Интернет-общение. Урок-дискуссия
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Баранникова Марина Станиславовна

Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную проблему. В любом случае, в дискуссионном уроке или внеклассном мероприятии  должен присутствовать характерный признак - "конфликт", при котором каждый участник защищает свою позицию.

В жизни современных подостков интернет-общение занимает главенствующие позиции. Дети разучились ходить друг к другу в гости, разучились сопереживать душой, а не плачущим смайлом на экране монитора, многие из юных пользователей Сети не представляют, как еще, кроме интернета, можно добывать полезную информацию. Вот почему разговор об интернет-общении должен вестись уже с ранних лет, когда подросток только начинает осознавать себя личностью, когда ведущей формой деятельности для него является общение (представленный урок я проводила в 5 классе).

Предлагаемый материал можно провести как урок с элементами дискуссии, либо как внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet_diskussiya_5_klass.doc46 КБ
Файл zadanie_5_klass.docx14.69 КБ
Файл absolyutno_soglasen.docx12.45 КБ
PDF icon internet-sleng_5_klass_2.pdf1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Интернет-общение

«Я стою и расту – я растение;
Я стою и расту, и двигаюсь – я животное;
Я стою и расту, и двигаюсь, и мыслю – я человек».
М. Пришвин

Чего в Интернет-общении больше – добрых поступков или злых? Как ты считаешь, может ли в реальной жизни добро победить зло? Или это случается только в онлайн-играх, где мир не менее зол и страшен, даже трагичен, но намного динамичнее и быстрее. Легко ли ты распознаешь добрых людей, ведь «добро едино, зло многолико» (Бальзак)?

Сегодня на урок мы отправимся с В.И. Далем. (рассказ о Дале)

Правила ведения дискуссии

В наши дни компьютер становится привычным. Так, например, в Российской Федерации в настоящее время уже эксплуатируется не менее 5 млн. персональных компьютеров. В Западной Европе компьютер используют свыше 60% взрослого населения. Мы понимаем, что Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.

Чем отличаются слова «общение» и «интернет-общение»? (вопрос группам)

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Словарь не дает термина «интернет-общение». Что это значит?

Это тоже «общение».

Какие виды Интернет-услуг вам известны?

Услуги

Сейчас наиболее популярные услуги Интернета — это:

Всемирная паутина

Веб-форумы

Блоги

Вики-проекты

Интернет-магазины

Интернет-аукционы

Социальные сети

Электронная почта и списки рассылки

Группы новостей (в основном, Usenet)

Файлообменные сети

Электронные платёжные системы

Интернет-радио

Интернет-телевидение

IP-телефония

Мессенджеры

FTP-серверы

IRC (реализовано также как веб-чаты)

Поисковые системы

Интернет-реклама

Удалённые терминалы

Удалённое управление

Многопользовательские игры

Web 2.0

Разделимся на 2 команды.

Аргументы плюсы и минусы интернет-общения.

Задание: придумать аргумент и контраргумент соперникам

Проблемные вопросы:

Проблемные вопросы:

1. В последнее время чешские школьники, как и подр_стки в других странах, частенько сн_мают на камеру одноклассников и учителей, пок_зывая нелицеприятные видеоролики о них в Интернете. Для рассылки фотографий, звуковых и видеофайлов дети также пользуются электронной почтой и мобильными телефонами.

Чтобы решить эту проблему, чиновники предл_гают учителям просто заб_рать у детей сотовые аппараты или же предл_жить ученикам отк_заться от их использования во время уроков. Кроме того, преподавателям рекомендуется приглашать родителей в школу и обсуждать с ними поведение малолетних шантажистов; есть и более радикальная мера — перевод провинившегося в другой класс. Ну, а, если школьник упорствует, продолжая выкладывать фотографии и видео, чиновники советуют педагогам обращаться в полицию.

- Как вы оцениваете такое поведение своих сверстников в других странах?

- Какие методы воздействия на Интернет-шантажистов можете предл_жить?

2.Что к_сается онлайн запугивания — сч_тается, что это довольно распространенное сегодня явление. Ср_вните: в США трое из четырех подростков подвергались запугиванию в Сети в течение последнего года. И только один ребенок из десяти рассказал об онлайновых угрозах родителям или другим взрослым. Многие подр_стки не говорят о разг_ревшемся событии родителям поскольку соб_раются сами решать подобные проблемы. 31% опрошенных скл_няются к тому, чтобы не обсуждать инциденты, так как боятся, что родители ограничат им доступ в Интернет. Треть респондентов заявили, что не говорили со взрослыми об онлайновых угрозах, поскольку опасались, что в результате у них могут возникнуть проблемы с родителями.

- Подвергались ли вы подобному воздействию?

- Как нужно правильно вести себя в подобной ситуации, по вашему мнению?

Интернет-сленг

Школьный сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина? И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов? Мы этого уже никогда не узнаем. Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии.

В описании семинарии в повести Гоголя «Вий» уже встречаются некоторые сленговые выражения: « отправляться на кондиции» – заниматься репетиторством, «пробовать крупного гороху» – быть наказанным.

Но особенно много таких выражений содержится в «Очерках бурсы» Н.Помяловского.                

Образцом разговора на сленге можно считать такую сценку из книги:

«– Господа, это подло, наконец!

– Что такое?

– Кто взял горбушку?

– С кашей? – отвечали ему насмешливо.

– Стибрили?

– Сбондили?

– Сляпсили?

– Сперли?

– Лафа, брат».

Все эти слова в переводе с бурсацкого на обычный язык означали: украли, а «лафа» – лихо.

Вы все читали «Вредные советы» Григория Остера. Попробуйте «перевести» эти советы для на русский язык.

Если вы сегодня утром

не сказали слова «супер»,

Протянув «клешни» к «кормушке»,

Не дожить вам до обеда!

Если «тормоз ты по жизни»,

чаще сленг используй в речи,

Обрастай, «братан», «хвостами»

на уроках красноречья.

И тогда ты будешь самый

Лучший «чайник» на планете!

Так что же такое сленг.

Презентация

В Интернете сленг необходим. 4 части (абсолютно согласен, против, частично согласен, не уверен в необходимости)

По данным Министерства образования и науки, в последние годы в школьных сочинениях увеличилось количество ошибок, связанных с употреблением Интернет-сленга. Всевозможные «исчо», «превед», «чёнить» и «какнить», а также смайлики и сокращения вроде LOL (посмеемся от души) учителя все чаще вылавливают в письменных работах российских учеников. С другой стороны, Интернет-сленг внедряется и в деловую переписку. Дело дошло до того, что, к примеру, генеральный директор одной из нефтяных компаний разработал для своих сотрудников систему штрафов после того, как обнаружил в исходящем письме фразу «Заказчег обязуется».

 «Пользуетесь ли вы Интернет-сленгом?»-с таким вопросом обратились к известным писателям, поэтам, журналистам, певцам. Вот ответы некоторых из них.                                                                                                             Дмитрий ДИБРОВ, телеведущий:

– Конечно, я пользуюсь Интернет-сленгом. И, конечно, он влияет на русский язык. А вот в какую сторону: хорошую или плохую – все зависит от говорящего. От самого Интернета мало что зависит, только от его пользователя. Надо сказать, что русский язык можно испортить и старославянским словом, если оно употреблено бездумно, не творчески и портит смысл высказывания. А если Интернет-выражение делает смысл высказывания интересным, ясным и сочным, то, в общем-то, оно к месту. Любая форма безграмотности мне отвратительна. Я люблю, когда русский человек говорит на других языках, но не искажает слова.

Диана АРБЕНИНА, певица:

– Нет, почти не пользуюсь. На фоне тотальной безграмотности Интернет-сленг, безусловно, опасен. Подобные вольности могут позволить себе только образованные люди, коих в Интернет-помойке не так много.

Игорь ИРТЕНЬЕВ, поэт:

– Я подобным сленгом не пользуюсь в силу своего возраста, хотя пользуюсь Интернетом. Какие-то вещи пришли в русский язык через Интернет, и им нет у нас аналогов. Поэтому новые внедрения в язык, конечно, неизбежны. А испортить русский язык, думаю, уже ничего не может.

Владимир ВОЙНОВИЧ, писатель:

– Безусловно, это явление вредит русскому языку. И уже очевидно, что не приносит пользу. Только хочу подчеркнуть, что я вообще сторонник Интернета и активный его пользователь. Но, к сожалению, все, что приходит к нам хорошего, обязательно тянет за собой и дурное. И Интернет-сленг, тотальная безграмотность тому подтверждение. Из-за анонимности, принятой в Сети, существует жуткая развязность в общении людей. Бороться с этим, думаю, никак не получится. Хотя некоторые сайты сейчас цензурируют такой язык, я это полностью поддерживаю: извольте писать грамотно, если умеете, конечно. Ведь, если человек делает ошибки по своей безграмотности, его можно простить, но специально искажать язык нельзя. Надо как-то поощрять людей, чтобы они использовали нормальные грамматические формы, не употребляли нецензурную брань и обращались друг к другу вежливо.

Интернетный этикет

Хорошо, раз вы,  подростки, так любите Интернет-сленг, то для того, чтобы нормально общаться в Интернет- пространстве, вам необходимо знать сетевой этикет!                                                                                                       Что такое сетевой этикет?                                                                                    

Это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через Интернет. Сетевой этикет нужен для того, чтобы всем - и опытным пользователям, и новичкам- было в равной мере комфортно общаться между собой. Эти правила хорошего тона - всего лишь пожелания. Никто не собирается учить вас жить и ограничивать вашу свободу. Но поскольку мы все - сообщество, соблюдение этих правил поднимет ваш авторитет, и вы привлечете к себе внимание как приятный и интересный собеседник.

Сетевой этикет соблюдать нужно. Хочу читать тексты на правильном русском языке. Выскажите свои мнения.

                                                                         

На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет - он такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего - старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Не стоит делать вещей, которые не поощряются в цивилизованном обществе - ругаться матом, разжигать национальную рознь, оскорблять людей и т.д. Уважайте ваших собеседников, кем бы они ни представились, и тогда ваша жизнь на форуме станет легкой и приятной.

В последнее время в сети Интернет прошло несколько акций: на многих блогах, форумах, персональных страницах появились таблички: «Я умею говорить по-русски!», «Пишу по-русски, “аффтарам” просьба не беспокоить», «Хочу читать тексты на правильном русском языке».                                                                      

Например, я  обнаружила  в  Интернете  сайт,  где  собрано   уже  более  60 000 сленговых  слов,  причём пополнить  словарь  может  каждый  желающий.  В  комментариях  написано,  что этот словарь  существует  уже  9  лет,  а  всем  читателям  даётся  совет: «Вписывай словечки, читай то, что вписали другие, и думай. Думай, не только о чем говоришь, но и о том, как говоришь. И ПУСТЬ ТЕБЯ ВСЕГДА ПОНИМАЮТ!»

добро



Предварительный просмотр:

1. В последнее время чешские школьники, как и подр_стки в других странах, частенько сн_мают на камеру одноклассников и учителей, пок_зывая нелицеприятные видеоролики о них в Интернете. Для рассылки фотографий, звуковых и видеофайлов дети также пользуются электронной почтой и мобильными телефонами.

Чтобы решить эту проблему, чиновники предл_гают учителям просто заб_рать у детей сотовые аппараты или же предл_жить ученикам отк_заться от их использования во время уроков. Кроме того, преподавателям рекомендуется приглашать родителей в школу и обсуждать с ними поведение малолетних шантажистов; есть и более радикальная мера — перевод провинившегося в другой класс. Ну, а, если школьник упорствует, продолжая выкладывать фотографии и видео, чиновники советуют педагогам обращаться в полицию.

- Как вы оцениваете такое поведение своих сверстников в других странах?

- Какие методы воздействия на Интернет-шантажистов можете предл_жить?

2.Что к_сается онлайн запугивания — сч_тается, что это довольно распространенное сегодня явление. Ср_вните: в США трое из четырех подростков подвергались запугиванию в Сети в течение последнего года. И только один ребенок из десяти рассказал об онлайновых угрозах родителям или другим взрослым. Многие подр_стки не говорят о разг_ревшемся событии родителям поскольку соб_раются сами решать подобные проблемы. 31% опрошенных скл_няются к тому, чтобы не обсуждать инциденты, так как боятся, что родители ограничат им доступ в Интернет. Треть респондентов заявили, что не говорили со взрослыми об онлайновых угрозах, поскольку опасались, что в результате у них могут возникнуть проблемы с родителями.

- Подвергались ли вы подобному воздействию?

- Как нужно правильно вести себя в подобной ситуации, по вашему мнению?



Предварительный просмотр:

абсолютно согласен

против

частично согласен

не уверен в необходимости


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

Беседа с учащимися на тему: «Азбука Интернет общения»

Цель беседы: способствовать формированию знаний этикета и компетенции общения обучающихся в виртуальном пространстве - социальных сетях...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Интернет-общение (Морфологический разбор предлога)

7.СГ 1.  Понимать основное содержание текста, извлекая главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию7.СГ 5.  Участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою ...

Семинар-практикум «Интернет-общение. Основные правила»

Цель- ознакомление детей с правилами общения в Интернет, с опасностями, с которыми могут встретиться дети, работая в Интернете. Задачи:• развивать умение общаться в социальных сетях и чатах,...