Аргументы на ЕГЭ
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Зиннатуллина Миляуша Минехаеровна

Материал для аргументации из художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл argumenty__na_ege.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Аргументы  на ЕГЭ

Этот материал обобщён в представленной таблице:

 

Тип проблемы

Виды проблем

Примеры произведений, где ставятся проблемы

1. Национально-историческая проблематика.

 

- сущность национального характера;

- национальная самобыт ность;

- национальная судьба и предназначение нации;

- становление русского национального характера

 

Н. С. Лесков. «Левша», «Очарованный странник»; М. А. Шолохов. «Судьба человека»; И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»;

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Полтава»; М. Ю. Лермонтов. «Бородино»; «Слово о полку Игореве»; Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Севас топольские рассказы»; А. Н. Островский. «Гроза»; Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять...»;

А. И. Солженицын. «Матренин двор».

2. Социально- культурная проблематика.

- своеобразие уклада жиз ни;

- типичные нравы и харак теры определенного периода времени

 

И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»;

Н. В. Гоголь. «Мертвые души», «Реви зор»;

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего вре мени»;

И. С. Шмелев. «Лето Господне».

3. Идейно-нравственная про блематика.

 

- честь и достоинство;

- сохранение человеческого достоинства;

- нравственное самоопределение;

- нравственное пробужде ние или деградация;

- осознание и преображение нравственных ценностей;

- настоящая и подлинная любовь;

- милосердие;

- проблема исторической памяти;

- выбор жизненного пути;

- проблема отцов и детей

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»;

В. Шаламов. «Колымские рассказы»;

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»; «Повесть о Петре и Февронии Муром ских»;

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»;

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего вре мени»;

Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина»; рассказы А. П. Чехова;

К. Паустовский. «Телеграмма»; Ф. Абрамов. «Алька»; И. С. Тургенев. «Отцы и дети»;

А. С. Пушкин. «Станционный смотри тель»;

Л. Н. Толстой. «Детство».

4. Философская проблематика.

- жизнь и смерть;

- противостояние добра и зла;

- поиск истины;

- вера и безверие;

- временное и вечное;

- истина и ложь;

- судьба, рок, предопреде ление;

- творчество

М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л. Н. Толстой. «Война и мир»;

Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»; Философская лирика Ф. И. Тютчева,

А. С. Пушкина, Н.А. Заболоцкого; традиции У. Шекспира, «Божественной комедии» Данте.

5. Лингво-культурологическая проблематика.

- проблема бережного отношения к языку;

- проблема экологии языка;

- роль книги в жизни человека;

- роль литературы в формировании личности человека;

- угасание интереса к чтению.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»; А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»; И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»;

М. Горький. Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»;

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда».

 

 

Для обучения аргументации рекомендуем учащимся организовать поиск афоризмов, изречений, крылатых слов.

1. Человек и природа.

1). Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский).

2). Охранять природу - значит охранять Родину. (Пришвин).

3). Природа - вечный образец искусства; а величайший и благороднейший  предмет в природе – человек. (Белинский).

2. О семье и воспитании.

1). Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон.)

2). Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Толстой).

3). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин).

4). Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон).

3. О дружбе.

1). Украшение дома-друзья, его посещающие. (Эмерсон).

2).Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих. (Пифагор).

3). Первое условие для сближения - искренность . (Пришвин.)

4). Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся. (Суворов).

5). Истинный друг познаётся в несчастье. (Эзоп).

6). Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. (Л. Толстой).

4. О труде.

1). Ничто в жизни не достаётся без большого труда. (Гораций.)

2). Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Л. Да Винчи).

3). Статую красит вид, а человека - деяния его. (Пифагор.)

4). Кто малого не может, тому и большее невозможно. (Ломоносов).

5. О языке и чтении.

1). Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. (Пушкин.)

2). Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро.)

3). Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же. (Софокл.)

4). Книга есть жизнь нашего времени. (Белинский).

6. О доброте.

1). Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Руссо.)

2). Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех в других. (Л. Толстой.)

3). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Шекспир.)

4). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях. (Паскаль).

5).В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других. (Л. Толстой).

6). Знания должны увеличиваться с добротой. (Искандер).

7. О Родине.

1). Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека).

2). Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека. (Наполеон).

3). Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Державин.)

 

Список афоризмов, изречений, крылатых слов можно продолжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы

Материал взят из пособия Г.Т.Егораевой, который предназначен уителям русского языка и учащимся 10-11 классов для подготовки к написанию творческой работы по части С ЕГЭ по русскомй языку. Здесь собран...

Урок по русскому языку в 10 классе «Обучение использованию литературных аргументов при написании части С в ЕГЭ».

Материал рассчитан на два урока, где учащиеся повторяют все композиционные элементы сочинения-рассуждения, которое является одним из основных видов творческого задания части С при написании ЕГЭ...

Аргументы к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс)

Методическая помощь при подборе аргументов к  сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 9 классе по модели демоверсии 2012 года...

Копилка аргументов (Часть1)

Материалы к  аргументации собственного мнения  при написании задания части С ЕГЭ....

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Энциклопедия аргументов.

При написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ учащиеся испытывают затруднения в аргументации личностной позиции. Книга В.Н.Александрова и О.И.Александровой "Энциклопедия аргументов", как мне думаетс...

Копилка аргументов. (Часть2)

В помощь при подготовке к ЕГЭ...

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...