Обобщающий урок по теме "Письмо" "Общение на расстоянии"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Создавая тексты эпистолярного жанра, нужно знать, что писать, для чего писать и как писать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_pismo.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка
«Общение на расстоянии»
/Обобщающий урок по теме «Письмо»/
Форма урока: урок – встреча с работником «Почты России»
Интегрирование: литература, литературное краеведение.
Целевая ориентация урока
Образовательные цели:
- Повторение и обобщение знаний учащихся о письме как одной из разновидностей текста;
- совершенствование умения создавать текст в форме письма через анализ разностилевых текстов эпистолярного жанра;
- формирование навыков отбора языковых средств создания текста письма в зависимости от темы, цели и адресата;
- знакомство с историей развития письма, почтовой службы в России, «путешествием» письма о т адресанта к адресату
Воспитательные:
- развитие общечеловеческих нравственных качеств: милосердия, отзывчивости, благодарности, любви и уважения к людям;
- совершенствование навыков владения речевым этикетом, культурой выражения чувств.
Развивающие:
- развитие воображения, эмпатии, рефлексии, креативных способностей, эмоционально – чувствительной сферы личности;
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация;
- раздаточный материал
Эпиграф урока: /Слайд 2/
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
что хочу написать,
для чего написать и как написать /М.Горький/
Ход урока
1. Постановка цели урока
Сегодня мы завершаем цикл уроков по теме «Письмо». В 5,6 классах знакомились с особенностями содержания и формы письма, исследовали содержание писем с фронта нашего земляка гвардии-лейтенанта Н.Д. Малахова своей матери М.А. Малаховой. В ходе проектной деятельности обобщили свои исследования и сдали материалы (в т.ч. подлинники писем) в архив г. Грязовца через участие в областном конкурсе «Юный архивист». Вы приобрели некоторые навыки создания текстов в форме писем разных видов.
Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о письме, узнаем историю письма и развития почтового дела в России. Постараемся ответить на проблемный вопрос: нужно ли писать письма сейчас, в наше время, когда мы пользуемся самыми современными видами связи?
У нас в гостях
Слайд 3
2. Общение в современном мире
2.1.- Что такое общение?
- Какие формы общения вы знаете?
(речь, жесты, мимика, рисунки и т.д.)
- Формы общения на расстоянии?
(видят друг друга: сигналы; не видят друг друга: азбука «Морзе», условные обозначения, письменная речь)
Вывод: речь (устная и письменная) - самая активная форма общения
2.2. В современном мире множество форм языкового общения
ЗВОНОК по мобильному телефону
(Заранее договариваемся с учеником о том, что он не выключает телефон на уроке и отвечает на звонок учителя. Разговор по телефону: несколько ничего не значащих фраз)
Беседа с классом
Примерно так мы ежедневно общаемся по мобильному телефону.
Удобно? Да, удобно.
Но давайте задумаемся, что мы говорим и как говорим. Всегда ли так необходимо делать звонок?
(Чаще всего произносим сами и слышим в ответ несколько шаблонных фраз. В лучшем случае сообщаем необходимую информацию.
Употребляем жаргонную лексику, говорим на сленге)
Что отсутствует в телефонном разговоре?
(Информация не детализируется. Невозможно передать в полном объёме чувства, испытываемые нами, хотя определённые эмоции могут передаваться по телефону: «Да ты что!», «Да ладно!» Нет времени на обдумывание содержания и языка устного текста, который создаётся нами спонтанно. Бедно содержание! Беден язык! Мобильная связь лишает нас индивидуальности речи, мы привыкаем к жаргонизмам и т.д.
Наконец, безвредность мобильников не доказана. В некоторых странах детям запрещено пользоваться сотовой связью)
Проверка домашнего задания
2.3. Вы проанализировали СМС - письма. Что можете о них сказать?
(Не передать мысли и чувства так, как бы хотелось; не доверяют сотовой связи, ограничены в деньгах и т. д.)
Порой совсем нелепые СМС - письма (Учащиеся приводят пример СМС - писем с музыкального канала)
Кто из вас пользуется электронной почтой?
Что можно сказать о такой современной форме языкового общения?
(Не у каждого есть такая возможность, письма могут быть прочитаны другими людьми, не только адресатом, опасность переписки с «виртуальными» адресатами)
Вывод: современные средства связи людей друг с другом удобны, но они не могут заменить такую форму общения на расстоянии, как письмо. Причин много. Только в письме можно сообщить подробно определённую информацию, поддержать в трудную минуту и разделить радость. Письма - источник отражения определённой эпохи, обычаев, облика людей, средство приобщения к общественной жизни, выражения уважения, любви и внимания. Это не только возможность овладеть языком, речевым этикетом, культурой выражения чувств через слово, но и способ проявления своей языковой индивидуальности.
При написании письма и содержание, и отбор языковых средств продуманы.
М. Горький писал, что развитие языка требует от человека «тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, - ясного, точного, красочного, звучного…»
3. Повторение сведений о письме как разновидности текста
/Слайд 4/
Дайте лексическое толкование понятия ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР и слова ПИСЬМО в интересующем нас значении.
Эпистолярный – 1. Относящийся к частной переписке, письмам (Эпистолярное наследие поэта).
2. Имеющий форму письма, переписки (О литературном произведении. Эпистолярный жанр).
Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление.
Какие виды писем вы знаете?
Личные (дружеские), открытые письма для периодических изданий, деловые, официальные, философские, письма-поздравления и просьбы, благодарственные письма.
Письмо может быть личным и коллективным, даже неотправленным, неполученным. Какова отличительная особенность всех писем?
У всех писем есть адресат и адресант.
Дайте лексическое толкование слов:
адресат – лицо, которому адресуют (пишут) письмо;
адресант – лицо, которое адресует (пишет) письмо.
4. Вернёмся к эпиграфу урока
«…что хочу написать, для чего написать…»
Прежде чем приступить к написанию письма, нужно продумать его содержание.
Что в содержании письма самое главное?
Сравните содержание двух писем в стихах
1. Бабуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.
Р. Алдонина
Что вы скажите о данном письме?
Какие чувства испытает бабушка, получив такое письмо?
/Мальчик не проявляет заботы о близком человеке: бабушка будет переживать за внука/
2.
Это отрывок из письма нашего земляка участника Великой Отечественной войны К. Кузнецова своей матери
В чём особенность данного письма?
(Письмо любящего сына, заботливого, благодарного. Нет ни слова о трудностях фронтовой жизни, мать и без этого знает, что сыну нелегко.
Стихотворная форма письма не случайна: когда человека переполняют искренние, возвышенные чувства, он пытается передать их в особой форме. Вспомните: Н.Д. Малахов тоже писал своей маме с фронта письма в стихах)
Вывод: у каждого письма своя цель, что и для чего писать. И всё же в каждом письме на первое место мы ставим внимание к адресату. Даже самую негативную информацию следует сообщать корректно.
/Слайд 5/
Высказывание Г. Мопассана:
- Утешьте меня
- Позабавьте меня
- Дайте мне помечтать
- Растрогайте меня
- Заставьте меня содрогнуться
- Заставьте меня плакать
- Заставьте меня размышлять
Как вы понимаете данное высказывание?
Адресат ищет в письмах « пищу» не только для ума (информацию), но и для души. Сочувствие, сопереживание обогащает душу, воспитывает чувства, делает человека благороднее, нравственно чище.
/Слайд 6/
5. Следующий вопрос эпиграфа к уроку: как писать письма?
Повторение понятий: стиль речи, тип речи, основная мысль текста
От чего зависит выбор стиля речи при написании письма?
(от адресата и цели письма)
Определите стиль речи, тип текста, основную мысль
5.1. Письмо А.П. Чехова М.П. Чехову
(разговорный; рассуждение; человек должен иметь самоуважение, «…уважай в себе честного малого…»)
5.2. Д.С. Лихачёв «Как говорить?» (Из «Писем о добром и прекрасном»)
(публицистический; рассуждение; «…язык ещё в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру и к самому себе…»)
5.3. Благодарственное письмо учителям (письмо ученицы Верещагиной Лизы, 6-б кл)
Элементы каких стилей речи, типов текста возможны в письмах? (Художественный, научный стили; описание)
6. Структура письма /Слайд 7/
Письмо-это текст, поэтому оно имеет чёткую структуру: Начало (вступление), основную часть и концовку.
Но вместе с тем письмо имеет и свои особенности.
Задание: восстановите правильную структуру письма
1. Приветствие 1
2. Информация о себе, близких и т.д. 4
3. Просьбы 6
4. Выражение своих чувств к адресату, 2
интереса к его жизни, здоровью)
5. Пожелания 5
6. Благодарность адресату 3
7. Прощание 7
8. Подпись 8
Дата, место написания
Найдите ошибки в оформлении конверта (на слайде)
Подпишите конверт правильно
Вывод: следует соблюдать все требования к структуре письма, его стилевому, языковому оформлению
Даже бумага, на которой пишется письмо, имеет значение
Чтение отрывка из книги Д. Гранина «Выбор цели» о писчебумажном магазине
7. История письма /Слайд 8/
7.1. Р.Киплинг «Первое письмо» (краткий пересказ ученицей)
- Почему отец не понял письма дочери?
-В чём состояло неудобство письма в рисунках?
7.2. История почты от Древней Греции до наших дней
(сообщения учеников)
7.3. Почтовая служба России: прошлое, настоящее, будущее.
«Путешествие» письма
Выступление работника почты
8. Что даёт человеку умение писать письма? /Слайд 9/
Вспомним слова Д.С. Лихачёва
Язык – самое выразительное, чем человек обладает.
За своим языком – устным и письменным - надо следить постоянно. Уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному.
Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники.
Человек, пишущий письма, развивает не только свою речь, но и душу; «тренирует» ум, становится способным к рефлексии
9.Подведение итогов урока.
Ответим на проблемный вопрос урока: нужна ли такая форма общения, как переписка, в наше время?
- Что приятнее получить: СМС или письмо? Почему?
- Что даёт человеку умение писать письма?
10. Домашнее задание /Слайд10,11/
Несмотря ни на что, эпистолярный жанр будет развиваться. Думается, что люди со временем поймут необходимость переписки. В старших классах вы обратитесь к этому жанру на уроках литературы. Переписка писателей и написанные ими произведения в эпистолярном жанре – это неисчерпаемый кладезь мудрости, таланта, образец владения русским языком.
Задание по выбору:
- письмо о пользе переписки «Письма писать интересно и полезно»
( адресата выбирает сам адресант);
- сочинение «Письма в моей семье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к уроку по теме "Письмо" "Общение на расстоянии"
Данное письмо с фронта возможно заменить краеведческими материалами Вашей местности...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по немецкому языку по теме "Деловое общение"
Данная методическая разработка представляет собой урок в форме ролевой игры по теме "Деловое общение". Она включает в себя введение,цели урока,используемый при подготовке и проведен...
презентация к уроку математики в 5 классе"Расстояние от точки до прямой"
Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику "Математика -5" , авт.И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича....
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок по геометрии 7 класс "Расстояние от точки до прямой"
Презентация к уроку содержит материал на повторение и изучения новой темы....
Технологическая карта урока «Язык, речь, общение. Ситуация общения.»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан к учебнику под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой....
Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" - "Прогулка по саду. «Чтение» изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА с ТМНР (вариант 6.4)
Конспект урока по предмету "Общение (общение и чтение)" -"Прогулка по саду. "Чтение" изображений с комментариями" для обучающихся 2 класса по АООП НОО с НОДА сумеренной, ...