Опыт работы учителя.
презентация по русскому языку по теме

Презентация опыта работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_morozova.pptx2.44 МБ
Файл opyt_k_opytu.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многоаспектный анализ текста – условие успешного формирования коммуникативной компетенции. Морозова Инна Валентиновна, учитель русского языка и литературы 2 квалификационной категории МОУ СОШ №10 г. Сальска, Ростовской области.

Слайд 2

Содержание Эпиграф Актуальность опыта Ведущая идея опыта Теоретическая база опыта Технология опыта: цель, задачи Результативность опыта Система диагностики Источники

Слайд 3

Эпиграф Читается трояким образом: первое - читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье - читать и понимать даже то, что не написано. Я.Княжнин

Слайд 4

Актуальность опыта

Слайд 5

Ведущая идея опыта Учить учащихся свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Слайд 6

Ведущая идея опыта

Слайд 7

Диапазон опыта применим как на отдельно взятом уроке или его части, так и в системе уроков необходим на уроках в среднем и старшем звене может использоваться во внеклассных мероприятиях

Слайд 8

Теоретическая база «О тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры». Ф.И. Буслаев « Ц ель изучения родного языка - овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней ». И.И. Срезневский

Слайд 9

Психолингвистическая теории языкового сознания (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев) Поиск эффективных путей совершенство-вания работы по развитию речи (Н.С. Рождествен-ский ) Научные направления создания современной методики развития речи Глубокое обоснование особой роли текста и речевой среды в развитии чувства языка у школьников (Т.М. Пахнова ) Педагогичес-кая риторика ( Т.А.Лады-женская , М.Р.Львов, Н.А.Ипполи-това ) Лингвистическая теория языковой личности (Ю.Н.Караулов, А.М.Шахнарович ) Курс русской словесности ( Р.И.Альбеткова , А.И.Власенков, А.И.Горшков )

Слайд 11

Технология опыта Цель : на основе информации текста учить понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, создавать в письменной форме высказывания, соблюдая основные языковые нормы.

Слайд 12

Задачи: разработать и апробировать приёмы и методы формирования навыка многоаспектного анализа текста на уроках русского языка; определить уровень сформированности навыка написания изложения; создать условия речевой самореализации личности обучающихся, в том числе и на государственной итоговой аттестации.

Слайд 13

Создание связного текста определять тему текста называть основную мысль определять тип и стиль речи отбирать материал: выделять ключевые слова, опускать детали избирать наиболее желательную форму языкового выражения составлять план и рассказывать по плану научить заканчивать рассказ отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами) передавать прочитанные предложения другими словами сокращение текстов свободный и творческий диктанты письменные ответы на вопросы составление предложений на определённую тему

Слайд 15

Многоаспектная работа с текстом

Слайд 16

Результативность опыта Формирование положительной мотивации изучения русского языка Ежегодное участие в конкурсах: «Русский медвежонок» – языкознание для всех по русскому языку; 2 . «Золотое руно» по литературе.

Слайд 17

Совершенствование речевого развития Работа кружка «Искусство слова» на базе МОУ СОШ №10 для учащихся 6 – 9 классов.

Слайд 18

Реальные успехи в учебе, конкурсах, олимпиадах Победитель городской олимпиады по литературе – Хан Надежда, ученица 9 «А» класса. Команда кружка МОУ СОШ №10 - дипломанты в конкурсе «Парад премьер. Россия молодая». В номинации «Театральная постановка».

Слайд 19

Система диагностики Состояние Всегда Часто Иногда Никогда Хорошее Сонливое Раздражительное Весёлое Грустное Головная боль Боль в желудке Головокружение В каком я состоянии на уроке русского языка?

Слайд 20

Что ты умеешь? Ты умеешь? I полугодие II полугодие Выделить в информации главное, существенное. Определить признаки главного. Выражать информацию в схеме, таблице. Делать сравнения, сопоставления, выводы. Пользоваться справочной, дополнительной литературой, Интернетом. Строить связный рассказ.

Слайд 21

Что ты умеешь? Ты умеешь? I полугодие II полугодие Высказывать своё отношение к фактам и событиям. Самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них. Выполнять задания творческого характера. Работать на уроке за единицу времени. Находить способы демонстрации знаний на практике.

Слайд 22

Таблица сомооценки плана текста Алгоритм оценки плана текста Да Нет Раскрывает ли заголовок тему или основную мысль всего текста? Все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане? Раскрывают ли пункты плана тему или основную мысль всех частей текста? Действительно ли разработан требуемый вид плана (простой, сложный)? Соответствует ли графическое оформление плана принятой норме? Можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст?

Слайд 23

Что ты умеешь? Баллы Не умею – 1 балл. Умею иногда – 2 балла. Умею с чьей-то помощью – 3 балла. Умею, но в зависимости от сложности материала – 4 балла. Умею всегда – 5 баллов.

Слайд 24

Источники Ершов П., Ершова А. и др. Общение на уроке и поведение учителя. – М.,1998. Уроки театра на уроках и в школе. Театральное обучение школьников I - XI классов. – М., 2001. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр. – М., 2003. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998 Доблаев Л. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 2000. Граник Г. Учитель, учебник и школьник. – М., 2002. Граник Г. и др. Как учить школьников работать с учебником. – М., 2005. Граник Г. и др. Понимание текста. – Вопросы психологии, 1993, №5.

Слайд 25

Источники . Воровщиков С.Г. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология. – М., 2005. Педагогический контроль в процессе воспитания. – М., 2006. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М., 2002. Настольная книга учителя русского языка. 5 – 11 классы. – М., 2007.

Слайд 26

Спасибо за внимание и успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Вашему вниманию предлагается опыт работы учителя русского языка и литературы, 2 квалификационной категории, МОУ СОШ № 10, Морозовой Инны Валентиновны на тему:

«Многоаспектный анализ текста – условие успешного формирования коммуникативной компетенции учащихся». Слайд 1

Первостепенная  задача президентской инициативы «Наша новая школа» заключается в создании таких условий обучения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности и подготовиться к жизни в конкурентном мире.

 В связи с этим, на первое место в пре подавании русского языка в школе вы ходит коммуникативная компетентность. Учащиеся должны совершенство вать свои практические умения и навыки, а также навыки учебной деятель ности. На этом этапе возникает необходимость многоаспект ной (комплексной) работы с текстом, которая является не только важным средством обобщения и систематизации знаний, но и содействует речевому развитию учащих ся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невоз можно как восприятие текста, так и его со здание. Слайд 2.

Так, русский поэт XVIII в. Яков Княжнин советовал: «Читается трояким образом: первое — читать и не понимать; второе — читать и понимать; третье — читать и понимать даже то, что не написано». Слайд 3

        Работа по анализу текста организуется учащимся как исследовательская деятель ность, когда мы определяем тему, идею текста, выделяя   ключевые слова, выстраивая смысловые ряды, и  формируем значения, из которых складывается затем «остаток», составляющий основное смысловое содержание, мы как раз и решаем задачу поиска того, что содержится между строк. Слайд 4

         В МОУ СОШ № 10 обучается 386 детей. Контингент обучающихся разнороден и представляет разные социальные группы: 35% - рабочие;  26% - служащие и интеллигенция, 39% - не имеют постоянной работы или не работают совсем. Следствие этого – разный уровень интеллекта школьников.

         Анализ результатов государственной итоговой аттестации девятиклассников разных лет  показал,  что не все обучающиеся умеют адекватно понимать информацию устного сообщения, не могут определить главную мысль.  Из них -   34% обучающихся не видит авторской позиции в тексте,  33% допускают логические ошибки, не видят средства художественной изобразительности в тексте, 22% обучающихся могут делать анализ текса, но выполняют это непоследовательно, и только   11% - умеют работать с текстом.  Вот почему  необходимо вести кропотливую и последовательную работу над комплексным анализом текста на уроках русского языка.  Многоаспектный анализ текста поможет обучающимся выделить главную и второстепенную информацию, что будет способствовать формированию коммуникативной  компетенции  учащихся.

          Актуальность опыта 

Главная особенность современной действительности - высшая степень информативности. Умение связно и грамотно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной или письменной форме  -  важная задача  в современной жизни. Актуальна  эта работа для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА).  Учащиеся, заканчивая 9 класс, имеют неустойчивую грамотность. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями,  имеют низкий уровень речевой культуры. Слайд 5

Комплексная  работа с текстом помогает:

  1. верно понимать и передавать основную мысль текста;
  2. правильно выделять микротемы и ключевые слова в них;
  3. передавать в собственном высказывании содержание текста в соответствии с речевыми особенностями;
  4. учитывать  тип речи и стиль высказывания;

  Многоаспектный анализ текстов – это основа, которая поможет обучающимся  аргументировано выражать свои знания и убеждения. 

Ведущая идея опыта. Слайд 6        

Состоит в умении учащихся свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

 Диапазон опыта. Слайд 7

         Представленный опыт охватывает единую систему  «урок и  внеклассная работа» с 5 по 11 классы. Диапазон опыта широк и разнообразен. Данный  аспект формирования коммуникативной способности

*применим как на отдельно взятом уроке или его части, так и в системе уроков;

*необходим на уроках в среднем и старшем звене;

*может использоваться во внеклассных мероприятиях;

 Теоретическая база опыта. Слайд 8

 Теоретическая  база опыта основывается на положениях учёных – лингвистов, методистов – исследователей, учителей – практиков.

         Ф.И. Буслаев в своих трудах проводит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.

         И.И. Срезневский считал, что «цель изучения родного языка -  овладение  им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем  внешней».

Слайд 9. Особенностью современной методики развития речи является создание научных направлений, предметом изучения которых становятся не только язык и речь, но и сам говорящий человек. Такие разработки можно найти в лингвистической теории языковой личности (Ю.Н.Караулов, А.М.Шахнарович), психолингвистической теории языкового сознания (И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев), в современных концепциях педагогической риторики (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов, Н.А.Ипполитова и др.), в курсе русской словесности (Р.И.Альбеткова, А.И.Власенков,А.И.Горшков).

Поиск эффективных путей совершенствования работы по развитию речи отражен в работах Н.С. Рождественского, E.H. Никитиной, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, СЮ. Пичугова, А.П. Еремеевой, Е.С.Антоновой,Е.В.Архиповой. Глубокое обоснование особой роли текста и речевой среды в развитии чувства языка у школьников дано в работах Т.М. Пахновой. В своей работе мы используем синтез классической методической традиции и современных новаций. 

Новизна опыта. Слайд 10

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся,  в создании системы применения  методов и приёмов, нацеленных на развитие речи учеников.

Технология опыта. 

Новая форма экзамена, одно из заданий которого состоит в написании изложения, одного из эффективных приёмов, используемых не только для развития речи, но и для определения речевого развития человека, позволяет оценить уровень овладения не только коммуникативной,  но и лингвистической компетенцией.  Слайд 11

Целью опыта является:  на основе информации текста учить  понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи, создавать в письменной форме высказывания, соблюдая основные языковые нормы.

Слайд 12. Задачи:

- определить уровень сформированности навыка написания изложения;

-разработать и апробировать приёмы и методы формирования навыка многоаспектного анализа текста на уроках русского языка;

- создание условий речевой самореализации личности обучающихся на государственной итоговой аттестации; Слайд 13

Успех создания связного текста  определяется в значительной мере тем, какая  подготовительная работа к нему проводится. Она должна быть многоаспектной и охватывать широкий круг видов работ и навыков:

  1. определять тему текста;
  2. определять основную мысль;
  3. определять тип и стиль речи;
  4. отбирать материал: выделять  ключевые слова, опускать детали;
  5. составлять план и рассказывать по плану;
  6. научить заканчивать рассказ;
  7. отвечать на вопросы выдержками из текста (цитатами);
  8. передавать прочитанные предложения другими словами;
  9. сокращение текстов;

         Обучение школьников умениям образования текста предполагает сформированность умений текстовосприятия, что позволяет учащимся  вести диалог с любым типом текста. Слайд 13 

Среди условий для успешного  овладения умениями текстообразования на 1 е место выступает:

  1. формирование коммуникативных  умений: а) умение раскрывать тему и основную мысль текста; б) умение собирать и систематизировать  материал, делать рабочие  заготовки ( конспектировать,  выписывать,  правильно цитировать, аннотировать, что предполагает  составление плана, написание тезисов; в)  умение строить  высказывание  в определённой  композиционной форме; г) умение совершенствовать написанное;
  2. формирование  потребности в общении, желание учащегося поделиться  мыслями  о ситуации или  событии;

  1. использование  развивающего потенциала методических пособий и книг;

Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны,  школьники  к получению результата идут разными путями. Слайд 14. Некоторые (а на начальном этапе работы – все)  анализируют предложенные тексты с помощью вопросов учителя, некоторые  в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирают фрагменты из произведений и готовят вопросы для комплексного анализа «своих» текстов. Иногда ученики, исследуя творчество классиков, пишут текст-стилизацию  или создают авторский текст как конечный результат  этапа  индивидуальной или совместной с учителем или с одноклассниками  деятельности.

Исследования показали, что наиболее  эффективным  является комплексный анализ, при котором  умение воспринимать  устную  и письменную речь (аудирование и  чтение) формируются в сочетании с умениями строить  устное и письменное высказывание (говорение и письмо).

  Результативность опыта.

       Многоаспектная работа с текстом позволила достичь    определённых результатов: Слайд 15

- у учащихся формируется положительная мотивация изучения русского языка; (учащиеся с удовольствием посещают уроки, составляют презентации на изучаемые темы, принимают участие в предметных неделях, участвуют в конкурсах «Русский медвежонок» и «Золотое руно»). Слайд 16

- реализуется творческий потенциал личности обучающихся; (ребята принимают участие в конкурсах сочинений «Если ба депутатом выбрали меня», «Родной край» и др.) Слайд 17

-совершенствование  речевого развития; (на базе МОУ СОШ №10 уже 3 года работает кружок «Искусство слова», здесь ребята читают и пишут стихи, создают собственные театрализованные миниатюры) Слайд 18

- реальные успехи в учёбе, конкурсах,  олимпиадах; (учащиеся принимают участие в городских олимпиадах, конкурсах презентаций и занимают призовые места: Хан Надежда, ученица 9 «А» класса – победитель в городской олимпиаде по литературе, Рыжкова Екатерина заняла второе место в конкурсе презентации к уроку на тему: «Не с глаголами», команда кружка «Искусство слова» стала дипломантами в конкурсе театральных постановок  за оригинальность интерпретации сказки «Маша и медведь») Слайд 19

Для определения результативности уроков используется система диагностики. В предложенных таблицах ребята указывают уровень обученности работы с текстом, своё настроение на уроке, а так же работу с планом текста.

В завершения своего выступления я хочу прочитать стихотворение, составленное ученицей

Хочу ответить на вопрос: Что Школа Нам Дает?

Творить и мыслить, быть собой, еще – идти вперед.

Не падать духом, помнить, что наука – это клад,

И без неё нам не дойти до званий и наград.

Не тратить жизнь по мелочам, на бред и ерунду,

 Не говорить с утра друзьям: «Я в школу не пойду!».

Гореть! Блистать! Уметь любить! Трудиться и мечтать!

И никогда уроков школьных нам не забывать!

Источники

 [ 1] http://www.rost507.ru/Doc/Saypina1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя химии и биологии ГБОУ ООШ №12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск В.П.Федоровой

В статье описан опыт работы учителя с использованием современных образовательных технологий и анализом результативности за последние 3 учебных года...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроках литературы. Из оыта работы."...

Методическая статья. Опыт работы учителя.

Научно-методическая статья "Учим писать сочинение. Из опыта работы."...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...