Этнопедагогический потенциал сельского социума
статья (русский язык) по теме

Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного воспитания. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской школе, объединение сельского социума - не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема. Школа выступает как координатор деятельности сельского социума по этнопедагогизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnopedagogicheskiy_potencial_selskogo_sociuma.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Этнопедагогический потенциал сельского социума в нравственном воспитании  школьников на народных традициях .

Аверьянова Гульнара Николаевна, учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ №9 им.Р.В.Лонкунова

с.Таас – Юрях. Мирнинский район

 

          Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного воспитания.   Этнопедагогика, по определению Г.Н. Волкова, передает и содержание, и сущность науки, предметом которой является традиционная культура воспитания этносоциума.

Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа. Я.А.Коменский, гениальный педагог, при разработке принципов дидактики учитывал народный опыт.

         Многие знаменитые  педагоги, в том числе И.Г.Песталоцци ,К.Д. Ушинский придавали большое значение народной педагогике.

В народной педагогике  действующим центром воспитания является семья, в ней сосредоточено основное богатство содержания, методов и форм национальной системы воспитания. Для этнопедагогического обеспечения самоорганизации личности большое значение имеет общение со взрослыми. Это естественный процесс, в котором ребенок усваивает нормы и мораль общества, обогащается опытом жизнедеятельности.

Система народного воспитания составляет основу этнопедагогической науки, что нашло отражение в исследованиях В. Ф. Афанасьева, Д. А. Данилова, Е. П. Жиркова и других якутских ученых. По их мнению, принципиально важно то обстоятельство, что концепция национальной школы Республики Саха (Якутия), составленная на основе учета положений этнопедагогической теории, принята и реализуется на уровне государственной политики.    Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно село  сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общность, воспитание детей “всем миром”.

          Школа – стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание – ядро воспитательной системы.  Актуальность его как выражение коренных оснований жизни сегодня очевидна.  Кризис духовности, индивидуализм, культ денег становятся первостепенными, что несвойственно менталитету народа саха. Сельская школа является центром  в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания  обучающихся, включающим в себя культурные, духовно – нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности  народов, наций и этносов нашей  республики.  

Цель работы: изучение традиционной системы воспитания народа саха и разработка модели этнопедагогизации воспитательного пространства сельского социума .

Основная задача:  воспитание этнокультурно ориентированной личности, цель которого – формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.

Объект: этнопедагогика народа саха как единство его педагогического сознания и воспитательной практики.

Предмет: теория и практика этнопедагогики  народа саха и их влияние на процесс социализации подрастающего поколения в сельском социуме.

Актуальность. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской школе, объединение сельского социума – не только педагогическая, но и актуальная социальная проблема. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности". [22, c.51]  .

          Способствовать развитию положительных тенденций в возрождении, сохранении и развитии народных культур – новая социально – педагогическая функция школы, системы воспитания детей и молодежи. Она введена в ранг  государственной политики в область образования и отражена в законе РФ «Об образовании».  

Традиционная культура – целостная открытая система, ядро которой – идеал нравственного человека; в соответствии с этим идеалом и строится народная педагогика у всех этносов;

  Этнопедагогизация и предполагает  построение воспитательной системы на народных традициях как важнейшем средстве передачи детям исторического опыта народа в виде различных социальных норм и правил, прежде всего - нравственных.

в его усвоении как средстве общения, но и воспитание отношения к нему Наша школа, как и любая национальная, строится на следующих принципах:

- язык обучения – родной (якутский). Цель изучения языка – не только как к важнейшей ценности, основе национальной культуры;

-  изучение  якутской национальной культуры во всем ее многообразии – в традициях, обычаях, в устном народном творчестве, в предметах труда и быта, в правилах и нормах поведения, в праздниках и играх, в народной мудрости, а также культуре официальной, выраженной в науке, искусстве, литературе, музыке, живописи  ;

            - основой построения учебно- воспитательного процесса становится  якутская традиционная народная культура, которая несет в себе духовность, представление о человеческом идеале, отражающая сущность   характера и поведения  народа саха;

Перед школой ставится задача создания целостной общественно-ориентированной образовательной среды, направленной на обеспечение условий для партнерских, заинтересованных отношений всех субъектов образовательного процесса. Школа выступает  как координатор деятельности сельского социума по этнопедагогизации. В выполнении задач по нравственному воспитанию школьников на народных традициях народа саха участвуют : школа, семья, социум. Выбранная нами форма работы с социумом начинает оправдывать себя, появились некоторые сдвиги в учебно-воспитательной и методической работе школы. У участников образовательного процесса по итогам мониторинга за три года заметно повысилась мотивация к успеху в учебе, педагогической деятельности, в социальном партнерстве. Тесное взаимодействие всех участников образовательного пространства способствует сельскому ученику самоопределиться и не «потеряться» в будущей жизни, что и является нашей главной целью.

Нами составлена общая характеристика своего села, выявлены партнеры – предприятия (администрация МО «Ботуобуйинский наслег», СДК, ДОУ «Кэнчээри», СВА, отделение №3 совхоза « Новый», АК «АЛРОСА-ГАЗ»и др.) и партнеры-общественные организации (совет отцов, совет бабушек, ДОО «Кэскил», «Эрэл», «Сарыал», молодежная организация села «Чэбдик», совет старейшин, женсовет, туолбэ).

           Традиционно   проводятся следующие формы работы:

           - Экскурсии, походы по родному краю.

            -Сбор произведений народного творчества (предметов быта, труда, одежды).

          -Поисковая работа  совместно с  родителями по составлению родословной.

          -Работа  по сбору сведений и документальных материалов об участниках великой отечественной войны,  тыла, об участниках открытий первых якутских алмазов.

           -Изучение  истории школы и образования в селе.

           -Сбор материалов для школьного историко- краеведческого музея.

          -Викторины,  конкурсы знатоков народных традиций и обрядов, неделя национальной культуры;

          -Тематические  праздники: ысыах, День Матери, День отцов, День семьи, День защиты детей, день якутской письменности.

           - Традиционные игры предков, Урун - Уолан, Кыыс –Куо, Уьун суьуох.

         Объединение ресурсов  и усилий социума в образовании и воспитании детей   дает:

-Сплочение социума вокруг школы, осознание общей идеи, цели;

-Создание положительного образа, повышение авторитета школы;

-Педагогизацию социума, удовлетворение образовательных потребностей социума;

-Формирование социального заказа к школе в новых условиях;

-Развитие личности, мастерства, творчества каждого ребенка;

-Развитие самоуправления на селе, повышение социальной активности, инициативы жителей наслега;

-Создание сообществ детей и взрослых на основе их совместной деятельности, социализация обучающихся.

          В нашем селе немало семей, которые своими установившимися в семье традициями, методами воспитания детей являются примером для подражания, подрастающего поколения. Например, семья Ивановых Ю.Н. и Т.Д., Иевлевых А.К. и Д.С., Слепцовых В.П. и А.И., Степановых М.Р. и Н.И., Симоновых С.С. и Т.П.  В этих многодетных семьях традициями являются поддержка и взаимопомощь друг другу, воспитание детей трудом, сочетание полезного труда и отдыха , все   дети приобрели профессии и успешно нашли себя во взрослой жизни.

Механизмом социального партнерства в образовательном пространстве нашего села мы выбрали проектную деятельность, в ходе которого вырабатываются и реализуются проекты и программы совместной деятельности по решению социально значимых проблем села. Учащиеся успешно разработали и реализовали проекты: «Жители села Таас-Юрях в годы ВОВ», «Трудовой подвиг жителей Таас – Юряха в годы ВОВ», «Наши земляки – участники ВОВ», «Дети войны», «Изделия из конского волоса», «Традиционная женская одежда», «Учителя ветераны»,  «Улица имени С.Попова», «Улица имени И.Иевлева», «Учитель с  большой буквы», «Народные умельцы" , «Наши земляки в АК «АЛРОСА» и т,д.  

            Таким образом, этнопедагогический потенциал сельского социума в нравственном воспитании  школьников на народных традициях выполняет важные функции в социализации, развитии, становлении личности патриота своей родины.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

Этнопедагогические идеи в воспитании обучающихся сельской национальной школы

Описание опыта использования этнопедагогических идей в образовании...

Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе

"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...

Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе

"Создание условий, способствующих реализации потенциала одарённых детей, в сельской малокомплектной школе (на примере МБОУ Суворовской ООШ Дивеевского района Нижегородской области)" Статья о спо...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА

В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....

Проект. Формирование этнической толерантности подростков сельского социума в контексте ФГОС ООО

В проекте дан анализ социально-культурной среды, проблематики темы , диагностической работы по исследованию межэтнической толерантности учащихся сельской школы. Расскрываются направления дл...

Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»

Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...