"Легко ли быть пешеходом? (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Глагол")"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_dlya_6_klassa.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

  МБОУ «Дятьковская средняя общеобразовательная школа №3»

       «Легко ли быть пешеходом?

            (Обобщающий урок

                 русского языка

                     в 6 классе

              по теме «Глагол»)

                                                                       Русский язык. 6 класс: учеб.

                                                                   для общеобразоват. учреждений /

                                                                   М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,

                                                                  Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред.

                                                              Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2009

                                                   Подготовила и провела

                                              учитель русского языка и литературы

                                                 Седнева Марина Анатольевна

        

Цели урока: 1) систематизировать знания учащихся по теме «Глагол»;

                      2) развивать орфографическую зоркость у учащихся,

                          творческие способности, речь, внимание, память,

                      3) воспитывать грамотных участников дорожного движения.             

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

                           презентация, индивидуальные карточки.

        Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, легко ли быть пешеходом?

  1. Работа со слайдами №1 – 2.
  2. Работа со слайдами №3 – 4.
  3. Словарная работа (слова записаны на доске).

    Пож..леть, пр..крас..ный, изм..нят..ся, забл..стеть, заг..рать, насл..ждат..ся, уд..влят..ся, зам..ч..ть, пр..ч..ливый, (у) кого(нибудь), не(о)чем, предл..жение, и(с, сс) ку(с, сс) тве(н, нн)ый.

 - Объясните орфограммы.

 - Укажите среди записанных слов глаголы.

 - Как вы определили часть речи?

 - В какой форме они стоят?

 - Среди них найдите возвратные.

 - Укажите глаголы совершенного вида.

 - Сколько букв и звуков в 1-ом глаголе?

 - Как определить спряжение глаголов? Какие есть исключения? Какие

    глаголы называются разноспрягаемыми? Почему? Назовите

    разноспрягаемые глаголы.

 - Определите спряжение глагола удивляться.

 - Придумайте синоним к слову заблестеть. (Засверкать, заискриться, засиять, засветиться, загореться, заиграть.)

 - Назовите антоним к слову искусственный. (Натуральный, естественный.)

 - Составьте словосочетания с записанными глаголами.

 - Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

А) произвести морфологический разбор глагола расцвёл бы (шиповник);

Б) произвести синтаксический разбор предложения Ребята, вы знаете правила дорожного движения пешехода?

  1. Тестирование (самостоятельная работа, слайды №5 - 10).

- Чтобы идти далее, нам необходимо выполнить самостоятельную работу.

1. Укажи неверное утверждение:

а) глаголы бывают совершенного и несовершенного вида;

б) изменяются по лицам, падежам и числам;

в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

г) в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

 2. Укажите  глагол 2 спряжения:

А) держать;

Б) читать;

В) вышивать;

Г) брить.

3. В каком глаголе пишется в окончании «и»?

А) бор…шься

Б) леч…мся

В) пиш…м

Г) рису…шь

4. Укажите разноспрягаемые глаголы:

А) думать, сочинять

Б) поймать, дрожать

В) решать, носить

Г) хотеть, бежать

5. Найдите переходный глагол:

А) помогать

Б) руководить

В) изучать

Г) подходить

6. Найдите глагол условного наклонения:

А) постелили

Б) нареж…те

В) приготовил бы

Г) подморозило

  1. Работа в парах. Взаимопроверка тестов. (Ответы даны на экране. Слайд №11.)

- Объясните, почему именно эти ответы верны?

              (Несколько оценок учитель ставит в журнал.)

  1.  Дополнительные вопросы по тестам (см. слайд №12).

1. Назовите глагол повелительного наклонения. Что пишется у глаголов повелительного наклонения после мягких согласных и шипящих?

2. Назовите безличный глагол. Почему вы так решили?

  1.  Проверка работ, выполненных по карточкам.
  2.  Игра-соревнование на знание временных форм глагола и физминутка. (Класс делим на команды по рядам. Если учитель называет глаголы настоящего времени, то ребята приседают,  если будущего времени – встают и хлопают в ладоши,  если прошедшего времени – садятся на стулья).

- От какого вида глаголов нельзя образовать настоящее время?

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида?

 - На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени, совершенного и несовершенного вида?

    Слушаю, выиграл, буду учиться, тренируюсь, побегу, улыбнулся, выздоровел, умоюсь, танцует, украсит, поможет, хвалит, победил.

 - Самой внимательной оказалась … команда. Ребята лучше всех определяют время глаголов.

  1.  Анализ текста (устная работа по развитию речи). См. слайд  №16.

Во дворе играют дети,                                                         И всегда в любой игре
По дороге транспорт едет.                                               Оставайся во дворе.

Не случилась чтоб беда,                                               На проезжей части

Не ходи играть туда.                                                         Может быть несчастье.

 

- Какова тема и  главная мысль  стихотворения?

 - Почему в 1 предложении стоит запятая?

 - Назовите грамматическую основу.

 - Посчитайте, сколько здесь глаголов.

 - Как пишется частица не с глаголами.  

 - Найдите глаголы на это правило.

 - Назовите глаголы в форме инфинитива,

   повелительного наклонения. В каком лице

   и числе стоит глагол ходи? Поставьте его

   в форму множественного числа. В чём

   отличие глаголов ходите (изъяв. накл.) и ходите (пов. накл.)?

 - Запишите их и разберите по составу.

 - Найдите глаголы изъяв. н.,  наст. вр.; изъяв. н., прош. вр.

 - Найдите синонимы.

 - Укажите однокоренные слова и формы одного слова.

 - Найдите глагол, соответствующий схеме:    

  1.  Творческое задание (слайды №13 – 15).  Самостоятельная письменная работа и её проверка.

    - Прочитайте. Восстановите стихотворение, поставив в нужную форму глаголы в скобках.

Светофор нас в гости ждет.

Освещает переход.

(Загореться, изъяв. н., пр. вр., м.р., ед. ч.) красный глаз:

Задержать он (хотеть, изъяв. н., н. вр., 3 л., ед. ч.) нас.

Если красный – нет пути.

Красный свет – нельзя идти.

Желтый свет  не очень  строгий:        

(Ждать, пов. н., 2 л., ед. ч), нам нет пока дороги.

Ярко-желтый глаз (гореть, изъяв. н., н. вр., 3 л., ед. ч.):

Все движение (стоять, изъяв. н., н. вр., 3 л., ед. ч.)!

Наконец, зеленый глаз

(Открывать, изъяв. н., н. вр., 3 л., ед. ч.) путь для нас.

Полосатый переход

Пешеходов юных (ждать, изъяв. н., н. вр., 3 л., ед. ч. )!

  1.  Осложнённое списывание (слайд №17).

Когда из а..тобуса выйд..шь, взгл..нуть

     Налево, направо мой друг (не)забудь!

Всегда убедись, что дорога пуста,

И смело её перейдеш.. ты тогда.

 - Прочитайте следующее правило пешехода. Запомните его.

 - Спишите. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 - Проверка.

  1.  Работа по учебнику (с.219, упражнение 525). Работа выполняется  коллективно. У доски работает 1 ученик.
  2.  Подведение итогов.

- Какие правила дорожного движения необходимо знать пешеходу, чтобы его пребывание на улице было безопасным?

 - Расскажите о глаголе как о части речи.

  1.  Домашнее задание: ответить на вопросы (с. 220), выполнить упражнение 535.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс

Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"

План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...

Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"

Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....

Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.

Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....