Школьная олимпиада по русскому языку. 9класс.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме
Материал для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе. Два варианта с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_olimpiada_2010-2011.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
Школьный этап
9 класс
Время выполнения работы- 3часа
Вариант 1
Задание №1 (5баллов)
Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Задание№2 (10баллов)
Расставьте ударение в словах:
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.
Задание №3 (4балла)
Поспорили две ученицы:
- Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.
- Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.
Каков правильный ответ.
Задание№4 (3балла)
Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.
Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка, переночевать.
Задание№5 (4балла)
Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый.
Задание№6 (4балла)
Являются ли этимологически родственными слова
крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните.
Задание№7 (4балла)
Угадайте слово по толкованию его лексического значения:
а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
б) краткий перерыв между действиями спектакля;
в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;
г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
Задание№8 (8баллов)
Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.
.
Задание№9 (4балла)
Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.
Задание№10 (7баллов)
Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.
Задание№11 (2балла)
Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.
1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
Задание №12 (6баллов)
Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?
Задание №13(2балла)
В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?
1.Всё в городе было ново и непривычно.
2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.
3.На минуту солнце закрыло большое облако.
4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.
Задание№14.(10баллов)
Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.
Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап...ли тёплые звёзды. В …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл...вах чу…твуя пр...бл...жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш...м воздухе (не,ни)слышно н...сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л...гушки.
Ключи к варианту 1
Ключ к №1.
Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.
Ключ к №2.
Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.
Ключ к №3.
Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа
Ключ к №4.
Ночь- ночка
-ночник
-ночной
-ночевать- ночёвка
-заночевать
-переночевать
Ключ к №5.
Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:
Современный разбор------------Историческое членение
Внуш-и-ть вн-уш-и-ть(этимологическое значение
«вложить в ухо»)
Прихот-лив-ый при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах
при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)
Ключ к №6.
Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.
Ключ к №7.
А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.
Ключ к №8.
Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.
Ключ к №9.
А)так, как получится, случится;
б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;
в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;
г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.
Ключ к №10.
а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.
Ключ к №11.
4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.
Ключ к №12.
Разделительный твёрдый знак.
Ключ к №13.
Предложение 3 – облако закрыло.
Ключ к №14.
Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.
2 вариант
Задание№1.(10баллов)
Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.
Задание№2 (2,5балла)
Определите, в каких словах пишется буква «э»:
а)д..т…ктор г)пиру…т(в танце) ж)трёх...тажный
б)про…кт д)фуж…р з)с…кономить
в)уд…гейцы е)ду…ль и) кар…
Задание№3(3,5баллов)
Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.
Задание№4 (2балла)
В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?
Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.
Задание №5 (4балла)
Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.
Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша!
Со щитом или на щите.
Перекуём мечи на орала.
Задание №6 (5баллов)
Есть ли родственная связь между словами мир и милый?
Задание №7 (10 баллов)
Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Задание №8 (10баллов)
« Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)
«…Он дамам к ручке не подходит;
Всё да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас. (А.С.Пушкин)
«Василий-су! Отведай сего царского брашна!» (А.К.Толстой)
«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)
«С» «су» «ста» - эти «приговорки» называются «словоерсами»
Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?
Задание №9 (3балла)
Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.
Задание №10 (4балла)
Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.
1.На завтрак были поданы яйца вкрутую.
2.По мосту пришлось ехать шагом.
3.Туфли пришлись впору.
4. У Марфы все дочери уже замужем.
5.Дом слева оказался музеем.
6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.
7.Сверху и снизу бежала вода.
8.Его приезд весьма некстати.
Задание №11 (5баллов)
Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.
Много, я, час Прилечь, между, высокий, трава
Бежать, и, наконец, устав Прислушиваться, погоня, нет
Задание №12 (1балл)
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбрав пьесу,
1)мы немедленно начали репетировать.
2)оказалось, что там слишком много ролей.
3)началось распределение ролей.
4)была назначена первая репетиция.
Задание №13 (5баллов)
Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.
Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.
Задание №14 (4балла)
Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде.
1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился.
2.Абитуриент рассказал свою автобиографию.
3.В декабре более чаще идёт снег.
4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли.
Задание №15( 15баллов)
По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.
Я уверен, что для полного овладения русским языком , для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины.
Ключи к варианту 2
Ключ к №1
СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.
Ключ к №2
В,г,е,ж,з.
Ключ к №3
Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.
Ключ к №4
[ э ] – гололедица, опека, афера
[ о ] – безнадёжный, манёвр
Ключ к №5
1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»
2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»
3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .
4.Сменить войну на мир. «Орало» - соха
Ключ к №6
Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)
Ключ к№7
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
Ключ к №8
«С» - всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь»; «сударь»- в «су»; «су» в «с».
«Ста» - придавало обращению вежливость и почтительность и обозначало «пожалуй, старый» («пожалуй, награди меня такой милостью твоей») -
«Скушайте, пожалуй-ста»
Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)
Ключ к №9
Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.
Ключ к №10
1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое;
5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое.
Ключ к №11
Много я часов
Бежал и, наконец, устав,
Прилёг между высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Ключ к №12 - ( 1).
Ключ к№13
Что написано пером, не вырубишь топором.
Ключ к №14
В данных предложениях допущены стилистические ошибки.
1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился.
2.Абитуриент рассказал автобиографию.
3.В декабре чаще идёт снег.
4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная олимпиада по русскому языку. 11класс.
Школьная олимпиада по русскому языку - необходимая форма работы для выявления способных учеников. Проведение олимпиад способствует повышению качества успеваемости, помогает повысить интерес к предмету...
школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса
Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...
Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.
Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе содержат в себе задания по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...
школьная олимпиада по русскому языку 10-11 классы
школьная олимпиада по русскому языку и литературе 10-11 классы...
Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов
В этом материале даны материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....