Методические рекомендации к части С
методическая разработка по русскому языку по теме

Как известно, современные подходы к изучению русского языка в школе предполагают приоритет речевого развития, формирование в первую очередь коммуникативной компетентности учащихся. Современный человек должен уметь грамотно выразить хотя бы на родном языке собственные мысли – и адекватно воспринимать чужую речь, должен уметь работать с всё возрастающим количеством самой разнообразной устной и письменной информации. На проверку сформированности именно этих умений направлено задание «С» Единого государственного экзамена по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii_k_chasti_s.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к созданию письменного высказывания

в рамках ЕГЭ (части С)

     

    Как известно, современные подходы к изучению русского языка в школе предполагают приоритет речевого развития, формирование в первую очередь коммуникативной компетентности учащихся. Современный человек должен уметь грамотно выразить хотя бы на родном языке собственные мысли – и адекватно воспринимать чужую речь, должен уметь работать с всё возрастающим количеством самой разнообразной устной и письменной информации. На проверку сформированности именно этих умений направлено задание «С» Единого государственного экзамена по русскому языку.

    Исходя из самой формулировки задания, алгоритм его выполнения предполагает три основных шага:

    1. Выявить и сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста.

    2. Прокомментировать эту проблему.  

    2. Определить и сформулировать позицию автора по отношению к этой проблеме.

    3.Сформулировать и аргументировать собственное отношение к поставленной проблеме.

    По-видимому, именно так, пошагово, следует готовить детей к экзамену, формируя навыки, последовательно тренируя умение чётко формулировать  проблему, комментировать её, формулировать позицию автора и, наконец, аргументированно выражать  своё отношение к проблеме.

    Приступая к выполнению задания, прежде всего определим жанр ученической работы. Во всех демоверсиях последних лет он обозначен как сочинение (а не эссе, или отзыв, или рецензия и т.п.) Следовательно, отпадает проблема освоения законов разных жанров. Точнее – это сочинение-рассуждение об одной из заявленных в тексте проблем. Тип текста «рассуждение» предполагает наличие тезиса, аргументов, доказывающих верность этого тезиса, и вывода (не помешают также вступление и заключение).

 Как начать работу?

    Возможные варианты вступления:

* Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нём или о своём знакомстве с его книгами (если автор вам известен).

* Написать о впечатлении, которое произвел текст. Если впечатление  отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвёл впечатление, желательно написать почему.

* Можно обрисовать типичную (аналогичную изображённой в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)

 Как обозначить проблему?

    Проблема должна быть обозначена более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, экологии, взаимоотношений «отцов и детей»,  цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

    Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте, причём не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос (Что важнее – закон или совесть? Может ли прогресс быть человечным? Необходимо ли милосердие в нашей жизни? Возможно ли органичное  сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?), либо как сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (см. выше).

    Критерий оценивания К-1 проверяет умение чётко и лаконично формулировать проблему. Можно порекомендовать специально тренировать именно это умение, обращаясь к разным текстам, в том числе из демоверсий прошлых лет.

    Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего нужно понять, о чём этот текст, какова его тема. По-гречески   theme  – то, что положено в основу. Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, –  предмет речи» (Словарь методических терминов).  И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы. Это и будет вводная часть работы. Начало-зачин её может быть таким: «Кто из нас не задумывался о… («не сталкивался с…)… Эссе (отрывок из… и т.п.) известного писателя (публициста…)  посвящено теме…».  

    Дальше, как уже говорилось, нужно сформулировать проблему, поднятую в тексте. «Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения» (Толковый словарь русского языка). Обычно проблема подсказана темой, «вытекает» из неё, но далеко не всегда чётко формулируется самим автором. В сочинении проблема может быть сформулирована с помощью таких  речевых оборотов: уделить внимание какой-либо проблеме, над какой-либо проблемой думать, работать, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения; поставить, рассмотреть, разрешить какую-либо проблему.

    Если такую лаконичную формулу найти не удаётся, можно обозначить проблему в виде вопроса. При этом нужно учитывать, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо  выявить одну из них и с ней работать (типичной ошибкой многих является формулирование одной проблемы, а рассуждения – о другой, существующей в этом же тексте).  В процессе подготовки к выполнению задания части С сначала полезно устное обсуждение проблематики, выявление и формулирование одной из проблем, затем переход к письменному оформлению работы в соответствии с требованиями задания.

    Если сложно обозначить проблему, надо попробовать идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор. Что он хотел вам сказать? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим. Например, в тексте вы обнаружили, что автор утверждает: «Каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу» (текст Н. Долининой из сб. 2006-2007 г.).  Попробуйте в этом высказывании найти ключевые слова. Человек – открыть душу – красота мира. В таком случае вопрос может звучать приблизительно так: как влияет красота мира на человека, на его душу? Или так: автор размышляет над проблемой влияния красоты окружающего мира на человека.

    Во избежание ошибки нужно несколько раз прочитать текст с карандашом в руке и подчеркнуть в тексте ключевые понятия.

    Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

* У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (Как справедливо отмечает Л.Л. Соколова, «важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой»).

* Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека… (Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка – нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека).

* Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: автор поднимает проблему сострадания или как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?).

* Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…).

* Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы формулируется позиция автора).

* В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема – это не одно и то же).

* Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

 Комментарий

    Оцениваются комментарии к проблеме (К-2) двумя баллами, следовательно, формулировка проблемы должна сопровождаться более пространными комментариями. Комментарии – это «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо» (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова). В нашем случае комментарии могут иметь двоякую функцию. С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о её актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том, кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой, как её рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д. С другой стороны, согласно разъяснениям разработчиков КИМов, «комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст»: «Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание».

    Следовательно, комментарий проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть её значимость, а затем – и выразить своё авторское отношение к ней.

    Следует помнить, что комментарий – это не пересказ, не цитирование, не обозначение авторской позиции, а  размышления над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

* Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Почему эта проблема им интересна?

* Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем её актуальность?

* Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном или литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображённая автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

* С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чём это проявляется (желательно основываться на выборе писателем или публицистом конкретных слов, деталей).

* Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

* Что автор подчёркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

    Важно прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, нужно говорить только об одной.

* Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отражённую в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

* При анализе художественного текста следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик».

    Подскажем ещё, что проблема может быть сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, назревшая и т.д.

Авторская позиция

    Следующий шаг анализа — определение позиции автора, его отношения к поставленной проблеме (К-3). Позиция автора — это основная мысль текста, то, что мы привыкли называть «идеей». Исходя из критериев – она должна быть просто сформулирована. При этом не следует путать её с формулированием самой проблемы (это был первый шаг алгоритма). Напомним также ещё раз, что позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную.

    Как определить основную мысль текста (позицию автора)? Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами или в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале текста.

                                                                                               

    Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.

    Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Достаточным может считаться умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы, основные аргументы автора, проясняющие его позицию).

    Основную мысль текста следует выразить кратко, одной-двумя  фразами («Автор считает, что…» или «Автор так определяет свое отношение к…» и т.п.).; можно привести цитату из текста, но ни в коем случае не пересказывая и тем более не переписывая его. В этой части сочинения также можно указать на те приёмы (изобразительные средства или синтаксические фигуры), которые помогают автору выразить свою позицию особенно ярко и убедительно. И хотя, как уже говорилось, владение этим содержанием специальным критерием не оценивается, оно может повлиять на общее впечатление от работы.

    Заметим, что в художественном тексте позиция автора не всегда может быть заявлена прямо, она как бы вытекает из самого содержания текста, так что формулировать её приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы:

    - что хотел сказать своим читателям  автор, создавая текст;

    - как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

    Кроме того, нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

* Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: «Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…».

* Некоторые авторы говорят от имени героя-рассказчика. Что делать в таких случаях? Иногда помогает название, но чаще всего ответ надо искать в речи героя. Из того, что говорит герой, можно делать вывод о том, что он собой представляет.

* Не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

* Если проблема представлена в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Собственное мнение

    И, наконец, третья, последняя и, может быть, самая сложная задача – выразить своё отношение к этой авторской позиции и, следовательно, к проблеме. Здесь тоже требуется чёткость и конкретность высказывания. Конечно, проще всего согласиться с автором, но даже в этом случае лучше выразить ту же мысль своими словами. Это не должно быть просто «Я согласен с автором, что…» В критериях оценивания этого параметра (К-4) для получения высшего балла  требуется не менее двух аргументов, подтверждающих собственную позицию («с опорой на читательский  и  жизненный опыт»). То есть это должны быть собственные аргументы, отличные от авторских, как бы дополняющие их (в случае согласия с автором), и, подбирая их, нужно опираться на литературу (научную, публицистическую) или на художественные произведения, изучавшиеся в классе или прочитанные самостоятельно.

    Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка). Аргумент – это «довод, основание, приводимые в доказательство чего-либо». В риторике существуют разные классификации аргументов: они могут быть сильными, неопровержимыми и слабыми, допускающими контраргументы; они могут опираться на логику и манипулировать эмоциями и т.д. Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Следует писать не о причине своего согласия/несогласия с автором, а подбирать аргументы в защиту/против авторской позиции. Аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…»

    Конечно, желательно, чтобы автор сочинения подкреплял свою позицию сильными, убедительными аргументами. К ним обычно относят эпизоды художественных произведений, характеристика литературных героев; факты, события, выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы); статистические данные; свидетельства очевидцев. Нередко в качестве сильных аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений, а также пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа. Не менее убедительным будет и обращение к Библии, ее мотивам и сюжетам, определяющим, как правило, общечеловеческие ценности, отражающим  общепринятые нормы общественной жизни. Однако следует помнить, что любая неточность в цитате и тем более в фамилии и даже в инициалах её автора считается ошибкой в фоновом материале (критерий оценивания  К-12) и влечет за собой потерю 1 балла, поэтому цитировать нужно осторожно и лучше не пользоваться кавычками, а давать цитату в своём – по возможности точном – пересказе.

    Как справедливо указывают разработчики КИМов, «необходимо учитывать, что задача ученика не может заключаться в том, чтобы обосновать истинность заявленного тезиса (личностной позиции) в безупречной  – с точки зрения формальной логики – форме. Проблемы, которые рассматривает, осмысливает ученик, имеют ценностное значение. Поэтому  истинность каких-либо положений зачастую подтверждается не только соответствием реальной жизни, но и эмоциональной убежденностью в их справедливости». Таким образом, если трудно подобрать подходящую цитату или неопровержимый факт, вполне допустимыми оказываются аргументы, обращающиеся не к логике, а к эмоциям, чувствам читателя, содержащие предостережение – или, наоборот, уверенность в чём-то хорошем, выражающие сочувствие, сострадание – или презрение, осуждение.  Например, «если мы не будем заботиться об одиноких стариках, то и сами можем когда-нибудь оказаться в их положении»; «если человек будет продолжать бездумно эксплуатировать природу, то скоро Земля превратится в пустыню» и т.п.

    Интересной формой аргументации является так называемое «рассуждение с дефиницией». «Обычно такое рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение:  

    «Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия»

    Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами (из жизни или литературы). Следует научить детей различать аргументы (доказательства какого-либо тезиса, призванные убедить в чем-либо собеседника) – и примеры, цель которых – лишь проиллюстрировать тот или иной аргумент или тезис. Однако если не следовать жёстко требованиям риторической науки, то в сочинении можно каким-либо ярким примером заменить аргумент. Используют даже специальный термин «иллюстративные аргументы – примеры», подразумевая пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывается о действительно имевшем место случае), литературный пример из общеизвестного произведения, предположительный пример рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях.

    Стилистически любые аргументы должны быть чёткими, оформляться и вводиться в текст так, чтобы проверяющему работу эксперту не приходилось сомневаться в их наличии и количестве. Это можно сделать с помощью слов  «во-первых… во-вторых…», «наконец…»; «вспомним…», «это подтверждается тем-то…, «в доказательство можно привести еще и такой аргумент…» и т.д.

   

Примеры литературных аргументов

1.Тема исторического прошлого

Тема исторического прошлого родины постоянно волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов". "История Пугачевского бунта" и, конечно же, "Капитанская дочка". Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи

Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя, ослепительно и сильно звучит в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. В седьмой главе "Евгения Онегина", воспевается подвиг Москвы.

2.Тема чести и бесчестия

Прочитав повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка", понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Два офицера российской армии ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений.

Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве

Л.Н.Толстого.

3. Любовь к родине

Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.

Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина.   О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы" , - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

4.Нравственные качества человека

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Одним из писателей, который искренне болеет за нравственность нашего общества, является Валентин Распутин. Особое место в его творчестве занимает повесть "Пожар" Это размышления о гражданском мужестве и нравственных позициях человека.Когда в Сосновке разразился пожар, было немного тех, кто рискуя своей жизнью, отстаивал народное добро. Многие же пришли "погреть руки". Пожар - это итог всеобщего неблагополучия. Людей развращает неуютность быта, скудность духовной жизни, бездушное отношение к природе.

Многие проблемы нашей современности, в том числе и нравственные, поднимает Анатолий Приставкин в повести "Ночевала тучка золотая.". Он остро ставит вопрос национальных отношений, говорит о связи поколений, поднимает тему добра и зла, говорит о многих других вопросах, решение которых зависит не только от политики и экономики, но и от уровня общей культуры.

5 Ответственность человека за жизни окружающих

Так, в произведении Толстого «Война и мир» особенно остро стоит вопрос о нравственной ответственности человека перед историей.

Чувство вины и ответственности за окружающих поднимается в произведениях о Вов. Так например в стихотворении А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...»  лирический герой задается риторическим вопросом: мог ли он сберечь тех, кто не пришел с войны? Конечно, нет, но чувство вины не оставляет героя и автора.,

6 Отцы и дети

Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них. А. С. Грибоедов, описав в комедии “Горе от ума” борьбу “века нынешнего” и “века минувшего”, не обошел вниманием сложную проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба старого с новым.

А Петр Гринев в Повести А.Пушкина «Капитанская дочка», следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать* честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего.

Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям, любящим их, вырастившим их и воспитавшим? Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь, предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным, что он не смог его выдержать.

7. Роль примера. Воспитание человека

Произведения, которые учат мужеству

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в литературе. Писатель часто обращаются к этому периоду истории .Повесть «Сотников», написанная Василем Быковым, является одним из лучших произведений о войне. Пройдя тяжелые испытания, главные герои попадают в лапы немцев. Сотников – скромный, незаметный человек, простой учитель. Но, будучи больным и слабым, он пошел на ответственное задание. Измученный пытками, он остается несломленным.

     Истоком мужества и героизма Сотникова явилась убежденность в справедливости борьбы, которую ведет народ.

     Это произведение учит нас смелости и мужеству, помогают нашему нравственному становлению.

8. Самопожертвование во имя любви к ближнему

1)Ф.Достоевский «Преступление и наказание» . "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечно "ненаситимого" страдания.

2)Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

3) М.Горький легенда о «Данко». Данко пожертвовал собой ради спасения людей. Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. Этот подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.

  4) В одной из книг, посвященных Великой  Отечественной войне, бывший блокадник вспоминает о том, что ему, умирающему подростку, во время страшного голода спас жизнь по жилой сосед, который принес банку тушенки, присланную сыном с фронта. «Я уже старый, а ты молодой, тебе еще жить да жить» - сказал этот человек. Он вскоре умер, а спасенный им мальчик на всю жизнь сохранил о нем благодарную память.

  4) Трагедия произошла в Краснодарском крае. В доме для престарелых, где проживали больные старики, которые не мог ли даже ходить, начался пожар. На помощь инвалидам бросилась медсестра Лидии Пашенцева. Женщина вытащила из огня несколько больных, но сама выйти не смогла.

 

9. Сострадание и милосердие. Чуткость

  1) У М. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он  встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

 

10.Черствое и бездушное отношение к человеку

      1)А.Платонов «Юшка»

  2) В январе 2006 года во Владивостоке произошел страшный пожар. Загорелось помещение сбербанка, который находился на восьмом этаже «высотки». Начальник потребовал, чтобы сотрудницы сначала спрятали все документы в сейф, а потом уже эвакуировались. Пока убирали документы, пожар охватил коридор, и многие девушки погибли.

  2) Во время недавней войны на Кавказе произошел случай, который вызвал справедливое негодование в обществе. В госпиталь привезли раненого солдата, но врачи отказались его принимать, сославших на то, что их учреждение принадлежит системе МВД, а солдат относится к ведомству Министерства обороны. Пока искали нужную медсанчасть, раненный погиб.

   

11. ЧЕЛОВЕК И ВЛАСТЬ

Пушкин в трагедии “Борис Годунов” очень точно определил и показал народный характер. Вечно недовольные существующей властью, люди готовы подняться на ее уничтожение и бунтуют, вселяя ужас в правителей,— и только. А в результате сами же остаются обиженными, так как плодами их победы пользуются бояре и родовитые дворяне, стоящие при троне государя.

Народу же остается одно — “безмолвствовать”.

12. Культура речи и языка

В произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

13.Проблему наследственности и самоформирования.

В русской литературе и в жизни так почитаем образ Левши в произведении Лескова. Нигде не учась ремеслу, он сумел без микроскопа подковать блоху. Нет сомнения, что он сам развил свой талант. Никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, напротив, не заложен подобный талант.

Также хотелось бы вспомнить о параолимпийских играх. Люди-инвалиды, вроде бы ограниченные природой в подвижности, находят в себе силы для занятий спортом и установления рекордов. Это ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.

14. Человек и искусство. Воздействие искусства на человека

1) Например, песня «Священная война» на слова В.Лебедева-Кумача, музыку А.Александрова поднимала солдат в атаку, защищая свою родину. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.

2) В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.

15 Проблема сохранения памяти

1) Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

2) Вспомним героя А.И.Куприна Желткова из произведения «Гранатовый браслет». Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью

16. Проблема человеческой духовности

Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сдаём ЕГЭ. Методические рекомендации для подготовки Егэ по русскому языку, часть С

Данная презентация даёт методические рекомендации по написанию сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку. В частности, предлагаются варианты начала и окончания сочинения с конкретными примерами. Анализ...

"Методические рекомендации коллегам по подготовке и проведению практической части исследовательской работы с детьми "

Работа  "Методические рекомендации коллегам по подготовке и проведению практической части исследовательской работы с детьми "выполнена в форме презентации для проведения педагогическиго сове...

Методические рекомендации родителям по развитию предметных представлений у дошкольников с нарушениями зрения Часть № 1

Материал содержит методические рекомендации родителям по организации детской деятельности, способствующей развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения....

"Подготовка к ЕГЭ. Выполнение заданий части В. Методические рекомендации"

Для учителей, преподающих русский язык в 10, 11 классах...

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме « Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».

Данное пособие для организации самостоятельной работы студентов на практическом занятии. Здесь имеются задания и образцы выполнения, даётся дополнительная информация....

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по английскому языку (часть C)

Рекомендации по составлению письма личного характера………………………………………………………..……..…..3 Рекомендации по написанию сочинения с элементами рассуждения………………………………………………………………..7...