Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки
презентация к уроку русского языка (9 класс) на тему
Данный материал поможет для подготовки к экзаменам и учителям и ученикам. В материале представлены основные приемы содержательной компрессии текста, анализ критериев оценки сжатого изложения, памятка для работы над изложением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_priyomam_soderzhatelnoy_kompressii_teksta_kak_etap_podgotovki.pptx | 197.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сжатое изложение представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Объём изложения- не менее 70 слов. Без этого вида работы невозможно представить систему развития речи в современной школе. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьников и сосредоточения на правописных нормах, но, прежде всего, отбора существенной информации, структурированного восприятия содержания текста. Часть 1.
Полноценное понимание исходного текста. Владение навыками сжатия текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов. Учащиеся испытывает большие затруднения при чтении и понимании текста, что неизбежно влечёт за собой коммуникативные неудачи при создании своих текстов. Условия успешного выполнения данной речевой задачи.
«Сжатое изложение наиболее трудный и в то же время конечный вид работы, способствующий развитию логического мышления, так как он требует от учащихся умения отличать главное от второстепенного, выделять существенное из общего». Б аринова Е.А Определение изложения
Прочитайте текст Определите его главную тему( о чём он?) Подумайте о его главной мысли Выделите его основные части Составьте план Определите способ сокращения Объедините части Составьте план сжатого изложения Отметьте существенное в каждой части Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения Предполагается, что учащийся может использовать различные приёмы компрессии исходного текста- как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств. Памятка для работы над сжатыми изложениями
Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации Свёртывание исходной информации за счёт обобщения( перевода частного в общее) Содержательные приёмы компрессии текста
Замена . Замена однородных членов обобщающим наименованием Замена фрагмента предложения синонимным выражением Замена предложения или его части указательным местоимением З амена предложения или его части определённым или отрицательным местоимением с обобщающим значением Замена СПП простым II. Исключение. Исключение повторов Исключение фрагмента предложения Исключение одного или нескольких синонимов Основные языковые приёмы компрессии текста
III . Слияние нескольких предложений в одно. Образование СП путем слияния смежных предложений, повествующем об одном и том же предмете речи. Пример. Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми. ( Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми.) 2. Перевод прямой речи в косвенную. Пример. Свернули с шоссе на просёлок. Проехали ещё с полкилометра. Дальше давайте своим ходом, - объявил шофёр. Тут недалеко. Подымаешься по склону- там и домик. Свернули с шоссе на просёлок, проехали ещё с полкилометра, а дальше шофёр попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко. Основные языковые приёмы компрессии текста
Итак, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Какой бы программой ни руководствовался учитель комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. при этом нельзя забывать о том, что подобные умения формируются как общеучебные при изучение других предметов. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передавать полученную информацию. Основные языковые приёмы компрессии текста
В этих упражнениях рассмотрена техника сжатия текста, показаны не смысловые части, которые без особого ущерба для содержания можно сократить. Представлены в методической литературе. «ГИА выпускников 9 классов в новой форме». Русский язык, 2010 ФИПИ. Авторы- составители: И.П. Цыбулька, В.Н. Александров, Л.И. П учкова, Г.В . Москва «первое сентября» 2002г. Д.А. Хаустова. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. В обучении сжатому изложению помогут задания основой, которых являются трансформация, дополнения, моделирование текста. В упражнениях внимание в основном уделено разделению информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. При обучении сжатому изложению необходимо совершенствовать умение школьников видеть логику построения текста. Упражнения по подготовке к написанию сжатого изложения
Постановка вспомогательных глаголов Запись на выбор начальных и связывающих предложений Толкование отношений между соединёнными законченными предложениями Демонстрация возможностей средств связи- союзов, соотносительных слов Такие виды заданий учат детей охватывать целые комплексы мыслей, сообщаемых в соединениях законченных предложений. Подобные упражнения, как и упражнения по моделированию текста, интересны учащиеся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст, помогают совершенствовать умения выделить микротемы , определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, отбирать лексические и грамматические средства для краткой переделки полученной информации. Организация работы по совершенствованию умений информационной переработки текста позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи учащихся как при чтении понимании текста, так и при создании ими собственных высказываний. Методические приёмы при написании сжатого изложения
Сжатое изложение проверяет: Умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте Умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное Умение письменно передать обработанную информацию Основные подходы к проверке и оценки сжатого изложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"
данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...
Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста
Опорный конспект, который поможет быстро повторить все приёмы сжатия текста....
Обучение приемам содержательной компрессии текста на уроках русского языка
В публикации представлены некоторые упражнения, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста на уроках русского языка....
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.
Цели урока:1. Обучающая:обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.2. Развивающие:развитие монологической речи уч...
Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению.
Статья содержит перечень приёмов компрессии текста и упражнения, позволяющие выработать у учащихся умение информационной переработки текста....
Учебно - Методическое пособие ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РУКОПАШНОМУ БОЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Одним из эффективных методов физического воспитания являются занятия по рукопашному бою. Решая специфические задачи, занятия по рукопашному бою играют в то же время существенную роль в нра...
Подготовка к ОГЭ, 9 класс. Презентация на тему "Приёмы компрессии текста"
Данный материал-презентация на тему "Приёмы компрессии текста" рассчитан для учащихся 9 классов и необходим для подготовке к ОГЭ...