Текст в системе обучения русскому языку и литературе, ориентированной на подготовку к ГИА
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Цель методического опыта — интегрированное преподавание русского языка и литературы, способствующее повышению качества подготовки к ГИА и к итоговым испытаниям.
Проблемы: 
необходимость подготовки учащихся 9, 11 классов к шести видам экзаменационных испытаний,
снижение уровня начитанности у школьников, 
повышение информационной нагрузки на современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.odp32.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст в системе обучения русскому языку и литературе, ориентированной на подготовку к ГИА Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ Школа №1568 Кулешовой С.В.

Слайд 2

Про опыт Цель методического опыта — интегрированное преподавание русского языка и литературы, способствующее повышению качества подготовки к ГИА и к итоговым испытаниям. Проблемы: необходимость подготовки учащихся 9, 11 классов к шести видам экзаменационных испытаний, снижение уровня начитанности у школьников, повышение информационной нагрузки на современного школьника.

Слайд 3

Актуальность темы Для успешной подготовки к ГИА как по русскому языку, так и по литературе важно следующее: учить выражать свою точку зрения в письменных текстах; проводить комплексный анализ текста; учить выражать главную и второстепенную информацию текста; систематически предлагать учащимся задания, требующие развёрнутых ответов ограниченного объёма. (По материалам Методического семинара «Итоги ГИА в Москве»)

Слайд 4

Про читательский дневник Рекомендовано «в читательском дневнике фиксировать собственные умозаключения о поступках героев, интерпретировать факты и подбирать конкретные примеры-аргументы». (По материалам Методического семинара «Итоги ГИА в Москве») Опыт: с 5 класса учащиеся ведут читательский дневник в свободной форме, но с определенным набором обязательных граф; оценка за ведение такого дневника ставится в журнал; для чтения выдаётся список литературы с рекомендациями шире программы и с учётом возрастных особенностей. Задача-накопить материал для аргументации в развёрнутых ответах ГИА.

Слайд 5

Про технику чтения: Рекомендована «систематическая работа над техникой чтения, включающей понимание смысла текста». Опыт постановки вопросов к прочитанно му фрагменту: Какова позиция автора по отношению к происходящему? Какие качества героя иллюстрирует данный эпизод? Назовите ключевое слово , отражающее смысл прочитанного. Какие средства выразительности использовал автор? Какую проблему ставит автор в данном фрагменте? Задача - подготовка к сочинению и итоговому собеседованию. Оценка в эж.

Слайд 6

Про рассуждение как тип текста Рекомендовано педагогу обучать при любом ответе «следовать алгоритму: 1) тезис (ответ на вопрос); 2) аргументация (примеры из текста); 3) вывод...» Опыт: лингвистические сочинения по материалам учебника русского языка ( «Причастие — это часть речи или форма глагола?»), письменные ответы на проблемные вопросы к эпизодам художественных произведений в формате рассуждения . Задачи: формирование ОУУ, подготовка к сочинению в формате ОГЭ и ЕГЭ и к итоговому собеседованию.

Слайд 7

Про развёрнутые письменные ответы Пример задания по литературе в 10 классе: Текст: эпизод спора о принципах между П.П. Кирсановым и Е. Базаровым (из КИМ ФИПИ для ЕГЭ по литературе). Вопрос:«Как проявляется позиция автора в данном эпизоде?» Задание: дайте развёрнутый ответ -рассуждение, приводя примеры-иллюстрации. Задача учителя в организации работы: подобрать текст из КИМ ЕГЭ ЛИ, подходящий для анализа позиции автора и подбора примеров — иллюстраций,.

Слайд 8

Про интеграцию Задание 22 ЕГЭ РУ Установите соответствия между предложениями и названиями изобразитель-но-выразительных средств. Задание 9 ЕГЭ ЛИ Выберите все названия художественных средств, использованных в тексте. 1) риторический вопрос 2) эпитет 3) антитеза 4) парцелляция 5) метонимия гротеск инверсия метафора эпитет неологизм

Слайд 9

Про единые подходы «Конкретные рекомендации учителям:(...) осуществлять орфографический, синтаксический, пунктуационный, грамматический анализ всех письменных ответов по литературе». (По материалам Методического семинара «Итоги ГИА в Москве») Опыт: на уроках литературы в 11 классе использую подходящие тексты из КИМ для сочинения в формате ЕГЭ РУ, например, из произведений М. Булгакова, Б.Васильева, А. Толстого , В. Некрасова. Задача: применять проблемный подход к изучению художественной литературы,тренировать элементы задания 27 ЕГЭ РУ и задания 1 ОГЭ РУ.

Слайд 10

Про опыт Задачи, требующие дальнейшего решения: разработать критерии оценки читательского дневника в 5-9 классах, систематизировать банк текстов художественных произведений из программы по литературе 10-11 класов, применимых для подготовки к заданию 27 КИМ ЕГЭ РУ, совершенствовать методику постановки идентичных заданию 13.2 ОГЭ РУ вопросов к изучаемым на уроках литературы в 7-9 классах эпизодам художественных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья об использовании личностно-ориентированных технологий в обучении русскому языку и литературе.

Из опыта работы по использованию личностно-ориентированных технологий в обучению русскому языку и литературе....

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Повторение в системе обучения русскому языку как этап подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Одна из главных причин низкой грамотности обучающихся – в нацеленности обучения на знания правил, а не на их применение. Но опыт работы в школе...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....