ в 55 слов, но чтобы при этом сохранялись стройный сюжет, необычная развязка и проработанность персонажей. Конкурс получил огромный отклик, по его результатам составлен сборник « Самые короткие рассказы в мире» | Читают вслух тексты, комментируют. Прорабатывают совместно с учителем алгоритм определения вида композиции. Делают записи в таблице и тетрадях. Предполагаемый ответ. -Можно сделать несколько фотографий, в этих текстах много глаголов, значит это повествование. Записывают определение кольцевой композиции в тетрадях. Кольцевая композиция содержит повтор зачина и концовки, позволяет вернуться к уже сказанному на новом уровне осмысления текста. В.Набоков «Круг» При линейной композиции события в произведении изображены в хронологической последовательности. При инверсионной композиции события разворачиваются в обратном хронологическом порядке. Л. Толстой «После бала» |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Инструктаж по составлению книжки-малышки. - Прочитайте, выберите те листы, на которых написаны стихотворения с кольцевой композицией, составьте книжку малышку. Обложку украсит традиционный таджикский рисунок адраса, а внутри будут стихотворения русских поэтов. Через некоторое время открывает слайд презентации № 9 , где указаны нужные произведения. | Выбирают правильные листы для составления книжки-малышки, сверяют свой выбор с правильным.
Формируют книжку. |
7. Рефлексия учебной деятельности | Оценивает работы учащихся на уроке. Дает домашнее задание. - Подведите итоги уроки. Что вы узнали нового сегодня? Что вам особенно понравилось, запомнилось? -Как вы думаете, бывают ли другие виды композиции? - Подготовьте небольшое сообщение о других видах композиции. Индивидуальное задание - Сформулируйте и запишите проблему текста Работа по вариантам с текстами из раздаточного материала №2. - Вы сегодня замечательно поработали. Узнали о том, что текст может быть построен по- разному, и это зависит от цели автора. Узнали о небольших рассказах всего в 55 слов. Оказывается, даже такие маленькие произведения могут быть очень интересными и поучительными, но для того, чтобы создать их, нужно хорошо владеть словом. Вопросы, которые понимаются в них, касаются всех. У нас остались книжки-малышки, созданные вами, в которых стихотворения с кольцевой композицией. Стихотворения написаны русскими поэтами, но обложка книжки украшена национальным рисунком. Это символ дружбы наших народов. | Подводят итоги урока. Предполагаемый ответ. - Мы вспомнили, что такое текст, какими признаки он обладает. Узнали, что композиция текста может быть разной, события, о которых идет речь в произведении, могут располагаться в разной последовательности. В зависимости от этого мы выделили кольцевую, линейную и инверсионную композиции. Узнали о рассказах в 55 слов. -Да. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Композиция текста
Урок русского языка для 5-6 класса с использованием технологии критического мышления...
ПЛАКАТ. Текст и изображение как элементы композиции.
Текст и изображение как элементы композиции плаката....
План урока по теме "«Освоение технологии выполнения холодной укладки волос с кольцевыми локонами».
План урока составленный мной можно использовать неоднакратно, корректируя и изменяя под тему занятия....
Краткое содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", ОК, таблицы, кольцевая композиция романа
Данный материал позволяет успешно активизировать учебный процесс при изучении в 10-м классе романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...
Открытое занятие по предмету композиция в студии эстетического развития "Ника" "Использование выразительности музыкальной интонации при сочинении музыки на стихотворный текст"
Конспект занятия для детей 7-8 лет....
Кольцевые токи
Анимация...
Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)
Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...