Текст в системе изучения русского языка в средней школе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Юговская средняя общеобразовательная школа
Элективный курс
«Практикум по решению генетических задач,
с использованием ИКТ»
Автор: Хомякова Лилия Григорьевна
учитель биологии и химии
Юговское сельское поселение
2006г.
Пояснительная записка.
Практикум по решению генетических задач является элективным курсом к предмету
«Общая Биология» и предназначен для учащихся 9 классов, изучающих естественно-научные дисциплины, а также можно использовать для проведения уроков в 10 классе, при подготовке к ЭГЕ в 11 классе, промежуточном тестировании в 9 классе, в помощь учителям-предметникам.
Именно при решении биологических задач наиболее наглядно проверяется умение учащегося обобщать изученный им материал и применять его на практике. В основу практикума включены темы основ теоретического курса «Общей Биологии». Темы расположены в порядке усложнения. Каждая последующая тема требует сохранения умений и навыков решения генетических задач, полученных в предыдущей теме, а также развивает эти умения и навыки при составлении моделей генетических задач.
Структура каждого раздела программы блочная. Каждый блок предполагает отработку алгоритма решения типовых задач, умение решать стандартные и нестандартные типы задач. Каждый блок предполагает также дифференциацию задач по уровню сложности.
Цель практикума: Создание условий для формирования умений и навыков при решении генетических задач, с использованием ИКТ.
Задачами практикума являются:
1) Выработка умения решать генетические задачи по биологии.
2) Применять теоретические знания «Общей Биологии» в практике решения генетических задач.
3) Проектирование моделей задач с использованием ИКТ.
4) Развитие логического мышления у учащихся.
Практикум по решению генетических задач рассчитан на 8 часов лекционно-практических занятий.
Цели и задачи:
Ученик будет знать:
- Основные понятия генетики.
- Алгоритм решения типовых задач.
Ученик будет уметь:
- Обобщать, и развивать раннее усвоенные понятия (о половом размножении, мейозе как цитологической основе закономерностей наследственности и чистоты гамет, генах и хромосомах, как материальных носителях наследственности) на практике, при решении генетических задач.
- Анализировать текст решаемой задачи, определять характер задачи.
- Оформлять порядок действий, записывать последовательно и аккуратно.
- Составлять проект задачи с использованием ИКТ.
- Выписывать ответы в конце решения.
Учебно-тематический план.
Тема | Число часов | Контроль |
1.История открытия. Основные понятия генетики. | 1ч. Лекция | Сообщения учащихся. Входной тест. |
2.Законы Менделя. | 3ч. Практика | Презентация проектов. Моделирование генетических задач. |
3.Хромосомная теория наследственности. 4.Генетика пола. 5.Генотип как целостная система. | 3ч. Лекционно-практические занятия. | Презентация проектов. Моделирование генетических задач. |
6.Семинарское занятие: «Эра генетики. Процесс познания через историю к теории, от теории к практике». | 1ч.Зачет | Защита проектов учащихся. Итоговый тест. |
Содержание курса.
Занятие № 1. История открытия. Основные понятия генетики.
Цель работы: Расширить и углубить знания по теме «Генетика» путем включения фрагментов новой информации в целостную систему представлений и понятий.
Ключевые понятия: генетика, наследственность, изменчивость, ген.
Обозначения: Р- родительские формы
Х- скрещивание или гибридизации
♀ - женская особь(организм)
♂- мужская особь(организм)
F1- первое гибридное поколение
F2- второе гибридное поколение
Г- гаметы
Оборудование: алгоритм работы на компьютере при составлении генетических задач, слайды из презентации «Основы Генетики».
Диагностический материал: тест
Сообщения учащихся: а) История открытия генетики
б) Роль ученых в генетике.
Занятие № 2 Первый закон Менделя.
Цель работы: Умение применять теоретические знания при решении генетических задач на практике.
Ключевые понятия: закон доминирования или единообразия первого гибридного поколения, фенотип, генотип, гомозиготный организм, гетерозиготный организм, полное доминирование, неполное доминирование, моногибридное скрещивание.
Оборудование: таблицы по генетике, динамическое пособие по моногибридному скрещиванию, информационный блок на каждую парту (таблицы: полное и неполное доминирование признаков.), индивидуальные раздаточные пособия: лист самоконтроля и самоанализа, алгоритм решения задачи на моногибридное скрещивание, слайды из презентации «Основы генетики».
Дидактический материал:
Задание №1 Гомозиготную черную крольчиху скрестили с гомозиготным белым кроликом. а) определить генотипы и фенотипы крольчат первого поколения. б) Какой закон Менделя здесь проявляется?
Задание №2 у земляники красный цвет плода доминантный признак, а белый - рецессивный. Гибриды же имеют розовую окраску. Будет ли соблюдаться закон Менделя о единообразии гибридов первого поколения при скрещивании особей с красными и белыми плодами? Почему? Составьте схему скрещивания. Какое расщепление по фенотипу получится при скрещивании двух гибридных особей с розовыми плодами?
Занятие № 3 Второй закон Менделя.
Цель работы: Умение применять теоретические знания при решении генетических задач на практике.
Ключевые понятия: закон расщепления, дигибридное скрещивание
Оборудование: таблицы по генетике, динамическое пособие по моногибридному скрещиванию, слайды из презентации «Основы генетики», индивидуальные раздаточные пособия: алгоритм решения задачи на закон расщепления.
Дидактический материал:
Задание №1 Гетерозиготную черную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определите формулу расщепления гибридного потомства по генотипу и фенотипу.
Задание №2 У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски их. Какие по цвету плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гомозиготных красноплодных растений с желтоплодными? Какие плоды будут у F1? Перечислите все формы, какие могут получиться от скрещивания одного из красноплодных представителей F2 с F1? Что получится от скрещивания между собой желтоплодных представителей F2?
Занятие №4 Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Цель работы: Умение применять теоретические знания при решении генетических задач на практике.
Ключевые слова: закон независимого комбинирования, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, решетка Пеннета.
Оборудование: таблицы по генетике, динамическое пособие по дигибридному скрещиванию, слайды из презентации<Основы генетики>, индивидуальные раздаточные пособия: алгоритм решения задачи по дигибридному скрещиванию.
Дидактический материал:
Задание№1.Оперенность ног у кур (в противоположность голоногим) определяется доминантным геном. Гороховидный гребень доминирует над простым. Какими признаками буду обладать гибридные формы, полученные от скрещивания кур с гороховидными гребнями, имеющими оперенные ноги, с голоногими курами, имеющими простые гребни? Предполагается, что исходные животные гомозиготны по обоим упомянутым здесь генам. Какая часть F2 окажется с гороховидным гребнем и голыми ногами?
Задание №2.Чистопородный черный комолый бык скрещивается с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды? Каким окажется следующее поколение, полученное от скрещивания этих гибридов между собой, если известно, что комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а черная масть – над красной, причем гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом?
Задание №3.Высоорослое растение гороха с желтыми гладкими семенами скрестили с карликовым растением, имеющим зеленые морщинистые семена. Каковы фенотипы F1 и F2?
Занятие №5 Хромосомная теория наследственности.
Цель работы: Умение применять теоретические знания при решении генетических задач на практике.
Ключевые слова: закон Моргана, сцепление, сцепленное наследование.
Оборудование: таблицы по генетике, динамическое пособие по сцепленному наследованию признаков, слайды из презентации «Основы генетики», информационный блок на каждую парту (таблица: признаки, определяющиеся двумя взаимодействующими генами.)
Дидактический материал:
Задание №1 У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым, имеющим грушевидные плоды?
Задание №2.Гомозиготное по обоим признакам гладкосеменное (А) растение гороха с усиками (доминантный признак С) скрестили с морщинистым (а) растением гороха без усиков(с). Учтите, гены указанных признаков (форма семени и наличие или отсутствие усиков) локализованы не в различных хромосомах, а вместе в одной хромосоме, поэтому эти два признака наследуются сцеплено. Определите: 1) каковы генотипы и фенотипы F1 и F2; 2)как произойдет расщепление F2, если указанные признаки наследовались бы несцепленно. Результаты объясните цитологически.
Задание №3 Дигетерозиготное гладкосеменное (А) с усиками (С) растение гороха (АаСс) скрещено с таким же растением (АаСс) из F1; названные гены сцеплены А+С , а+с. Допустим, у этих растений 50% мужских гамет образовались в результате перекреста обеих хроматид гомологичных хромосом, остальные мужские и все женские гаметы- без перекреста. Изобразить два деления мейоза и определите формулы расщепления потомства F2 по генотипу и фенотипу. В скобках укажите проценты сортов гамет и типов зигот.
Занятие №6 Генетика пола.
Цель работы: Умение применять теоретические знания при решении генетических задач на практике.
Ключевые слова: Х,Y-хромосомы, аутосомы, гетеросомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол.
Оборудование: таблицы по генетике, информационный блок на каждую парту (таблицы: а)признаки, сцепленные с полом (наблюдаются через Х-хромосомы), б)наследование признаков у человека), слайды из презентации «Основы Генетики», условные обозначения, принятые для составления родословных.
Дидактический материал:
Задание№1Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске тела).
Задание№2 У кошек ген черной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х-хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. От кошки черепаховой масти родилось 5 котят, один из которых оказался рыжим, 2 котенка имели черепаховую окраску и 2 котенка были черными. Рыжий котенок оказался самкой. Определите генотип и фенотип кота-производителя, генотипы и пол котят.
Задание№3 В семейной родословной встречается признак –«седая прядь волос», который наследуется как доминантный (рис. ) Определите генотипы исходных родителей. Какие потомки ожидаются от брака двоюродных сестер и братьев а) 1x5; б) 2х6?
Задание№4 Определите характер наследования признака рыжих волос в семье с представленной родословной (рис.) Какое потомство следует ожидать от брака: а) 1х5; б) 3х10 в) 7х12?
Занятие №7 Генотип - как целостная система (взаимодействие генов.)
Цель работы: Умение применять теоретические знания при решении генетических задач на практике.
Ключевые слова: гетерозис, эпистаз, полимерия, плейотропия, множественный аллелизм.
Оборудование: схема (взаимодействие генов), алгоритм решение задач на взаимодействие генов, таблица (признаки ,определяющие двумя взаимодействующими генами),слайды из презентации.<Основы Генетики>.
Дидактический материал:
Задание№1Какие группы крови возможны у детей, если у их матери 11 группа, а у отца 1V группа крови? Почему?
Задание№2В каком числовом соотношении произойдет расщепление по генотипу и фенотипу потомства от скрещивания гибридного дигетерозиготного красноцветкового душистого горошка а)с таким же красноцветковым растением; б)с белоцветковым растением, имеющим генотип ААbb; в)с белоцветковым растением, имеющим генотип Ааbb; г)с красноцветковым растением, имеющим генотип ААВb.
Задание№3 У собак окраска шерсти может быть коричневой и черной. При действии гена-подавителя пигмент не развивается и шерсть остается белой. При скрешивании спаниелей с белой и коричневой окраской все поколение F1 имеет белую шерсть. Объясните отсутствие окраски у гибридов F1. Что происходит при скрещивании гибридов F1 во втором поколении F2? Какой эпистаз здесь имеет место? Определите генотипы потомков F2 и F1 и родителей Р. Воспользуйтесь алгоритмом решения задач на взаимодействие генов и (рис.)
Занятие№8 (зачетное)
Цель работы: Закрепление пройденного материала по теме «Генетика»
Оборудование: итоговый тест, проекты задач учащихся, таблицы по генетике, слайды из презентации «Основы Генетики».
Дидактический материал: итоговый тест (см. приложение).
Полное доминирование Таблица №1
Доминантный признак | Рецессивный признак |
Горох посевной
Фигурная тыква 1.Белая окраска плода 2. Дисковидная форма плода Томат
Овес
Дрозофила (плодовая мушка)
Морская свинка
Куры
Кролик
Лисица
Овца каракульская
Мышь
Рогатый скот
Человек
Резус- положительная кровь | Зеленая окраска семян Морщинистая поверхность семян Белая окраска венчика Верхушечный цветок Карликовый рост Желтая окраска плода Шаровидная (круглая) форма плода Грушевидная форма плода Желтая окраска плода Низкий (карликовый) стебель Зеленый стебель Позднеспелость Гигантский рост Неиммунность (поражаемость ржавчиной) Киноварный (вишневый) цвет глаз Черная окраска тела Зачаточные крылья Закрученные крылья Загнутые крылья Белая окраска шерсти Коричневая окраска шерсти Короткая шерсть Гладкая шерсть Отсутствие гребня Простой гребень Простой гребень Неоперенные (голые) ноги Черная окраска шерсти Белая окраска шерсти Гладкая шерсть Серебристая окраска шерсти Черная окраска шерсти Коричневая окраска шерсти Короткие уши Красная окраска шерсти Рогатость Сплошная окраска шерсти Светлые волосы Рыжие волосы Альбинизм (отсутствие пигментации) Голубые или серые глаза Маленькие глаза Тонкие губы Прямой нос Нормальное число пальцев Нормальная длина пальцев Отсутствие веснушек Нормальный рост тела Врожденная глухота Сахарный диабет Резус- отрицательная кровь |
Неполное доминирование Таблица №2
Признаки гомозиготных особей | Признаки гетерозиготных особей | |
доминантные | рецессивные | промежуточные |
Земляника
Душистый горошек
Львиный зев
Ночная красавица (мирабилис)
Куры андалузские
Норка 1.Темная шерсть Морская свинка
Овцы
Крупный рогатый шортгорнский скот
Человек
Курчавые волосы | Белый плод Листовидная чашечка Белый цветок Белый цветок Узкий лист Белый цветок Белое оперение Гладкое оперение Белая шерсть Белая шерсть Отсутствие ушей (безухость) Белая шерсть Белая шерсть Серповидно- клеточная анемия Прямые (гладкие) волосы | Розовый плод Промежуточная чашечка Розовый цветок Розовый цветок Лист средней ширины Розовый цветок Голубое оперение Слабокурчавое оперение Кохинуровая шерсть (светлая окраска с черным крестом) Полутемная шерсть Короткие уши Чалая шерсть Серо- голубая шерсть Часть эритроцитов серповидные Волнистые волосы |
Признаки, определяющиеся двумя взаимодействующими генами
Таблица №3
Определяются двумя неаллельными доминантными генами (А+ В) | Определяются двумя неаллельными рецессивными генами (а + в) | Определяются одним доминантным геном (А+ в или а + В) |
Дрозофила Красные глаза Мышь Серая окраска (агути) Норка Коричневая окраска Лошадь Серая (гнедая) масть Куры Белое оперение Куры виандот Ореховидный гребень Кукуруза Пурпуровые семена Душистый горошек Пурпуровые цветки Лук Красная луковица Пшеница Красные зерна | Белые глаза Белая окраска Платиновая окраска Рыжая масть Белое оперение Простой (листовидный) гребень Белые семена Белые цветки Бесцветная (белая) луковица Белые зерна | Ярко-красные глаза Черная окраска (А+ в) Или белая окраска (а + В) Платиновая окраска Вороная масть Белое (А+ в) или окрашенное оперение (а + В) Розовидный (А + в) или гороховидный (а + В) гребень Белые семена Белые цветки Желтая луковица Промежуточная окраска зерна |
Признаки, сцепленные с полом (наблюдаются через Х- хромосомы)
Таблица №4
Доминантный признак | Рецессивный признак |
Человек
Дрозофила
Тутовый шелкопряд
Кошка
| Гемофилия Дальтонизм Отсутствие потовых желез Желтая окраска тела Белый цвет глаз Черное яйцо Желтая окраска шерсти, у гибридов - пестрая (черепаховая, тигровая) окраска |
Наследование признаков у человека Таблица №5
Признаки | Доминантные | Рецессивные с полом | Сцепленные |
Размер глаз | Большие | Маленькие | |
Форма волос | Курчавые | Прямые | |
Оволосение | Раннее облысение | Норма | |
Цвет волос | Не рыжие | Рыжие | |
Цвет глаз | Карие | Голубые или серые | |
Пигментирование кожи лица | Веснушки | Отсутствие веснушек | |
Рост | Карликовость | Нормальный рост | |
Количество пальцев | Полидактилия (лишние пальцы) | Нормальное число пальцев | |
Зубы | Отсутствие зубов | Норма | |
Свертываемость крови | Нормальная свертываемость | Гемофилия | Х- хромосома |
Ногти на пальцах | Отсутствие ногтей | Норма | |
Острота зрения | Близорукость | Норма | |
Длина ресниц | Длинные | Короткие | |
Сумеречное зрение | Куриная слепота | Нормальное зрение | |
Цветовое зрение | Нормальное цветовое зрение | Цветовая слепота | Х- хромосома |
Длина подбородка | Длинный | Короткий | |
Геморрагический диагноз | Кровоточивость | Норма | Х- хромосома Y- хромосома |
Судорожные расстройства | Судороги | Норма | Х- хромосома Y- хромосома |
Тембр голоса | Бас (у мужчин) Сопрано (у женщин) | Тенор- Альт |
Итоговый тест по генетике
Из предложенной информации по каждому вопросу правильный ответ и запишите соответствующую цифру или букву
- Основные закономерности наследственности и изменчивости были впервые установлены:
а) Морганом
б) Менделем
в) Мичуриным
2 Ген- это часть молекулы:
а) белка
б) ДНК
в) АТФ
- Количество альтернативных признаков при моногибридном скрещивании:
а)1
б)2
в)3
- Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:
а) гомозиготные
б) гемизиготные
в) гетерозиготные
5 Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков называются:
а) доминантными
б) аллельными
в) рецессивными
6 Совокупность всех наследственных задатков клетки или организма- это:
а) генотип
б) фенотип
в) генофонд
7 К анализирующему относят скрещивание типа:
а) Аа х Аа
б) Аа х аа
в) АА х Аа
8 Кроссинговером называют:
а) сближение гомологичных хромосом
б) тип хромосомной перестройки
в) обмен участками гомологичных хромосом
9 Фенотип- это совокупность:
а) генов организма
б) генов данной популяции или вида
в) внешних и внутренних признаков организма
10 Женская гетерогаметность имеет место у:
а) дрозофилы
б) человека
в) птиц
11 Количество фенотипов при скрещивании Аа х Аа в случае полного доминирования:
а) 1
б) 2
в) 3
12 Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом ААВв:
а) 4
б) 3
в) 2
13 Дигетерозигота имеет генотип:
а) АаВВ
б) ААВв
в) АаВв
14 Количество возможных генотипов при скрещивании типа Аа х Аа:
а) 2
б) 3
в) 4
15 Явление сцепленного наследования генов установил:
а) Морган
б) Мендель
в) Мичурин
16 Цитогенетический метод изучения генетики человека основан на изучении:
а) родословных
б) особенностей обмена веществ
в) структуры хромосом
17 Метод, который нельзя использовать для изучения генетики человека:
а) гибридологический
б) биохимический
в) генеалогический
Алгоритм решения задач на моногибридное скрешивание:
А. 1).Определите доминантный и рецессивный признак по результату скрещивания F1 и F2 (по рисунку или условию задачи).
2) Введите буквенные обозначения доминантного и рецессивного признака.
3) Запишите генотип особи с рецессивным признаком или особи с известным по условию задачи генотипом и гаметы.
4) Запишите генотип гибридов F1, учитывая, что один из генов наследуется от особи с рецессивным признаком.
5) Запишите гаметы особи с доминантным признаком, исходя из генотипа гибридов F1
6) Запишите генотип особи с доминантным признаком.
Б. 1) Составьте схему второго скрещивания. Запишите генотипы гибридов F1 и их гаметы в решетку Пеннета по горизонтали и вертикали.
2) Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в поколении F2
Тест №1. Наследственность и изменчивость
Решите правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
- Наследственность-это способность родителей передавать свои признаки следующему поколению.
- Фенотип-это совокупность генов определенной клетки или организма.
- В результате мейоза происходит уменьшение числа хромосом в два раза.
- Моногибридное скрещивание-это скрещивание по двум парам признаков.
- Обмен участками гомологичных хромосом называется коньюгацией.
- Признак, передающийся по наследству при гибридизации, но не проявляющийся у гибридов первого поколения, называется доминантным.
- Хромосомы, одинаковые у самца и самки, называются аутосомами.
- Особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление, называются гомозиготными.
- Явление сцепленного наследования открыл Т. Морган.
- Генотип-это совокупность всех генов организма.
Алгоритм решения задач на взаимодействие генов:
- Запишите фенотипический радикал дигибридного скрещивания.
- Разделите его на фенотипические группы, согласно результатам скрещивания F2 по условию задачи.
- Определите генотипы поколения F2 и гены, определяющие данные признаки.
- Определите генотипы особей в поколении F1, учитывая, что они должны дать все 4 типа гамет ( АВ, Ав, аВ, ав).
- Определите генотипы исходной родительской пары Р, учитывая, что первое поколение F1единообразно.
Алгоритм решения задач, используя закон расщепления.
- Записать фенотипы родителей.
- Определить и записать генотипы матери и отца.
- Определить и записать сорта женских и мужских гамет.
- Построить решетку Пеннета и определить возможные типы зигот, образующихся при оплодотворении.
- Определить формулу расщепления гибридного потомства по генотипу
- Определить формулу расщепления гибридного потомства по фенотипу.
Лист самоконтроля и самоанализа.
Темы | Дидактические задания | Самооценка |
1.История открытия. Основные понятия генетики. 2. Гидридологический метод наследования признаков. . Первый закон Менделя. 3. Второй закон Менделя. 4. Третий закон Менделя. 5. Хромосомная теория наследственности. 6. Генетика пола. 7. Генотип как целостная система. 8. Семинарское занятие. | Тест Задание №1 Задание№2 Задание №1 Задание№2 Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №1 Задание №2 Задание №3 Итоговый тест |
Ф. И. О. ученика.
Литература для учащихся и учителя.
- В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая Биология» 9 класс М.: «Дрофа», 2001г.
- О.Г.Машанов, В.В.Евстафьев Учебно-методическое пособие по биологии «Основы цитологии. Размножение и развитие организмов. Генетика. Селекция». М.: «Московский лицей»,1995г.
- Под редакцией Р.А.Петросова Дидактический материал по Общей Биологии, пособие для учителей биологии. М.: «РАУБ-Цитадель». Мн.:ООО «Белфарпост»,1997г.
- Б.Х.Соколовская «Молекулярная биология и генетика в 10 классе» М.: «Просвещение», 1970г.
- Г.М.Муртазин «Задачи и упражнения по Общей Биологии» М.: «Просвещение», 1981г.
- Журнал «Биология в школе», статья В.Б.Захаров «Введение в генетику : история развития»,№5,2003г., с.9-12
- Журнал «Биология в школе» статья И.Б.Дараган «Грегор Мендель», №5,2003г., с.13-17
- О.Г.Машанов.В.В.Евстафьев «Тесты, вопросы и задания» М.: Учебный центр «Московский лицей», 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика изучения иностранного языка в средней школе
Для учащихся средней ступени образования (5-9 классы) характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступ...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении английского языка в средней школе
Реализация проектно-исследовательского подхода на уроках английского языка...
ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЙ СЛОВ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящее время уделяется большое внимание аналитическому рассмотрению языковых единиц в функционально-семантическом аспекте.Работа над словами с переносным значением в образной и изобразительно-выр...
статья "Изучение русского языка в национальной школе с опорой на родной якутский язык"
Изучение русского языка в национальной школес опорой на родной якутский язык....
Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе
В данной статье рассматривается понятие интенсивной методики обучения иностранным языкам, ее истории возникновения, характеристики и рекомендании по использованию в классах средней общеобразовательной...
Применение кейс –технологий при изучении английского языка в средней школе
Описание кейс технологий, создание этой технологии, виды...
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать индивидуальные особенности и...