Школьная олимпиада по русскому языку. 11класс.
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

Школьная олимпиада по русскому языку - необходимая форма работы для выявления способных учеников. Проведение олимпиад способствует повышению качества успеваемости, помогает повысить интерес к предмету. В работу включены задания по всем разделам русского языка, что позволяет выявить, насколько хорошо усвоена школьная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_olimpiada_2012.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 2012 – 2013г         Олимпиада по русскому языку       .

                                  Школьный этап                          

             

                                      11класс

  1. Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, , балюстрада, обжитое, бармен, эксперт, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, вечеря, знамение, озвучение,  задолго, еретик, анатом, донельзя.  (2балла)

   

2.  В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

1) крыжовник       5) чувство

2) четвёрка             6)юность

3) фасоль                7)якорь

4) вьюга                  8) лекция                       (2балла)

  1. В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка»        В.И. Даля использованы  названия букв славянской азбуки, обозначавшие некогда гласные звуки. Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают?

                               Еръ да еры упали с горы.

                               Ерь да ять – некому поднять.     (6баллов)

                                                                                     

  1. Выберите слова, в которых присутствуют все значимые части слова: ошейник, землечерпалка, покрасневший, вблизи, перестройка, вынуть, здание, напряженность, намекать, натуральный, наушник. Сражение, ставка, забава, забота, залив.   ( по 0,5 за слово)

     

  1. Назовите способы образования слов: пароходный, везенье, шашлычная, смоленский, землепашец, безлюдный, по – своему, какой – нибудь, перенос, суперобложка.         (5баллов)

6.Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся четырём.  (4 балла)

                   

7.Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-)

Конфуз – неловкость.

Постамент – подставка.

Концепция – система взглядов.

      Гротеск – неглубокая пещера.

      Водевиль – короткая комическая пьеса.

      Пролог – заключительная часть.

      Риторика – учение о ритме.

      Ликовать – торжествовать.

      Корифей – победитель.

      Фольклор – народное творчество.                                       (  3балла)

8. .Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

  1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

  2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

  3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.                                (3балла)

9. Напишите словами цифры, раскройте скобки.

 1) В первый же день зарегистрировали 371 (делегат)

2) Расстояние между Челябинском и Петровском измеряется 9769 (километр)

3) Для спектакля приобрели28 (брюки)

4) За газету я уплатила около 11/2   (рубль)

5) С момента запуска ракеты прошло 23 (сутки)   5баллов)

10. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы.

       1)  Человек! – Это великолепно, это звучит гордо!

       2)Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

       3)И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

       4)Там звёзды крупней и сильней аромат.

       5)Небо молнией летучей опоясалось кругом.

       6)Слышу голос из прекрасного далёка.

      7)Плоскость, ограниченная окружностью, называется кругом.  ( по 0,2 за слово)

11. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времен глагола? (На примерах)       ( 8 баллов)

12. Среди данных слов найдите родственные: сугроб, кон, стёжка, разуть, подоплека, грести, онуча, наказание, ведьма, грабли, приучил, достигает, закон, плечо, невежда, наука, казнь.   (4 балла)

13. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните антоним.         (2 балла)

14. Какая разновидность омонимов использована для рифмы?

                       Я к вам пишу случайно; право,

                       Не знаю как и для чего.

                       Я потерял уж это право.

                       И что скажу вам? – ничего!                 ( 1балл)

15. Расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению:

И тут случилось то о чём не догадался ни начальник порта ни пожарные горящие крысы нырнули   под склады под пакгаузы и через полчаса в Батумском порту начался пожар.

( 1+2 балла)

16. Подберите по памяти отрывки из стихотворений , сказок , басен с обращениями. ( по 1 баллу за пример)

17. Напишите две миниатюры в научном и художественном стиле на тему «Небо»   (10баллов)

                 

                                     

                                       

                                           Ответы.

1. Ответ : слИвовый, пЕтля, усугубИть, балюстрАда, обжИтое, бАрмен, экспЕрт, перчИть, фОрзац, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, вЕчеря, знАмение, озвУчение, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя.            ( 2б.)

    2. Ответ : 1,2,4, 6, 7                          (2б.)

     

    3.Ответ.   Ъ – «еръ»  Ы – «еры»        Ь – «ерь»            Ь – «ять»

              В алфавите остались буквы Ъ, Ь, Ы. Буква Ы сохранила своё звуковое значение. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают, а выполняют разделительную функцию. Буква Ь указывает на мягкость согласного.         (6б.)

    4.Ответ: ошейник, покрасневший, перестройка, напряжённость, наушник, сражение, залив.                 ( по 0,5 за слово)

5.Ответ: суффиксальный, суффиксальный, переход прилагательного в существительное, наложение, сложение с присоединением суффикса, приставочно – суффиксальный, приставочно – суффиксальный, постфиксальный, бессуффиксный, приставочный.                 (5б.)

6.Ответ. 1. По признаку категории одушевлённости \  неодушевлённости: самолёт- неодушевлённое существительное, т.к. форма и.п. ед.ч. совпадает с формой в.п. ед.ч.

                2.Пчела-1скл., остальные слова2скл.

                3. В слове воробей мягкая основа, в остальных -  твёрдая.

                4. Только слово самолёт является производным, образовано с          помощью сложение основ.                    (4б.)

7.Ответ.   (-)  постамент, гротеск, пролог, корифей.  (3б.)

8.Ответ. 1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.

             2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»

            3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.      (3б.)

               9. Ответ.  1 – триста семьдесят одного делегата; 2 – девятью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами; 3 – двадцать восемь пар брюк, 4 – около полутора рублей; 5 – около двадцати трёх суток.            (5б.)

10. Ответ:   1) великолепно – прилагательное; гордо – наречие; 2) моложе, лучше – прилагательные; 3) кругом – наречие; 4) крупней, сильней – прилагательные; 5) кругом – наречие; 6) далёка – существительное; 7) кругом – существительное.    (по 0,2 за слово)

11.Ответ. Настоящее в значении прошедшего. Иду я вчера вашего дома, гляжу: в окнах свет.

                Настоящее в значении будущего. Завтра вы берёте машину и едете в аэропорт.

                Будущее в значении прошедшего. Собака-то как зарычит, а барыня как закричит.

                Прошедшее в значении будущего. Если вы не придёте, мы погибли! (= мы погибнем)                        (8б.)

12.Ответ: сугроб – грести – грабли; кон – закон; приучить – наука; ведьма – невежда; казнь – наказание; разуть – онуча; подоплека – плечо; стёжка – достигать.   (4б.)

13.Ответ. Игра не стоит свеч означает неоправданные усилия. Антоним – игра стоит свеч.

                 (2б.)

14.Ответ: омоформы.   (1б.)

15. Ответ. И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар. ( сложное бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью).

(1+2б.)

16. ( по 1баллу за пример)

17.  10баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по русскому языку. 9класс.

Материал для  проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку в 9 классе. Два варианта с ответами....

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

школьная олимпиада по русскому языку 10-11 классы

школьная олимпиада по русскому языку и литературе 10-11 классы...

Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов

В этом материале даны  материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...