материалы к ГИА
материал (русский язык, 9 класс) по теме

Харнутова Татьяна Базаровна

Работа с текстом, задания части А, В

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_gia.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

КИМ 9 класс

Прочитайте текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.1–C2.2

 (1)Когда  я  позвонил  в  дверь  квартиры  Нины  Георгиевны,  мне  открыл парень лет пятнадцати, которого я прежде никогда не видел. (2)Парень был аккуратный,  прибранный,  у  него  были  волнистые  светлые  волосы, зачёсанные набок, живые глаза и нежные, розовые щёки. (3)Вежливо и даже ласково спросил он, кого мне нужно. (4)Я всегда терялся перед мальчишками, которые  были  всего на два или  три  года  старше меня, гораздо  больше,  чем перед взрослыми. (5)Особенно неловко мне было перед теми, которые были не похожи на меня, в которых я чувствовал превосходство. (6)Я и тут так оробел, что чуть было не забыл имя–отчество Нины Георгиевны. – (7)Заходи,  пожалуйста,  она скоро  придёт, – сказал  парень и пропустил меня вперёд. – (8)Не обращай на меня внимания, я должен собраться. (9)На  полу  стоял  большой  кожаный  чемодан  с  откинутой  крышкой,  в который парень с аккуратностью укладывал рубашки, майки, книги. – (10)Ты, наверное, Шурик? – спросил я то, в чём был совершенно уверен. – (11)Да, приятель, а ты откуда меня знаешь?  – (12)Нина Георгиевна мне рассказала. (13)Она очень ждала тебя. (14)Лицо его стало строгим и даже печальным. – (15)Да, Нина Георгиевна вырастила меня. (16)Но, к сожалению, я должен был выбирать. (17)Мои родители, потерявшие меня пятнадцать лет назад, с тех пор искали  меня  повсюду. (18)Они очень благодарны Нине  Георгиевне. (19)Хотя  и  в  детском  доме  мне  было  бы  хорошо,  но  в  домашних  условиях, разумеется, лучше. (20)Нина Георгиевна меня очень любит, и я её тоже очень люблю. (21)Хотя она несколько странная, не от мира сего, добрая чрезмерно. \(22)И  меня  бы  испортила  своей  добротой,  если  бы  я  не  оказывал сопротивления. (23)Сейчас,  узнав  своего  отца,  я  понял,  что  во  мне  от рождения отцовский стержень. (24)Все  его  фразы  были  обдуманными,  он  ни  разу  не  сбился,  не  назвал Нину Георгиевну так, как раньше, – мамой. (25)Но всё же я улавливал в его голосе смущение, хотя Шурик и старался его скрыть. – (26)Думаешь, мне  нужны  эти  рубашки  и  книги? (27)Я просто не хочу, чтобы  они  напоминали  Нине  Георгиевне  обо  мне,  ей  это  будет  тяжело. (28)Лучше один раз пережить и больше не вспоминать. (29)Шурик сел на крышку туго набитого чемодана и закрыл его на ключ. (30)Потом он как-то торжественно и неторопливо согнул руку в локте,  рукав пиджака полез наверх, и я увидел у него на руке красивые модные часы. – (31)Отец подарил, – между прочим сообщил он. (32)И сразу заторопился: – (33)Мне  пора! (34)Очень  хорошо,  что  ты  здесь  оказался. (35)Я  потом напишу Нине Георгиевне. (36)А ты скажи, что я очень переживал. (37)Но если нашлись родители? (38)Я ведь не виноват. (39)Шурик выложил на стол ключи. – (40)Передай ей, пожалуйста. (41)Боясь встретиться с ней по дороге, он удалился почти бегом, припадая на правую сторону: руку оттягивал чемодан. (42)Я взглянул на висящую на стене фотографию мальчишки лет четырёх, в  матроске  и  бескозырке  с  серебряным  словом « Витязь»,  из-под  которой выбивались светлые волнистые волосы. (43)Я представил себе, как много лет назад  Нина  Георгиевна  купила  ему  этот  нарядный  костюмчик,  долго причёсывала перед тем, как повести к фотографу. (44)Но часы она ему купить не успела.  (45)«Эх, ты…  витязь!» – подумал  я, схватил ключи,  лежащие  на  столе,  и сунул  в  карман  пальто. (46)Я сделал это необдуманно  и  лишь  потом понял, зачем  так  поступил:  эти  ключи,  оставленные  на  столе,  говорили  о  чём-то окончательно непоправимом.

 (По А. Г. Алексину*)    

*Алексин  Анатолий  Георгиевич  (род.  в 1924) – советский  прозаик, драматург.  Основное направление его творчества – психологическая  проза для  подростков.  Характерная  особенность  повестей  Алексина («Мой  брат играет  на  кларнете», «Поздний  ребёнок»  и  др.) – обращение  к остропсихологическим коллизиям, позволяющим героям книг разобраться в самих себе и в окружающих людях, сформировать себя как личность.

 

Задания  A1–A7  выполните  на  основе  анализа  содержания прочитанного  текста.  К  каждому  заданию A1–A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

   A1    В  каком  варианте  ответа  содержится  информация,  необходимая  для обоснования  ответа  на  вопрос: «Почему  Шурик  спешил  поскорее уйти?» 

    1) Шурик опаздывал на встречу со своими родителями.

    2) Рассказчик  смутил  Шурика  своими  резкими высказываниями.

    3) Шурик боялся встретиться с Ниной Георгиевной.

    4) Шурику  хотелось  быстрее  покинуть  место,  где  ему

плохо жилось.

   A2    Укажите,  в  каком  значении  употребляется  в  тексте  слово «пропустил» (предложение 7).

   1)  посторонился, дал дорогу 2)  прошёл мимо 3)  сделал пропуск  4)  обработал что-либо особым образом

   A3    Укажите  предложение,  в  котором  средством  выразительности  речи является эпитет. 

   1)  И  меня  бы  испортила  своей  добротой,  если  бы  я  не оказывал сопротивления.

   2)  На  полу  стоял  большой  кожаный  чемодан  с откинутой  крышкой,  в  который  парень  с

аккуратностью укладывал рубашки, майки, книги.

   3)  Сейчас,  узнав  своего  отца,  я  понял,  что  во  мне  от рождения отцовский стержень.

   4)  Парень  был  аккуратный,  прибранный,  у  него  были волнистые светлые волосы, зачёсанные набок, живые глаза и нежные, розовые щёки.

   A4    Укажите ошибочное суждение.

   1)  В  слове  ПОЖАЛУЙСТА  буква  Й  обозначает  непроизносимый звук.  2)  В слове СБИЛСЯ первый звук – [з].

   3)  В  слове  СТЕРЖЕНЬ  мягкость  согласного [ н’]  на  письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) . 4)  В слове БОЯСЬ звуков больше, чем букв.

  A5    Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

   1)  вырастила      2) удалился  3)  костюмчик      4) волнистые

A6    В  каком  слове  правописание  приставки  зависит  от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

    1) обдуманными      2) испортила  3) открыл      4) позвонил

   A7    В  каком  слове  правописание  суффикса  является  исключением  из правила?

    1) зачёсанные      2) остеклённый   3) деревянный      4) кожаный 

Задания  B1–B9  выполните  на  основе  прочитанного  текста. Ответы на задания B1–B9 записывайте словами или цифрами.

   B1    Замените  разговорное  слово  «парень»  в  предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.  

B2    Замените  словосочетание  «с  аккуратностью  укладывал», построенное  на  основе управления,  синонимичным  словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

   B3    Выпишите грамматическую основу предложения 16.

   B4    Среди предложений 17 - 23 найдите  предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

  B5    В   приведённых   ниже   предложениях   из   прочитанного   текста  пронумерованы  все  запятые. Выпишите  цифру(–ы),  обозначающую(–ие) запятую(–ые) при вводном слове.

– Ты,(1) наверное,(2)  Шурик? – спросил  я то,(3) в  чём  был совершенно уверен. – Да,(4) приятель,(5) а ты откуда меня знаешь? 

   B6    Укажите количество грамматических основ в предложении 46.

   B7    В   приведённых   ниже    предложениях    из    прочитанного   текста  пронумерованы  все  запятые. Выпишите   цифру(-ы),  обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Я взглянул на висящую на стене фотографию мальчишки  лет  четырёх,(1)  в  матроске  и  бескозырке  с  серебряным словом « Витязь»,(2)  из-под  которой  выбивались  светлые волнистые  волосы.  Я  представил  себе,(3)  как  много  лет назад  Нина  Георгиевна  купила  ему  этот  нарядный костюмчик,(4) долго причёсывала перед тем,(5) как повести к фотографу.

   B8    Среди предложений 1 - 6 найдите сложноподчиненное предложение с однородным  подчинением  придаточных.  Напишите  номер  этого предложения.

   B9    Среди  предложений 24 - 32 найдите  сложное  предложение  с бессоюзной  и  союзной  сочинительной  связью  между  частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя  прочитанный  текст  части  2,  выполните  на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.   C2.1   Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного  лингвиста  Г.  Степанова:  «Словарь  языка свидетельствует,  о  чём думают  люди,  а грамматика – как они думают».  Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из  прочитанного  текста,  иллюстрирующему  лексические  и грамматические явления (всего 2 примера) . Приводя  примеры,  указывайте  номера  нужных  предложений  или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом  стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём  сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

      C2.2   Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл следующих слов рассказчика: «Эх, ты… витязь!». Приведите  в  сочинении  два  аргумента  из  прочитанного  текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя  примеры,  указывайте  номера  нужных  предложений  или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...