Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор», написанное в жанре памятки для спорщика.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Подготовка к сочинению по картине Ю.Пименова "Спор". Разработка для учителей, преподающие в 8 классе по программе Т.Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pimenov.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор», написанное в жанре памятки для спорщика.
Цель урока: развивать речевую культуру ученика, навыки описания картины; научить использовать безличные предложения в творческих работах; учить приемам такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста.
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, подготовка к творческой работе, анализ стихотворений, работа над упражнением №374
Оборудование урока: картина Ю.Пименова «Спор», стихотворения В.Тушновой и А.Гаврюшкина.
Тип урока: урок развития речи (обучение сочинению)
Эпиграф урока.
Самое трудное в споре – не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление.
А.Моруа
Ход урока.
Слово учителя:
-На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с художником Ю.Пименовым и рассмотрим его картину «Спор», на которой художник изобразил мир, который мы знаем, но при этом открывает необычное в обычном. В самом деле, что необыкновенного изображено на картине «Спор»? А вот ребята одной школы повесили репродукцию этой картины рядом с объявлением о том, что скоро состоится дискуссия на волнующие школьников темы. Нам надо с вами составить памятку для спорщиков.(Формулируется цель урока)
Несколько слов о художнике. (Заранее подготовленный ученик)
Ю. Пименов (1903–1977) – художник, чья слава не меркла на протяжении всей советской эпохи. Деятельность выпускника знаменитого ВХУТЕМАСа началась в энергичные 1920-е. В то время Пименов – один из основателей и активнейших участников легендарного ОСТа – «Общества станковистов», соратник и единомышленник А. Дейнеки, К. Вялова, С. Лучишкина – молодых художников, прославивших искусство послереволюционного времени.
Творчество Ю. Пименова менялось с течением времени от экспрессивной обобщенности, соответствовавшей эпохе «Время, вперед!», к более спокойному, гармонизированному восприятию мира, символом которого стала знаменитая «Новая Москва» – портрет светловолосой женщины, ведущей автомобиль по утренним московским улицам.
На выставке в Галерее Леонида Шишкина зритель увидит неизвестного Пименова: станковую живопись 1940–1970-х гг. (из собрания семьи художника), эскизы театральных декораций и десятки рисунков и набросков, неизменно виртуозных и выразительных.
Ю. Пименов обладал несомненным литературным даром. Еще при его жизни было издано несколько книг, в которых он делился с читателем богатыми воспоминаниями и размышлениями об искусстве и жизни. Простой и яркий язык, простодушные и мудрые мысли художника, авторский дизайн и небольшие тиражи давно сделали эти издания библиографической редкостью. Галерея Леонида Шишкина выпустила в свет новую книгу Ю. Пименова «Земное искусство», иллюстрированную его работами.
Учитель:
- Рассмотрите картины Ю.Пименова. Что общего в стиле художника вы увидели? ( Все полотна написаны яркими, светлыми красками, оптимистические сюжета на современную тему. Выразительная и виртуозная живопись.)
-Откройте и прочитайте упражнение №374 учебника.
-Как должен вести себя человек по отношению к окружающим его людям? Обратите внимание, что человек, который правильно ведет себя, доставляет удовольствие людям и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.
-Рассмотрите картину. Кто изображен на картине? (Мальчик и девочка, они сидят за столом и что-то бурно обсуждают)
-Место изображения? (скорее всего школьная столовая).
-Какие детали говорят о том, что ребята действительно спорят? (взволнованный взмах руки девочки, нетерпеливая поза мальчика, который всем своим видом показывает, что девочка не права)
-Слушают ли они друг друга? (Скорее всего нет, каждый уверен в своей правоте.)
-Настроены ли на то, чтобы найти решение проблемы? (Наверное, девочка и мальчик останутся при своем мнении, но как бы хотелось, чтобы все-таки соглашение было найдено).
-А какой, на ваш взгляд, может быть тема для спора у учеников в 14 лет?
-Как вы ведете себя, если попадаете в ситуацию спора?
-Какой план действия можете предложить для спорщиков?
Примерная памятка:
- Умение слушать друг друга;
- Решение проблемы;
- Культура поведения.
Лексическая работа:
-Подберите синонимы к слову спор. ( полемика, диспут, дебаты, прения, диалектика, дискуссия).
-Обратите внимание на лексическое значение некоторых из этих слов.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
-В споре каждый человек должен принять соответствующее решение, а еще лучше пойти на соглашение. Синоним к слову соглашение консенсус.
Консе́нсус (от лат. consensus — согласие) — способ принятия решений на основе общего согласия при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Например, в рамках ЕврАзЭС, Межгоссовет принимает решения на основе консенсуса за исключением решений о приостановлении членства. Принятие решения методом консенсуса.
Работа по группам (1 группа – стихотворение Гаврюшкина А.Е., 2 группа – Тушновой В.)--Найдите в стихотворении главную мысль.
Спор
Нет пустяковых должностей
На кораблях любого флота.
Какая должность здесь важней?
Кому поспорить неохота?
Вот так однажды спор возник.
Поспорил штурман с мотористом.
Шум, крики, чей-то нервный тик,
Вопрос (фальцет) - ответ басистый...
«Я главный!» - штурман утверждал,
А моторист не соглашался…
Победы в споре пьедестал
Так ни кому бы не достался,
Вдруг кто-то умный предложил:
«Пусть поменяются местами…»
Добавить он же не забыл:
«Тогда мы всё увидим сами!»
Прошла неделя в суете
Тут греться шатуны вдруг стали.
Подумал штурман: «Быть беде…»
Ведь с этим справлюсь я едва ли.
Он поднимается наверх
(Там моторист сидит у карты):
"Спор вызвал у матросов смех,
Под дых нанёс мне им удар ты…
Коль раскалились шатуны,
Превысив норму многократно,
Я проиграл, прав в споре ты.
Иди теперь мой друг обратно".
Наш моторист слегка вздохнул,
И говорит ему устало:
"Садись-ка штурман ты на стул,
Да выслушай меня сначала...
Что стали шатуны красны,
Свою ошибку в том я вижу.
В том, штурман, нет твоей вины.
Вина ко мне гораздо ближе...
Тебе лишь я признаюсь в том,
Что третий день плывём в пустыне.
Песок сухой под нашим дном,
Где наш корабль - не знаю ныне".
Так и закончился их спор.
В итоге - истина простая.:
Отдайте плотнику топор,
Студент учебник пусть читает…
19 октября 2006 г.
Автор:
Гаврюшкин Александр Евгеньевич
В.Тушнова
Спор был бесплодным,
безысходным...
Потом я вышла на крыльцо
умыть безмолвием холодным
разгоряченное лицо.
Глаза опухшие горели,
отяжелела голова,
и жгли мне сердце, а не грели
твои запретные слова.
Все было тихо и студено,
мерцала инея слюда,
на мир глядела удивленно
большая синяя звезда.
Березы стыли в свете млечном,
как дым клубясь над головой,
и на руке моей
колечко
светилось смутной синевой.
Ни шороха не раздавалось,
глухая тишь была в дому...
А я сквозь слезы улыбалась,
сама не зная почему.
Светало небо, голубело,
дышало, на землю сойдя...
А сердце плакало и пело...
И пело...
Бог ему судья!
-Что главное вы отметили в стихотворениях? (спор – дело бесполезное, каждый должен заниматься свои делом, - это и будет основной идеей нашего сочинения).
Составление плана.
I. О художнике Ю.Пименове
II Картина «Спор».
- Изображение необычного в обычном.
- Детали картины, рассказывающие о том, что ребята действительно спорят.
- Удастся ли найти соглашение спорщикам.
- Памятка для спорщика.
III Спор – дело бесполезное.
Итог урока:
И закончить урок я хочу словами мудрых людей: выберите для себя главное.
Твое право - ругаться, мое право – не слушать.
Аристипп
Лучше слушать спор умных, нежели наставления глупых
Даниил Заточник
От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь: победив, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность.
Грасиан – и - Моралес
Спор между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям.
Ф.Петрарка
В споре чаще всего побеждают дерзость и красноречие, а не истина.
Менандр
Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон
Солон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"
Представлена презентация и вспомогательный материал к уроку "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...
Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)
Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....
Системный подход к написанию сочинения по картине.
Уроки развития речи, посвященные описанию картины – это и уроки ученического творчества. Они развивают логическое, аналитическое и образное мышление, приобщают детей к искусству и в этом их огро...
презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"
Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...
презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"
Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...
Памятки для написания сочинений-описаний картин
В 5 классе (по новым программам в 6) мы должны научить ребят писать сочинение-описание картины. Предлагаемые карточки-памятки помогут ребятам понять структуру текста-описания и увидеть в каждой картин...
Памятки для написания сочинений-описаний картин
В 5 классе (по новым программам в 6) мы должны научить ребят писать сочинение-описание картины. Предлагаемые карточки-памятки помогут ребятам понять структуру текста-описания и увидеть в каждой картин...