Логические и риторические определения.
план-конспект урока русского языка (7 класс) по теме

Сироткина Светлана Викторовна

Урок риторики 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logicheskie_i_ritoricheskie_opredeleniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Логические и риторические

определения.7-й класс

_____________________________________________________________________________

  Цель: научиться различать понятия  “логическое” и “риторическое определение”.

   Задачи:

   образовательная: сформировать понятия “логическое определение” и “риторическое определение”;

   воспитательная: обогатить словарный запас учащихся, любовь к живописи и музыке.

   Оборудование: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений ( Ю. Шевчук  “Что такое осень?”, П. И. Чайковский “Время года. Октябрь”); репродукции картин (И. Э. Грабарь “Рябины“ и И. И. Левитан “Осень“); толковый словарь русского языка; записи на доске; таблички со словами (логическое (научное) и риторическое; ТСО).

Тип урока: комбинированный.

                                                         Ход урока

                    1.организационный момент

                    2.мотивация учебной деятельности

    СЛОВО УЧИТЕЛЯ

-Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число. Оставьте для темы 2 строчки и услышьте вопрос в строчках песни.(Звучит запись песни Что такое осень?“). Отвечая на вопрос, прозвучавший в песне, запишите начало предложения: Для меня осень – это …На работу – 2 мин. Вашему творческому воображению помогут репродукции картин И. И. Левитана “Осень“,а также музыка П. И. Чайковского из альбома “Времена года. Октябрь“.

   Заслушивание ответов учащихся

(Учитель слушает и выписывает наиболее интересные определения.)

    Беседа

   Высказывание одинаковы? (Нет)

    Чем это можно объяснить? (Каждый высказывал собственные мысли.)

    Да, мысли могут быть похожи, но не одинаковы, как не одинаковы вы сами. Потому что вы индивидуальны . Какую мыслительную работу вы совершали?(Думали, подбирая слова…)

   -Словом, каждый из вас ИЗОБРЕТАЛ свою речь! То есть выполнял задачу, которую ставит перед нами наука о языке – РИТОРИКА: уметь создавать, изобретать свою речь.

   И вы, став изобретателями, нашли такие определения (учитель читает записанные во время чтения творческих работ удачные определения). Итак, создавая тексты, нужно изобретать новое . Изобретение - это творчество, а всякое творчество в какой-то степени – тайна. Риторика помогает найти подходы к этой тайне.

                   3.формулирование темы урока

   Словарная работа

   Учитель. Отвечая на вопрос: что такое осень? , вы давали свои определения. Сейчас мы обратимся к Толковому словарю русского языка и узнаем, какое определение даётся в нём.

   (Ученик читает определение слова “осень” из словаря, а учитель открывает доску с этим определением.)

   Можно ли сказать, что определение передаёт чьи-то чувства, эмоции? (Нет)

   (Открывается запись на доске: не передаёт чувств, эмоций, даёт главные, существенные признаки предметов.)

   

   А теперь послушайте поэтический текст – отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, так любившего это время года.

   

   (Звучит отрывок в исполнении подготовленного ученика. В это время года учитель открывает доску с записанными словами: унылая пора очей очарованье; пышное природы увяданье; свежее дыханье; редкий солнца луч.)

   Что передают представленные здесь определения? (Отношения автора, чувства, настроение, эмоции, своё видение.)

   (Открывается запись данного детьми ответа на доске.)

   Итак, внимание: необходимо сформулировать два понятия, которые вы научитесь различать после сегодняшнего урока. То определение, которое даёт Толковый словарь, называется логическим (научным) (учитель вывешивает табличку с этим словом под соответствующей записью на доске), а вот определения, представленные на доске, и те, которые вы давали предмету,- риторическими (учитель вывешивает табличку со словом “риторическое” под соответствующей записью на доске).

   Формирование записи и темы урока

                    4.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

     Беседа

   Подумайте, какое определение поможет передать то, что изображено на картине? Логическое?

    Почему? (Потому что через картину художник передаёт свои чувства, эмоции, своё видение мира.)

   Работа с учебником

   Откройте учебник, прочитайте правило. Итак риторические определения каждый человек создаёт индивидуально. Но тем они интереснее, чем больше в них находок и открытий.

   Выборочное выписывание определений

  Послушайте ещё раз песню ”Что такое осень?” и выпишите в тетради хотя бы по одному определению, которые автор текста дал, отвечая на вопрос: что такое осень?

   (Звучит аудиозапись песни.)

   (Чтение учащимися выписанных определений.)

   Работа с упражнениями учебника (самостоятельно)

   Разминка

   Творческое задание

   Учитель. Создавая риторические определения, важно помнить золотое правило риторики: нельзя создавать нетворческую, безликую речь. Соблюдая эти требования, изобретите через 5 мин риторическое определение дату осени – яблоку. При оценивании будет учитываться оригинальность. Итак, в тетради запишите начало предложения:

    Для меня яблоко – это …

   Поможет вам создать творческое настроение музыка П. И. Чайковского.

   Заслушивание и оценивание нескольких работ

                   5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

   “Микрофон”

   Что нового вы узнали на уроке?

    Какой этап урока вам особенно понравился?

                  6.ДОМАЩНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Подобрать и записать логическое и риторическое определения к существительному “клён”.

Уча, ты в науку сам глубже ,вникаешь.

К стыду своему сознаёшь, замечаешь,

Что многого сам ты, премудрый, не знаешь!

                                 Омар Хайям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова (Познавательные УУД)

Цель: изучение словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД....

«Приемы формирования познавательных универсальных логических действий на этапе усвоения определений»

Приёмы формирования познавательных универсальных логических действий на этапе усвоения определений...

Определение уровня развития словесно-логического мышления

Изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УДД...

Сводная таблица определения уровня развития словесно – логического мышления Л. Переслени, Т.Фотековой (познавательные УУД)

Способность к определению логических операций сравнения, обобщения, анализа, классификации, установлению аналогий, отнесение к известным понятиям...

Сводная таблица определения уровня развития словесно- логического мышления

Сводная таблица определения уровня развития словесно-логического мышления...

Методика "Определение уровня развития словесно-логического мышления"

Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.Регистрация данных: групповая форма проведения.Необходимые материалы: регистрационный бланк, ...

Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова

Цель: изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.Регистрация данных: групповая форма проведения.Необходимые материалы: регистрационн...