Аргументы на ЕГЭ
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме
Материал для аргументации из художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
argumenty__na_ege.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Аргументы на ЕГЭ
Этот материал обобщён в представленной таблице:
Тип проблемы | Виды проблем | Примеры произведений, где ставятся проблемы |
1. Национально-историческая проблематика.
| - сущность национального характера; - национальная самобыт ность; - национальная судьба и предназначение нации; - становление русского национального характера
| Н. С. Лесков. «Левша», «Очарованный странник»; М. А. Шолохов. «Судьба человека»; И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»; А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Полтава»; М. Ю. Лермонтов. «Бородино»; «Слово о полку Игореве»; Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Севас топольские рассказы»; А. Н. Островский. «Гроза»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...»; А. И. Солженицын. «Матренин двор». |
2. Социально- культурная проблематика. | - своеобразие уклада жиз ни; - типичные нравы и харак теры определенного периода времени
| И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»; Н. В. Гоголь. «Мертвые души», «Реви зор»; М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего вре мени»; И. С. Шмелев. «Лето Господне». |
3. Идейно-нравственная про блематика.
| - честь и достоинство; - сохранение человеческого достоинства; - нравственное самоопределение; - нравственное пробужде ние или деградация; - осознание и преображение нравственных ценностей; - настоящая и подлинная любовь; - милосердие; - проблема исторической памяти; - выбор жизненного пути; - проблема отцов и детей | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»; В. Шаламов. «Колымские рассказы»; А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»; «Повесть о Петре и Февронии Муром ских»; Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»; М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего вре мени»; Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина»; рассказы А. П. Чехова; К. Паустовский. «Телеграмма»; Ф. Абрамов. «Алька»; И. С. Тургенев. «Отцы и дети»; А. С. Пушкин. «Станционный смотри тель»; Л. Н. Толстой. «Детство». |
4. Философская проблематика. | - жизнь и смерть; - противостояние добра и зла; - поиск истины; - вера и безверие; - временное и вечное; - истина и ложь; - судьба, рок, предопреде ление; - творчество | М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»; Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л. Н. Толстой. «Война и мир»; Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»; Философская лирика Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, Н.А. Заболоцкого; традиции У. Шекспира, «Божественной комедии» Данте. |
5. Лингво-культурологическая проблематика. | - проблема бережного отношения к языку; - проблема экологии языка; - роль книги в жизни человека; - роль литературы в формировании личности человека; - угасание интереса к чтению. | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»; А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»; И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»; М. Горький. Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»; В. Некрасов. «В окопах Сталинграда». |
Для обучения аргументации рекомендуем учащимся организовать поиск афоризмов, изречений, крылатых слов.
1. Человек и природа.
1). Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский).
2). Охранять природу - значит охранять Родину. (Пришвин).
3). Природа - вечный образец искусства; а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. (Белинский).
2. О семье и воспитании.
1). Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон.)
2). Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Толстой).
3). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин).
4). Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон).
3. О дружбе.
1). Украшение дома-друзья, его посещающие. (Эмерсон).
2).Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор).
3). Первое условие для сближения - искренность . (Пришвин.)
4). Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся. (Суворов).
5). Истинный друг познаётся в несчастье. (Эзоп).
6). Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой).
4. О труде.
1). Ничто в жизни не достаётся без большого труда. (Гораций.)
2). Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Л. Да Винчи).
3). Статую красит вид, а человека - деяния его. (Пифагор.)
4). Кто малого не может, тому и большее невозможно. (Ломоносов).
5. О языке и чтении.
1). Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Пушкин.)
2). Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро.)
3). Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же. (Софокл.)
4). Книга есть жизнь нашего времени. (Белинский).
6. О доброте.
1). Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Руссо.)
2). Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех в других. (Л. Толстой.)
3). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Шекспир.)
4). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Паскаль).
5).В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других. (Л. Толстой).
6). Знания должны увеличиваться с добротой. (Искандер).
7. О Родине.
1). Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека).
2). Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон).
3). Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Державин.)
Список афоризмов, изречений, крылатых слов можно продолжить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
Материал взят из пособия Г.Т.Егораевой, который предназначен уителям русского языка и учащимся 10-11 классов для подготовки к написанию творческой работы по части С ЕГЭ по русскомй языку. Здесь собран...
Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».
Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...
Аргументы к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс)
Методическая помощь при подборе аргументов к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012 года...
Копилка аргументов (Часть1)
Материалы к аргументации собственного мнения при написании задания части С ЕГЭ....
Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Энциклопедия аргументов.
При написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ учащиеся испытывают затруднения в аргументации личностной позиции. Книга В.Н.Александрова и О.И.Александровой "Энциклопедия аргументов", как мне думаетс...
Копилка аргументов. (Часть2)
В помощь при подготовке к ЕГЭ...
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...