Технология интерактивного обучения.
статья по русскому языку по теме
Методическая тема: « Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития личности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_ideya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Я предлагаю вашему вниманию свою методическую тему, над которой я работаю:
« Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы как средство развития личности».
Позвольте начать с представления моего педагогического кредо:
«Великим учёным ребёнок может и не быть,
а вот самостоятельным человеком,
способным анализировать свои поступки,
поведение, самосовершенствоваться,
реализовать себя в окружающем мире ему
научиться необходимо»
Как добиться того, чтобы каждый ученик мог понять и правильно употребить слово?
Ответ на этот вопрос я считаю для себя главным в своей педагогической деятельности. Что нужно сделать, чтобы найти этот ответ? Что изменить в преподавании? От чего отказаться, что взять за основу?
«Надо изучать новые педагогические технологии»,- часто слышим мы на педсоветах, заседаниях методобъединений.
А что же такое педагогическая технология?
Средства обучения
Технология - Формы обучения
Приёмы обучения
Методы обучения
У каждого учителя свой набор средств, форм, приёмов, методов обучения. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально
Так что же надо изменить в работе? Что даст большую пользу?
Вовлечение детей в совместную деятельность- вот что, наверное, главное.
Значит, надо менять методы преподавания, уходить от непродуктивной методики слепого заучивания готовых знаний, а заставить учеников мыслить. Пробудить у них интерес к языку, учить их работать творчески.
Поэтому я стала изучать и применять технологию интерактивного обучения, интерактивный («Intеr» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействие или нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо, это такая форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и умеют.
Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).
Интерактивная деятельность на уроке предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения дети учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, творческие работы. Следует отметить, что интерактивное обучение является, на мой взгляд, специфичной формой организации познавательной деятельности. Она может оказывать положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности, трудовой активности учащихся, их заинтересованности предметом. Одна из целей ИО состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приёмов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Я приведу те, которые особенно часто применяю при использовании данной технологии. Это прием «Ожидания», «Живая линия», «Вопросы по кругу», «Дебаты», «Мозговой штурм», «Аквариум»
Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? Приведу несколько примеров. Например, изучая тему «Наречие» в 7 классе я использую интерактивный приём «Дерево решений» Класс делится на 3-4 группы. Каждая группа выполняя задание делает записи на своём «дереве» (лист ватмана) 1гр- морфологические признаки наречий, 2гр- правописание не с наречиям. 3 гр-степени сравнения наречий, потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Вы , конечно, все со мной согласитесь, что проблема современных школьников в том, что дети не умеют строить высказывание на определённую тему. На уроках русского языка я использую упражнение «Метод Пресс», которое развивает умение формулировать высказывание аргументировано, лаконично. «Метод Пресс» состоит из четырёх этапов:
- Высказывание собственной точки зрения (я считаю, что)
- Обоснование своей мысли (так как)
- Примеры и аргументы( например)
- Вывод, обобщение (итак)
То есть, используя этот метод, обучающиеся учатся формулировать высказывание аргументировано. В 10 классе при подготовке учащихся к ЕГЭ я использую такой интерактивный приём, как Большой и Малый круг. Сначала провожу тестирование для всех учащихся, например по части А. Те, кто лучше справились с заданием выступают в роли экспертов для тех, кто допустил ошибки. Малый круг- дети более подготовленные т.е. эксперты. Большой круг- дети менее подготовленные. Малый круг оказывает помощь большому кругу. На следующий урок уже другие хотят выступать в роли экспертов, т.е. этот приём стимулирует детей, и многие хотят занять место в малом кругу.
На уроках литературы среди методов интерактивного обучения часто использую такие как «Дебаты», «Займи позицию», «Мозговой штурм» Например, в 10 классе, изучая драму Островского « Гроза», я предложила учащимся ответить на вопрос: « Могла ли Катерина поступить иначе?», используя приём «Займи позицию». На доске было записано 2 противоположных точки зрения ответа да или нет. Учащиеся класса выбирают определённую позицию, аргументируя свою точку зрения. Данный приём позволяет мне решать несколько задач: дети работают с худ. материалом, каждый должен высказать свою точку зрения.
Приёмов технологии интерактивного обучения множество, я сейчас рассказала лишь о некоторых. На каждом уроке я стараюсь применять элементы данной технологии (работу в группах, работу в парах, вовлечение детей в совместную деятельность и другие
Технология интерактивного обучения позволяет оптимально сочетать репродуктивные и нетрадиционные формы обучения, направленные на развитие творческой образовательной деятельности учащихся.
И ещё один важный момент работы, который позволяет мне с уверенностью говорить об эффективности использования интерактивной технологии- это работа по отслеживанию результативности деятельности учащихся. На уроке я применяю лист результативности, знакомлю учащихся с интерактивным приёмом, который я применяла на данном уроке. Каждый ученик после работы делает отметку в определённой графе, понравился или не понравился данный приём, что они могут(правильно задать вопрос, аргументировано доказать свою точку зрения, участвовать в дебатах) По окончании изучения раздела, темы я провожу работу по обобщению результатов использования интерактивных методик – оформляю итоговый лист. Например, изучая эту тему я использовала несколько интерактивных приёмов, но дети отдают предпочтение таким упражнениям, как «Мозговой штурм», «Займи позицию», «Метод пресс». Итоговый лист позволяет мне отслеживать эффективность применения технологии интерактивного обучения и вносить коррективы в свою работу.
Технология интерактивного обучения привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке. Все это способствует возникновению мотивированного компонента учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы.
В настоящее время, когда приоритетными направлениями обучения становятся личностно и практико-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Изучив специальную литературу и применяя на практике технологию интерактивного обучения, я пришла к выводу, что в процессе преподавания она позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, а самое главное добиваться положительных результатов в учебной и воспитательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...
Технология интерактивного обучения
Материал электронного курса "Технология интерактивного обучения". Может быть кому-то будет полезно....
Технологии интерактивного обучения на уроках химии
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...
Технология интерактивного обучения
Курс лекций...
Технология интерактивного обучения
Аннотация разработки Изучив специальную литературу и применяя на практике технологию интерактивного обучения, я пришла к выводу, что в процессе преподавания она позволяет оживит...
Технология интерактивного обучения как эффективная образовательная технология
В данной статье рассматриваются научно-практические основы технологии интерактивного обучения. Современное общество требует от человека не только приобрести новые знания и умения, но,...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ СПО (НПО)...