Урок развития речи "Заочное путешествие по Брянщине"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) на тему

Заочное путешествие по Брянщине позволит вспомнить исторические места области, её выдающихся людей, принёсших славу своему родному краю своим талантом.

Задумаемся о культурном наследии, которое нам досталось; о богатстве лесов брянских, о которых сложены песни; о том, что всё это – наша Родина…

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rodnoy_kray.zip700.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 9 класс

Тема: Заочное путешествие по Брянщине.

Цели: 1) продолжить подготовку к сочинению о родном крае; 2) закрепить умение расставлять знаки препинания в спп; 3) воспитывать у школьников патриотические чувства.

                                                                   Ход урока

I.Вступительное слово учителя.

«С чего начинается Родина?»  - эти слова известной песни заставят задуматься каждого человека. И каждый ответит по-своему, потому что родина у каждого своя, не похожая ни на чью другую, хотя и общая для всего народа.

Наше сегодняшнее заочное путешествие по Брянщине позволит вспомнить исторические места области, её выдающихся людей, принёсших славу своему родному краю своим талантом.

Задумайтесь о культурном наследии, которое нам досталось; о богатстве лесов брянских, о которых сложены песни; о том, что всё это – наша Родина…

II.Сообщения учащихся об Унече, Красном Роге, Брянске, Овстуге.

III.Материал  к уроку.

- Запишем и проанализируем следующие предложения.

  1. Ты знаешь край, где всё покоем дышит?

             Где реки льются чище серебра,

             Где ветерок степной ковыль колышет, в вишнёвых рощах тонут хутора,

             Среди садов деревья гнутся долу

             И до земли висит их плод тяжёлый?

                                                   (А.К. Толстой. 1840-годы)

- Кто автор этих строк?

- Определите вид предложения. Сколько в нем частей?

- Определите вид подчинения.

- Постройте схему данного предложения.

    2.  Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

                                    (А.К. Толстой. 1856)

- Чьи это стихи?

- Какие картины возникают в вашем воображении?

- Какие художественные средства использовал поэт, чтобы передать русское раздолье,    красоту  дикой  природы?

- Чем осложнено предложение?

- Запишите его по памяти, расставьте знаки препинания.

3. Умом Россию не понять,

   Аршином общим не измерить:

   У ней особенная стать –

   В Россию можно только верить.

- Кто автор этих строк?

-  Каким чувством пронизаны Стихи Ф.И. Тютчева?

- Дайте полную характеристику предложения, сделайте его синтаксический разбор.

IV.Работа с учебником. (упр. 89, 136)

     Упр. 89

Земля колыбель человечества говорил К. Э. Циолковский. Земля родина человечества. А что для человека может быть доро же Родины! Ведь Родина это (н..) только место где ты р..дился (н..)только точка на географической карте. Холмы и овраги луга и озёра реки и степи стога и скирды хлеба всё это в зрелом возр..сте складывается в совершенно конкретное понятие - Родина и чу..тва которые испытывает человек общаясь с природой и со ставляют ту основу которая определяет человека как личность. (Г. Титов.)

Упр. 136

Восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где суждено прожить жизнь повторить себя в детях состариться и уйти в землю родившую нас это важнейший эмоциональный источник любви к Родине.4  В мире есть страны где природа ярче 1ших полей и лугов но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой...

Но пусть эта красота войдёт1 в сердце вместе с мыслью о том (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..)пчелиной арфы (н..) ласковой материнской песни ... если (бы) (н..) направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло если (бы) ( н..) пролили свою кровь1 от Волги до Эльбы  тысячи и тысячи героев.

Родная земля станови(т,ть)ся бесконечно дорогой когда радость бытия сливается с чу..вом  долга перед людьми отстоявши ми красоту.4 (В. А. Сухомлинский.)

- Какая мысль объединяет эти два текста?

- Найдите в каждом из них предложения, в которых заключена главная мысль.

«А что для человека может быть дороже Родины!» (упр. 89, Г. Титов)

«В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой…» (упр. 136, В.А. Сухомлинский)

Задание.

1.      Спишите первый абзац упр. 136, выполните задания, данные в учебнике.

  1. Используйте материал этих упражнений для своего сочинения.

V.Материал к сочинению.

- Какие пословицы и поговорки о Родине, стихотворения и высказывания великих людей, описания родной природы передают патриотические чувства авторов, русского народа?

(Ученики зачитывают материал, подобранный самостоятельно; другие записывают понравившиеся примеры)

VI.Выбор эпиграфа.

Какие радости в чужбине?

Они в родных краях…

                                 (К.Батюшков)

Человеку нельзя жить без Родины.

                                (В.Белов)

На свете лучше края нет! –

считают земляки.

                              (С. Викулов)

- Какие строки вам больше нравятся? Обоснуйте свой выбор.

- Слова кого из авторов больше подойдут к теме нашего сочинения о родном крае?

- Определите границе темы, соответствующей последнему эпиграфу.

VII.Заключительное слово учителя.

- Задуматься об отношении к Родине, к родному краю заставляет нас обращение академика

Д.С. Лихачева  к молодёжи, которой придется жить на этой земле.

«Надо много путешествовать – не обязательно «ногами», переезжая с места на место, из одной страны в другую, но «путешествовать» по книгам, с помощью книг, с помощью музеев…

И первое «путешествие», которое человек должен совершать,  - это путешествие по своей стране. Знакомство с историей своей страны, с её памятниками, с её культурными достижениями  - это всегда радость нескончаемого открытия  нового в знакомом, радость узнавания привычного в новом. Знакомство и ознакомление других (если ты настоящий патриот)  -  бережное отношение к своей старине, к своей истории, ибо своя страна, помимо измерения в пространстве, имеет ещё и «четвертое измерение» - во времени.

Если вы любите свою страну, вы не можете не любить соей истории, не можете не беречь памятников прошлого».

- Мы попытались сегодня совершить одно из таких «путешествий». Вспомнили памятные  места нашего края, великих людей – патриотов своей страны, важные события, связанные с историей Брянщины. Всё это должно помочь вам в написании сочинения.

Д/З

Используя материал сегодняшнего «путешествия», написать черновик сочинения на одну из тем: «Чем мне дорога Брянщина?» или «С чего начинается Родина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Урок развитие речи с элементами арт-терапии Тема: «Путешествие в осень»

Урок развитие речи с элементами арт-терапии Тема: «Путешествие в осень» Цель: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку...

Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности "Путешествие в зимний лес"

Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности "Путешествие в зимний лес". урок посвящен зимующим птицам. Задачи урока: Образовательные: Продолжать формировать...

"Путешествие в страну геометрических фигур" презентация к уроку развития психомоторики и сенсорных процессов

Данная презентация станет хорошим помощником учителю при прохождении темы "Геометрические фигуры" https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-razvitiia-psikhomotoriki-1.html...

урок развития речи "Путешествие в Золотую осень И.Левитана"

Открытый урок с использованием технологии педагогическая мастерская...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее» возрастная группа: дети 5 – 6 лет

Конспектнепрерывной  образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие»и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее&ra...