Бессоюзное сложное предложение
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Разработка урока-исследования по теме "Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessoyuznoe_slozhnoe.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цель: используя исследовательскую деятельность, сделать вывод о постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, отработать интонационные и пунктуационные навыки.
Ход урока
- Постановка цели урока-исследования
- Не нарушайте «границу»
Речь пойдет о «границе» между простыми предложениями в составе сложного. Понаблюдайте над предложениями, найдите ошибки.
Заяц задрожал / от страха прямо на него шел охотник.
Я подошел к калитке с радостным лаем / навстречу мне выбежал Барбос.
«Территории» простых предложений с составе сложных отделяются друг от друга. Место, где находится «граница», определяется смыслом, заключенным в простых предложениях. Вместе со смыслом «границей ведают» интонация и слова-ориентиры (союзы и союзные слова). Умение слышать интонацию и слова-ориентиры помогают видеть «границу» предложений. Но самый надежный способ найти «границу» - определение смысла простых предложений.
Теперь попробуйте самостоятельно найти «границы» простых предложений в составе сложного. Будьте внимательны! В примерах, с которыми вам сейчас придется работать, действует таинственная сила, которая будет «подстрекать» вас к ошибкам. Вам удастся избежать ошибок только в том случае, если вы ни на одну минуту не упустите из внимания смысл каждого предложения.
Мы замерли / с испуганным выражением лица соседкина сахарница упала на пол.
Сахарница разлетелась на куски / с жалобным звоном соседка не могла успокоиться целый вечер.
Подведем итоги: смысл предложений определили, «границы» предложений нашли, а вот какие знаки препинания ставить, мы исследуем сейчас.
- Класс делится на группы по четыре человека и получает следующие задания:
- Сравните предложения. Попробуйте определить смысловые отношения между частями предложений, учитывая союзы, которыми можно заменить двоеточие, и обращая особое внимание на вторую часть предложения.
На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.
Заранее предупреждаю: удобств не будет.
Степь скромно пестреет цветами: ярко желтеет дрок, синеют колокольчики, белеет ромашка.
- Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию.
- Сделайте вывод о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении
- Сравните предложения:
Труд человека кормит, а лень портит.
Труд человека-лень портит.
Когда настанет утро, двинемся в путь.
Настанет утро - двинемся в путь.
Если есть терпение, будет и умение.
Есть терпение – будет и умение.
Солнце дымное встает, так что будет день горячий.
Солнце дымное встает – будет день горячий.
- Определите смысловые отношения между частями предложений; во втором и третьем предложениях обратите внимание на первую часть; в четвертом – на его вторую часть.
- Сделайте вывод о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.
- После работы групп обобщаем все сказанное, строим схемы.
- [ ] : [ причина ]
- [ ] : [дополнение ]
- [ ] : [ пояснение ]
- [ ] - [ ] противопоставление
- [ время ] - [ ]
- [ условие ] – [ ]
- [ ] - [ выводы ]
Способ самоконтроля
[ ] : [ ] когда
потому что если так что
что [ ] – [ ]
а именно а
но
- Делаем выводы:
Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:
- Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
- Второе предложение поясняет первое.
- Второе предложение дополняет смысл первого.
Тире ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях:
- Содержание одного предложения противопоставляется другому.
- Первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором.
- Второе предложение заключает в себе вывод из того, о чем говорится в первом.
Запомнить эти правила вам помогут и стихотворения:
Вы можете поставить двоеточие,
Но проверьте правил полномочия:
Причина, объяснение, пояснение,
К словам увидел и услышал дополнение.
Тире вы можете поставить,
Коль нужно противопоставить.
Условие и время в первой части,
Тире и вывод - в вашей власти.
- Закрепление. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию. Обоснуйте постановку знаков препинания.
Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь.
Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.
Делу время- потехе час.
Наступят каникулы- поедем на море.
Солжешь сегодня- не поверят завтра.
На стене ни одной иконы- дурной знак.
- Творческая работа. Конструирование предложений. Дополни предложения так, чтобы они были бессоюзными сложными.
Своих хозяев собачонка полюбила (причина)
Все оживает в лесу весной (пояснение)
Боль сделалась невыносимой (следствие)
Мы хотели открыть дверь –
Дунул ветер –
Уйти незаметно было невозможно –
Книги надо любить:
- Тестирование. Карточки по вариантам получают все учащиеся.
Вариант 1.
- Шестнадцать лет служу такого со мной не бывало.
- Собака поджала хвост охотник насторожился.
- Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
- Я понимал выручить нас может только случайность.
- Собака была славная уши торчком, хвост колечком.
- Затянулись дожди груздя не жди.
- Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.
- Сухой лист валится ночью ветер злится да стучит в окно.
Вариант 2.
- Не стыдно не знать стыдно не учиться.
- Птицы приумолкли жди грома.
- Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
- Было решено на сборы выезжаем завтра.
- Я подошел к окну знакомый район покрылся новостройками.
- Волков бояться в лес не ходить.
- Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоемы.
- Солнце скрылось ночные тени надвинулись со стороны леса.
Образец карточки с ответами.
Ф.И.О. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
варианты ответов:
а) тире
б) двоеточие
в) запятая
9. Итог урока. Обобщение. Выводы.
10. Д/з Подобрать примеры предложений из художественной литературы на все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у учащихся интереса и уважения к предмету;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний;
- развитие интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...