Урок развития речи "Заочное путешествие по Брянщине"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) на тему
Заочное путешествие по Брянщине позволит вспомнить исторические места области, её выдающихся людей, принёсших славу своему родному краю своим талантом.
Задумаемся о культурном наследии, которое нам досталось; о богатстве лесов брянских, о которых сложены песни; о том, что всё это – наша Родина…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_kray.zip | 700.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 9 класс
Тема: Заочное путешествие по Брянщине.
Цели: 1) продолжить подготовку к сочинению о родном крае; 2) закрепить умение расставлять знаки препинания в спп; 3) воспитывать у школьников патриотические чувства.
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
«С чего начинается Родина?» - эти слова известной песни заставят задуматься каждого человека. И каждый ответит по-своему, потому что родина у каждого своя, не похожая ни на чью другую, хотя и общая для всего народа.
Наше сегодняшнее заочное путешествие по Брянщине позволит вспомнить исторические места области, её выдающихся людей, принёсших славу своему родному краю своим талантом.
Задумайтесь о культурном наследии, которое нам досталось; о богатстве лесов брянских, о которых сложены песни; о том, что всё это – наша Родина…
II.Сообщения учащихся об Унече, Красном Роге, Брянске, Овстуге.
III.Материал к уроку.
- Запишем и проанализируем следующие предложения.
- Ты знаешь край, где всё покоем дышит?
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет, в вишнёвых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу
И до земли висит их плод тяжёлый?
(А.К. Толстой. 1840-годы)
- Кто автор этих строк?
- Определите вид предложения. Сколько в нем частей?
- Определите вид подчинения.
- Постройте схему данного предложения.
2. Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле!
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
(А.К. Толстой. 1856)
- Чьи это стихи?
- Какие картины возникают в вашем воображении?
- Какие художественные средства использовал поэт, чтобы передать русское раздолье, красоту дикой природы?
- Чем осложнено предложение?
- Запишите его по памяти, расставьте знаки препинания.
3. Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
- Кто автор этих строк?
- Каким чувством пронизаны Стихи Ф.И. Тютчева?
- Дайте полную характеристику предложения, сделайте его синтаксический разбор.
IV.Работа с учебником. (упр. 89, 136)
Упр. 89
Земля колыбель человечества говорил К. Э. Циолковский. Земля родина человечества. А что для человека может быть доро же Родины! Ведь Родина это (н..) только место где ты р..дился (н..)только точка на географической карте. Холмы и овраги луга и озёра реки и степи стога и скирды хлеба всё это в зрелом возр..сте складывается в совершенно конкретное понятие - Родина и чу..тва которые испытывает человек общаясь с природой и со ставляют ту основу которая определяет человека как личность. (Г. Титов.)
Упр. 136
Восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где суждено прожить жизнь повторить себя в детях состариться и уйти в землю родившую нас это важнейший эмоциональный источник любви к Родине.4 В мире есть страны где природа ярче 1ших полей и лугов но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой...
Но пусть эта красота войдёт1 в сердце вместе с мыслью о том (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..)пчелиной арфы (н..) ласковой материнской песни ... если (бы) (н..) направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло если (бы) ( н..) пролили свою кровь1 от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев.
Родная земля станови(т,ть)ся бесконечно дорогой когда радость бытия сливается с чу..вом долга перед людьми отстоявши ми красоту.4 (В. А. Сухомлинский.)
- Какая мысль объединяет эти два текста?
- Найдите в каждом из них предложения, в которых заключена главная мысль.
«А что для человека может быть дороже Родины!» (упр. 89, Г. Титов)
«В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой…» (упр. 136, В.А. Сухомлинский)
Задание.
1. Спишите первый абзац упр. 136, выполните задания, данные в учебнике.
- Используйте материал этих упражнений для своего сочинения.
V.Материал к сочинению.
- Какие пословицы и поговорки о Родине, стихотворения и высказывания великих людей, описания родной природы передают патриотические чувства авторов, русского народа?
(Ученики зачитывают материал, подобранный самостоятельно; другие записывают понравившиеся примеры)
VI.Выбор эпиграфа.
Какие радости в чужбине?
Они в родных краях…
(К.Батюшков)
Человеку нельзя жить без Родины.
(В.Белов)
На свете лучше края нет! –
считают земляки.
(С. Викулов)
- Какие строки вам больше нравятся? Обоснуйте свой выбор.
- Слова кого из авторов больше подойдут к теме нашего сочинения о родном крае?
- Определите границе темы, соответствующей последнему эпиграфу.
VII.Заключительное слово учителя.
- Задуматься об отношении к Родине, к родному краю заставляет нас обращение академика
Д.С. Лихачева к молодёжи, которой придется жить на этой земле.
«Надо много путешествовать – не обязательно «ногами», переезжая с места на место, из одной страны в другую, но «путешествовать» по книгам, с помощью книг, с помощью музеев…
И первое «путешествие», которое человек должен совершать, - это путешествие по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями - это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом, радость узнавания привычного в новом. Знакомство и ознакомление других (если ты настоящий патриот) - бережное отношение к своей старине, к своей истории, ибо своя страна, помимо измерения в пространстве, имеет ещё и «четвертое измерение» - во времени.
Если вы любите свою страну, вы не можете не любить соей истории, не можете не беречь памятников прошлого».
- Мы попытались сегодня совершить одно из таких «путешествий». Вспомнили памятные места нашего края, великих людей – патриотов своей страны, важные события, связанные с историей Брянщины. Всё это должно помочь вам в написании сочинения.
Д/З
Используя материал сегодняшнего «путешествия», написать черновик сочинения на одну из тем: «Чем мне дорога Брянщина?» или «С чего начинается Родина?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
Урок развитие речи с элементами арт-терапии Тема: «Путешествие в осень»
Урок развитие речи с элементами арт-терапии Тема: «Путешествие в осень» Цель: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку...
Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности "Путешествие в зимний лес"
Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности "Путешествие в зимний лес". урок посвящен зимующим птицам. Задачи урока: Образовательные: Продолжать формировать...
"Путешествие в страну геометрических фигур" презентация к уроку развития психомоторики и сенсорных процессов
Данная презентация станет хорошим помощником учителю при прохождении темы "Геометрические фигуры" https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-razvitiia-psikhomotoriki-1.html...
урок развития речи "Путешествие в Золотую осень И.Левитана"
Открытый урок с использованием технологии педагогическая мастерская...
Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее» возрастная группа: дети 5 – 6 лет
Конспектнепрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие»и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее&ra...