Урок развития речи в 6 классе по теме «Как исправить текст с неудачным повтором»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Интегрированный урок (русский язык, литература) с использованием ИКТ. Разработка содержит презентацию, раздаточные материалы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронина Елена Юрьевна,  учитель русского языка   МОУ «СОШ №16» г. Сыктывкара

Урок развития речи в 6 классе  по теме

«Как исправить  текст с неудачным повтором»

Тип урока- интегрированный (русский язык, литература) с применением ИКТ.

Цель урока – подвести обучающихся к умению исправлять неудачные повторы в тексте, избегать неудачных поворов

Задачи:    образовательные:  1. учить видеть в тексте различные средства связи;

  1. 2. формировать умение редактирования текста с неудачным повтором;
  2. 3. учить  создавать свой текст, избегая повторов-недочетов.

    развивающие: 1. развивать умение анализировать текст с экспрессивным повтором и тексты повторами- недочетами;

  1. 2. развивать умение учащихся самостоятельно определять свое знание-незнание по предмету, сравнивать, анализировать.
  2. 3. развивать речь учащихся, логическое мышление;
  3. 4. развивать умение работать в группах, индивидуально.

воспитательные:  1. воспитывать личностные качества учащихся;

  1. 2. воспитывать любовь к русскому языку и литературе;
  2. 3. воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изученной теме и их практическое применение.

Дидактическое обеспечение:

  1. Компьютер с колонками.
  2. Проектор.
  3. Песни Незнайки и Знайки из кинофильма «Незнайка с нашего двора».
  4. Портрет Н. Носова и его героев.
  5. Презентация в программе Power  Point.
  6. План-карты для каждого учащегося по группам.
  7. Листы «Цель: что я жду от сегодняшнего урока».
  8. Карточки с индивидуальными заданиями.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».

Ход урока.

Ребята до начала урока при входе в кабинет выбирают картинку (Знайка, Незнайка, Ромашка, Стекляшкин) и рассаживаются по группам, соответствующим картинкам. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Учащиеся работают в план-картах.

  1. Вступление. Настрой на работу.

Звучит песенка Незнайки из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

Учитель: Кто узнал этого героя? Кто он? (Незнайка)  Кто автор произведений о Незнайке и жителях солнечного города? (Н.Носов)  Какие произведения он еще написал?   (Ответы учеников)     23 ноября  Н.Носову исполнилось бы 102 года.   А я хочу вас поздравить  с днем рождения этого замечательного писателя, без которого не прошло детство ни одного из сидящих здесь. (слайд2)

В песенке Незнайки мы услышали его мнение о том, что невозможно знать все на свете, поэтому не нужно и учиться. Зачем напрягаться, если все равно все не узнаешь.  А вы с этим согласны? (ответы) В конце нашего  урока мы вернемся к этому вопросу.

  1. Актуализация знаний.

          Учитель: Перед вами- 2 текста. Давайте их прочитаем. (слайд 3)

1.

2.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

                               Н.Носов «Живая шляпа»

Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда  Вадик попал, шляпа как подскочит кверху!                   Н.Носов «Живая шляпа»

Общее:                                                                                                                              Различия                                                                                                                                                                                                                                                                               

Для чего нужны…………..

Докажите, что в обоих столбиках именно тексты, а не набор предложений (ответ: тема, заголовок, основная мысль, порядок предложений, связаны по смыслу и грамматически)

Скажите, что в них общего, а в чем различия? (ответ: общее: повторы, различия: в первом тексте они необходимы, во втором - это ошибки) Запишите ответы снизу.

Как вы думаете, какой текст принадлежит перу Н.Носова, а какой испорчен? (первый текст- Носова, т.к. в нем нет неоправданных повторов).

А как вы думаете, для чего нужны повторы? (ответ: повтор усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, основную мысль; повтор указывает на продолжительность действия) Запишем наш вывод в строчку «Для чего нужны….», дописав слово «повторы». (слайд 4)

Скажите, к чему приводит неоправданное использование повторов (ответ: к однообразию, монотонности речи)

Учитель: Тема сегодняшнего урока непосредственно связана с данным текстом. Это вопрос, на который нужно ответить. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (ответ). Какое слово главное в этом вопросе? (ответ: как)

Итак, записываем тему в план-карту: «Как исправить  текст с неудачным повтором». Все вы- герои произведений Носова, все вы разные: трудолюбивые, любознательные, ленивые, везде сующие свой нос. Но именно благодаря своим различиям вы мне и поможете ответить на поставленный нами вопрос.

  1. Целеполагание.

Учитель: Теперь возьмите лист «Цель: что я жду от сегодняшнего урока» и в правом квадратике отметьте галочкой, что бы вы хотели сегодня узнать, опираясь на тему нашего урока, можете в пустую строчку записать свою цель.

Цель: что я жду от сегодняшнего урока.

Хочу узнать, для чего нужны повторы в тексте

Хочу вспомнить, что такое текст

Хочу научиться видеть в тексте повторы- ошибки

Хочу научиться правильно формулировать свои мысли

Хочу составить памятку, чтобы избежать повторов-ошибок в будущем

Хочу вспомнить, что такое синонимы

Хочу узнать, как исправить  неоправданный повтор

Хочу отдохнуть

Назовите выбранные вами цели (ответ нескольких учеников). В конце урока мы посмотрим, добились ли вы поставленных целей.

  1. Изучение нового материала (групповая работа).

Работаем по группам. Заполняем второй столбик памятки «Как устранить повтор-недочет». 1гр.- 1 строчку, 2 гр.- 2 строчку, 3 гр.- 3 строчку, 4 гр.- 4,5 строчки. В конце каждая группа говорит, что не так в тексте и что необходимо сделать. Если необходимо, подключаются и другие группы. В конце работы должно получиться следующее: (слайд 5)

Памятка.  Как устранить повтор-недочет.

Текст

Что сделать?

1. Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой  пришел Котька.

                                                                      («Находчивость»)                                                          

Устранить лишнее слово

2. Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице.  И поехали мы под землей.

                                                                                  («Метро»)

Объединить в одно предложение с однородными членами.

3. Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх.                            («На горке»)

Объединить предложения, превратив одно в

словосочетание.

4. Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти.

                                                                            («Ступеньки»)

Заменить повторяющееся слово местоимением

5. Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина  пошла играть с подругами.

                                                                   («Федина задача»)

Заменить повторяющееся слово синонимом

Давайте проверим, правильно ли мы все сделали. Откройте учебник на стр. 290. Прочитайте тексты  «Возьмите на заметку!»  параграфа 60.

  1. Физминутка.

Учитель: Вспомните, Незнайка ни секунды не сидел на месте. Давайте и мы разомнемся. Встали, правую руку положили на голову, левую- на живот. Правой рукой похлопываем по голове, а левой гладим свой животик. А теперь ускоряем темп. Спасибо, садитесь.

  1. Закрепление материала. (групповая работа)

Учитель: Мы не просто отдохнули, мы готовились к следующему задания. А теперь выполните задания, которые я подготовила для каждой группы. (слайд 6)

Предложения для групп

Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант.

  1. Когда мы гладили себя по животу, мы веселились.

____________________________________________

  1. Во время физминутки нам было весело веселиться.

____________________________________________

  1. Мы гладили живот, мы стучали по голове, мы смеялись.

____________________________________________

  1. Нам было весело, когда мы смотрели на одноклассников.

____________________________________________

Вы должны будете не только исправить ошибки, но и ответить на вопрос: что общего и в чем различия данных заданий от предыдущих.

Затем каждая группа говорит об ошибках в предложениях: 1 гр.- 3 гр. – ошибки- повторы, 4 гр.- все правильно в предложении.

Учитель: Так что же общее с предыдущим заданием? (ошибки-повторы) А в чем различия?  (в предыдущих заданиях повторы были в тексте, а здесь -  в предложении)

  1. Работа с новым  словом.  

Учитель: Вы знаете такое выражение, как «масло масляное»,  в предложении 2 группы  было выражение «весело веселиться». Кто знает, как называются такие выражения? Давайте посмотрим, какое значение этого слова дает «Толковый словарь» Ожегова. (слайд 7) (Тавтология-повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла.) Запищите это значение в строку у вас в план-картах. Тавтология бессодержательна и пуста, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение. Например,  вам предложение: «Самый страшный из путей на пути у всех путей», «Старая старушка». И вы в своих сочинениях должны стараться не допускать тавтологии. Сейчас мы потренируемся. Итак, в высказываниях  Незнайки найдите тавтологию и устраните ее: (слайд 8)

  1. Птенцы падают вниз на землю.
  2. Начало представления в 19 часов вечера.
  3. Не задирайте нос кверху!
  4. Ошибки чтеца неприятно резали слух.
  5. Вода была мокрая.                

8.  Создание своего текста  (групповая и индивидуальная работа)

Учитель: Практически всегда, читая чужой текст, мы с легкостью находим в нем ошибки. Но совсем не видим этих же ошибок в своем тексте, сколько бы мы его не перечитывали. Давайте попробуем составить свой собственный текст, опираясь на полученные сегодня знания. Итак, задание. Составить небольшой текст (3-5 предложений) от лица персонажа, которого вы выбрали в начале урока (Незнайки, Ромашки, Стекляшкина, Знайки),  на данную каждой группе тему. (слайд 9)

Темы текстов для каждой группы.

  1. Прогулка в осеннем лесу под дождем.
  2. Купание в апреле в холодном море (раз уж приехали)
  3. Кормление хищного зверя в зоопарке (пока не видит смотритель)
  4. Попытка донести до машины в руках 14 кактусов, купленных на 8 Марта одноклассницам.

Пока группы составляют текст, нескольким учащимся (которые в силу разных причин не могут работать в группе, но необходимо оценить из знания, полученные на уроке) дается индивидуальное задание:

1. Определи способ связи предложений в тексте: Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.

2. Что нужно сделать, чтобы исправить в следующем тексте неоправданный повтор? Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель. А) заменить повторяющееся слово на местоимение.  Б) объединить в предложение с однородными членами В) здесь нет неоправданного повтора.

3. Найди текст с параллельным строением.

А) Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.

Б) Велосипед меня понес,

    Понес куда-то под откос.

    Он там остался без колес,

    И дальше я его понес… (О.Григорьев)

В) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летала за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов, мне стало не по себе. (По К.Паустовскому)

4. Напиши средство связи предложений: Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал плакать.

Затем ребята читают полученные произведения, обсуждая их. Индивидуальные работы собираются, за них выставится оценка после проверки.

9. Рефлексия.

Учитель: Я вижу, что вы усвоили материал сегодняшнего урока. Давайте вернемся к нашему листочку «Цель», теперь в левом столбике отметьте, что вы на самом деле узнали на уроке (несколько человек зачитывают свои варианты и проговаривают, насколько совпала с тем, чего они хотели в начале урока).

Учитель:  давайте вернемся к началу нашего урока.  Вы согласны с мнением Незнайки о том, что все знать невозможно, поэтому и не нужно учиться? Полезны ли знания, полученные на сегодняшнем уроке? (ответы учеников). Я вижу, что вы согласны с другим героем замечательной повести Носова о маленьких человечках – со Знайкой. Послушайте, что он говорит (звучит песенка Знайки)

  1. Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 10,11)

Прочитать § 60. Выполнить на выбор: а) исправить текст о Н.Носове, данный в план-картах. Увидеть в нем все ошибки, а не только на те правила, которые мы прошли на сегодняшнем уроке. Вспомните, что такое текст, признаки текста.

Рассказы Носов  начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год). Но самые знаменитые,   самые светлые и запоминающиеся писались  в самые страшные годы.   С года сорок  первого по год сорок  пятый.  Тогда  Носов снимал дакуминтальные  фильмы  для фронта. А в свободнои время, когда не снимал дакуминтальные фильмы, для душы, писал те самые  истории – «мишкина каша», «Дружок», «Огородники»…. Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук», была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у начинающего писателя вышла первая книжка -  сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у героев – детей только мамы, и мужских персанажей мало. В историях представлены носовым варенье с хлебом в качестве лакомства…    Но все-таки  войны там нет. Потому что это – для детей.                                                                                                                   

                                                б) тем, кому покажется это трудным, упр. 646

  1. Выставление оценок за урок.

Желаю вам успехов. Спасибо за работу. До свидания. (слайд 12)

Список использованной  литературы и интернет-ресурсов.

  1. Тексты рассказов Н.Носова: «Федина задача» http://lukoshko.net/nosov/nosz9.shtml, «Ступеньки» http://lukoshko.net/nosov/nosz6.shtml, «На горке» http://lukoshko.net/nosov/nosz5.shtml, «Живая шляпа» http://lukoshko.net/nosov/nosz3.shtml ,

      «Находчивость» http://lukoshko.net/nosov/nosz1.shtml 

  1. Значение слова тавтология http://ru.wikipedia.org/wiki/Тавтология_(риторика), http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7593/ 
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ М., 1997г.
  3. Образовательный портал «Первое сентября». Фестиваль «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/532094/ Урок развития речи. 6-й класс "Как исправить текст с неудачным повтором" (статья Дуб Н.И.)
  4. Как работать с повтором http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200202105  (статья  Гацуцина В.) (Данная статья была опубликована в N 21/2002 еженедельника "Русский язык" издательского дома "Первое сентября")
  5. Портрет Н.Носова и фрагменты его произведений http://www.google.ru/imglanding?q 
  6. Песенка Незнайки и его друзей http://www.youtube.com/watch?v=DBU8e_0REtc&p=DC3F4372AF2C7CC1&playnext=1&index=8. Песенка Знайки и его друзей http://www.youtube.com/watch?v=xorH9U39LEM&feature=related 
  7. http://lotsman.ru/texts/article/46-digest/112----lr--- статья «Человек с четырьмя «эн» (о Николае Носове)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как исправить текст с неудачным повтором (Урок развития речи в 6 классе по программе М.М.Разумовской) Воронина Елена Юрьевна, учитель русского языка МОУ «СОШ №16 г. Сыктывкара с УИОП»

Слайд 2

23.11.1908 – 26.07.1976

Слайд 3

1 2 Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху! Н.Носов «Живая шляпа» Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда Вадик попал, шляпа как подскочит кверху! Н.Носов «Живая шляпа» Общее : Различия :

Слайд 4

1 2 Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху! Н.Носов «Живая шляпа» Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда Вадик попал, шляпа как подскочит кверху! Н.Носов «Живая шляпа» Общее : Различия : Для чего нужны ……ПОВТОРЫ: повтор подчеркивает самое важное в высказывании, основную мысль; повтор указывает на продолжительность действия

Слайд 5

Памятка. Как устранить повтор-недочет. Что сделать Устранить лишнее слово Объединить в одно предложение с однородными членами. Объединить предложения, превратив одно в словосочетание. Заменить повторяющееся слово местоимением. Заменить повторяющееся слово синонимом Текст Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой пришел Котька . («Находчивость») Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице. И поехали мы под землей . («Метро») Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх . («На горке») Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти. («Ступеньки») Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина пошла играть с подругами . («Федина задача»)

Слайд 6

Предложения для групп. Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант . 1 гр. Когда мы гладили себя по животу, мы веселились. 2 гр. Во время физминутки нам было весело веселиться. 3 гр. Мы гладили живот, мы стучали по голове, мы смеялись. 4 гр. Нам было весело, когда мы смотрели на одноклассников.

Слайд 7

Тавтология повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла

Слайд 8

Где она, тавтология? Птенцы падают вниз на землю. Начало представления в 19 часов вечера. Не задирайте нос кверху! Ошибки чтеца неприятно резали слух. Вода была мокрая.

Слайд 9

Темы текстов для каждой группы . 1гр.: Прогулка в осеннем лесу под дождем. 2гр.: Купание в апреле в холодном море (раз уж приехали) 3гр.: Кормление хищного зверя в зоопарке (пока не видит смотритель) 4гр.: Попытка донести до машины в руках 14 кактусов, купленных на 8 Марта одноклассницам.

Слайд 10

Домашнее задание (исправь текст) Рассказы Носов начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год). Но самые знаменитые, самые светлые и запоминающиеся писались в самые страшные годы. С года сорок первого по год сорок пятый. Тогда Носов снимал дакуминтальные фильмы для фронта. А в свободнои время, когда не снимал дакуминтальные фильмы, для душы, писал те самые истории – «мишкина каша», «Дружок», «Огородники»…. Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук», была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у начинающего писателя вышла первая книжка - сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у героев – детей только мамы, и мужских персанажей мало. В историях представлены носовым варенье с хлебом в качестве лакомства… Но все-таки войны там нет. Потому что это – для детей

Слайд 11

§ 60, упражнение 646

Слайд 12

Спасибо за урок! До свидания!



Предварительный просмотр:

1. Звучит песенка Незнайки 

 Кто узнал этого героя? Кто он? Кто автор произведений о Незнайке и жителях солнечного города? Какие произведения он еще написал? Во вторник,    23 ноября Н.Носову исполнилось бы 102 года.   А я хочу вас поздравить  с днем рождения этого замечательного писателя, без которого не прошло детство ни одного из сидящих здесь. (слайд2)

В песенке Незнайки мы услышали его мнение о том, что невозможно знать все на свете, поэтому не нужно и учиться. Зачем напрягаться, если все равно все не узнаешь.  А вы с этим согласны?  В конце нашего  урока мы вернемся к этому вопросу.

2. Перед вами- 2 текста. Давайте их прочитаем. (слайд 3) Докажите, что в обоих столбиках именно тексты, а не набор предложений (ответ: тема, заголовок, основная мысль, порядок предложений, связаны по смыслу и грамматически)

Скажите, что в них общего, а в чем различия? Запишите ответы снизу.

Как вы думаете, какой текст принадлежит перу Н.Носова, а какой испорчен? А как вы думаете, для чего нужны повторы? (ответ: повтор усиливает, подчеркивает самое важное в высказывании, основную мысль; повтор указывает на продолжительность действия) Запишем наш вывод в строчку «Для чего нужны….», дописав слово «повторы». (слайд 4) Скажите, к чему приводит неоправданное использование повторов (ответ: к однообразию, монотонности речи)

3. Тема сегодняшнего урока непосредственно связана с данным текстом. Это вопрос, на который нужно ответить. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какое слово главное в этом вопросе? (ответ: как) Итак, записываем тему в план-карту: «Как исправить  текст с неудачным повтором». Все вы- герои произведений Носова, все вы разные: трудолюбивые, любознательные, ленивые, везде сующие свой нос. Но именно благодаря своим различиям вы мне и поможете ответить на поставленный нами вопрос. Целеполагание. Теперь возьмите лист «Цель: что я жду от сегодняшнего урока» и в правом квадратике отметьте галочкой, что бы вы хотели сегодня узнать, опираясь на тему нашего урока, можете в пустую строчку записать свою цель. Назовите выбранные вами цели. В конце урока мы посмотрим, добились ли вы поставленных целей.

4. Изучение нового материала Работаем по группам. Заполняем второй столбик памятки «Как устранить повтор-недочет». 1гр.- 1 строчку, 2 гр.- 2 строчку, 3 гр.- 3 строчку, 4 гр.- 4,5 строчки. (слайд 5)

Устранить лишнее слово

Объединить в одно предложение с однородными членами.

Объединить предложения, превратив одно в

словосочетание.

Заменить повторяющееся слово местоимением

Заменить повторяющееся слово синонимом

Давайте проверим, правильно ли мы все сделали. Откройте учебник на стр. 290. Прочитайте тексты  «Возьмите на заметку!»  параграфа 60.

    5. Физминутка. Незнайка ни секунды не сидел на месте. Давайте и мы разомнемся. Встали, правую руку положили на голову, левую- на живот. Спасибо, садитесь. Закрепление материала.  Мы не просто отдохнули, мы готовились к следующему задания. А теперь выполните задания, которые я подготовила для каждой группы. (слайд 6)

Вы должны будете не только исправить ошибки, но и ответить на вопрос: что общего и в чем различия данных заданий от предыдущих.

Затем каждая группа говорит об ошибках в предложениях: 1 гр.- 3 гр. –ошибки- повторы, 4 гр.- все правильно в предложении.  Так что же общее с предыдущим заданием? (ошибки-повторы) А в чем различия?  (в предыдущих заданиях повторы были в тексте, а здесь -  в предложении)

6. Работа с новым  словом.   Вы знаете такое выражение, как «масло масляное»,  в предложении 2 группы  было выражение «весело веселиться». Кто знает, как называются такие выражения? Давайте посмотрим, какое значение этого слова дает «Толковый словарь» Ожегова. (слайд 7) Запищите в план-картах. Тавтология бессодержательна и пуста, она не несет никакой информации, и от нее стремятся избавиться как от ненужного балласта, загромождающего речь и затрудняющего общение. Например,  вам предложение: «Самый страшный из путей на пути у всех путей», «Старая старушка». И вы в своих сочинениях должны стараться не допускать тавтологии. Сейчас мы потренируемся. Итак, в высказываниях  Незнайки найдите тавтологию и устраните ее: (слайд 8)

7. Создание своего текста.  Практически всегда, читая чужой текст, мы с легкостью находим в нем ошибки. Но совсем не видим этих же ошибок в своем тексте, сколько бы мы его не перечитывали. Давайте попробуем составить свой собственный текст, опираясь на полученные сегодня знания. Составить небольшой текст (3-5 предложений) от лица персонажа, которого вы выбрали в начале урока (Незнайки, Ромашки, Стекляшкина, Знайки),  на данную каждой группе тему. (слайд 9)

Пока группы составляют текст, нескольким учащимся  дается индивидуальное задание.

Затем ребята читают полученные произведения, обсуждая их. Индивидуальные работы собираются, за них выставится оценка после проверки.

8. Рефлексия. Я вижу, что вы усвоили материал сегодняшнего урока. Давайте вернемся к нашему листочку «Цель», теперь в левом столбике отметьте, что вы на самом деле узнали на уроке (несколько человек зачитывают свои варианты и проговаривают, насколько совпала с тем, чего они хотели в начале урока).

Давайте вернемся к началу нашего урока.  Вы согласны с мнением Незнайки о том, что все знать невозможно, поэтому и не нужно учиться? Полезны ли знания, полученные на сегодняшнем уроке? (ответы учеников). Я вижу, что вы согласны с другим героем замечательной повести Носова о маленьких человечках – со Знайкой. Послушайте, что он говорит (звучит песенка Знайки)

  1. Домашнее задание (дифференцированное) (слайд 10,11)

Прочитать § 60. Выполнить на выбор: а) исправить текст о Н.Носове, данный в план-картах. Увидеть в нем все ошибки, а не только на те правила, которые мы прошли на сегодняшнем уроке. Вспомните, что такое текст, признаки текста.

б) тем, кому покажется это трудным, упр. 646

Желаю вам успехов. Спасибо за работу. До свидания

(слайд 12)



Предварительный просмотр:

План-карта №1

Тема урока:

                                                                        

1.

2.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

                                            Н.Носов «Живая шляпа»

Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда  Вадик попал, шляпа как подскочит кверху!

Н.Носов «Живая шляпа»

Общее:                                                                                                                               Различия:                                                                                                                                                              

Для чего нужны……

Памятка.  Как устранить повтор-недочет.

Текст

Что сделать?

1. Мы с Вовкой сидели дома, за то что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой  пришел Котька.           («Находчивость»)                                                          

2. Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице.  И поехали мы под землей.

                                                              («Метро»)

3. Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх.                    («На горке»)

4. Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти.                                                     («Ступеньки»)

5. Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина  пошла играть с подругами.

                                                    («Федина задача»)

Предложение для анализа

Когда мы гладили себя по животу, мы веселились.

________________________________________________________

Тавтология-

 Прогулка в осеннем лесу под дождем.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашняя работа. 1. Исправь текст о Н.Носове. Найди все ошибки, которые есть в тексте,  и запиши в тетрадь правильный вариант. Желаю удачи!

Рассказы Носов  начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год). Но самые знаменитые,   самые светлые и запоминающиеся писались  в самые страшные годы.   С года сорок  первого по год сорок  пятый.  Тогда  Носов снимал дакуминтальные  фильмы  для фронта. А в свободнои время, когда не снимал дакуминтальные фильмы, для душы, писал те самые  истории – «мишкина каша», «Дружок», «Огородники»…. Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук», была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у начинающего писателя вышла первая книжка -  сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у героев – детей только мамы, и мужских персанажей мало. В историях представлены носовым варенье с хлебом в качестве лакомства…    Но все-таки  войны там нет. Потому что это – для детей

Или             2. §60, упр. 646



Предварительный просмотр:

План-карта №2

Тема урока:

                                                                        

1.

2.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

                                            Н.Носов «Живая шляпа»

Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда  Вадик попал, шляпа как подскочит кверху!

Н.Носов «Живая шляпа»

Общее:                                                                                                                               Различия:                                                                                                                                                              

Для чего нужны……

Памятка.  Как устранить повтор-недочет.

Текст

Что сделать?

1. Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой  пришел Котька.           («Находчивость»)                                                          

2. Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице.  И поехали мы под землей.

                                                              («Метро»)

3. Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх.                    («На горке»)

4. Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти.                                                     («Ступеньки»)

5. Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина  пошла играть с подругами.

                                                    («Федина задача»)

Предложение для анализа

Во время физминутки нам было весело веселиться.

________________________________________________________

Тавтология-

Купание в апреле в холодном море (раз уж приехали)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашняя работа. 1. Исправь текст о Н.Носове. Найди все ошибки, которые есть в тексте,  и запиши в тетрадь правильный вариант. Желаю удачи!

Рассказы Носов  начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год). Но самые знаменитые,   самые светлые и запоминающиеся писались  в самые страшные годы.   С года сорок  первого по год сорок  пятый.  Тогда  Носов снимал дакуминтальные  фильмы  для фронта. А в свободнои время, когда не снимал дакуминтальные фильмы, для душы, писал те самые  истории – «мишкина каша», «Дружок», «Огородники»…. Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук», была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у начинающего писателя вышла первая книжка -  сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у героев – детей только мамы, и мужских персанажей мало. В историях представлены носовым варенье с хлебом в качестве лакомства…    Но все-таки  войны там нет. Потому что это – для детей

Или             2. §60, упр. 646

.



Предварительный просмотр:

План-карта №3

Тема урока:

                                                                        

1.

2.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

                                            Н.Носов «Живая шляпа»

Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда  Вадик попал, шляпа как подскочит кверху!

Н.Носов «Живая шляпа»

Общее:                                                                                                                               Различия:                                                                                                                                                              

Для чего нужны……

Памятка.  Как устранить повтор-недочет.

Текст

Что сделать?

1. Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой  пришел Котька.           («Находчивость»)                                                          

2. Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице.  И поехали мы под землей.

                                                              («Метро»)

3. Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх.                    («На горке»)

4. Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти.                                                     («Ступеньки»)

5. Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина  пошла играть с подругами.

                                                    («Федина задача»)

Предложение для анализа

Мы гладили живот, мы стучали по голове, мы смеялись.

__________________________________________________________

Тавтология-

Кормление хищного зверя в зоопарке (пока не видит смотритель)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашняя работа. 1. Исправь текст о Н.Носове. Найди все ошибки, которые есть в тексте,  и запиши в тетрадь правильный вариант. Желаю удачи!

Рассказы Носов  начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год). Но самые знаменитые,   самые светлые и запоминающиеся писались  в самые страшные годы.   С года сорок  первого по год сорок  пятый.  Тогда  Носов снимал дакуминтальные  фильмы  для фронта. А в свободнои время, когда не снимал дакуминтальные фильмы, для душы, писал те самые  истории – «мишкина каша», «Дружок», «Огородники»…. Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук», была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у начинающего писателя вышла первая книжка -  сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у героев – детей только мамы, и мужских персанажей мало. В историях представлены носовым варенье с хлебом в качестве лакомства…    Но все-таки  войны там нет. Потому что это – для детей

Или             2. §60, упр. 646



Предварительный просмотр:

План-карта №4

Тема урока:

                                                                        

1.

2.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

                                            Н.Носов «Живая шляпа»

Они вернулись на кухню. Они набрали из корзины картошки. Они стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли в шляпу, и когда  Вадик попал, шляпа как подскочит кверху!

Н.Носов «Живая шляпа»

Общее:                                                                                                                               Различия:                                                                                                                                                              

Для чего нужны……

Памятка.  Как устранить повтор-недочет.

Текст

Что сделать?

1. Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам с Вовкой  пришел Котька.           («Находчивость»)                                                          

2. Пришли мы на станцию. Спустились мы по лестнице.  И поехали мы под землей.

                                                              («Метро»)

3. Схватил Котька фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал песок на горку таскать. Песок был мокрый и тяжелый. Сыпал впереди себя и так взобрался на самый верх.                    («На горке»)

4. Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день Петя научился считать до десяти.                                                     («Ступеньки»)

5. Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Рина, уже успела сделать уроки, и поэтому Рина  пошла играть с подругами.

                                                    («Федина задача»)

Предложение для анализа

Нам было весело, когда мы смотрели на одноклассников.

__________________________________________________________

Тавтология-

Попытка донести до машины в руках 14 кактусов, купленных на 8 Марта одноклассницам. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашняя работа. 1. Исправь текст о Н.Носове. Найди все ошибки, которые есть в тексте,  и запиши в тетрадь правильный вариант. Желаю удачи!

Рассказы Носов  начал писать незадолго до войны (первая публикация – 1938 год). Но самые знаменитые,   самые светлые и запоминающиеся писались  в самые страшные годы.   С года сорок  первого по год сорок  пятый.  Тогда  Носов снимал дакуминтальные  фильмы  для фронта. А в свободнои время, когда не снимал дакуминтальные фильмы, для душы, писал те самые  истории – «мишкина каша», «Дружок», «Огородники»…. Паследняя история этого цыкла, «Тук-тук-тук», была написана в конце 1944 года, и в 1945 году у начинающего писателя вышла первая книжка -  сборник историй «Тук-тук-тук». Во всех историях у героев – детей только мамы, и мужских персанажей мало. В историях представлены носовым варенье с хлебом в качестве лакомства…    Но все-таки  войны там нет. Потому что это – для детей

Или             2. §60, упр. 646



Предварительный просмотр:

Предложения для групп

Задание: найти в предложениях ошибки. Записать исправленный вариант.

  1. Когда мы гладили себя по животу, мы веселились.
  2. Во время физминутки нам было весело веселиться.
  3. Мы гладили живот, мы стучали по голове, мы смеялись.
  4. Нам было весело, когда мы смотрели на одноклассников.

Темы текстов для каждой группы.

  1. Прогулка в осеннем лесу под дождем.
  2. Купание в апреле в холодном море (раз уж приехали)
  3. Кормление хищного зверя в зоопарке (пока не видит смотритель)
  4. Попытка донести до машины в руках 14 кактусов, купленных на 8 Марта одноклассницам.

__________________________________________________________________________

Индивидуальные задания:

1. Определи способ связи предложений в тексте: Где-то за лугом раздавались голоса. Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. Гул этот долго стоял над деревней.

2. Что нужно сделать, чтобы исправить в следующем тексте неоправданный повтор? Я каждый день просыпаюсь в семь часов утра. Я умываюсь. Я завтракаю. Я собираю портфель. А) заменить повторяющееся слово на местоимение.  Б) объединить в предложение с однородными членами В) здесь нет неоправданного повтора.

3. Найди текст с параллельным строением.

А) Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет.

Б) Велосипед меня понес,

    Понес куда-то под откос.

    Он там остался без колес,

    И дальше я его понес… (О.Григорьев)

В) Однажды днем в лугах ко мне прилетела ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво. Она летала за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов, мне стало не по себе. (По К.Паустовскому)

4. Напиши средство связи предложений: Мама подошла к мальчику. Малыш продолжал плакать.



Предварительный просмотр:

Список использованной  литературы и интернет-ресурсов.

  1. Тексты рассказов Н.Носова: «Федина задача» http://lukoshko.net/nosov/nosz9.shtml, «Ступеньки» http://lukoshko.net/nosov/nosz6.shtml, «На горке» http://lukoshko.net/nosov/nosz5.shtml, «Живая шляпа» http://lukoshko.net/nosov/nosz3.shtml ,

      «Находчивость» http://lukoshko.net/nosov/nosz1.shtml 

  1. Значение слова тавтология http://ru.wikipedia.org/wiki/Тавтология_(риторика), http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7593/ 
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ М., 1997г.
  3. Образовательный портал «Первое сентября». Фестиваль «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/532094/ Урок развития речи. 6-й класс "Как исправить текст с неудачным повтором" (статья Дуб Н.И.)
  4. Как работать с повтором http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200202105  (статья  Гацуцина В.) (Данная статья была опубликована в N 21/2002 еженедельника "Русский язык" издательского дома "Первое сентября")
  5. Портрет Н.Носова и фрагменты его произведений http://www.google.ru/imglanding?q 
  6. Песенка Незнайки и его друзей http://www.youtube.com/watch?v=DBU8e_0REtc&p=DC3F4372AF2C7CC1&playnext=1&index=8. Песенка Знайки и его друзей http://www.youtube.com/watch?v=xorH9U39LEM&feature=related 


Предварительный просмотр:

Цель: что я жду от сегодняшнего урока.

Хочу  узнать, для чего нужны повторы в тексте

Хочу вспомнить, что такое текст

Хочу научиться видеть в тексте повторы- ошибки

Хочу научиться правильно формулировать свои мысли

Хочу составить памятку, чтобы избежать повторов-ошибок в будущем

Хочу вспомнить, что такое синонимы

Хочу узнать, как исправить  неоправданный повтор

Хочу отдохнуть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи при изучении темы «Наречие»

Урок разработан по методике Натальи Львовны Мишатиной «Развитие речи с позиции лингвокультурологического подхода». Данная программа по освоению основных концептов русской культуры рассчитана на ...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Урок развития речи в 7-м классе «Как исправить текст с неудачным повтором»

Учащиеся составляют памятку, как избежать неоправданного повтора....

Конспект урока развития речи.Дискуссия на тему: «Патриотизм или глобализм?». 11 класс

Урок с элементами мини-дебатов и интерактивного голосования,с использованием приёмов развития коммуникативной компетенции....


 

Комментарии

Подобашина Марина Николаевна

Спасибо за замечательную разработку! Очень понравился Ваш материал.