"Композиция текста: кольцевая, линейная, инверсионная"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Половинкина Екатерина Сергеевна

 

Данный урок в образовательной программе 11 класса  с русским языком обучения входит в раздел «Текст. Стили  и типы речи».  Уникальность представленного урока в том, что дети приходят через тактильный контакт с тканью со сложными национальными узорами и вышивкой и через переплетение уже не  нитей, но слов к пониманию композиции, что соотносится с региональным компонентом и устанавливает межпредметные связи  в области технологии. Ребята знакомятся с прозой в миниатюре, определяют проблемы рассказов и выражают свое отношение к ним. Использование новых методов работы и проектная деятельность органично ведет к развитию речи. В конце урока ученики делают книжку-малышку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitsiya_teksta_koltsevaya_lineynaya_inversionnaya.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Половинкина Екатерина Сергеевна

КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА: КОЛЬЦЕВАЯ, ЛИНЕЙНАЯ, ИНВЕРСИОННАЯ

Данный урок в образовательной программе 11 класса  с русским языком обучения входит в раздел «Текст. Стили  и типы речи».  Уникальность представленного урока в том, что дети приходят через тактильный контакт с тканью со сложными национальными узорами и вышивкой и через переплетение уже не  нитей, но слов к пониманию композиции, что соотносится с региональным компонентом и устанавливает межпредметные связи  в области технологии. Ребята знакомятся с прозой в миниатюре, определяют проблемы рассказов и выражают свое отношение к ним. Использование новых методов работы и проектная деятельность органично ведет к развитию речи. В конце урока ученики делают книжку-малышку.

.

Учебный предмет: Русский язык как иностранный
Тема урока: Композиция текста: кольцевая, линейная, инверсионная
Тип урока: Открытие новых знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

 Содержательная цель: открытие  учащимися видов композиции, формирование умения определять вид композиции, развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей, воспитание интереса и положительного отношения к языку.
Ресурсы: проектор, раздаточный материал  №1 (20 шт.), раздаточный материал  №2 (20 шт.) раздаточный материал  №3 (20 шт), степлер (10 штук), сюзане (1 шт.), адрас  (2 шт), презентация, 7 магнитов, дидактический материал №1 (7 листов)

ПЛАН УРОКА

        Этап урока

Виды деятельности

Время

Самоопределение к деятельности.

Оформление тетрадей. Оформление журнала.

2 минуты

Этап мотивации.

 Устное сопоставление, рассуждение. Запись эпиграфа в тетрадь.

5 минут

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа с раздаточным материалом с последующей совместной проверкой. Работа направлена на проверку домашнего задания (усвоение теоретического материала и умения применять знания на практике). Работа с раздаточным материалом №1.

Прием «Почини цепочку»

5/4 минут

3 минуты

Постановка учебной задачи.

Формулирование темы урока, запись.

2 минуты

Построение проекта - выхода из затруднения

Работа с раздаточным материалом №2. Соотнесение представленных текстов и схем. Формулирование проблемного вопроса урока.

4 минуты

Реализация проекта.  

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Читают вслух тексты, комментируют. Прорабатывают совместно с учителем алгоритм определения вида композиции. Делают записи определений  в  тетрадях

6 минут

Самостоятельная работа с самопроверкой

Выявляют композицию представленных стихотворений, формируют книжку-малышку. Работа с раздаточным материалом №3.

10 минут

Рефлексия учебной деятельности.  Домашнее задание

Ученики  подводят итоги уроки (устно).

Учитель озвучивает и комментирует домашнее задание. Записывают домашнее задание.

4 минуты

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Приветствие учителя.

Оформление журнала.

Подготовка класса к работе.

Настраиваются на работу, записывают в тетрадях числа.

2.Этап мотивации.

Использование приёма "Яркое пятно»

- О какой единице синтаксиса мы говорили на прошлых уроках?

 -Как вы думаете, что общего у  тканей, украшающих наш класс, с  этой единицей?

- Верно, текст от латинского  textus – ткань; сплетение, сочетание.

При затруднении учащихся открывается эпиграф к уроку  (слайд№2) Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Поэт-просветитель XVIII века А.Кантемир

Предполагаемый ответ.

- На прошлых уроках мы говорили о тексте.

Предполагаемый ответ.

-Слова в предложении и тексте также переплетаются, как нити в ткани.

Записывают эпиграф в тетрадь

2. Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

Работа с раздаточным материалом №1.

- Найдите текст, аргументируйте свой выбор. Запишите  признаки текста.

Презентация (слайд №3,4)

Использование приёма  «Почини цепочку»

- Расположите в нужной последовательности единицы композиции, будьте готовы дать определение любого понятия.

Презентация (слайд №5)

Предполагаемый ответ.

- в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
- во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
- в третьем варианте текст;

- в четвертом варианте нет стилистического единства

Сверяют написанное.

1 ученик работает у доски, располагает в нужной последовательности единицы композиции (используются листы с надписями, магниты)

После окончания класс проверяет. Другие учащиеся формулируют и задают 3 вопроса.

3. Постановка учебной задачи.

Активирует знания учащихся.

Использование приёма «Сопоставление».

- Посмотрите на эти ткани еще раз. В чём их сходство и различие адраса и сюзане.

 -Как вы думаете, что должно произойти прежде, чем мастер нанесет краску или сделает вышивку.

-Так и автор, прежде чем приступить к написанию произведения продумывает, как оно будет построено.

- Опираясь на все, о чем мы сегодня говорили, сформулируйте тему урока.

Говорит о постановке двоеточия и последующей конкретизации темы.

Предполагаемый ответ.

-  На всех тканях есть рисунок, это сходство. Но на адрасе рисунок нанесен краской, а на сюзане вышит.

- Художник делает макет, составляет схему вышивки. Делает это исходя из  цели.

Предполагаемый ответ.

 - Композиция текста

Записывают в тетради тему.

 Композиция текста:

4. Построение проекта - выхода из затруднения

Работа с раздаточным материалом №2. Соотнесите  представленные тексты и схемы, объясните свой выбор.

-Каких знаний не хватает для продолжения работы?

Диктует продолжение темы, определения дублируются презентацией.

- Кольцевая, линейная, инверсионная

Презентация (слайд №5)

Работают в парах. Проводят исследование.

Читают тексты про себя, стрелками отмечают соответствие.

 отвечают, аргументируя выбор.

Уточняют тему, формулируют проблемный вопрос урока.

Предполагаемый ответ.

- Мы  видим, что композиция у текстов разная, но не знаем, как называется то или иное построение текста. Значит, нам надо сегодня узнать, какие именно бывают композиции.

 Предполагают  название видов композиций,  опираясь на картинки, записывают тему.

5. Реализация проекта.  

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Направляет работу учащихся с таблицей по выявлению признаков разных видов композиции.

- Какой тип речи у этих рассказов?

- Можем ли мы сделать фотографии, если да, то сколько?

- Давайте посмотрим, как эти события разворачиваются во времени?

Начинает анализ с рассказа «Благодарность», обращает внимание на повтор слов «Слава тебе господи!» в начале и конце рассказа. Проговаривает вид композиции, диктует определение.

Презентация (слайд № 6)

Направляет анализ рассказа «Высшее образование». Проговаривает вид композиции, диктует определение. Презентация (слайд № 7)

Направляет анализ рассказа «Чего хочет дьявол?» Проговаривает вид композиции, диктует определение. Презентация (слайд № 8)

Сообщение учителя о коротких рассказах

- Однажды редактор журнала «New Nime» Стив Мосс решил провести конкурс, участникам которого предлагалось написать рассказ в 55 слов, но чтобы при этом сохранялись стройный сюжет, необычная развязка и проработанность персонажей. Конкурс получил огромный отклик, по его результатам составлен сборник

 « Самые короткие рассказы в мире»

Читают вслух тексты, комментируют. Прорабатывают совместно с учителем алгоритм определения вида композиции. Делают записи в таблице и тетрадях.

Предполагаемый ответ.

-Можно сделать несколько фотографий,  в этих текстах много глаголов, значит это повествование.

Записывают определение кольцевой композиции в тетрадях.

 Кольцевая композиция содержит  повтор зачина и концовки, позволяет вернуться к уже сказанному на новом уровне осмысления текста. В.Набоков «Круг»

При линейной композиции события в произведении изображены в хронологической последовательности.

При инверсионной композиции события разворачиваются в обратном хронологическом порядке. Л. Толстой «После бала»

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

 Инструктаж по составлению  книжки-малышки.

- Прочитайте, выберите те листы, на которых написаны стихотворения с кольцевой композицией, составьте книжку малышку. Обложку украсит традиционный таджикский рисунок  адраса, а внутри будут стихотворения русских поэтов.

 Через некоторое время открывает слайд презентации № 9 , где указаны нужные произведения.

Выбирают правильные листы для составления книжки-малышки, сверяют свой выбор с правильным.

 

Формируют книжку.

7. Рефлексия учебной деятельности

Оценивает работы учащихся на уроке. Дает домашнее задание.

- Подведите итоги уроки. Что вы узнали нового сегодня? Что вам особенно понравилось, запомнилось?

-Как вы думаете, бывают ли другие виды композиции?

- Подготовьте небольшое сообщение о других видах композиции.

Индивидуальное задание

- Сформулируйте и запишите проблему текста

Работа по вариантам с текстами из раздаточного материала №2.

- Вы сегодня замечательно поработали. Узнали о том, что текст может быть построен по- разному, и это зависит от цели автора. Узнали о небольших рассказах  всего в 55 слов. Оказывается, даже такие маленькие произведения могут быть очень интересными и поучительными, но для того, чтобы создать их, нужно хорошо владеть словом. Вопросы, которые понимаются в них, касаются всех.

У нас остались книжки-малышки, созданные вами,  в которых стихотворения с кольцевой композицией. Стихотворения написаны русскими поэтами, но обложка книжки украшена национальным рисунком. Это символ дружбы наших народов. 

Подводят итоги урока.

Предполагаемый ответ.

- Мы вспомнили, что такое текст,  какими признаки он обладает. Узнали, что композиция текста может быть разной, события, о которых идет речь в произведении, могут располагаться в разной последовательности. В зависимости от этого мы выделили кольцевую, линейную и инверсионную композиции. Узнали о рассказах в 55 слов.

-Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Композиция текста

Урок русского языка для 5-6 класса с использованием технологии критического мышления...

ПЛАКАТ. Текст и изображение как элементы композиции.

Текст и изображение как элементы композиции плаката....

План урока по теме "«Освоение технологии выполнения холодной укладки волос с кольцевыми локонами».

План урока составленный мной можно использовать неоднакратно, корректируя и изменяя под тему занятия....

Краткое содержание романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", ОК, таблицы, кольцевая композиция романа

Данный материал позволяет успешно активизировать учебный процесс при изучении в 10-м классе романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...

Кольцевые токи

Анимация...

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...