Обобщающий урок по теме "Письмо" "Общение на расстоянии"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Судимова Ирина Борисовна

Создавая тексты эпистолярного жанра, нужно знать, что писать, для чего писать и как писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_pismo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

«Общение на расстоянии»

/Обобщающий урок по теме «Письмо»/

Форма урока: урок – встреча с работником «Почты России»

Интегрирование: литература, литературное краеведение.

Целевая ориентация урока

Образовательные цели:

  1. Повторение и обобщение  знаний учащихся о письме как одной из разновидностей текста;
  2. совершенствование умения создавать текст в форме письма через анализ разностилевых текстов эпистолярного жанра;
  3. формирование навыков отбора языковых средств создания текста письма в зависимости от темы, цели и адресата;
  4. знакомство с историей развития письма, почтовой службы в России, «путешествием» письма о т адресанта к адресату

Воспитательные:

  1. развитие общечеловеческих нравственных качеств: милосердия, отзывчивости, благодарности, любви и уважения к людям;
  2. совершенствование навыков владения речевым этикетом, культурой выражения чувств.

Развивающие:

  1. развитие воображения, эмпатии, рефлексии, креативных способностей, эмоционально – чувствительной сферы личности;

Оборудование урока:

  1. мультимедийная презентация;
  2. раздаточный материал

Эпиграф урока: /Слайд 2/

                          Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:

что хочу написать,

                      для чего написать и как написать      /М.Горький/

Ход урока

1. Постановка цели урока

      Сегодня мы завершаем цикл уроков по теме «Письмо». В 5,6 классах знакомились с особенностями содержания и формы письма, исследовали содержание писем с фронта нашего земляка гвардии-лейтенанта Н.Д. Малахова своей матери М.А. Малаховой. В ходе проектной деятельности обобщили свои исследования и сдали материалы (в т.ч. подлинники писем) в архив г. Грязовца через участие в областном конкурсе «Юный архивист». Вы приобрели некоторые навыки создания текстов в форме писем разных видов.

      Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о письме, узнаем историю письма и развития почтового дела в России. Постараемся ответить на проблемный вопрос: нужно ли писать письма сейчас, в наше время, когда мы пользуемся самыми современными видами связи?

      У нас в гостях

Слайд 3

2. Общение в современном мире

2.1.- Что такое общение?

- Какие формы общения вы знаете?

  (речь, жесты, мимика, рисунки и т.д.)

- Формы общения на расстоянии?

 (видят друг друга: сигналы; не видят друг друга: азбука «Морзе», условные обозначения, письменная речь)

Вывод: речь (устная и письменная) -  самая активная  форма общения

2.2. В современном мире множество форм языкового общения

ЗВОНОК по мобильному телефону

(Заранее договариваемся с учеником о том, что он не выключает телефон  на уроке  и отвечает на звонок учителя. Разговор по телефону: несколько ничего не значащих фраз)

Беседа с классом

Примерно так мы ежедневно общаемся по мобильному телефону.

Удобно? Да, удобно.

Но давайте задумаемся, что мы говорим и как говорим. Всегда ли так необходимо делать звонок?

(Чаще всего произносим сами и слышим в ответ несколько шаблонных фраз. В лучшем случае сообщаем необходимую информацию.

Употребляем жаргонную лексику, говорим на сленге)

Что отсутствует в телефонном разговоре?

(Информация не детализируется. Невозможно передать в полном объёме чувства, испытываемые нами, хотя определённые  эмоции могут передаваться по телефону: «Да ты что!», «Да ладно!» Нет времени на обдумывание содержания и языка устного текста, который создаётся нами спонтанно. Бедно содержание! Беден язык! Мобильная связь лишает нас индивидуальности речи, мы привыкаем к жаргонизмам и т.д.

 Наконец, безвредность мобильников не доказана. В некоторых странах детям запрещено пользоваться сотовой связью)

Проверка домашнего задания

2.3. Вы проанализировали СМС - письма. Что можете о них сказать?

(Не передать мысли и чувства так, как бы хотелось; не доверяют сотовой связи, ограничены в деньгах и т. д.)

Порой совсем нелепые СМС - письма (Учащиеся приводят пример СМС - писем с музыкального канала)

Кто из вас пользуется электронной почтой?

Что можно сказать о такой современной форме языкового общения?

(Не у каждого есть такая возможность, письма могут быть прочитаны другими людьми, не только адресатом, опасность переписки с «виртуальными» адресатами)

Вывод: современные средства связи людей друг с другом удобны, но они не могут заменить такую форму общения на расстоянии, как письмо. Причин много. Только в письме можно сообщить подробно определённую информацию, поддержать в трудную минуту и разделить радость. Письма - источник отражения определённой эпохи, обычаев, облика людей, средство приобщения к общественной жизни, выражения уважения, любви и внимания. Это не только возможность овладеть языком, речевым этикетом, культурой выражения чувств через слово, но и способ проявления своей языковой индивидуальности.

При написании письма и содержание, и отбор языковых средств продуманы.

М. Горький писал, что развитие языка требует от человека «тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть,  - ясного, точного, красочного, звучного…»

3. Повторение сведений о письме как разновидности текста

 /Слайд 4/

Дайте лексическое толкование понятия ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР и  слова ПИСЬМО в интересующем нас значении.

Эпистолярный – 1. Относящийся к частной переписке, письмам (Эпистолярное наследие поэта).

2. Имеющий форму письма, переписки (О литературном произведении. Эпистолярный жанр).

Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление.

Какие виды писем вы знаете?

Личные (дружеские), открытые письма для периодических изданий, деловые, официальные, философские, письма-поздравления и просьбы, благодарственные письма.

Письмо может быть личным и коллективным, даже неотправленным, неполученным. Какова отличительная особенность всех писем?

У всех писем есть адресат и адресант.

Дайте лексическое толкование слов:

адресат – лицо, которому адресуют (пишут) письмо;

адресант – лицо, которое адресует (пишет) письмо.

4. Вернёмся к эпиграфу урока

«…что хочу написать, для чего написать…»

Прежде чем приступить к написанию письма, нужно продумать его содержание.

Что в содержании письма самое главное?

Сравните содержание двух писем в стихах

                             1.    Бабуля, здравствуй! Не грусти.

                                    Конфеты кончились, учти.

                                    Я сделал лук. Носки сушу.

                                    Два дня письмо тебе пишу.

                                    А у меня большое горе –

                                    Пропали плавки на заборе.

                                    Здесь скучно. Я в поход ходил.

                                     Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

                                                                               Р. Алдонина

Что вы скажите о данном письме?

Какие чувства испытает бабушка, получив такое письмо?

/Мальчик не проявляет заботы о близком человеке: бабушка будет переживать за внука/

                                2.

Это отрывок из письма нашего земляка участника Великой Отечественной войны  К.  Кузнецова своей матери

В чём особенность данного письма?

(Письмо любящего сына, заботливого, благодарного. Нет ни слова о трудностях фронтовой жизни, мать и без этого знает, что сыну нелегко.

Стихотворная форма письма не случайна: когда человека переполняют искренние, возвышенные чувства, он пытается передать их в особой форме. Вспомните: Н.Д. Малахов тоже писал своей маме с фронта письма в стихах)

Вывод: у каждого письма своя цель, что и для чего писать. И всё же в каждом письме на первое место мы ставим внимание к адресату. Даже самую негативную информацию следует сообщать корректно.

/Слайд 5/

Высказывание  Г. Мопассана:

- Утешьте меня

- Позабавьте меня

- Дайте мне помечтать

- Растрогайте меня

- Заставьте меня содрогнуться

- Заставьте меня плакать

- Заставьте меня размышлять

Как вы понимаете данное высказывание?

 Адресат ищет в письмах « пищу» не только для ума (информацию), но и для души. Сочувствие, сопереживание обогащает душу, воспитывает чувства, делает человека благороднее, нравственно чище.

/Слайд 6/

5.  Следующий вопрос эпиграфа к уроку: как писать письма?

Повторение понятий: стиль речи, тип речи, основная мысль текста

 От чего зависит выбор стиля речи при написании письма?

(от адресата и цели письма)

Определите стиль речи, тип текста, основную мысль

5.1.  Письмо А.П. Чехова М.П. Чехову  

(разговорный; рассуждение; человек должен иметь самоуважение, «…уважай в себе честного малого…»)

5.2.  Д.С. Лихачёв  «Как говорить?» (Из «Писем о добром и прекрасном»)

(публицистический; рассуждение; «…язык ещё в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру и к самому себе…»)

5.3.  Благодарственное письмо учителям (письмо ученицы Верещагиной Лизы, 6-б кл)

Элементы каких стилей речи, типов текста возможны в письмах? (Художественный, научный стили; описание)

6. Структура письма /Слайд 7/

Письмо-это текст, поэтому оно имеет чёткую структуру: Начало (вступление), основную часть и концовку.

Но вместе с тем письмо имеет и свои особенности.

Задание: восстановите правильную структуру письма

1. Приветствие                                                                               1

2. Информация о себе, близких и т.д.                                            4

3. Просьбы                                                                                      6

4. Выражение своих чувств к адресату,                                         2

     интереса к его жизни, здоровью)

5. Пожелания                                                                                   5

6. Благодарность адресату                                                              3

7. Прощание                                                                                    7

8. Подпись                                                                                       8

    Дата, место написания

Найдите ошибки  в оформлении конверта (на слайде)

Подпишите конверт правильно

Вывод: следует соблюдать все требования к структуре письма, его стилевому, языковому оформлению

Даже бумага, на которой пишется письмо, имеет значение

Чтение отрывка из книги Д. Гранина «Выбор цели» о писчебумажном магазине

7. История письма /Слайд 8/

7.1. Р.Киплинг «Первое письмо» (краткий пересказ ученицей)

- Почему отец не понял письма дочери?

-В чём состояло неудобство письма в рисунках?

7.2. История почты от Древней Греции до наших дней

(сообщения учеников)

7.3.  Почтовая служба России: прошлое, настоящее, будущее.

       «Путешествие» письма

        Выступление работника почты

8. Что даёт человеку умение писать письма? /Слайд 9/

Вспомним слова Д.С. Лихачёва

     Язык – самое выразительное, чем человек обладает.

 За своим языком – устным и письменным -  надо следить постоянно. Уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному.

     Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

     Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники.

                                                                                       

Человек, пишущий письма, развивает не только свою речь, но и душу; «тренирует» ум, становится способным к рефлексии

9.Подведение итогов урока.

Ответим на проблемный вопрос урока: нужна ли такая форма общения, как переписка, в наше время?

- Что приятнее получить: СМС или письмо? Почему?

- Что даёт человеку умение писать письма?

 

10. Домашнее задание /Слайд10,11/

Несмотря ни на что,  эпистолярный жанр будет развиваться. Думается, что люди со временем поймут необходимость переписки. В старших классах вы обратитесь к этому жанру на уроках литературы. Переписка писателей и написанные ими произведения в эпистолярном жанре – это неисчерпаемый кладезь мудрости, таланта, образец владения русским языком.

Задание по выбору:

- письмо о пользе переписки «Письма писать интересно и полезно»

 ( адресата выбирает сам адресант);

- сочинение «Письма в моей семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку по теме "Письмо" "Общение на расстоянии"

Данное письмо с фронта возможно заменить краеведческими материалами Вашей местности...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по немецкому языку по теме "Деловое общение"

Данная методическая разработка представляет собой урок в форме ролевой игры  по теме "Деловое общение". Она включает в себя введение,цели урока,используемый при подготовке и проведен...

презентация к уроку математики в 5 классе"Расстояние от точки до прямой"

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику "Математика -5" , авт.И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича....

Урок по геометрии 7 класс "Расстояние от точки до прямой"

Презентация к уроку содержит материал на повторение и изучения новой темы....

Технологическая карта урока «Язык, речь, общение. Ситуация общения.»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан  к учебнику под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой....

Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" - "Прогулка по саду. «Чтение» изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА с ТМНР (вариант 6.4)

Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" -"Прогулка по саду. "Чтение" изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА сумеренной, ...