Урок русского языка в 6 классе коррекционной школы
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Тема урока "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде,числе,падеже"

На уроке применяется технология УДЕ,здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_avtosohranennyy.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

                   Открытый урок русского языка в 6 классе.
Тема:Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде,числе,падеже.
Цель:1)развивать навыки правильного согласования имени прилагательного с именем существительным в роде,числе,падеже,развивать умение находить сочетания прилагательных с существительными в тексте,ставить вопросы от существительных к прилагательным,правильно употреблять в речи.
           2)развивать навыки грамотного письма,
           3)прививать любовь к языку,мотивацию к учению.
 Оборудование:таблица «Имя  прилагательное»,матрицы,карточки,иллюстрации к гимнастике для укрепления мышц зрения.  
                                                  План.  
1.Оргмомент.                                                                                                
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Слово учителя.
    Имя прилагательное…Уже в самом имени содержится намек на то,что оно должно к чему-то прилагаться,присоединиться.А вот в древности не было слов,отвечающих на вопрс какой?какая?какие?чтобы указать на признак или качество предмета,употребляли два существительных:рать-сила,краса-девица,камень-стена.Постепенно эти слова преобразовались в сочетания слов:сильная рать,красивая девица,каменная стена.Вот и выходит,что первые имена прилагательные образовались от существительных да еще взяли у них напрокат род,число,падеж.
     -На доске табличка со словом СНЕГ.
- Скажите,снег какой?А всегда ли снег белый?Конечно,нет.
Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют таблички с именами прилагательными.

 Снег бывает темно-голубой,синий,серебристый.На закате даже красный,а еще-пушистый,рассыпчатый.его можно потрогать-он холодный,свежий,колючий,гучий.Вот сколько прилагательных только для описания снега.Имена прилагательные хитрые,они  присоединяются,приспосабливаются к роду имен существительных.Существительное-снег-мужского рода,значит,и прилагательное белый-мужского рода.
4.Заполнение матрицы «Имя прилагательное».
     Матрица-это таблица с двумя входами.Применять их на уроках предлагает известный калмыцкий ученый,математик,академик РАО,заслуженный деятель науки РСФСР Пюрвя Мучкаевич Эрдниев,автор педагогической технологии УДЕ(укрупнения дидактических единиц).По этой технологии успешно работают учителя многих российских школ.

Характеристика          Часть речи

          Имя прилагательное

                 Вопросы

                 Значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль


5.Гимнастика для профилактики нарушения зрения.
На плакате нарисованы пружинка из 12 витков,волна-обвести глазами.
6.Словарная работа.
       Красный
Алый,багряный,багровый,пунцовый,кумачовый,пурпурный.
  В древнерусском языке слово красный означало красивый:красный молодец,красна девица,красно солнышко.Это же значение имеет слово красный в сочетании Красная площадь.От слова красный в значении красивый образовано и слово прекрасный ,то есть очень красивый.Красный цвет в Древней Руси называли червленый и червонный,потому что красную краску делали из особого рода червей.Красную краску другого оттенка называли словом багр.Багровым называют густой красный цвет,а багряным-яркий,чистый красный цвет.Например,багровое зарево и багряный закат.Вспомните,у Бунина «Лес,точно терем расписной,лиловый,золотой,багряный.»
1)Разбор слова по буквам и звукам:
    2 слога,7 букв-6 звуков
2)Разбор слова по составу
    красный
3)Морфологический разбор.
    имя прилагательное,мужской род,ед.число,И.п.
4)Синтаксическая роль-определение.
       Тиак,мы разобрали слово красный с разных сторон,точек зрения.Такой вид работы нам также предлагает П.М.Эрдниев.

7.Тренировочные упражнения.
1)Котенок маленьий,пушистый.
   Ручей-прохладный,серебристый.
   Зима-холодная и снежная.
   Трава-зеленая и нежная.
   Подумай,что ты подберешь
   к словам река,малина,ёж.
       река(какая?)
       малина(какая?)
       ёж(какой?)
2)Загадки.
     Загадки возникли в глубокой древности,но и в настояшее время они сопровождают нас в повседневной жизни.Древние люди относились к загадкам серьезно.Они приучали своих маленьких детей к разгадыванию тайн природы.Самые хитроумные загадки встречаются и в сказках.
  Всем даны карточки с загадками.
Задание-загадать загадку остальным детям,затем записать ее,подчеркнуть прилагательные,указать род.
1.Доброе,хорошее,светлое,теплое,на весь мир глядит,на себя глядеть не дает.
2.Чистое,да не еда,белое,да не снег,от рогатого берут,да детям дают.
3.Стоят в поле сестрички-желтый глазок,белые реснички.
4.Круглый,гладкий и пузатый,больно бьют его ребята.
5.Круглый-круглый,сладкий-сладкий
  С полосатой кожей гладкой.
  А разрежь-посмотри-красный-красный он внутри.  
6.Круглое,румяное,с дерева упало.
7.Красный нос в землю врос,а зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.Нужен только красный нос.
8.Золотое решето черных домиков полно.
  Сколько черных домиков,столько белых гномиков.
9.Рыженький,маленький зверек
  По деревьям скок да скок.                                                           10.Сердитый недотрога живет в глуши лесной.                                        Иголок очень много,а ниток ни одной.

8.Физминутка «Дождь».
9.Составьте сочетания имен прилагательных с именами существительными:
Полка для книг-
Сервиз для чая-
Сапоги для зимы-
Сережки из золота-
Ваза из хрусталя-
10.Подведение итогов.
-Какую работу вы проводили на уроке?
-Что нового узнали?Что повторили?
     Очень занимательное-
     Имя прилагательное.
     Трудно будет без него,
      Если пропадет оно.
      Ну,представь-а себе это:
      Как без признаков предмета
      Будем спорить,говорить
      Веселиться и шутить.
      Что тогда получится?
      Стоит разве мучиться?
      Не скажем мы «прекрасное»,
      Не скажем «безобразное»,
      Не скажем маме «милая,
      Красивая,любимая».
      Отцу, и брату, и сестре
      Не сможем говорить нигде
      Эти замечательные
      При-ла-га-тель-ны-е!
       Чтобы все отличным стало,
      Разных признаков немало
      Будем всюду замечать
      И к месту в речи их вставлять.

11.Домашнее задание-упр.83 стр.31(Рабочая тетрадь)
12.Оценки.                
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...